Что за надеждой?

Никому не хочется , в праздники особенно, погружаться в трудные думы о собственном устроении и спасении. Но... Врачи- то приходят к больным в любое время, потому что болезни и злострадания календарей не соблюдают.

Вот об одной такой распространенной современной болезни поколения неоправославных (глуши чрезмерный (!) страх Божий, пребывай в радости - дескать, все спасутся, и т.п.), порожденной годами псевдомиссионерства (скорее затянуть человека в храм, а там разберемся, только б не спугнуть!) и предупреждает ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААК СИРИН в своем 67 слове: "Надежда на Бога является от злострадания за добродетели".
Не просто страдания, но страдания за добродетели, за исполнение вышеестественных заповедей Божиих. Не мстить за себя, не давать сдачи, отрекаться от своих "имений " - и самости в первую очередь, возненавидевать свою грешную душу, принимать со смирением то, что посылает ему Господь, - бесчисленно множество заповедей Христовых, узок и крестоносен, а порой и страшен путь, но разве мы до крови на нем сражались за эти добродетели?! "Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя" (Евр. 12:4-6).

;;;

ИСААК СИРИН: ОТРЫВОК ИЗ СЛОВА 67:
...Человек, у которого сердце совершенно погребено в земном, который всегда ест со змием персть, никогда не печется о благоугодном Богу, но утомлен и расслаблен всем телесным, не совершает ни одной добродетели, по причине всегдашних сношений с людьми и рассеяния в наслаждениях, и представляет какие-либо к тому предлоги, – такой человек действительно по этой лености и праздности отпал от доброго. И когда будет стесняем скудостью в чем-нибудь, или смертью, и подавлен плодами беззаконий своих, тогда и он, может быть, скажет: «Возложу упование на Бога, и сделает меня без заботы, и даст мне послабление». До этого часа не вспоминал ты, безумный, о Боге, но оскорблял Его непотребством дел своих, и имя Божие ради тебя, как написано, хулимо было язычниками, и ныне ли осмеливаешься говорить отверстыми устами: «На Него возложу упование, Он поможет мне и попечется о мне!»

В посрамление таковых хорошо сказал Бог через пророка: «Мене день от дне ищут и разумети пути Моя желают, яко людие, правду сотворившии, и суда Бога своего не оставившии, просят... у Мене суда праведна». К числу таковых принадлежит сей безумец, который и мыслью своей не приближался к Богу, а, как скоро окружен стал скорбями, воздевает к Нему руки свои с упованием. Такового потребно было бы много раз жечь на огне, чтобы всячески вразумить его, потому что не сделано им ничего такого, по чему был бы он достоин иметь упование на Бога.

Напротив того, за свои лютые деяния и за свое нерадение о должном достоин он наказания; и Бог, долготерпя, по милости только Своей терпит его. Поэтому, да не обольщает себя таковой, да не забывает, какова жизнь его, и да не говорит, что надеется он на Бога, ибо будет наказан, потому что нет у него ни одного дела веры. Да не направляет он стопы свои в праздность и да не говорит: «Верую, что подаст мне Бог необходимое», – как провождающий житие в делах Божиих, или, да не ввергается безрассудно в кладезь, никогда не имев в помышлении Бога. А то, по отпадении, он скажет: «Возложу упование на Бога, Он избавит меня».

Не обольщайся, безумный: надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании пот. Если веруешь в Бога, то хорошо делаешь. Но вера эта требует и дел, и надежда на Бога является от злострадания за добродетели.

Веруешь ли, что Бог промышляет о тварях Своих и всесилен? Да сопровождает веру твою подобающее делание, и тогда услышит тебя Бог. Не старайся горстью своей удерживать ветер, то есть веру без дел.


Рецензии