Слово о полку Игореве...

   СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЕ, СЫНЕ СВЯТОСЛАВА, ВНУКЕ ОЛЕГОВОМ.
СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА.   
Переложение (от 5 12 2014): Сергей П. Емельченков (по древнерусскому  тексту).   "Слово о полку Игореве" – известнейший памятник древней русской литературы – описывает сложный поход новгород-северского князя (правил в 1180-1198 годах) Игоря Святославича на постоянно нападавших и грабивших Русскую землю половцев. Поход был в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Олеговичем в апреле-мае 1185 года.
  По времени написания "Слово о полку Игореве" относят к 1187-1188 году, древнерусский текст его разбит на абзацы и ритмические единицы.
Этой разбивки в подлинной рукописи не было, т.к. в русских рукописях XI-XVII веков текст, в том числе и поэтический, писался в сплошную строку.

   Не правильно ли будет нам, братия,                Не лепо ли ны бяшетъ, братие,
начать старым слогом древнего веча          начяти старыми словесы
трудную повесть о битвах Игоря,                трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святославича?                Игоря Святъславлича?               
   Начнём же эту песнь славян –                Начати же ся тъй песни
по былинам сего времени,                по былинамь сего времени,
а не по замыслам, что спел Боян!                а не по замышлению Бояню!;   Боян был вещий!*                Боянъ бо вещий,
И если песнь творить хотел кому,                аще кому хотяше песнь творити,
то растекался мыслию по древу, **                то растекашется мыслию по древу,
серым волком серым крался по земле,            серымъ вълкомъ по земли,
сизым орлом взлетал под облака в небе.      шизымъ орломъ подъ облакы.;–––––––––––––––––;* вещий – предвидящий. В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий, то есть предвидящий будущее.
** древо знаний о родословных, делах и победах князей.

   Всем памятны те речи                Помняшеть бо рече,
о первых временах, о схватках для затей:          първыхъ временъ усобице:
тогда пускали десять соколов                Тогда пущашеть 10 соколовь
на стадо белых лебедей –                на стадо лебедей;
чей сокол долетал быстрей,                который дотечаше,
тот первым песню пел –                та преди песнь пояше –
сильней кто был, смелей:
   старому ли Ярославу,                старому Ярославу,
Храброму ли Мстиславу, *                храброму Мстиславу,
что сразил пред полками касожскими Редедю,                иже зареза Редедю предъ
пълкы касожьскыми,
нарядному ль Роману Святославичу** – воителю***.       красному Романови Святъславличю.
––––––––––––––––
*Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей.;**Роман Святославич Красный (умер 2 августа 1079 года) – князь Тмутараканский (Тмуторокань - ныне Керчь), второй сын великого князя киевского Святослава Ярославича. С 1069 года правил в Тмутаракани после перехода старшего брата Глеба на княжение в Новгород. Вместе с младшим братом Олегом и Борисом Вячеславичем участвовал в сражении на Нежатиной Ниве в 1078 году. После поражения вернулся в Тмутаракань, где вступил в союз с половцами и в следующем году двинулся на Переяславль. Великий князь киевский Всеволод Ярославич сумел договориться с половцами: союз распался, а сам Роман вскоре был убит.
*** вояка.

   Начнем же, братия, повесть сию, правду творя,      Почнемъ же, братие, повесть сию
от старого Владимира до нынешнего Игоря,           отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря,
что ум весь крепкий свой напряг,                иже истягну умь крепостию своею
и мужество взял в сердце, словно стяг,                и поостри сердца своего мужествомъ,
наполнил ратным духом кладезь сил                наполънився ратнаго духа,
и повёл храбрые полки свои тропой не узкую        наведе своя храбрыя плъкы
на землю Половецкую  за землю Русскую.  на землю Половецькую за землю Руськую.

   Когда Игорь посмотрел на светлое Солнце,             Тогда Игорь възре на светлое солнце
Увидел он воинов своих,                и виде отъ него тьмою
Тьмой от него прикрытых,  *                вся своя воя прикрыты.
И обратился Игорь к своей дружине:                И рече Игорь къ дружине своей:
   "Братия и дружина! Здесь мы на чужбине!        "Братие и дружино!
Но лучше быть порубленным,                Луце жъ бы потяту быти,
чем сдаться нам в плен загублеными.                неже полонену быти;
Сядем же, братия, на резвых коней                а всядемъ, братие, на свои бръзыя комони,
да посмотрим на синий Дон поскорей".       да позримъ синего Дону!"
–––––––––––––
*Солнечное затмение 1 мая 1185 года – полное солнечное затмение, которое наблюдалось на территориях северной Европы, Древней Руси, современного Казахстана.  Затмение упоминается в Слове о полку Игореве и было расценено князем Игорем как предвестник беды. Сам князь и его дружина находились значительно южнее полосы полного затмения и могли наблюдать только частное затмение. Максимальная фаза затмения, которую могли наблюдать герои «Слова о полку Игореве», составляла 0,8. Данное затмение отмечено в Лаврентьевской летописи и аналогичным образом во многих других летописях, в частности, в Новогородской первой летописи, как полное (происшедшее вечером 1 мая 6694 (ультрамартовского 1185) года (ПСРЛ, т. I, стб. 396). Вероятное происхождение свидетельства – Новгород, где затмение было полным. Другое описание содержится в Ипатьевской летописи, где затмение связано с походом князя Игоря Святославича, наблюдавшего его около реки Северный Донец, где оно должно было быть и действительно описано частным: «солнце стояще яко месяць».

    Пришла князю на ум охота,                Спалъ князю умь похоти,
Знаменье, желанье пришло к нему –        и жалость ему знамение заступи
Отведать вод Дона великого самому!         искусити Дону великаго.

"Хочу, – сказал он, – вражьи копья приломить**             "Хощу* бо, - рече, - копие приломити**
в конце поля Половецкого,                конець поля Половецкаго,
воины Русские, вместе с вами!                съ вами, русици,
Сочту за благо голову здесь положить,                хощу главу свою приложити,***
Но больше хочется шлемом вод Дона испить, и вы – сами".     а любо испити шеломомь Дону".
–––––––––––
*хощу (древнецерковн.) – хочу, благоговею, бываю милостив.
**высшей доблестью считалось сломать копьё противника.
***приложити главу – лишиться жизни, умереть.

   О Боян, соловей старого времени!         О Бояне, соловию стараго времени!
Главное, чтоб ты воспел полки сии,      Абы* ты сиа плъкы ущекоталъ,**
скача соловьём по древу мыслей,          скача, славию, по мыслену древу,
взлетая умом под облака Земли,         летая умомъ подъ облакы,
свивая славу всех времен                свивая славы оба полы сего времени,
и восхищенья взоры,
рыща тропой Трояновой                рища въ тропу Трояню **
через поля на горы!                чресъ поля на горы.
–––––––––
*Абы, А бы – здесь звук «А» означает «главное», «бы» – будущее, в будущем (напр., было бы).   
**Ущекотати – воспеть кого-либо, подобно соловью.
** Троян – славянское языческое божество, известное из сербского фольклора, или мифический предок славян; земля Трояня – земля славян, Русь. Возможно, Троян – родоначальник русских князей Рюриковичей, а седьмой век — седьмое поколение рода, считая от Трояна, к которому принадлежал князь-волхв Всеслав Полоцкий.  Троян – (одна из версий) римский император Марк Ульпий Траян, воевавший на Балканах и известный славянам. «Тропа Трояня» — это его военная дорога в Причерноморье (via Traiani).

Песнь была воспета Игорю,                Пети было песнь Игореви, того внуку:   *
вещего Олега внуку ясноликому:
“Не буря соколов занесла через поля широкие –       "Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая
галичей** cтада бегут к Дону великому!”                галици стады бежать къ Дону великому".
Иль так бы воспеть, вещий Боян, внук Велесов: ***       Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче:
“Кони ржут уж за Сулою –                "Комони ржуть за Сулою –
звенит слава в Киеве,                звенить слава въ Кыеве;
трубят трубы в Новгороде:                трубы трубять въ Новеграде –
стяги – в Путивле!”                стоять стязи въ Путивле!"
––––––––––
*Того (!) внуку – великого(!) внука, Игорь – внук Вещего Олега ( древне-русск. Ольг, умер в 912 году) – князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года. Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика (Ру-рек – по-русски рекущий, умеющий говорить по-русски, из славянских племен, летописный основатель Новгородского княжества на Руси, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей) – Олег, как опекун над малолетним сыном Рюрека Игорем,  присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу, покорил и присоединил много славянских племен в Восточной Европе. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее. Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.
** Галиция (также Галичина) (укр. Галичина, польск. Galicja, нем. Galizien) – историческая область в Восточной Европе (конец XVIII – нач. XX веков), примерно соответствует территории современных Ивано-Франковской, Львовской и западной части Тернопольской областей Украины, Подкарпатского и большей части Малопольского воеводств Польши. Исторически делится на Восточную Галицию, издавна населённую преимущественно украинцами, и Западную Галицию, где кроме поляков также проживали украинские этносы: лемки и бойки. Галичиной называется только Восточная Галиция.
*** Боян - внук бога Велеса; русичи - Дажьбожьи внуки (языческая народная мифология).
   Игорь ждет милого брата Всеволода.                Игорь ждетъ мила брата Всеволода.
И сказал ему могучий Всеволод в лад:                И рече ему буй туръ* Всеволодъ:
"Один ты брат, один свет яркий – ты, Игорь!       "Одинъ братъ, одинъ светъ светлыи -ты, Игорю!
Оба мы – Святославичи, брат!                оба есве Святъславличя!
Седлай же, брат, своих коней лихих,            Седлай, брате, свои бръзыи комони,
а мои стоят пред Курском –                а мои ти готови,
под седлом увидишь их.                оседлани у Курьска напереди.
    А куряне мои – собраны лучшие:                А мои ти куряни - сведоми къмети: **
под трубами походными рождены – не худшие,        подъ трубами повити,***
под шлемами взлелеяны,                подъ шеломы възлелеяны,
с острия копья вскормлены.                конець копия въскръмлени;
   Пути им все ведомы,                пути имь ведоми,
овраги им знакомы,                яругы имь знаеми,            ;луки их натянуты, колчаны стрел отворены,     луци у нихъ напряжени, тули отворени,****
сабли все заточены;                сабли изъстрен;
   сами скачут, словно серые волки в поле,           сами скачють, акы серыи влъци въ поле,
ища князю – славы, себе ж – почестей боле".    ищучи себе чти, а князю славе".
–––––––––
*Буй Тур – Буи Туръ – хвалебный эпитет: могучий; первоначально: рослый, могучий бык.
**къметь - лучший, опытный, искусный воин (ка-мети - как меткие).
***повити, повить - образно: родить, вскормить, воспитать.
****тулъ – колчан для стрел.

    Тогда вступил князь Игорь в золотое стремя           Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень
 и поехал по чистому полю.                и поеха по чистому полю.
Солнце ему тьмой* путь заградило,                Солнце ему тъмою путь заступаше;;да не княжью волю;
Ночь, грозой грозя ему, птиц пробудила всюду,         нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди;
свист  звериный раздался повсюду;                свистъ зверинъ въста,
див вдруг проснулся, залез  на вершину дерева,           збися див, кличетъ връху древа,
и велит всем слушать – земли ж незнакомые, эва:        велитъ послушати - земли незнаеме,
Волгу,                Волзе,
и  Поморию, и Посулию,                и Поморию, и Посулию,
 и Сурожу, и Корсуню,                и Сурожу, и Корсуню,
и тебе, истукан Тмутороканский, говорю!               и тебе, Тьмутораканьскый блъванъ!
––––––––––––;*затмение Солнца 1 мая 1195 года.

А половцы непротореными дорогами                А половци неготовами дорогами
побежали к великому Дону:                побегоша къ Дону великому:
скрипят телеги полуночные,                крычатъ телегы полунощы,
голосят, как распуганые лебеди, стонут.            рци лебеди роспущени.;
Игорь к Дону войско ведет!                Игорь къ Дону вои ведетъ!
Уже беда пасёт на дубах его птиц,                Уже бо беды его пасетъ птиць по дубию;
орлы клекотом зовут зверей на кости, ниц,          влъци грозу въсрожатъ по яругамъ;
волки грозят,  по оврагам всё воют, смотри ты!    орли клектомъ на кости звери зовутъ;
Лисицы тявкают на ярко-красные щиты...              лисици брешутъ на чръленыя щиты.
О, Русская земля! Уже за холмами ты!                О Руская земле! уже за шеломянемъ еси!
   Долго длится ночь. Свет-заря зашла,       Длъго ночь меркнетъ.  Заря свет запала,
мгла поля покрыла,                мъгла поля покрыла.
песнь соловьёв уж на покой ушла.         Щекотъ славий успе,
  Говором всех галок разбудили –                говоръ галичь убуди.
Русичи великое поле                Русичи великая поля
алыми щитами перегородили,                чрьлеными щиты прегородиша,
ищут князю – славы, себе ж – почестей боле!        ищучи себе чти, а князю - славы.

   В пятницу на заре потоптали русичи                С зарания въ пятокъ
нечестивых полки половецкие.                потопташа поганыя плъкы половецкыя,
И, рассеясь стрелами по полю,                и рассушясь стрелами по полю,
удрали разнаряженные девки половецкие,*            помчаша красныя девкы половецкыя,*
а с ними  злато и накидки,                а съ ними злато, и паволокы,
дорогие ткани, золотом расшитые,                и драгыя оксамиты.
попоны конские и дорогие покрывала,             Орьтъмами, и япончицами,
и меховые шубы именитые,                и кожухы
и драгоценные, в узорах половецких, ткани.         и всякыми узорочьи половецкыми.
Начали мостить по болотам и топям мосты –       начашя мосты мостити по болотомъ
и грязивымъ местомъ,
всё сами!   
    А стяг ярко-красный, белое знамя войсковое,          Чьрленъ стягъ, бела хирюговь,
алая кисть-бунчук и, замечу,                чрьлена чолка,
Серебряное древко –                сребрено стружие –
храброму Святославичу!                храброму Святъславличю!

   Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.            Дремлетъ въ поле Ольгово хороброе гнездо.
далеко залетело оно!                Далече залетело!
Не было обидой оно рождено –                Не было оно обиде порождено
ни соколу, ни кречету, ни тебе, чёрный ворон,             ни соколу, ни кречету, ни тебе, чръный воронъ,
неверный половчанин! Но уж давно                поганый половчине!
бежит серым волком хан половецкий Гзак,                Гзакъ бежит серымъ влъкомъ,
след ему указывает к великому Дону Кончак**.          Кончакъ ему следъ править къ
Дону великому.
––––––––––––
* разнаряженные вояки половецкие.
**Кончак – половецкий хан (донских и приднепровских половцев, правил в1170 – после 1203), сын хана Атрака (Отрока), внук хана Шарукана. Политика Кончака характеризуется как набегами на Киев и Переяславль, так и вмешательством в междоусобные распри русских князей, привлекавших военную силу половцев.  В августе 1179 года совершил успешный набег на окрестности Переяславля и вернулся в степи с огромной добычей. Планировал большой поход в киевские земли, который, однако, не состоялся в связи с тем, что Святослав, Рюрик и Ярослав Черниговский успели вовремя собрать полки и преградить ими дорогу половецким силам. Несмотря на это, Кончак не отказался от своей враждебной политики в отношении киевских и черниговских князей (исключая Игоря Святославича и его родственников). Последний раз хан Кончак упоминается в Новгородской первой летописи как участник взятия Киева 2 января 1203 году войсками Рюрика Ростиславича и Ольговичей (Гориславовых).

На другой день рано придут                Другаго дни велми рано
кровавые зори – правду поведают:         кровавыя зори светъ поведаютъ;
чёрные тучи с моря идут,                чръныя тучя с моря идутъ,

Хотят прикрыть четыре солнца,         хотятъ прикрыти 4 солнца,
А в них трепещут синие молнии.        а въ нихъ трепещуть синии млънии.
Быть грому великому в небесах!          Быти грому великому,
 
Идти дождю стрелами с Дону великого!              итти дождю стрелами съ Дону великаго!
Тут и копьям сломаться, и саблям удариться         Ту ся копиемъ приламати, ту ся саблямъ потручяти
о шеломы половецкие воинства многоликого,        о шеломы половецкыя,
на реке Каяле,                на реце на Каяле,
у Дона великого, где полки наши стояли!           у Дону великаго!
_____________
4 солнца – четыре князя: Игорь, Всеволод и два молодых князя (один – Владимир, сын Игоря).

О Русская земля, давно за холмами ты!                О Руская земле, уже за шеломянемъ еси!
Уже ветры, Стрибожьи внуки,                Се ветри, Стрибожи внуци,
веют с моря стрелами,                веютъ съ моря стрелами
на храбрые полки Игоревы нападают.           на храбрыя плъкы Игоревы.
Земля гремит, реки мутны от крови,                Земля тутнетъ, рекы мутно текуть;
тела павших поля покрывают.                пороси поля прикрываютъ;
   Стяги шумят: половцы идут от Дона и от моря.         стязи глаголютъ: половци идуть отъ Дона и отъ моря,
И со всех сторон русские полки отступили.                и отъ всехъ странъ рускыя плъкы оступиша.
Бесовы дети криками все поля заполонили,                Дети бесови кликомъ поля прегородиша,
а храбрые русичи щитами алыми им путь преградили.          а храбрии русици преградиша чрълеными щиты.

      Могучий князь Всеволод!                Яр туре Всеволоде!
Стоишь на обороне щитом ратным,               Стоиши на борони,
пускаешь на вражье войско стрелы,                прыщеши на вои стрелами,
гремишь по шеломам мечом булатным!                гремлеши о шеломы мечи харалужными.
Куда ты, князь, ни поскачешь,                Камо, туръ, поскочяше,
шеломом золотым посвечивая, – вперед, назад,              своимъ златымъ шеломомъ посвечивая,
там нечестивцев половецких головы лежат!                тамо лежатъ поганыя головы половецкыя.

  Порублены калеными саблями шлемы аварские             Поскепаны саблями калеными шеломы оварьскыя,
Тобой, могуч Всеволод, на брани полях!                отъ тебе, яръ туре Всеволоде!
 Ругая свои раны, братия, дорого доставшиеся,            Кая раны дорога, братие,
забыл он о жизни мирной, о почестях,                забывъ чти, и живота,
забыл о граде Чернигове,                и града Чрънигова,
о родительском золотом престоле,                отня злата стола,
и о своей милой, желанной, нарядной                и своя милыя хоти красныя Глебовны
Глебовны желаньях, обычаях, её доле?                свычая и обычая?

   Были времена Трояна,             Были вечи Трояни,
Ярослава минули годы;           минула льта Ярославля;
были походы Олеговы,              были плъци Олговы,
Олега Святославича походы.        Ольга Святьславличя.
   Олег мечом раздор ковал,                Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше
раздора бросал семя.                и стрелы по земли сеяше.
Во граде Тмуторокани* ступал в златое стремя.    Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане,
   Тогда знал давнюю молву ту                той же звонъ слыша давный
Великий Ярослав,                великый Ярославль,
А сын Всеволодов, Владимир**, в Чернигове,      а сынъ Всеволожь, Владимиръ,
Жил, уши каждым утром затыкав.                по вся утра уши закладаше въ Чернигове.
–––––––––––––
*О времени завоевания Русью Тмутаракани считается, что оно произошло во время восточного похода Святослава в 960-ые годы, либо же в результате корсунского похода Владимира в 988 году. Ранее эта территория входила в состав Хазарского каганата, а до того была ядром Боспорского царства. В 988/1000-1036 годах княжество было во владении Мстислава Владимировича (умер в 1036 году). В 1022 году Мстислав покорил касогов, убив в поединке их князя Редедю.;С 1054 года Тмутараканское княжество входило во владения черниговского князя Святослава Ярославича. Во 2-й половине XI века в княжестве правили его сыновья Глеб, Роман и Олег Святославичи. В поздний период оно неоднократно захватывалось другими князьями. В XI веке половецкие кочевья отрезают Тмутаракань от Древней Руси. В 1083 году с помощью византийского флота в Тмутаракани княжит Олег Станиславович - последний описный тмутараканский князь. Он же под именем Михаила фигурирует как византийский архонт (правитель) Матархи, Зихии и всей Хазарии.  Последний раз Тмутаракан ь была упомянута в русских летописях около 1094 года.
** Владимир Всеволодович Мономах (в крещении Василий; 1053 - 19 мая 1125) — князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по названию рода матери, которая предположительно была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.
       Бориса ж Вячеславича слава на суд привела,                Бориса же Вячеславлича  слава на судъ приведе
до Канина* зеленого покрывала погребального довела          и на Канину зелену паполому  постла
за Олегову обиду,                за обиду Олгову
храброго князя, хоть и младого с виду.                храбра и млада князя.
       С той же Каялы Святополк                Съ тоя же Каялы Святоплъкь
перенес тело отца  своего нежно                полелеъяти отца своего
меж угорскими конями-иноходцами           междю угорьскими иноходьцы
 в Киев к святой Софии белоснежной.              ко святей Софии къ Киеву.
       Тогда, при Олеге Гориславиче, **           Тогда, при Олзе Гориславличи,
междуусобье сеялось и росло,                сеяшется и растяшеть усобицами,
погибала жизнь Даждьбожьего внука,                погибашеть жизнь Даждьбожа внука,
раздоры княжьи век человека сокращало!               въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась.
       Тогда  по Русской земле редко сеятели распевали,     Тогда по Руской земли  ретко ратаеве кикахуть,
но часто вороны кричали,                нъ часто врани граяхуть,
трупы меж собой деля;                трупиа себе деляче,
а галки речь свою галдели, все за добычей летя.            а галици свою речь говоряхуть, хотять полетети на уедие.
––––––––––––––
*Канина – река, ручей, Канино берег.
** Олег Гориславич (далее – О.Г.) (умер 1.08.1115) – внук Ярослава Мудрого, дед князя Игоря Святославича, князь черниговский и тмутараканский. Настоящее отчество князя О.Г. – Святославич, но в истории он остался не с ним, а с отчеством-прозвищем – Гориславич, данным ему Автором «Слова о полку Игореве».  Когда миновало время Ярослава, время единства русских князей и русского народа, Русь раскололась. Внуки Ярослава, князья О. Г. и Владимир Всеволодович Мономах, всю жизнь воевали друг с другом. И вина за это возлагается на непримиримого О.Г., который “мечом раздоры ковал, по земле стрелы сеял”.

   Так было в той битве и в тех полках, но            То было въ ты рати и въ ты плъкы,
Такой(!) битвы – не слыхано!                а сицей рати не слышано!
С утра до вечера,                Съ зараниа до вечера,
от вечера до рассвета                съ вечера до света
летают стрелы каленые,                летять стрелы каленыя,
гремят мечи по шеломам,           гримлютъ сабли о шеломы,
трещат копья закаленные            трещатъ копиа харалужныя
в поле незнакомом,                въ поле незнаеме,
среди земли Половецкой.           среди земли Половецкыи.

Чёрная земля под копытами           Чръна земля подъ копыты   
костьми усеяна была                костьми была посеяна,
и кровью полита –                а кровию польяна:
по Русской земле беда проросла.      тугою взыдоша по Руской земли.

   Что мне шумит, что мне звенит,                Что ми шумить, что ми звенить –
пред зорями рано вдали говорит?                далече рано предъ зорями?
Игорь полки заворачивает:                Игорь плъкы заворочаетъ:
жаль ему милого брата Всеволода – выручает.        жаль бо ему мила брата Всеволода.
Бились день,                Бишася день,
бились другой,                бишася другый;
на третий день к полудню                третьяго дни къ полуднию
пал стяг Игорев дорогой.               падоша стязи Игоревы.
  Тут два брата разлучились  на берегу, где  быстра Каяла;       Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы;
тут кровавого вина не доставало –                ту кроваваго вина не доста;
докончили тут пир храбрые воины русские:                ту пиръ докончаша храбрии русичи:
врагов напоили, а сами полегли за землю Русскую.          сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую.
Трава от скорби склонилась,                Ничить трава жалощами,
а древо печали к земле приклонилось.                а древо с тугою къ земли преклонилось.

Уже вот, братия, невеселая година настала,             Уже бо, братие, не веселая година въстала,
уже опустошенная земля воинов прикрыла.            уже пустыни силу прикрыла.
Обида в войске Дажьбожьего внука встала,            Въстала обида въ силахъ Даждьбожа внука,
девой красивою  на землю Трояна вступила,          вступила девою на землю Трояню,
взмахнула крылами лебедиными                въсплескала лебедиными крылы
на синем море у Дона;                на синемъ море у Дону;
крылами в воздухе захлопала,                плещучи,
встревожив удач прежних времена.                упуди жирня времена.

   Вражда князей с неверными прошла,                Усобица княземъ на поганыя погыбе,
не часто говорит брат брату: “Это моё, а то моё же!”       рекоста бо братъ брату: "Се мое, а то мое же".
И стали князья про малое  говорить  – “это великое”,      И начяша князи про малое "се великое" млъвити,
а сами с собой сраженья готовили уже.                а сами на себе крамолу ковати.
   А неверные со всех стран набежали                А погании съ всехъ странъ прихождаху съ побъдами
за победами на землю Pyccкую – на волю!         на землю Рускую.
О, далеко залетел ты, сокол,                О, далече зайде соколъ,
птиц побивая, – к морю!                птиць бья, - къ морю!

   А бесстрашному полку Игореву не воскреснуть!           А Игорева храбраго плъку не кресити!
Позовут за ним витязя доблестного древнего Карна, **      За нимъ кликну Карна, и Жля
и богиня печали  Жля по Русской земле поскачет,          поскочи по Руской земли,
в пламенном роге людям разбрасывая жар, заплачет.              смагу людемъ мычючи въ пламяне розе.
     Жены русские заплакали, говоря:                Жены руския въсплакашась, аркучи:
"Теперь нам своих милых мужей                "Уже намъ своихъ милыхъ ладъ
ни мыслию помыслить,  ни думою вообразить,        ни мыслию смыслити, ни думою сдумати,
ни очами увидеть уже,                ни очима съглядати,
а злато и серебро всё, чтоб тратить,                а злата и сребра ни мало того потрепати".
жизнь помогла истратить!";––––––––––
* Карна («чуткий», буквально – «ушастый»)  -  один из центральных героев эпоса древней Индии “Махабхарата” , сильнейший витязь сказания  и воплощение доблести и чести.  Карна имеет божественное происхождение, его родители — царевна Кунти и бог солнца Сурья.
Жля,  Желя (жалеющая) – предполагаемая славянская богиня печали и плача.;** древний обычай – сжигать людей погибших.

  И застонал, братия, Киев печалью,                А въстона бо, братие, Киевъ тугою,
а Чернигов несчастьями.                а Черниговъ напастьми.
Тоска разлилась по Русской земле.                Тоска разлияся по Руской земли;
печаль потекла  на Руси по земле.                жирна тече средь земли Рускыи.
А князья сами с собой бои готовили себе,                А князи сами на себе крамолу коваху,
А неверные сами победно                а погании сами,
Нападали на Русскую землю, дань собирая –                победами нарищуще на Рускую землю,
По шкуре белки со двора, живя безбедно.                емляху дань по беле отъ двора.
     Так-то сии два храбрых Святославича,             Тии бо два храбрая Святъславлича, -
Игорь и Всеволод, пробудили раздор,                Игорь и Всеволодъ – уже лжу убудиста которую,
что едва усыпил мудрый их отец –                то бяше успилъ отецъ ихъ –
Святослав великий Киевский, грозный взор  –      Святъславь грозный великый Киевскый –
угрозою: устрашил он врагов                грозою:
    своими сильными полками ратными,                бяшеть притрепеталъ своими сильными плъкы
ступил на земли Половецкие                и харалужными мечи,
с мечами булатными,                наступи на землю Половецкую,
затоптал холмы и овраги,                притопта хлъми и яругы;
замутил реки и озера,                взмути ръки и озеры,
иссушил ручьи и болота,                иссуши потокы и болота.
      А поганого Кобяка* из морского залива скоро        А поганаго Кобяка изъ луку моря,
от железных великих полков половецких              отъ железныхъ великихъ плъковъ половецкыхъ,
Как вихрь отшвырнул долой,                яко вихръ, выторже:
И упал Кобяк в граде Киеве,                и падеся Кобяка въ граде Киеве,
В палате Святославовой.                въ гриднице Святъславли.
––––––––––––––––
*Кобяк  – половецкий хан, неоднократно производивший набеги на Русскую землю в 1170—1180 годах, также участвовал в междоусобных войнах русских князей. В 1171 году вместе с половецким ханом Кончаком проиграл важное сражение русскому князю Игорю Святославичу, пришедшему со своими северскими дружинами на половецкую землю. Знаменитое сражение произошло у реки Вороскла. В 1180 году вместе с ханом Кончаком помог Святославу Всеволодовичу овладеть городом Киевом.
     Немцы и венеды, греки и моравы               Ту немци и венедици, ту греци и морава
Поют славу Святославу*,                поютъ славу Святъславлю,
осуждают Игоря-князя,                кають князя Игоря,
погрузившего войско  на дно реки половецкой Каялы,        иже погрузи жиръ во дне Каялы - рекы половецкыя,
русского злата насыпавшего в грязи.                рускаго злата насыпаша.
     Там Игорь-князь из золотого седла             Ту Игорь князь выседе изъ седла злата,
Пересел в седло пленника.                а въ седло кощиево.
Опечалились в городах поражением             Уныша об градомъ забралы,
И веселье поникло.                а веселие пониче.;–––––––––––
* Святослав Всеволодович вел успешную борьбу против половцев. Ему удалось сплотить русских князей и в некоторых  БИТВАХ В 80-Х ГОДАХ он смог нанести половцам сокрушительное поражение, после которого ПОЛОВЦЫ ПЕРЕСТАЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИЛА. Созданный Дуумвират Святослава с Рюриком Ростиславичем в 1181-1194 годах обеспечивал мир и стабильность в Русской земле. Святослав Всеволодович – персонаж «Слова о полку Игореве», где называется «великим» и «грозным», воспевается его победа над Кобяком, взятие хана в плен  в 1183 году.

  А Святослав смутный сон* увидел в Киеве на горах:                А Святъславь мутенъ сонъ виде въ Киеве на горахъ.
“В эту ночь с вечера                "Си ночь, съ вечера, одевахуть мя - рече –
покрывают меня,  - изрёк он, - черным одеялом погребальным           чръною паполомою
на кровати из красного тиса – и делать нечего;                на кроваты тисове;
   черпают мне синее вино, с печалью смешанное, верно;        чръпахуть ми синее вино, с трудомъ смешено;
насыпают мне пустыми колчанами неверных                сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ
жемчуг крупный из раковин на грудь                великый женчюгь на лоно
и ласкают меня. Дальше – жуть:                и негуютъ мя.
    Уже гроб  без крышки в моем тереме златоверхом.           Уже дьскы безъ кнеса в моемъ теремь златовръсемъ.
Всю ночь с вечера голодные вороны                Всю нощь съ вечера босуви врани
зловеще каркают , где Плеснеска** склоны,                възграяху у Плеснеска,
на заливные луга умчались к ущельям моря-океана            на болони беша дебрь Кияня
и понеслись к синему морю. Такие сны!"                и несошася къ синему морю".
–––––––––––
*важные эпизоды «Слова о полку Игореве» – Золотое слово Святослава, рассказ о вещем сне князя. После поражения войск новгород-северского княжества в половецких степях в 1185 г. (так называемый поход Игоря Святославича на половцев) Святослав своевременно послал других своих сыновей сыновей Олега и Владимира в Курск и Путивль, что не позволило хану Гзаку разорить Посемье. Затем войска Святослава форсировали Днепр у Заруба в тылу осаждавшего Переяславль хана Кончака, вынудили его снять осаду и вернуться в степь. Это была огромная военная и политическая победа Святослава: ему удалось отстоять Северщину и включить ее в единую систему обороны Руси.
**Археологические исследования на городище показали, что Плеснеск существовал с VII до XIII век. В конце XI – начале XII в. Плеснеск становится центром ремесла и торговли. Он превращается в крупный богатый город, который начинает играть важную роль в феодальных войнах по воссоединению галицко-волынских земель. Мощные оборонительные сооружения города, от которых сохранилось одиннадцать линий валов, вполне объясняют, почему он стал объектом воинской тематики «Слова»“. С. И. Котков (Из старых южновеликорусских параллелей к лексике „Сл. о п. Иг.“. — ТОДРЛ, т. XVII, М. — Л., 1961, стр. 67—68). Из Путивльской писцовой книге 1594 года: «Михаилко Иванов сын Барсуков поместья за ним старого по государеве по ввозной грамоте ухожеи бортнои в Городецкои волости на речке на Плесне».

      И отвечали бояре князю:                И ркоша бояре князю:
"Уже, князь, печаль наш ум захватила;         "Уже, княже, туга умь полонила;
это потому, что слетели два сокола – сила –      се бо два сокола слетеста
с золотого престола отца                съ отня стола злата
Поискать Тьмутороканя града*;                поискати града Тьмутороканя,
и испить шлемом воды из Дона были б рады.          а любо испити шеломомь Дону.
   Уже соколам крылья саблями неверных подрезаны,    Уже соколома крильца припешали поганыхъ саблями,
а сами в цепях железных опутаны ".                а самаю опуташа въ путины железны".;––––––––
*Тмутаракань – один из древнейших городов Таманского полуострова, был расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарсского края. Это название носил, когда входил в состав Киевской Руси. В античное время город носил имя Гермонаса, был крупным центром торговли (А.К. Коровина. ГЕРМОНАССА Античный город на Таманском полуострове, Москва. ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2002.). В тюкско-хазарский период (VI-Х ввека) — Тумен-Тархан, Тумантархан.

      Темень была в третий день:         Темно бо бе въ 3 день:
померкли два солнца,                два солнца померкоста,
оба багряных столпа угасли            оба багряная стлъпа погасоста
и с ними два молодых месяца,          и съ ними молодая месяца,
     Олег и Святослав .                Олегъ и Святъславъ,
тьмою все покрылось                тъмою ся поволокоста
и в море погрузилось,                и въ море погрузиста,
и великое буйство хиновцам открылось.          и великое буйство подаста хинови.*
  На реке на Каяле тьма  покрыла свет –          На реце на Каяле тьма светъ покрыла –
разбрелись по Русской земле половцы,      по Руской земли прострошася половци,
как драконье гнездо, – жизни нет.                аки пардуже гнездо.
     Уже накинулся позор на  славу,                Уже снесеся хула на хвалу;
уже налетело насилье на вольную жизнь,           уже тресну нужда на волю;
уже ввергся див на землю. Только держись.            уже връжеся дивь на землю.;––––––––––
*Хинови: большой город Кинов находился возле северного побережья Азовского моря. Хинова была бы именем племени, горожан, может быть, даже целой области в половецкой земле, называвшейся по городу Кинову.

     Было, когда  готские* разнаряженые девы             Се бо готьскыя красныя девы
на берегу синего моря напевали:                въспеша на брезе синему морю:
звеня русским золотом,                звоня рускыме златомъ;
время Бусово воспевали,**                поютъ время Бусово,
возвеличивали месть Шуракана.***                лелеютъ месть Шароканю.
     А мы, княжьи слуги,  веселья ждали.                А мы уже, дружина, жадни веселия!
––––––––––––––
*Готы  обитали на южном берегу Крыма и в Приазовье.
**Бус: в первый раз Всевышний воплотился на Земле – Крышнем, во второй раз – Колядою, в третий раз – Бусом Белояром. И рождался Бус также, как и Коляда, и Крышень (и как Иисус Христос). При его рождении также явилась новая звезда-комета. Об этом упоминает древнеславянская рукопись IV века "Боянов гимн", рассказывающий о звезде Чигирь-угорь (комете Галлея), по которой при рождении князя звездочёты предсказали его великое будущее. По комете, упоминаемой "Бояновым гимном", была определена дата рождения Буса Белояра.;Бус родился 20 апреля 295 года нашей эры.  А по различным знамениям бывшим при рождении Буса Белояра волхвы предсказали, что Бус Белояр закончит Сварожий Круг. В кавказских легендах говорится, что Бус был старшим сыном. Кроме того, у его отца было ещё семь сыновей и одна дочь. Имя одного из братьев мы находим в "Бояновом гимне" это кам (волхв-шаман) Златогор, названный в честь Золотой горы Алатырь. А имя сестры Буса – Лебедь Сва (она же в скандинавских сагах Свянхильд), названа в память о прародительнице Птице Матери Сва. ;И родился Бус, его братья и сестра в священном граде Кияре – Киеве Антском (Cap-граде) близ Эльбруса. И был Бус наследником престола Русколани - Антии. Род Белояров произошёл от соединения рода Белогоров, издревле живших у Белой горы, и рода Ария Оседня (рода Яров) в самом начале эпохи Белояра.  Власть предков Буса Белояра распространялась от Алтая, Загроса, до Кавказа. Бус – было тронным именем сакских и славянских князей. ;Бус, его братья и сестра, провели детство в священном городе Киеве Антском. Буса и братьев волхвы обучали мудрости антов по священным книгам, которые хранились в древних храмах. По преданию, эти храмы построили много тысяч лет назад волшебник Китоврас (он же был известен кельтам под именем Мерлин) и Гамаюн по велению бога Солнца. ;Бус и братья прошли посвящение. Вначале они шли дорогой Знания – были послушками-учениками. Пройдя этот путь, они стали ведунами, то есть ведающими, теми, кто в совершенстве знает Веды.;***Шаруканъ – половецкий хан, дед Кончака. Д. С. Лихачев. «Сл. о п. Иг.» и культура его времени. Л., 1978, с. 110 -111): «Мысль о мести за хана Шарукана могла еще жить в надеждах половцев в 1185 г. Это доказывается следующим местом Ипатьевской летописи под 1185 г. После поражения Игоря Святославича хан Кончак говорит хану Гзе: „Пойдем на Киевьскую сторону, где суть избита братиа наша и великый князь нашь Боняк“. Месть за Боняка, о которой говорит Кончак, это и есть месть за Шарукана, так как Боняк и Шарукан потерпели поражение в одной и той же битве 1106 года.

    Тогда великий Святослав золотое слово взял        Тогда великый Святъславъ изрони злато слово
И со слезами сказал:                с слезами смешено и рече:
      "О сыновья мои, Игорь и Всеволод!                "О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде!
Рано вы Половецкую землю мечами разили,                Рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити,
А себе славы искали.                а себе славы искати.
Но не с почестями верх одолевали,                Нъ нечестно одолесте,
не для почестей кровь неверных проливали!           не честно бо кровь поганую пролиясте.
Ваше храброе сердце в твердом булате выковано         Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована
и в битвах закалено!                а въ буести закалена.
Сотворило мою серебряную седину не оно?           Се ли створисте моей сребреней седине

   А уже не вижу могущества сильного и богатого,       А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго,
и с большим войском Ярослава, моего брата,        и многовоя брата моего Ярослава
с черниговскими  былинами,                съ черниговьскими былями,
где могуты, и татраны, и шельбиры,                съ могуты, и съ татраны, и съ шельбиры,
и топчаки, и ревуги, и ольберы былинные.                и съ топчакы, и съ ревугы, и съ ольберы.
  Те были  все без щитов,                Тии бо бес щитовь
лишь с охотничьими кинжалами вперед бежали,        съ засапожникы*
громким  криком полки побеждали,                кликомъ плъкы побеждаютъ,
прославляя славу прадедов.                звонячи въ прадеднюю славу.
––––––––––––––
*Засапожник – короткий нож, который кладется за голенище сапога,  охотничий дорожный нож.

Но сказали: "Мы одни постоим за себя,               Нъ рекосте: "Мужаимеся сами:
славу первую сами добудем,                преднюю славу сами похитимъ,
последнюю  сами делить будем!"                а заднюю си сами поделимъ!"
     И не диво это, братия, старому  помолодеть!        А чи диво ся, братие, стару помолодити!
Когда сокол перья сменяет,                Коли соколъ в мытехъ бываетъ,
высоко птиц всех вверх загоняет,                высоко птицъ възбиваетъ;
не даст к  гнезду своему обидчику подлететь.      не дастъ гнезда своего въ обиду.
   Но  вот беда ¬– князья мне не помогут:                Нъ се зло - княже ми непособие:
назад вернуть года на смогут!                наниче ся годины обратиша.
Здесь у Рима* крики под саблями половецкими,          Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми,
не молодецкими,
а Владимир раненый, но...                а Володимиръ подъ ранами.
Тревожно сыну Глебову и  неспокойно!           Туга и тоска сыну Глебову!"
––––––––––––
*Рим: местонахождение упоминаемого летописью и «Словом» города Римова, осажденного половцами при отступлении их от Переяславля, из летописного текста не ясно. Все предполагаемые пункты, т. е. Ромны, Рим, Римаревка, лежат на северо-восток от Переяславля, на значительном от него расстоянии и в стороне от обычной дороги, которая вела от Переяславля в Половецкую степь. Около этих пунктов нет теперь болота, через которое, по свидетельству летописи, спаслась часть осажденных жителей. Кроме того, Ромны, Рим, Римаревка, находясь в близком расстоянии друг от друга, расположены в районе, примыкающем к Посемью, где действовал иной отряд половцев с ханом Гза. Между тем, летопись связывает разорение Римова с действиями отряда Кончака, промышлявшего грабежами около Переяславля, куда половцы проникли, скрывая свое движение («Половци же ... гнаша отаи к Переяславлю и взяша все городы по Суле, и у Переяславля бишася весь день». Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I. Изд. 2-е, 1927, стр. 399).

     Великий князь Всеволод!                Великый княже Всеволоде!
Не мыслишь ли ты прилететь издалека,              Не мыслию ти прелетети издалеча,
отца золотой престол защищать?                отня злата стола поблюсти?
Потому как Ты можеть Волгу расплескать,        Ты бо можеши Волгу веслы раскропити,
а Дон шеломами вычерпать!                а Донъ шеломы выльяти!
А был бы ты, то была б красота по деньге,          Аже бы ты былъ, то была бы чага* по ногате,**
а слуга  – подешевле.                а кощей*** по резане.****
  Ты бы сухими тропами  мог                Ты бо можеши посуху
поражать врага живыми стрелами –                живыми шереширы стреляти –
удалыми сынами Глебовыми.                удалыми сыны Глебовы.
–––––––––––––
*Чага – девушка-невольница.
** Ногата ¬ – денежная единица древней Руси.
*** Кощей – слуга, пленный.;****Резана  – мелкая денежная монета в Древней Руси.

     Ты, бесстрашный Рюрик, и Давыд!                Ты, буй Рюриче, и Давыде!
Не ваши ль оба золочёные шеломы в крови плавали?             Не ваю ли воизлачеными шеломы по крови плаваша?
Не ваша ли храбрая дружина кричит, как туры,                Не ваю ли храбрая дружина рыкаютъ, акы тури,
ранены калеными саблями на поле безвестном были?          ранены саблями калеными на поле незнаеме?
  Ступи, господствуя, в золотое стремя                Вступита, господина, въ злат стремень
за притеснения в наше время,                за обиду сего времени,
за землю Русскую, за раны Игоря,                за землю Рускую, за раны Игоревы,
бесстрашного Святославича! Против ига!               буего Святъславлича!
      Галицкий Осмомысл Ярослав!*                Галичкы Осмомысле Ярославе!
Высоко сидишь на своем златокованом престоле,              Высоко седиши на своемъ златокованнемъ столе,
Подпер горы Угорские своими железными полками,         подперъ горы Угорскыи своими железными плъки,
того боле –
преградил королевский путь,                заступивъ королеви путь,
не пустив на Дунай врага,                затворивъ Дунаю ворота,
суды устроил до Дуная,                меча бремены чрезъ облакы,
мечешь ядра через облака,                суды рядя до Дуная.
   Дела твои грозные по землям текут,                Грозы твоя по землямъ текутъ,
Киеву ворота отворяя,                отворяеши Киеву врата,
с отцовского золотого престола                стреляеши съ отня злата стола
султанов в далеких землях запугивая.                салътани за землями.
    Стреляй, господствуя, в Кончака, раба продажного, –      Стреляй, господине, Кончака, поганого кощея,
За землю Русскую,                за землю Рускую
за раны Игоревы,                за раны Игоревы,
Святославича бесстрашного!                буего Святъславлича!;–––––––––––––––
*Осмомыслъ – прозвище Ярослава Владимировича Галицкого – тестя Игоря Святославича Новгород-Северского.

   А ты, бесстрашный Роман*, и Мстислав!        А ты, буй Романе, и Мстиславе!
Храбрая мысль носит ваш ум на дело,              Храбрая мысль носитъ вашъ умъ на дело.
высоко взлетаете на дело в дерзости,               Высоко плаваеши на дело въ буести,
как соколы на ветрах парите,                яко соколъ, на ветрехъ ширяяся,
желая птиц в бесстрашьи превзойти!              хотя птицю въ буйстве одолети.
    Есть у вас  железные кольчуги                Суть бо у ваю железныи папорбци
Под шеломами латинскими, как слуги.          подъ шеломы латиньскыми.
С ними земли раздроблены                Теми тресну земля,
и страны многие покорены –                и многы страны -
Хинова, Литва,                Хинова, Литва,
Ятвязи,** Деремела,                Ятвязи, Деремела,
и половцы копья свои уронили,                и половци сулици своя повръгоша,
под древние мечи булатные                а главы своя подклониша
головы свои склонили.                подъ тыи мечи харалужныи.
––––––––––––––––
*Роман Мстиславович Галицкий.
**Ятвяги – литовское племя.

    Но уже, князь Игорь, ослабило солнце свет,                Нъ уже, княже Игорю, утръпе солнцю светъ,
а дерево не к добру листву уронило, нет:                а древо не бологомъ листвие срони:
по реке Роси и по Суле города успели разделить.*            по Роси и по Сули гради поделиша.
А Игорева храброго полка не воскресить.                А Игорева храбраго плъку не кресити!
     Дон тебя, князь, кличет и одолеть врага зовет князей.        Донъ ти, княже, кличетъ и зоветь князи на победу.
Ольговичи,** храбрые князья,                Олговичи, храбрыи князи,
собрались на бой с дружиной всей...                доспели на брань...;––––––––––––––
*Захватчики не объединяли земли, как русские, а делили меж собой;**Ольговичи - князья, потомки Олега Святославича: Всеволод, Игорь, Святослав, Глеб.

      Ингвар и Всеволод, и все три Мстиславича,                Инъгварь и Всеволодъ, и вси три Мстиславичи,
Большого гнезда соколы шестикрылые!                не худа гнезда шестокрилци!
Не несчастными ж дележами  свое могущество  поделите!      Не победными жребии собе власти расхытисте!
Когда ваши золотые шеломы  надените                Кое ваши златыи шеломы
и копья польские, и щиты?                и сулицы ляцкыи и щиты?
     Заградите к полю проход своими острыми стрелами           Загородите полю ворота своими острыми стрелами
за землю Русскую,                за землю Рускую,
за раны Игоря,                за раны Игоревы,
Святославича смелого!"                буего Святъславлича!

    Уже и Сула серебряными волнами      Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
к граду Переяславлю не течёт,                къ граду Переяславлю,
и Двина болотами тем же топким руслом*        и Двина болотомъ течетъ онымъ
грознымъ полочаномъ*
под крики неверных течёт.                подъ кликомъ поганыхъ.
–––––––––––
*Полочан, Полота – Полочане упоминаются в Повести временных лет, которая объясняет происхождение их имени от названия реки Полота. В летописи утверждается, что кривичи произошли от полочан. Крупнейшими поселениями кривичей-полочан являлись Полоцк (862), Витебск (974), Лукомль (1078), Изяславль (985), Усвяты (1021), Копысь (1059), Минск (1067), Орша (1067), Друцк (1078), Логойск (1078).   

    Один же Изяслав, сын Васильков,                Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ,
ударил своими острыми мечами                позвони своими острыми мечи
о шеломы литовские славно,                о шеломы литовьскыя,
положил добрую молву деду своему Всеславу,      притрепа славу деду своему Всеславу,
   а сам под алыми щитами на кровавой траве           а самъ подъ чрълеными щиты на кроваве траве
положен мечами литовскими                притрепанъ литовскыми мечи
и положен с любимой  на смертном одре,                и с хотию на кров,
а там сказал:                а тъи рекъ:
"Дружину твою, князь, птицы прикрыли крылами,         "Дружину твою, княже, птиць крилы приоде,
А звери кровь полизали всю сами!"                а звери кровь полизаша".
    Не быть тут брата Брячислава, ни другого – Всеволода.          Не бысть ту брата Брячяслава, ни другаго - Всеволода.
Один же потерял ты жемчужную душу из храброго тела, да,     Единъ же изрони жемчюжну душу изъ храбра тела
Из-за золотого ожерелья!                чресъ злато ожерелие.
Утихли голоса, поникло веселье,                Уныли голоси, пониче веселие,
трубы трубят городеньские.*                трубы трубятъ городеньскии.
––––––––––
*Город  Городень; вероятно, древний Гродно.

     Ярослава все внуки и Всеславля!                Ярославли вси внуце и Всеславли!
Уже преклоните стяги свои, вложите мечи славные!     Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени.
Уже так потому, что ускакали из света дедовой славы.     Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы, потому что своими  раздорами                Вы бо своими крамолами
начали привлекать неверных  ссорами                начясте наводити поганыя
на землю Русскую, на жизнь Всеславля сильного.                на землю Рускую, на жизнь Всеславлю.
Когда бы раньше  было насилие                Которою бо беше насилие
от земли Половецкой!                отъ земли Половецкыи

    На седьмом веке Трояновом                На седьмомъ веце Трояни
Ворожей Всеслав* жребий на девицу свою любимую бросил.            връже Всеславъ жребий о девицю себе любу.
Он, клюками подпершись, сел на коня,                Тъй клюками подпръ ся о кони;к граду Киеву проскочил и дотронулся древком копья         и скочи къ граду Кыеву**  и дотчеся стружиемъ
до золотого престола киевского – душа вражья.                злата стола киевьскаго.
    Поскакал от них лютым зверем в полночь                Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ
из Белаграда,*** синею мглою обвешавшись, в ночь,      въ плъночи изъ Белаграда, обесися сине мьгле;
     с утра наколдовав быстрой победы,                утръже вазни, стри кусы
открыл ворота Новгороду,                отвори врата Новуграду,
разбив мощь Ярославову, принес беды,                разшибе славу Ярославу,
    поскакал волком с Дудуток до Немиги.                скочи влъком до Немиги съ Дудутокъ.
     На Немиге снопы стелят головами,                На Немизе**** снопы стелютъ головами,
молотят булатными цепами,                молотятъ чепи харалужными,
на току жизнь кладут,                на тоце животъ кладутъ,
душу от тела отделяют.                веютъ душу отъ тела.
Немиги кровавые берега не к добру были посеяны,      Немизе кровави брезе не бологомъ бяхуть посеяни –
костями русских сынов усеяны.                посеяни костьми рускихъ сыновъ.
–––––––––
*Всеслав полоцкий.
**10 июля 1067 года на Днепре у г. Орши, князя Всеслава обманом Изяслав со своими братьями захватили в плен во время мирных переговоров и привезли в Киев, где полоцкого князя Всеслава и его сыновья были посажены в «поруб» (тюрьма без дверей, которая была построена вокруг заключённого). В сентябре 1068 года киевляне выпустили Всеслава из тюрьмы,  и он получил киевский княжеский престол (15 сентября). Этот эпизод из жизни князя  Всеслава описывает летописец «Слова о полку»: Всеслав «скочи к граду Кыеву и дотчеся стружием злата стола киевскаго». Фигура  Всеслава и события этого восстания отразились также в былине «Вольх Всеславьевич»; в ней  популярный народный герой освобождён из темницы восставшими городскими жителями; его враг не Изяслав, а общеэпический образ - «князь Владимир»; наблюдается известный повтор еще по «Слову о полку Игореве» - мотив героя-оборотня. Упоминается в былине и борьба с ханом половецким Шаруканом (прозванным, как Шарк-великан, Кудреванко-царь), который воспользовшись киевским восстанием,  совершил набег на Русь.
***Белаград –  город на берегу реки Ирпень в нескольких километрах от Киева.
****Немига – река, приток Свислочи. В  1066 году полоцкий князь захватывает, подвергает опустошению и  сжигает великий город Новгород. Взяты пленные, сняты колокола с Софийского собора, иконы и утварь церквей новгородских.   Вскоре против Всеслава выступили трое братьев Ярославичей («триумвират») — Всеволод Переяславский, Изяслав Киевский и Святослав Черниговский. В 1066 году ими был захвачен Минск и  истреблено  мужское население города.;3 марта 1067 года возле реки Немиги состоялась битва, в которой Всеслав потерпел поражение. Более века спустя о кровопролитности  сражения писал автор знаменитого «Слова о полку Игореве»: «На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными… Немизе кровави брезе… посеяни костьми руских сынов».

Князь Всеслав* людей судил,                Всеславъ князь людемъ судяше,
князьям города раздаривал,                княземъ грады рядяше,
а сам в ночи волком рыскал в Тамани:                а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
из Киева успевал до петухов  к Тмуторокани,      изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
к великому Херсону волком  путь рыскал,           великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
    ему в Полоцке заутреню рано                Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано
у святой Софии в колокола звонят,                у святыя Софеи въ колоколы,
а он в Киеве звон слышит, говорят.                а онъ въ Кыеве звон слыша.
    Хоть и колдовскую душу в дерзком теле имел,        Аще и веща душа въ дерзе теле,
но часто беды терпел.                нъ часто беды страдаше.
   Ему вещий  Боян и прежде поговорку,      Тому вещей Боянъи пръвое припевку,
благоразумный, говорил:                смысленый, рече:
"Ни хитрому,                "Ни хытру,
ни быстрому,                ни горазду,
Ни как птица игристому                ни пытьцю горазду
никогда            
Не миновать им божьего суда".                суда божиа не минути"**.
––––––––––––
*Всеслав Полоцкий.
** После того, как князь Всеслав занял престол в Киеве, Изяслав был вынужден бежать из города в Польшу.;Период киевского княжения Всеслава продолжался всего 7 месяцев, но летописцы не оставили о нем никаких сведений. И все же, судя по записям  «Слова о полку», князь Всеслав вел активную  деятельность: «людям судяше, князем грады рядяше». «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божиа не минути» – эта припевка знаменитого Бояна относилась как раз к Всеславу. В 1069 году  Изяслав  вернулся с поляками на Русь. Во главе киевского войска князь Всеслав выступил против него к Белгороду, но  ночью, тайком от киевлян, чувствуя неустойчивость своего положения, покинул Киев и  бежал в Полоцк.


   О, стонет Русская земля,                О, стонати Руской земли,
вспоминая давние времена и первых князей!           помянувше пръвую годину и пръвыхъ князей!
Тогда старого Владимира нельзя было                Того старого Владимира нельзе бе
привязать к горам киевским – князя Руси всей:          пригвоздити къ горамъ киевьскымъ:
сегодня и ныне  подняты  стяги Рюриковы,              сего бо ныне сташа стязи Рюриковы,
а другие – Давидовы,                а друзии Давидовы,
но по-разному им из конских хвостов                нъ розно ся имъ хоботы пашутъ,
бунчуки на древке знамени машут,            
аж копья пляшут (поют?)".                копиа поютъ!
    На Дунае Ярославны голос  слышен,                На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ,
кукушкой непривычно рано громко кличет по всему краю:        зегзицею незнаема рано кычеть:
"Полечу, – говорит, – кукушкою по Дунаю,                "Полечю - рече - зегзицею по Дунаеви,
 Окуну шелковый  рукав в реке Каяле,                омочю бебрянъ рукавъ въ Каяле реце,
Оботру князю кровавые его раны на сильном его теле".      утру князю кровавыя его раны  на жестоцемъ его теле".

     Ярославна рано поутру плачет в Путивле                Ярославна рано плачетъ
на башне  крепостной, приговаривая:                въ Путивле на забрале, аркучи:
"О ветер, ураган! Зачем, господствуя, навстречу веешь?        "О ветре, ветрило! Чему, господине, насильно вееши?
Зачем  несешь вражьи хиновские стрелы                Чему мычеши хиновьскыя стрелкы
своими легкими крылышками,                на своею нетрудною крилцю
на мои ряды воинские сеешь?                на моея лады вои?
     Мало ль тебе будет высоко под облаками веять,           Мало ли ти бяшетъ горе подъ облакы веяти,
покачивая  корабли на синем море?                лелеючи корабли на сине море?
Зачем, господствуя, мою радость                Чему, господине, мое веселие
по ковыль-траве развеял на просторе?"                по ковылию развея?"

    Ярославна поутру плачет, Путивлю городу              Ярославна рано плачеть
на высокой стене крепостной, причитая:                Путивлю городу на забороле, аркучи:
"О, Днепр Славутич!                "О Днепре Словутицю!
Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую           Ты пробилъ еси каменныя горы сквозе землю Половецкую.
за века;         
ты качал на себе Святослава корабли                Ты лелеял еси на себе Святославли носады
до Кобякова полка.                до плъку Кобяка.
Принеси на волнах, господствуя, моего любимого  ко мне,      Възлелей, господине, мою ладу къ мне,
чтобы не слать к нему слёз на море рано по утрам мне!"           а быхъ не слала къ нему слезъ а море рано".

   Ярославна рано поутру плачет в Путивле                Ярославна рано плачеть
на башне  крепостной, приговаривая:                Путивлю городу на забороле, аркучи:
"Солнце светлое и яркое!                "Светлое и тресветлое сълнце!
Всем теплое и жаркое:                Всемъ тепло и красно еси:
зачем, господствуя,  направило                чему, господине, простре горячюю свою лучю
горячие свои лучи на любимое  войско?                на ладе вои?
В поле безводном жарою им луки засушило,        Въ поле безводне жаждею имь лучи съпряже,
туго им колчаны закрыло?"                тугою имъ тули затче?"

     Вспенилось  море к полуночи,                Прысну море полунощи,
идут смерчи тёмные по ночи.                идутъ сморци мьглами.
Игорю-князю бог путь указывает                Игореви князю богъ путь кажетъ
из земли Половецкой на землю  Русскую,                изъ земли Половецкой на землю Рускую,
к отцовскому золотому престолу дорогу подсказывает.                къ отню злату столу.
    Погасла заря вечерняя.                Погасоша вечеру зари.
Игорь спит, Игорь бдит,                Игорь спитъ, Игорь бдитъ,
Игорь мыслию поля измеряет                Игорь мыслию поля меритъ
От великого Дона до малого Донца промеряет.           отъ великаго Дону до малаго Донца.

   Коня в полуночи Овлур* позвал свистом за рекою:       Комонь въ полуночи Овлуръ свисну за рекою:
велит князю догадаться:                велить князю разумети:
князю Игорю на месте оставаться!                князю Игорю не быть!
    Кликнула, стукнула земля;                Кликну, стукну земля,
зашумела трава,                въшуме трава,
половецкие дозоры появились.                вежи ся половецкии подвизашася.
      Прыгнул  князь Игорь горностаем к тростнику          А Игорь князь поскочи горнастаемъ къ тростию
и белым селезнем на воду;                и белымъ гоголемъ на воду.
     вскочил князь на резвого коня                Въвръжеся на бръзъ комонь
и спрыгнул с него серым волком, к земле взгляд склоня.                и скочи съ него бусымъ влъкомъ.
      И побежал к лугу Донца                И потече къ лугу Донца,
и бросился соколом под тучи,                и полете соколомъ подъ мьглами,
сбивая гусей-лебедей к завтраку и обеду, и ужину,         избивая гуси и лебеди завтроку, и обеду, и ужине.
везучий.
––––––––––––
*Овлур (Влур, Лавор, Лавр) – половчанин, помогавший Игорю бежать из половецкого плена, впоследствии был богато награждён.
;    Когда Игорь-князь соколом полетел,        Коли Игорь соколомъ полете,
тогда Овлур волком побежал,                тогда Влуръ влъкомъ потече,
сбивая сам студеную росу:                труся собою студеную росу:
притомил своего резвого коня-красу.             претръгоста бо своя бръзая комоня.
   Донец говорит:                Донецъ рече:
“Князь Игорь! Не мало в тебе величия,        "Княже Игорю! Не мало ти величия,
а к Кончаку неприязни,                а Кончаку нелюбия,
а Русской земле радости! Без боязни!"          а Руской земли веселиа".

     Игорь в ответ: "О, Донец!                Игорь рече: "О Донче!
Не мало в тебе величия, сберегшего князя на волнах,                не мало ти величия, лелеявшу князя на влънахъ,
Подстилавшего ему зеленую траву                стлавшу ему зелену траву
на своих серебряных берегах,                на своихъ сребреныхъ брезехъ,
   одевавшего его теплой мглою                одевавшу его теплыми мъглами
под покровом зеленого дерева в покое,                подъ сению зелену древу;
стерегущего его селезнем на воде,                стрежаше его гоголемъ на воде,
чайками на волнах,                чайцами на струяхъ,
утками на ветрах.                чрьнядьми на ветрехъ".
Не такова, - сказал, - река Стугна.             Не тако ти, рече, река Стугна:
Малую волну имеет!                худу струю имея,
Поглотила чужие ручьи и притоки,          пожръши чужи ручьи и стругы,
Растеклась к устью  на рукава,                рострена к устью,
Юного князя Ростислава забрала.           уношу князю Ростиславу затвори.

    Днепра темны берега,                Днепрь темне березе
плачет мать Ростислава                плачется мати Ростиславля
по юному князю Ростиславу.                по уноши князи Ростиславе.
Цветы от горя склонились                Уныша цветы жалобою,
и деревья с печалью к земле приклонились.          и древо с тугою къ земли
преклонилося.

   А не сороки застрекотали:                А не сорокы втроскоташа –
по следу Игоря едут Гзак с Кончаком.                на следу Игореве ездитъ Гзакъ съ Кончакомъ.
При них  вороны не каркали, галки замолкали,                Тогда врани не граахуть, галици помолъкоша,
змеи-полозы ползали только,  а сороки не стрекотали.          сорокы не троскоташа,  полозие ползоша только.
   Дятлы стуком путь к реке указывают,                Дятлове тектомъ путь къ реце кажутъ,
соловьи весёлыми песнями                соловии веселыми песньми
восход солнца предсказывают.                светъ поведаютъ.
   Молвил Гзак Кончаку: "Если сокол к гнезду летит,               Молвитъ Гзакъ Кончакови: "Аже соколъ къ гнезду летитъ,
соколенка расстреляем своими  стрелами золочёными."      соколича ростреляеве своими злачеными стрелами".
Отвечает Кончак Гзаку: "Если сокол к гнезду летит,             Рече Кончакъ ко Гзе: "Аже соколъ къ гнезду летитъ,
соколенка нарядим, как девицы наряжённые."                а ве соколца опутаеве красною девицею".
И сказал Гзак Кончаку:                И рече Гзакъ къ Кончакови:
"Если нарядим девицей наряжённой,                "Аще его опутаеве красною девицею,
ни нам двоим не  будет соколёнка,                ни нама будетъ сокольца,
ни нам двоим не будет девицы наряжённой видать,           ни нама красны девице,
и начнут нас птицы в поле Половецком клевать!"               то почнутъ наю птици бити в поле Половецкомъ".

   Пел Боян и Ходына,                Рекъ Боянъ и Ходына,
Святослава песнотворец                Святъславля песнотворца
былых времен Ярослава,                стараго времени Ярославля,
Песнотворец Олегова князя** жены:                Ольгова коганя ** хоти:
"Тяжко, когда голова без плеч,                "Тяжко ти головы кроме плечю,
беда, когда тело без головы" –                зло ти телу кроме головы" –
Русской земле без Игоря! Знаете и вы.                Руской земли безъ Игоря.

   Солнце светит на небе –                Солнце светится на небесе, -
Игорь-князь в Русской земле;            Игорь князь въ Руской земли;
Девушки поют на Дунае, –                девици поютъ на Дунаи, -
летят голоса через море до Киева. Всё играет:             вьются голоси чрезъ море до Киева.
    Игорь едет по Боричеву, – лица милы,           Игорь едет по Боричеву
к святой богородице Пирогощей*.                къ святей богородици Пирогощей.
Страны рады, города веселы.                Страны ради, гради весели.
––––––––––––––
*По одной версии во времена Киевской Руси в храме находилась византийская икона Богородицы, называемая Пирогощей (от др.-греч.  «пирготисса» — «башенная»). В Византии так называли иконы, которые размещались в башнях монастырей или крепостей. По второй версии название «Пирогоща» состоит из двух частей: «пиро» и «гоща»: «гоща» происходит от слова «гость», купец; значение слова «пиро» (или «пир») связывают с греческим переводом слова «пшеница», древнеславянским «просо», «пшено», древнерусским «пира» — рожь, мука, пирог.

   Спели песнь старым князьям,                Певше песнь старымъ княземъ,
А потом молодым споем:                а потомъ молодымъ пети:
    “Слава Игорю Святославичу!                "Слава Игорю Святъславличю,
Слава могучему Всеволоду!*                буй туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!” **                Владимиру Игоревичу!"
    Да здравствуют князья и дружина,                Здрави князи и дружина,
Поборовшие за народ наш и землю нашу          побарая за христьяны
Неверных полки!                на поганыя плъки!
Князьям слава и дружине!                Княземъ слава а дружине!
Навеки!                Аминь.
–––––––––––––
*Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (в крещении Дмитрий, 1154 – 1212) – великий князь владимирский с 1176 года. Десятый сын Юрия Долгорукого, младший брат Андрея Боголюбского. При нём Великое княжество Владимирское достигло наивысшего могущества. Имел большое потомство  – 12 детей (в том числе 8 сыновей), поэтому получил прозвище «Большое Гнездо». В течение пяти недель (в феврале и марте 1173 года) княжил в Киеве. В российской историографии иногда называется Всеволодом III. Время правления Всеволода — период наивысшего подъёма Владимиро-Суздальской земли. Причины успеха Всеволода — опора на новые города (Владимир, Переславль-Залесский, Дмитров, Городец, Кострому, Тверь). Автор  «Слова о полку Игореве» отмечал: его войско «Волгу может вёслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать».
** Владимир Игоревич – князь Путивльский (до 1185-1198), Новгород-Северский (1198-1206), князь Галицкий (1206-1208, 1210-1211). Сын  главного персонажа «Слова о полку Игореве»  Новгород-Северского князя Игоря и его жены Ефросиньи Ярославны. Вместе с отцом, неполных пятнадцати лет от роду в 1185 году во время битвы, описанной в «Слове о полку Игореве», попал в плен к половцам. Вернулся на Русь через 2 года, через год или два после побега отца из плена, уже будучи женатым на Свободе – дочери своего «тюремщика»  половецкого хана Кончака, и с маленьким сыном Изяславом.

––––––––*****––––––––

ПРАВИТЕЛИ КИЕВА.
Князь Игорь (Рурекович) 912-945
Ольга Святая                945-966
Cвятослав Игоревич       966-972
Ярополк I Святославич  972-980
Владимир Великий         980-1015
Святополк I Окаянный   1015-1019
Ярослав Мудрый             1019-1054
Изяслав I Ярославич       1054-1078
Всеслав Полоцкий          1068-1069
Святослав II Ярославич  1073-1076
Всеволод I Ярославич     1076-1077, 1078-1093
Святополк II Изяславич  1093-1113
Владимир Мономах        1113-1125
Мстислав Великий          1125-1132
Ярополк II Владимирович  1132-1139
Всеволод Ольгович         1139-1146
Игорь Ольгович               1146-1146
Изяслав II Мстиславич    1146-1149, 1151-1154
Юрий Долгорукий           1149-1151, 1155-1157
Ростислав Мстиславич Смоленский    1159-1167
Изяслав III Давыдович Черниговский  1157-1159
Мстислав Изяславич      1167-1169
ВЛАДИМИРСКИЕ КНЯЗЬЯ.
Андрей Юрьевич Боголюбский     1169-1174
Михаил Юрьевич                1174-1176
Ярополк III Ростиславич                1175-1175
Всеволод Юрьевич Большое Гнездо  1176-1212

************
© Copyright: Серж Пьетро 1, 2014
Свидетельство о публикации №114120504940


Рецензии