С тобой и без тебя
Любовь не …. на скамейке.
Степан Щипачёв.
«Все в природе можно разложить по полочкам, все поддается анализу. Просто не всегда хватает полочек, времени, желания, мозгов наконец. Всегда чего-то не хватает...» - кто автор и откуда цитата неизвестно.
Дела сердечные. Загадочное явление, не правда ли? Вот их-то мы и решили рассмотреть повнимательней, разложить по полочкам, разобрать по косточкам… И, может быть, сделать выводы.
***
1. Плохо с тобой и плохо без тебя.
«… Вместе маются друг с другом, а в разлуке плачут». Евгений Бачурин.
Скажете, так не бывает? Ещё как бывает!
Эта супружеская пара с первого же дня стала центром внимания большинства туристов теплохода «Виссарион Белинский». Даже если бы им было лет по восемнадцать, пылкость их отношений выглядела бы чрезмерной. Тем более, что им как минимум по сорок. Уж слишком необычно они вели себя. Казалось, они не замечают окружающих, целуются, хохочут, обнимаются. При этом глаза обоих светятся счастьем.
Оба в одинаковых джинсовых костюмах самой престижной фирмы, стройные, длинноногие. Её пушистые каштановые волосы, уложенные в хвост на затылке, прекрасно гармонировали с синей джинсой. Легкая балетная походка с носка на пятку. Как не залюбоваться?
Он подстать ей, поджарый, спортивный, скуластый, с коротким ёжиком волос. Красивая пара, чёрт возьми! Глядя них, женщины отворачивались, видеть такое счастье было невыносимо - в их семейной жизни уже давно всё иначе... На борту находились две группы французских туристов. У наших закрадывалось подозрение, что эта пара - французы, ведь наши так себя не ведут. Настоящие же французы восхищались и кивали одобрительно.
***
Вечером в Большом Баре танцы. И снова всё внимание на них. «Сплошная порнография. Смотреть противно!» - прошипела тучная женщина, повернувшись к мужу. «А ты глаза вылупил!» - и демонстративно вышла из бара. Понять её можно …
Музыкант Аркадий, получив от влюблённых неплохой гонорар, поставил себе задачу играть персонально для них. Его опыт безошибочно подсказывал нужный репертуар, и к полуночи он изрядно поправил свой бюджет. Затем, уже в своей каюте, с восторгом поделился впечатлениями с гитаристом Антоном.
Весь следующий день они с большим интересом наблюдали за уникальной парой в Угличе и на палубах теплохода. Раза два видели их в компании старпома Сергеича. Все трое оживлённо разговаривали и громко смеялись.
***
На третий день что-то меняется в их отношениях. В Ярославле они вышли с теплохода порознь. Она села в туристический автобус и уехала на экскурсию. Когда все автобусы уже разъехались, он вышел на пристань и побрёл по набережной. Антон с Аркадием смотрели на них с палубы.
- Удивительно, - сказал Антон, приподняв брови. - Будем наблюдать, уж очень всё интересно.
- Нормально, - ответил Аркадий, - Всё путём.
В течение дня они появлялись, но уже не вместе, причём на разных палубах. К огорчению Аркадия вечером в Большой Бар они не пришли. Наблюдать было нечего.
Она сошла с теплохода в Петрозаводске. Его в Питере встречала женщина с пятилетней дочкой.
Антон и Аркадий, решили расспросить о них старпома. Взяли в Питере бутылку коньяка и пригласили Сергеича выпить. Он, понятное дело, не отказался.
***
- … Да никакие они не муж и жена! С чего вы так решили, на их кольца повелись? Ну да, она замужем, он женат. Это мои одноклассники - Света и Витя. У них роман начался чуть ли не с первого класса. Сначала, как водится, он за косички её дергал, потом начал провожать до дома, портфель носил. А уж в старших классах любовь разыгралась не на шутку. Все были уверенны, что они поженятся. Уж не знаю, какая кошка меж ними пробежала, только свадьбы мы не дождались. Светка в Москву уехала и там замуж вышла. А Витька через полгода женился на Ларисе - однокурснице своей.
Вот такая странная любовь у них. Каждое лето соединяются на неделю, ждут этой встречи целый год. А больше двух-трёх дней вместе не выдерживают. Такое ощущение, что их начинает воротить друг от друга. А в этот раз Светка даже вышла раньше. Что они там врут у себя в семьях, неизвестно. Как их понять, не знаю. Уж который год я их беру на один рейс и каждый раз эту хрень наблюдаю. Видно, плохо им вместе, а расстаться не могут. Кто их разберёт? - закончил старпом свой рассказ.
- Да-а, чуднО как-то, - согласился Антон.
- А по-моему, дело обычное, - сказал Аркадий.
***
2. Плохо с тобой и хорошо без тебя.
Что ж позволила я так опутать себя
Бестолковой любовью?
Ты не знаешь, как мне хорошо без тебя
И как плохо с тобою.
Аллергия. Это гиперчувствительность. Начинается с банального аллергена, из-за какой-нибудь дурацкой ольхи весной. Проходит через пару недель, но чуть позже обязательно появляется второй аллерген, за ним третий, пятый, десятый…Если этой проблемой не заниматься, итог крайне неприятный - бронхиальная астма. Аллергены ей уже не нужны, она самодостаточна.
Раздражение. Это аллергия на человека. Начинается с пустяка типа его/её неаккуратности, вслед за ней какое-нибудь слово-паразит, идиотская шутка, храп, чавканье, перебивание... В итоге бесит ВСЁ! Даже тембр голоса. И степень раздражения идёт по нарастающей: невольное, тайное, глухое, болезненное, угрюмое, мучительное, злорадное, гневное… Ведь «каждая тенденция тенденциозна». Ю.Фёдоров.
***
Оля - будущий врач-иммунолог. Пишет стихи, много читает. Её родители врачи, дед - знаменитый профессор пульмонологии.
Студенческий брак - конструкция зыбкая. В этом возрасте любая эмоция проявляется очень остро, особенно раздражение.
С Павлом они познакомились в первый же день учёбы в мединституте. Он сразу подошёл к Ольге после лекции. Улыбчивый блондин приятной наружности. В его семье врачей не было. Рассказал, почему выбрал эту профессию: - Мне очень понравились передачи Елены Малышевой.
Но латынь его сломала, ничего не мог запомнить, хоть тресни. Зубрил до тошноты - всё впустую. Оля, видя его мучения, пыталась помочь. В отличие от неё-отличницы, Паша еле-еле окончил первый курс.
Летом их отправили на практику в городскую больницу санитарами. Ей всё очень нравилось, а он был постоянно недоволен: - То суднО поднеси, то клизму поставь. Как же надоели эти старики! Не понимают, что всему своё время...
Осенью была свадьба, а через три месяца он решил бросить институт, объяснив это тем, что врачи зарабатывают гроши.
С этого момента у Оли началась аллергия на него.
***
«...Легкость необыкновенная в мыслях» - это Хлестаков. Ольгин муж в точности такой же.
Через пару дней после ухода из института, он заявил, что утром его будить рано нельзя. С радостной улыбкой высказал свежую концепцию:
- Все медицинские работники - вынужденные жаворонки, а я с сегодняшнего дня - убеждённая сова! - и громко захохотал.
Глядя на развеселившегося мужа, Оля вспомнила гениальное филологическое открытие своего папы: к существительному «м@@ак» подходит любое прилагательное. Она недоумённо пожала плечами и подумала о Паше - весёлый м@@ак.
***
Первое, чем он озаботился - не загреметь бы в армию.
Молодой врач из приёмного покоя, с которым Павел познакомился на практике, сказал ему, оглядевшись по сторонам:
- Да легко, фигня - вопрос. Надо симулировать панкреатит, его разоблачить невозможно. Я договорюсь с Лёхой - шофёром скорой, у него подруга, диспетчер на станции, сделает ночной вызов. Лёха привезёт тебя ко мне с «острым приступом», переночуешь, утром выпишу, дам направление в поликлинику, они зафиксируют диагноз. Через пару недель ещё раз, потом третий, и полный порядок - станешь «хроником». За каждый раз нам с Лёхой по бутылке виски.
М@@@ки слетаются в стаю, подумала Оля, когда Паша с восторгом рассказал ей об остроумном решении своей проблемы. И прекратила интимные отношения с мужем. Во избежание...
***
Разноимённые заряды притягиваются. А люди отталкиваются, потому что раздражают друг друга…
Оля интроверт, она логична и требовательна к себе и другим. Муж Паша - общительный, шумный, болтливый - абсолютная ей противоположность.
Анализируя их двухлетний союз, Оля разделила свои ощущения на два этапа. Первый - её стремление приспособиться, притереться, «модернизировать» отношения. Второй - не надо ничего. Хочу от него избавиться!
***
Этот аспирант, Кирилл Алексеевич, что ведёт семинар по иммунологии, очень хорош собой. И явно «одноимённый заряд» с ней. Он так увлечён своим предметом, так интеллигентно строит фразы. Именно из-за его семинаров Оля решила стать иммунологом. Иногда он задерживает взгляд на её правой руке. Надо завтра снять кольцо. Спросит или нет?..
Оля не считает себя красавицей. Но точно знает, что у неё идеальная фигура, безупречный овал лица и «умные» (по мнению папы) глаза. А ещё она накопила ряд вопросов по иммунологии к аспиранту Кириллу…
Обязательно спросит!
***
Как-то раз Павел не пришёл домой ночевать. Он, конечно, придумал объяснение, но Ольга слушать его не стала. Открыв входную дверь, твёрдо сказала: - Ты здесь больше не живёшь! - и захлопнула дверь перед его удивлённой физиономией.
А что тут поделаешь - квартира Олина, подарок деда-профессора.
***
Ты не знаешь, как мне без тебя хорошо
И как плохо с тобою.
Непонятно зачем в мою жизнь ты вошёл,
Лучше б шёл стороною.
***
3. Хорошо с тобой и хорошо без тебя.
«Мне хорошо с тобой,
И без тебя неплохо
- Я, тишина, покой,
Горячий черный кофе...»
Конец мая выдался необычайно тёплым. Из подъезда большого дома выходит интеллигентная супружеская пара. Её рыжая копна волос сияет на солнце. Она берёт его под руку, в другой её руке веер. Красивые люди привлекают внимание прохожих. Идут неторопливо, иногда раскланиваются с встречающимися знакомыми. О чём-то беседуют, иногда смеются. Через несколько кварталов, доходят до большого дома, где живёт её любовник. Она входит в подъезд, он садится на лавочку с чугунными поручнями в стиле Ар-деко, разворачивает газету, просматривает её, чуть позже достаёт блокнот и карандаш, что-то записывает, задумывается и снова записывает. Ведь он писатель…
Часа через два-два с половиной она выходит, поправляет шляпку, разворачивает веер. Он встаёт, она берёт его под руку, не спеша идут обратно.
- Тебе было хорошо?- спрашивает он.
- Да милый, всё великолепно.
- Я счастлив, - он целует её в щёку.
Дорогой Читатель, тебе кажется это невероятным? Тогда вносим конкретику: они - литературные звёзды «серебряного века» Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский.
Через шестьдесят лет в другом полушарии этот тип отношений назовут «открытым браком».
«Мне хорошо с тобой,
И без тебя неплохо.
За то, что ты со мной,
Я благодарна богу.» В.Астахова.
***
4. Хорошо с тобой и плохо без тебя.
Очень острый, но скоропортящийся продукт - безответная любовь. Если не заканчивается суицидом (Анна Каренина) или криминалом (сержант дон Хозе из «Кармен»), то постепенно рассасывается сама.
***
Мадригал.
У тебя кольцо на левой,
У меня кольцо на правой.
Ты скромнее юной девы,
Я не слишком парень бравый.
Наплевать на кольца эти,
Стать счастливыми, как дети,
Коль судьба нам дарит шанс?..
Сам себя за уха мочку
Увожу и ставлю точку
С извиненьем in advance.
То есть, удаляюсь с предварительным извинением. Английская вставка здесь для усиления эффекта, так как адресат Мадригала - переводчица Юлия.
***
В ней все необычно: похожа на молодого Пола Маккартни - трогательно-удивленное выражение лица из-за слегка приподнятых бровей, слегка картавит, иногда оригинально строит фразы («Что ли вы забыли обо мне?»). Шатенка с мальчишеской стрижкой,чуть выше среднего роста. Ей тридцать лет.
Алексею сорок три. Самый дискомфортный возраст - от 40 до 45 всех (без исключения) мужчин накрывает «кризис среднего возраста». Высокий, худой, КМС по биатлону.
Они работают на теплоходе с американскими туристами. Маршрут Москва - Петербург.
Он - второй штурман. Москвич. Давно и мучительно женат.
Она живет в областном центре, окончила местный пединститут, преподаватель английского. Дважды побывала в Штатах, туристы оценивают её произношение как «нейтив спикер» (носитель).
Первая совместная навигация у них приятельская, привет-привет, как дела, проведение экскурсий туристов в капитанскую рубку - его рассказ об управлении теплоходом, её синхронный перевод...
В конце последнего рейса они обмениваются номерами телефонов и он вручает ей сюрприз - свой стихотворный дебют - Мадригал.
Она в восторге.
Через неделю сухопутной жизни он понимает, что без неё плохо.
***
Из–за резкого ухудшения здоровья отец Алексея просит сына переехать к нему. С грустной улыбкой произносит: «На некоторое время». В начале декабря он уходит.
После похорон Алексей сообщает жене, что остается жить в отцовской квартире. Она не возражает, оба устали друг от друга. Пятнадцатилетний сын тоже не возражает, он много лет наблюдает их взаимное отчуждение.
Алексей звонит Юле и предлагает встретить Новый Год вместе, она отвечает, что встречает НГ у друзей в Питере и, «быть может, зарулит» к нему на обратном пути.
Она появляется на Рождество и остается на неделю. Утром второго дня он сообщает ей, что влюблен по уши включительно и просит стать его женой.
***
Он ни секунды не сомневается в её моментальном и восторженном согласии. Она опускает голову, ничего не отвечает. Уходит в себя. Затем одевается, говорит, что идет «на бизнес-ланч» с московской подругой и вернется только вечером.
Весь день он пребывает в полном недоумении. Она появляется к полуночи, принимает душ, ложится спать, не допуская ни малейшей близости.
Он не может уснуть, пытается разгадать её поведение. Через пару часов вдруг всплывает в памяти сказанное ею в их приятельский период что-то о своих «стратегических и тактических планах».
«С этого дня все её планы - это я» - проговаривает он про себя трижды, успокаивается и засыпает.
***
Она приезжает к нему в феврале и в начале апреля. Впрочем, не совсем к нему, а проездом. Видимо, ей скучно в родном городе, который она презрительно называет «мышиной норой».
Каждый раз, провожая её на вокзале, Алексей говорит о своей любви и повторяет предложение выйти за него. Лишь однажды она отвечает:
- А я ведь тоже люблю тебя,- и через паузу, улыбнувшись и поцеловав его в щёку, добавляет, - Немножечко.
***
Он звонит своему однокласснику Игорю, Заслуженному артисту и известному профессионалу в амурной области. Рассказывает о своей уникальной любви.
- Она влетает в мою жизнь, как жар-птица. В последний раз даже не предупредила о появлении, просто позвонила в дверь в час ночи. И исчезает так же неожиданно, просто одевается, берет чемодан и уведомляет об отъезде...Представь себе, я недавно поймал себя на мысли - не могу не думать о ней больше пяти минут подряд. Да что там пяти, трёх минут! Я всё время жду её, без неё мне очень плохо. С тобой бывало что-то подобное?
Ответ профессионала ошеломляет:
- Ещё как бывало! И довольно часто. Но…, - он вдруг смеётся, - только до первого контакта. А если серьёзно, то ты влюблен не столько в неё, сколько в «фактор недоступности», который она постоянно подогревает до нужного ей градуса. Ты просто у неё на крючке.
После разговора с Игорем Алексей ставит себе задачу - «снизить градус».
***
Начинается новая навигация. У него две четырёхчасовые вахты в сутки, она с рассвета до заката с туристами, очень устаёт и не высыпается. Иногда посещает его каюту на верхней «капитанской» палубе. К себе в туристическую зону приходить запрещает. Сразу же объявляет, что их отношения - тайна для экипажа. Естественно, через неделю все всё знают. Капитан пожимает руку своему штурману, поздравляет с великолепным выбором спутницы и предлагает им ВИП-каюту. Алексей смущается, благодарит, радостно сообщает об этом Юле.
На следующий день ещё раз благодарит капитана и отказывается.
***
Работать с пенсионным контингентом американских туристов в возрасте 80+ очень сложно. По словам Юли, эта специфика под силу только профессиональному геронтологу. Она рассказывает о «туриках» с раздражением, а он вспоминает о её «стратегических и тактических планах» и думает о том, что шансы на успех этих планов невелики.
Ранее двум переводчицам удалось женить на себе туристов и уехать с ними в Штаты. В последнем десятилетии двадцатого века это считается фантастической удачей.
***
Через месяц после навигации она «заруливает» к нему проездом из Крыма. Выглядит потрясающе, в прекрасном настроении, слегка подшофе. За ужином выпивают по паре бокалов её любимого «Мерло», которое у Алексея всегда в наличии на случай её появления.
Она идет в душ. Уже в постели говорит с улыбкой:
-Пожалуйста, надень сегодня контрацептор,- он не сразу понимает, она видит его удивление, - Просто недавно я случайно была близка с малознакомым человеком.
Вот и всё, думает Алексей. Я здоров.
***
Вечером следующего дня он провожает Юлю на Казанском вокзале. За минуту до отправления поезда говорит:
- А я ведь тоже люблю тебя, - улыбается, целует её в щёку, добавляет, - Немножечко. - и вручает конверт со стихотворением, написанным ранним утром.
Мы прощаемся с тобою.
Многоточием иль точкой?
Что написано судьбою
Этой строчкой?
Очень всё понятно стало
Из речей твоих невнятных.
Что упало, то пропало.
Всё понятно.
То, что было - миновало,
То, что будет - то и будет,
То, что скупо перепало
Не убудет.
Всё, что с самого начала
Слишком громко прозвучало,
Позабудь, коль раздражало,
Утомляло.
Так простимся же красиво,
И друг другу на дорогу
Скажем так: - Пока. Счастливо.
Да и с богом.
***
Ну, и зачем вы всё это написали? - спросит Читатель.- Возомнили себя психологами, знатоками человеческих душ? Захотели «поверить алгеброй гармонию»?
Именно так! И вот почему:
«Хорошо сформулированная проблема - наполовину решённая проблема.» - это Чарльз Кеттеринг.
«Анализ - путь к диагнозу.» - а это уже мы.
Нами проделана важная исследовательская работа по систематизации дел сердечных. Надеемся, что Читатель найдёт в ней кое-что-либо-нибудь полезное для себя.
Свидетельство о публикации №224040700558