Амрольд

«Амрольд» - так называл изумруд индийского ювелир.
Оксид хрома, ванадия и железа дает ярко-зеленый цвет. Погружаю свой взгляд сквозь стеклянную поверхность берилла. Концентрируюсь на мельчайших включениях прозрачного камня и попадаю в магические волны изумруда. Они уносят меня.
2003 год. В ушах звучит громкий призывный голос: «Амрольд! Амрольд! Амрольд!»
Читатель, мы в Индии!
Сегодня это история. Время когда мало, кто обладал мобильным телефоном и пластиковой банковской картой.
Сидя в самолете, я мечтала об изумрудах, встрече с Сатья Саи Баба, индийцами, наполненными любовью. Не смущала и весьма маленькая сумма долларов для подобных планов. Но я же прибывала в сказочную страну и все будет как в сказке! Сильно опережая события, скажу, что все сбылось, но с маленькими поправками на реальность.
Северный Гоа встречал сильной жарой. Тонкие пальмы приветственно махали ветвями где-то высоко в синем небе. Отель находился в двадцати минутах езды от пляжа. Моя спутница, студентка, поспешила на завтрак. Я пошла за ней. Она уже возвращалась мне навстречу: «Мы не успели. Завтрак закончился». Я взглянула на размазанный джем по тарелкам, немного масла и кучу мух. Да мы опоздали.
Каково же было наше изумление, когда на следующие утро, придя вовремя, мы увидели ту же картину! Поговорив с официантом, я узнала, что завтра прибывает группа туристов из Англии, возможно что-то изменится и в меню. Утром подкатил микроавтобус и из него высыпала группа оживленных пассажиров. Это приехали англичане. У многих из них в этой стране были родители, чувствовали они себя уверенно и свободно. Меню отеля не изменилось. На третий день это уже не было проблемой. Больше того, это стало забавным развлечением наблюдать, как всякий вновь прибывающий в отель справлялся с первым шоком.
Пляжный отдых, экзотическая природа делали свое дело. Фрукты заменяли меню лучших ресторанов. Единственной заботой было сберечь их от коровы на пляже. Часто по пляжу разносился возглас отчаянья беспечного туриста. Это священное животное питалось изысканно. Грациозно проходя между загорающими, она обязательно находила бананы. Легко доставала из любой сумки. Сколь велика была палитра выраженных эмоций пострадавшего туриста! Да и только. Это не меняло маршрут прекрасного животного. Они священны, даже на автомобильных дорогах.
Общие трудности сближали и дарили яркие встречи. Одна из них. Двое крепких мужчин с сачками для ловли бабочек. Их вид сразу переносил в атмосферу безмятежного отдыха. В пальмовой роще они ловили бабочек.  Это определяло их выбор отеля много лет подряд. Щедро делились своим опытом: «Если купить чайник, то варить креветки можно в нем». И еще много бесценных рекомендаций для комфортного отдыха.
В любом кафе и ресторане всегда очень вкусный рис. Наличие креветок, лобстеров, акул превращало любое питание в фестиваль морских продуктов!
 На первом этаже отеля я обнаружила мастерскую, где и заказала серьги с изумрудом. Молодой ювелир был прекрасен как его изделия. Вечерами на мотоцикле к нему приезжала его девушка. Это было воплощение цветка в женском образе. Конечно розы. По тому как она управляла своим стальным конем, чувствовались шипы этого цветка. Есть ли смысл описывать розу? Уезжали они вместе, оставляя за собой шлейф счастья невольным зрителям, в число которых попадали и мы.
Я долго подбирала камни. Они должны соответствовать моей мечте по цвету, размеру. Капризничала, торговалась. Цена составила предел моих возможностей.  Мечта начинала сбываться.
Я была горда собой. Через неделю станет ясно, что самомнение было у меня невероятно высокое. Но все по порядку…
Как уже понял читатель это был дешевый трехзвездочный отель, где нет особых границ между отдыхающими и сотрудниками отеля. Перейдя к воплощению второй мечты, я просто предложила определенную сумму долларов портье отеля за поездку к Сатья Саи Баба. После горячего обсуждения договорились выезжать завтра!
Мы в пути уже сутки. Дорога лежит в Бангалор. Водитель и сотрудник отеля на переднем сидении. Выяснилось, что они не думали, что это так далеко, что вызывало их недовольство. Они хотели назад в отель. Их мечта сбывалась быстрей, чем моя!
За окном стояла черная ночь. Мы на заднем сидении расположились максимально удобно. Громкий удар камня о днище машины вывел из состояния спокойной дремы. Машина остановилась. Льющийся звук царапал нервы. Камень пробил бензобак и выливался бензин. Вынужденная остановка. Приблизительно оставался еще один день езды до Бангалора. Водитель ушел в темноту. Я вышла из машины.
То, что я увидела врезалось в память по сей день. Это был горный перевал. Звезды ярко заменяли фонари. Моя фигура отбрасывала тень на горную породу земли. Ночные звуки множились горным эхом. Красота и величие природы полностью убирала тревогу за будущее. В дальнейшем я много путешествовала по горным дорогам, но такой бархатной ночи я не помню.
Через пару часов раздался звук подъезжающей машины. Мы расплатились с нашим водителем и организатором этой поездки. Пересели в другую машину.
Другого выбора не было. Вернуться назад в отель? Это даже не приходило в голову. Годы стерли из памяти лица наших попутчиков, но лицо нового водителя я помню и сейчас.
Его черные глаза тревожно бегали. Он стал говорить, что ехать далеко, ему нужно заправиться, а нам лучше ехать на автобусе. Управляя машиной, он умудрялся двигаться всем своим телом. Весь его облик напоминал опасную кобру. Его тревога передалась мне. В его поведении было что-то такое, что навело меня на мысль принять правильное решение.
Нужно проявлять выдержку.
Сидя на заднем сидении, плавно двигая руками, я достала часть денег и положила в носок. За окном из темноты появилась заправка.
Водитель пригласил выйти из машины. Подходит ли слово пригласил? Суть одна - я вышла. Все происходило как в фильме, словно я видела его много раз. Водитель попросил расплатиться. Сказал, что не надо волноваться – автобус довезет. Я спокойно открыла сумочку. Рука водителя стремительно опередила мою руку, выхватив все деньги. Он не считал их, но ощутимая стопка в руке успокоила его. Он даже стал весел. Рядом оказалась автобусная станция. В первый рейс отправился автобус переполненный местными жителями. Английской речи я больше не слышала. Наш водитель настойчиво убедил водителя автобуса, чтобы он нас взял. Наши будущие попутчики были против. Предлагали жестами нам ехать на такси - раз мы белые. Это была глубинка. Туристы сюда не забирались. Все белые - колонизаторы и, конечно, очень богаты.
Это был день кромешного ада. Автобус был переполнен. Жара стояла удушающая, открытые окна ничего не меняли. Проселочная дорога трясла и подкидывала пассажиров. Те в свою очередь, после четырех часов путешествия освоились. Смело стали трогать наши волосы и руки. Пронзительные взгляды со всех сторон скрещивались на мне и моей спутнице. Бессонная ночь стала давать о себе знать. Во мне лопнула какая-то пружина прочности, я пошла выяснять у водителя сколько нам еще ехать. Правильно оценив мое состояние, он даже готов был мне помочь и что-то сказать. Английского он не знал и перешел на язык жестов. Он миролюбиво показывал три пальца. Что это могло значить? Мы направились к выходу через три остановки. Нас вернули. Мы сделала попытку выйти через 30 минут, потом через 3 часа. Результат был все тот же, правда теперь не гнали из автобуса, а терпеливо усаживали и перед лицом махали тремя пальцами.
К утру следующего дня мне стал понятен этот символизм. Три пальца – это три автобуса. Кстати, поездка в других двух автобуса память погасила. Возможно, усталость взяла верх. Ранним утром мы были в Бангалоре.

Бангалор

Утром мы обозревали этот город. В окна автобуса я наблюдала огромные куполообразные строения. Это были библиотека, лектории, театры. По размерам - чуть ли не Тадж Махал, но не из белого мрамора. Толпы людей.
До ашрама мы продвигались словно на рынке.
Много было людей с увечьем. Вынужденное касание уже не пугало. Тесная обстановка автобуса подготовила нас к событиям следующих дней.
Наконец, мы вошли в огромные ворота городка Сатья Саи Баба.
Гостиницы, столовые, храмы, лектории, дома молитвы, спортивные площадки, площадки для занятий йогой и медитацией, бюро путешествий. На доске для объявлений по минутам был расписан весь день и даже ночь. Было указано время медитации и молитвы, других занятий.
Ашрам был полон улыбающихся людей в белых одеждах. Люди из разных стран мира. Мы были рады. В столовой была только вегетарианская пища. Освоившись, я стала видеть и другие особенности. Улыбались буквально все. Да, улыбки просто висели на лицах. При этом чувствовалась легкая отстраненность.
Познакомились с девушками из России. Они предложили сходить на рынок в город за фруктами.
В оживленной беседе коснулись темы как общаться с местным населением. Мне объяснили, что только с позиции раба или господина. Ни того, ни другого я не умела.
Так я познакомилась со Светланой из Уфы. Она 12 лет приезжает в ашрам, могла общаться с Сатья Саи Баба. Я попросила ее организовать встречу с ним. Но именно в эти дни Сатья Саи Баба по своим причинам мало выделял время для встреч.
В городе я нашла магазин с камнями. Купила большую щетку из горного хрусталя. В тот момент эта любовь к камням была подобна любви к цветам.
Сердце ликовало. Минералы были редкой красоты. Я до сих пор не определилась, что я люблю больше камни или цветы.
Номер в четырехэтажной гостинице был очень аскетичен. Мебелью являлась одна железная кровать. Зато у нас был свой душ! На двоих нам принесли одну ветхую простынь. И все. На ней можно спать или укрыться, или использовать как полотенце. Выбор за нами. Я вспомнила множество людей, спящих на циновках на улице под навесом рядом с отелем. У нас шикарные условия! 
В три часа ночи мы уже были на ночной медитации. Под звуки «О-о-о-о-м-м» мое сознание уносилось высоко в ночное небо. Ашрам был переполнен. Я сейчас не понимаю, как я могла везде успеть, да и еще попасть. Возможно, та энергия, что скопилась при нахождении в автобусе, двигала меня стрелой. Или так воплощалась моя мечта? За два дня и ночь я посетила все значимые мероприятия ашрама.
Светлана была потрясена моей активностью, моим погружением в практики Сатья Саи Баба. Был выполнен месячный курс.
Я же училась и мне все было очень интересно. Я хотела создать в России место, где человек мог бы заняться своей душой, укреплением духа, восстановлением энергетики, своей психической энергии.
Сегодня пытаясь восстановить термины духовного образования в Индии для этого рассказа, я заглянула в интернет. Тут же отказалась от этого, это же не научная работа, да и тех терминов, что использовались в обиходе в то время и в том месте я не увидела. Но я наткнулась на рассказ, что «некто был в передних рядах и описывал это как великое чудо - встречу с Сатья Саи Баба». Сейчас я опишу свое чудо 2003 года.
Ясное утро. Мы находимся в резной беседке из белого мрамора похожей на огромный шатер.
Все блистает чистотой, белыми одеждами, белыми носочками без обуви. Все сидят в позе лотоса. Передо мной один человек. Кругом улыбающиеся голландцы. И вдруг появляется Сатья Саи Баба. Он едет на маленькой машине. На нем оранжевое одеяние. Я встаю, хоть это не положено. В груди щемящее сладкое чувство. Я запомнила это чувство навсегда. Окружающие знаками напомнили мне, что нужно сесть. Села и дальше все было, как положено.
Значит это было мое чудо! В Индии мечты сбываются!

Возвращение

Можно было возвращаться. Билет на самолет был не по карману. Сотрудник туристического агентства был в ужасе, когда услышал, что мы вдвоем будем возвращаться на машине: «Это опасно!».
У меня не было другого выбора. Я заказала официальное такси. Взяла оплаченный чек. Я учла прошлый опыт, но он был не достаточный.
Назад мы возвращались на такси. Водитель двигался как в замедленном фильме. Все мои попытки ускорить движение не имели успеха. Таксист отдыхал. Надо сказать население Индии умеет отдыхать в любых условиях. Ночью он просто лег спать. Нам было очень тесно в маленькой машинке. Ноги и руки были переплетены.
В эту ночь в этих районах начались социальные протесты. Жгли покрышки, горели костры.
Из темноты к нашей машине двигался огромный угрожающего вида мужчина. В ужасе я закричала: «Go!»  Ударила ногой как по газам и попала по спящему водителю. В это время, я думаю, я общалась с позиции «господина».
Водитель в секунду все понял, помчался на максимальной скорости. Остановился только к вечеру около нашего отеля.
Наш сотрудник отеля, который добрался с нами до перевала, глядел на нас как на приведение. Почему-то он не ожидал нас увидеть.
Радости нашей не было предела. Наш отель, номер казался островком мира и комфорта. Я расставила привезенные кристаллы. Они мерцали аметистом и чистотой горного хрусталя. Трехзвездочный отель был прекрасен как дворец!
Но… Вернувшись с пляжа, я увидела, что выступающие кристаллы были спилены. «Щетки» были «лысые».
Для меня это был шок. Вечером я слышала громкий голос ювелира: «Амрольд! Амрольд!». Серьги были готовы. Во дворе отеля еще долго раздавался его крик.
«Амрольд» - так на английском языке ювелир произносил слово изумруд. Он настойчиво звал к себе за серьгами.
Это почему-то не радовало меня. Я устало сказала, что возможно не буду их забирать.
На следующий день, переливаясь чистотой воды, крупные изумруды привлекли ко мне внимание наших соседей. Они даже не пошли ловить бабочек, узнав о цене камней. Я была горда. Я понимаю в камнях! Я знаю, где купить их и я помогу другим сделать это!
И вот мы в магазине. Ювелир называет высокую цену на изумруды, я пробую торговаться.
Вдруг ювелир теряет терпение: «Ты знаешь за кого ты просишь?». Рука его выкидывает глянцевый журнал на прилавок. На обложке я узнаю лица наших знакомых. «Это известный режиссер знаменитого театра!».

Итак, волшебная Индия!
Сбылись мои три желания - получила изумруды, встретилась с Сатья Саи Баба и людьми, наполненными любовью.
Серьги лежат у меня на ладоне. Изумруды преломляют свет тех далеких дней и посылают свой магический сигнал в сегодняшний день 2024 года.
https://youtu.be/65p68Xf9cig?si=Tv3DHK9fHFvCwxXo


Рецензии
Наталья прочти мой рассказ изумруд.
Все благ. Буде здоровы.

Николай Желязин   11.02.2025 15:20     Заявить о нарушении