Снова бриллиантовые. Часть вторая

Ещё один известный ас - Бернхард Фехтель, был сбит 1 сентября 44 года недалеко от Насельска, ранен и выбыл на некоторое время. Ас посчитал, что его сбили огнём с земли, когда он в составе пары летал на штурмовку. По советским данным, всё было не совсем так. На задание по бомбежке вокзала вылетела группа "Кобр" 352 иап. Они успешно отбомбились и, не встретив врага, в то время здесь очень малочисленного, шли обратно. Молодой пилот Зворыкин Геннадий Иванович на обратном пути отстал от своих, вдобавок, увидев идущих на малой высоте фв-190, решил, что это и есть Кобры и собрался к ним пристроиться, но вовремя понял ошибку. Тогда незадачливый охотник поневоле решил атаковать, не сближаясь, и дал меткую очередь по одному из них. Тот тут же загорелся и упал. Зворыкин обстрелял и второго, но тот ушёл. Так Зворыкин, пилот, который не имел побед на счету, сбил благодаря случайности одного из лучших асов JG51. Да ещё и так, что Фехтель даже не понял, что произошло. Больше в карьере Зворыкина сбитых не было, но Победу он успешно встретил. Кажется, это единственный случай, когда Фехтель был сбит.

18 сентября был сбит лейтенант Курт Лёффлер из 3 отряда в районе Модлина, тяжело ранен и уже не воевал. Это не такая известная личность, как Фехтель или Хафнер, на его счету было всего 17 побед. Однако в то время у JG51 каждый ас был на счету, потеря любого из них болезненно сказывалась на боеспособности. А на этом участке фронта так и подавно. Известно, что сбили его "Кобры". Вроде известно всё, однако всё не так просто, как хотелось бы.

Дело в том, что 18 сентября никаких боев с участием "Кобр" в этом районе не отмечено. Более вероятно, что ас сбит 16 сентября, тем более он как раз в районе Модлина вёл в тот день бой с Кобрами. Но и тут загвоздка: его последняя победа значится одержанной поздним вечером, в это время не зафиксировано никаких боев с участием "Кобр". Очевидно, бой был не в 19:28, а в 14:28. Приняв эту точку зрения и убедившись, что пунктуальные немцы ошиблись дважды, мы получаем законченную картину боя. Дело было так.

Шестёрка все того же 352 иап, ведущий Деев Борис Григорьевич, отправилась на задание по бомбометанию в район Модлин. Успешно отбомбившись, истребители получили новую цель: звено ю-87, на которых их навели с земли. Их тут же атаковали, Деев сбил одного из них. В этот момент его ведомый, Николаенков Василий Дмитриевич, увидел, как фв-190 атакует сверху и сзади Деева. Николаенков открыл огонь первым, спас своего ведущего и наблюдал падение фв-190. Увы, чуть позже другой фв-190 сбил пилота Карпезина, его спасти не успели.

Немцы заявили две победы. Совершенно лишено сомнений, что Лёффлер атаковал Деева и записал его себе на счёт, хотя эта заявка не подтверждается. А Карпезина сбил его напарник ефрейтор Пауль Мессмер. Но и это ещё не всё. Николаенков был молодой пилот, побед на счету не имел, и начальство решило, что достаточных подтверждений его заявки нет. Так и остался этот пилот без личных побед на счету. Он встретил Победу без официально сбитых самолётов на счету, но сегодня мы можем восстановить справедливость.

Ранее, 5 августа, в районе Варшавы сбит был ас 3 отряда лейтенант Херберт Баройтер, имевший на счету 44 победы, попал в плен к партизанам, но смог сбежать. 5 августа никаких боев здесь не зафиксировано, очевидно бой был 6 августа. В этот день действительно звено "Кобр" 30 гиап совершало вылет в район Варшавы с целью разведки. Ведущим был опытный пилот Мамонов Иван Дмитриевич. В районе цели завязался бой с двумя звеньями фв-190. Мамонов атаковал ведущего одного из звеньев и сбил его, очевидно, это и был Баройтер, но, увы, другое звено добилось победы, лётчик Лозовский был сбит и погиб. Позже Баройтер служил в JG3, погиб он 30 апреля 44 года. Он имел уже 55 побед на счету, командовал 14 отрядом. Как отмечено, он вылетел в район Анклам на штурмовку, но, уклоняясь от огня МЗА, врезался в дерево. Этот случай мы не упомянули в наших разборах потерь асов люфтваффе в 45 году. По советским данным, сбила его не МЗА, а звено истребителей 156 иап. Совершая патрулирование, пилоты обнаружили звено фв-190, идущих на малой высоте, и атаковали. Победы заявили Трусов Валентин Георгиевич и Куников Гавриил Гордеевич. Конечно, заявка последнего, как пилота более опытного, в приоритете.

Один из самых лучших боев 44 года против JG51 советские пилоты провели 23 декабря 44 года в небе Венгрии. В тот день удалось сбить сразу двух асов из штаба II группы. Одним из них был майор Карл Раммельт, многоопытный ас, имевший 46 побед на счету, вторым был лейтенант Ханс Таубенбергер, 13 побед. Оба были тяжело ранены и более не воевали. В литературе с лёгкой руки поклонников запада появилась абсурдная идея, что Раммельт сбит огнём стрелков "летающей крепости". Хотя по документам немцев ничего такого нет, это какой-то странный миф.

В тот день шестёрка 177 гиап на Ла-5фн, ведущий - Мальцев Константин Савельевич, совершала патрулирование, и были замечены 6 фв-190, которые прикрывали сверху два бф-109. Очевидно, это были штурмовики, которые прикрывала пара Раммельт-Таубенбергер. Бф-109, как всегда, находились значительно выше. Мальцев быстро сообразил, как надо действовать, и атаковал спереди и снизу ведущего бф-109. Набирать высоту он не стал, так как тогда бы он потерял фактор внезапности. Ему удалось с одной очереди сбить немца, он наблюдал, как тот выпрыгнул с парашютом. Естественно, это и был Раммельт. После этого Мальцев, не теряя времени, атаковал фв-190 и сбил одного из них. В это время Морозов Иван Иванович заметил, как одиночный немецкий самолёт уходит в сторону своих, погнался за ним и сбил. Он видел, как из него выпрыгнул парашютист. Это, очевидно, был Таубенбергер, пытавшийся спастись после того, как сбили Раммельта. Позже ещё и пилот Ушаков заявил сбитый фв-190. Бой закончился полной победой советских пилотов. Особенно стоит отметить действия Мальцева. Это был прекрасный ас, мы рассказывали, что он также сбил в карьере Гшвендтера, известного аса-штурмовика.

Конечно же, это далеко не все победы над асами JG51 в 44 году. По мере получения информации мы будем знакомить вас с другими такими случаями. Отметим лишь, что все эти бои показывают большое искусство советских пилотов не только в маневренном бою, о чем и так все знают, а во внезапных, резких атаках, в быстроте реакции, в меткости. Эти качества советских пилотов многие исследователи недооценивают. Но даже на основе этих боев мы можем сказать, что данные исследователи неправы.


Рецензии