Синестезия в искусстве

В непростые времена мы сейчас живем: душевной черствости, эмоциональной лености и духовной распущенности. Спящее сознание современного человека может пичкать себя стимуляторами, воздействующими на телесные вкусовые рецепторы искусственно созданными химическими веществами. Все для насыщения плоти. Используем то, что подавляет нашу волю, делает зависимыми, ломает психическое здоровье.
Сознательный и развитый человек хотеть этого не может.
Необходимо отказаться от того, что разрушает душу, даже если это очень вкусно для восприятия, и встать на путь разумной синестезии. Внешние обстоятельства обострили все «неправильные» места старой цивилизации, обнажили масштаб неизбежных изменений, и это только начало процесса синестезии планеты, общества, искусства, которое в первую очередь должно разбудить желание чувствовать.

Синестези;я (от др.-греч. ;;;;;;;;;; < ;;; «вместе» + ;;;;;;;; «ощущение»)— нейрологический феномен, при раздражение одного органа чувств вызывает ощущения, непроизвольный отклику других или всех сенсорных систем.

Все происходит для того, чтобы человечество побыстрее начало пробуждаться, понимать, ведь плотность вчерашнего мира ему не подходит, необходимо менять свое сознание на вибрации более достойного бытия.

Термин «синестезия в искусстве» исторически относился к широкому спектру экспериментов художников, композиторов, поэтов которые исследовали взаимосвязь чувств (например, зрение и слух; слово «синестезия» происходит от древнегреческого ;;; (syn), «вместе», и ;;;;;;;; (aisth;sis), «ощущение»).

Кроме того, синестетическое искусство может относиться либо к искусству, созданному синестетами, либо к искусству, созданному для того, чтобы вызвать синестетический опыт у широкой аудитории.

Термин «синестезия» появился и вошел в теорию искусства более ста лет назад.

Впервые его употребил физиолог И. Мюллер для характеристики феномена «неадекватности» ощущений и предпринял первые попытки объяснить явление «соощущения».
Живопись откликнулась произведениями Василия Кандинского и Эдварда Мунка.
Одним из известных синестетиков в живописи является Василий Кандинский. Стиль высказываний Кандинского неоднороден: художник оперирует эмпирическими ассоциациями, относящимися к восприятию различных чувств, объединенных по принципу подобия, но иногда указывает на глубинные психологические основы. Кандинский неоднократно упоминал о том, что при смешивании цветов в детстве слышал странный шипящий шум. Поскольку между духовным и телесным в человеке существует крепкая связь, сильное душевное переживание посредством ассоциаций может вызывать другого рода соответствующее переживание.
Например, красный цвет может породить душевную вибрацию, подобную той, какую рождает огонь, так как огонь красный. Теплый красный цвет возбуждает, а вследствие сходства с вытекающей кровью может даже вызвать болезненные ощущения. Красный цвет в этом случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу.
Интерес к синестезии и идеи Гёте стимулировали размышления Кандинского о музыкальных параболах. Живописец характеризовал цвет с помощью звуковых определений и тем самым положил начало практике приложения визуальных понятий к музыке. Благодаря основательным познаниям художника в музыке даже в его парадоксальных формулировках сохраняется интригующий смысл. Музыкальное различие между белым и черным сводится Кандинским к различию между звучанием паузы, обещающей продолжение, и беззвучием «вечного молчания без будущего и надежды». Чернота — это самый глухой, совершенно беззвучный цвет. Подобные свойства проявляет серый — глухой и неподвижный, Феномен синестезии в искусстве лишенный динамики и надежды. Чем темнее серость, тем более «безнадежной и сдавленной» она является.
В широком смысле любую экспрессионистскую живопись можно назвать синестетической, поскольку именно в ней особенно явно передается основные чувства с помощью цвета. Живопись тем самым перестает быть лишь изображением предметов и становится игрой элементов на основе духовных законов.
Соответствие цветов и тональностей– есть идеальное проявление синестезии в музыке.
Известным композитором синестетиком был Александр Скрябин, который создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. При этом их видение цветов тональностей сильно различалось, так, Римский-Корсаков в отличие от Скрябина видел до мажор белым.
Еще до создания своего первого светомузыкального произведения Скрябин при описании музыки часто использовал световые метафоры. В одном из эпизодов Сонаты № 3, созданной в 1898 году, автор «объяснял» музыку через выражение «здесь звезды поют». А ремарки «светоносно» и «мрачно» он применял в своей «Божественной поэме», которую писал с 1902 по 1904 года. Полностью воплотить замысел синтеза искусств композитору удалось в 1910 году в музыкальной поэме «Прометей» («Поэме огня»), которая стала первым светомузыкальным произведением в мировой истории.
Для исполнения поэмы «Прометей» нужны были оркестр, хор, орган, фортепиано и специальный световой аппарат. Последнему отводилась особая роль — воспроизвести партию света «Luce», в которой обычными нотами были записаны условные обозначения цветов. В световой строке также доминировали два цвета — фиолетовый и красный. Первый ассоциировался со сферой духа и нематериальным началом, второй выступал как его противоположность и обозначал материю. По задумке композитора, в конце партии света происходил выход за пределы материального мира, поэтому финал произведения был решен в фиолетовом цвете.
Довольно ярким примером синестезии в поэзии является сонет Артюра Рембо «Гласные» (1871 г.), который содержит в себе как элементарные ассоциации между гласными и тем или иным цветом, так и образы, порожденные этими ассоциациями:
А — черно, бело — Е, У — зелено, О — сине,
И — красно… Я хочу открыть рождение гласных.
А — траурный корсет под стаей мух ужасных,
Роящихся вокруг как в падали иль в тине.
В более спокойной форме декларировал синестетичность поэзии Шарль Бодлер — в своем программном стихотворении с показательным названием «Соответствия» (1857 г.), где использование данного приема еще предполагает общедоступность:
Есть запах девственный, как луг он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя…
Многие современники, последователи Рембо в символисткой, а затем и футуристической поэзии провозгласили «Гласные» открытием, продолжая синестетические эксперименты и защищая право поэта на них (Р. Гиль, В. Лилок, Ж. Мореас и др.). Были предприняты попытки вынести «цветную» поэзию на сцену с реальным окрашиванием звучащих гласных. Синестезия и конкретно «цветной слух» представлялись символистами как знак высокой художественности, элитарности, эзотеричности.
В восторженности «смешением чувств», особым языком они также проявляли чрезмерную настойчивость. Так, в одной из своих теоретических работ Константин Бальмонт делает следующий вывод: «Творчески мыслящий и чувствующий художник… знает, что звуки светят, а краски поют, и запахи влюбляются» Такого же мнения придерживается и Андрей Белый, который категорически утверждал, что «отсутствие цветного слуха в художнике пера и кисти — изъян».
Синестезия в литературе — это межчувственная ассоциация, со-представление, являющее собой неотъемлемый компонент авторского художественного мира.
Синестезия является базовым, неосознанным механизмом работы сознания и проявляется на различных уровнях восприятия человеком окружающей действительности, но нас интересует только процесс творческой деятельности.
В литературоведении синестезия трактуется как отдельный троп, именуемый «особой формой метафоры» или «специфическим подвидом». Она участвует в создании художественного образа, воплощая сложность, многогранность чувственного восприятия мира.
Синестезия представляет собой неотъемлемый компонент художественного мышления, на ней строятся оксюморонные образы произведений творцов. Автор проводит связи между вкусами, запахами, звуками, зрительными образами, осязательными ощущениями, чтобы достичь нового эстетического воздействия и пробудить межчувственное воображение читателя.
Основными направлениями изучения феномена являются: синестетические переносы, синестезия как средство поэтики, музыкальная синестезия. Можно выделить следующие научные области, поддерживающие синестезию: психология, нейрофизиология, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, философия, культурология, эстетика.
Благодаря новому методу автор не только дает нам возможность видеть глазами, слышать ушами, но и втягивает в свой мир всеми пятью органами чувств, привлекая весь спектр ощущений к запечатлению окружающего мира.
 Подводя итог, можно определить, что синестезия выполняет изобразительную функцию, характерологическую, психологическую, оценочную, а также функцию создания эффекта неожиданности и непривычности.
Так рождается новая культура взаимодействия чувств, она иная, более достойная настоящего человека и соответствует новому уровню сознания в мире высокоразвитых существ, воспитанных на примерах эмоциональной чуткости.


Рецензии