Бабушкины страхи перед школой

сборник «Василисса до школы. Дневник бабушки»

7 лет 1 месяц

Быстро летит время, вот уже нашей Васеньке исполнилось семь лет, а это значит, что, проживши остаток зимы, весну и лето, она пойдёт в школу!
Однако лично меня, как бабушку, этот непреложный факт очень беспокоит. Возможно, подобное беспокойство возникает и у других родителей и бабушек, так что, нам с вами есть, что обсудить...

У моей внучки имеется печальный опыт некоторого отвержения её другими детьми в детском саду, поэтому терзает мысль, чтобы подобного не происходило с ней и в школе.
Василиссе не удаётся ходить с детьми в сад из-за её регулярных простуд, когда одна болезнь перетекает в другую, причём с высокой температурой, зачастую за тридцать девять. И хотя в саду за ней с трёх лет закреплено место, и время от времени Васенька появляется туда примерно с периодичностью раз в год или полтора, но успеть сдружиться с детьми за редкие посещения ей не удаётся. То есть умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками, к сожалению, у неё ещё не наработано.

Скромная, воспитывающаяся окружающими её взрослыми, имеющая достаточно высокий уровень развития, она отличается от многих бегающих кричащих детей. Ей с ними неинтересно, а они не понимают её интеллектуальных игр и повышенных требований к общению.

Но, оказывается, находятся дети, кто способны оценить нашу Васеньку с лучших её сторон.
Запоминающийся случай произошёл несколько месяцев назад, когда мы с внучкой возвращались с прогулки. Проходим мимо молодой мамы с сынишкой, живущих в моём же доме, здороваемся. И тут женщина, радостно улыбаясь нам, произносит, что её сыну (младше Васеньки на полгода) очень нравится Василисса, что он выделяет её из всех девочек с нашего двора именно за её скромность, называет Василиссу «леди».
Так и говорит? – любопытствуя, уточняю.
Да, – отвечает женщина, – Кирюша считает, что ваша Василисса скромная девочка, ведёт себя, как принцесса, не кричит, не обзывается, одевается красиво. Эти слова все его...
Тут же обращается к сынишке: Кирюша, скажи Василиссе сам, что она тебе нравится.
Не раздумывая, мальчик, глядя на Васеньку, произносит: Ты мне нравишься!

Мой дорогой читатель, никогда в своей жизни мне не было так волнительно ни от одного комплимента в отношении себя, как в тот раз, когда прозвучали слова мальчика в адрес моей внучки!
Пришло даже некоторое успокоение с его словами: раз Василисса нравится этому мальчику, значит, найдутся и другие девочки и мальчики, кто захотят стать друзьями нашей Василиссе. Нужно верить в это!
А сейчас пора ставить и решать прочие важные вопросы, ибо сентябрь не за горами...

Главная задача летнего периода, считаю, – это укрепление здоровья внучки! Если опять будет болеть постоянно, то какая из неё ученица получится? Вновь будет оторванность от детского коллектива, сплочение которого идёт непрерывно с первых дней образования.
Так что планирую прожить с ней лето на даче... Возможно, удастся немного закалить её тем, что постоянно будем находиться на свежем воздухе, а не в городе в душной квартире или на загазованной улице. Может ещё и у дочери получится свозить ребёнка летом к морю, подышать морским воздухом...

Также ведём в нашей, теперь маленькой, семье разговор о том, чтобы в дочкиной квартире выделить для будущей школьницы более просторную комнату, переклеить в ней обои, со временем поменять «детскую» мебель на «школьную».

Менее всего нас волнует интеллектуальная готовность Василиссы к школе, точнее, совсем не волнует. Занимаемся с ней постоянно, практически с её рождения: чтением, письмом, математикой, рисованием, лепкой, конструированием...
И похоже, что переусердствовали, так как на вопрос, хочет ли она в школу, горящих глаз в ответе не видим. Пока реакция её одна: В школе скучно...
Хочется надеяться, что воодушевится школьной жизнью позже.

У ребенка, идущего в первый класс, обязательно должна быть мотивационная (личностная) готовность к школе.
У нашей Василиссы мотивация такая: Без учения нельзя, в нашей стране все должны учиться в школе, поэтому без школы жить не получится, придётся ходить.
Для неё не характерно наивное восприятие школы, школа для неё – учебный труд, дисциплина на уроке, уважение к учителю и послушание, и... «вредные» обзывающиеся и толкающиеся дети.
И в таком её восприятии школы виновны мы, её любящие родные.

Нами, в первую очередь мною, допущены оплошности и просчёты в воспитании Василиссы, ибо она умеет строить отношение со взрослыми, но не научилась с детьми. Она их побаивается, как агрессивных созданий. Находясь рядом со взрослыми, Василисса понимает, что, высказав свою точку зрения, будет ими услышана, одобрена или тактично поправлена.
А детки... – они разные, и многие далеки от идеала: грубят, обзываются, гримасничают, толкаются, дерутся, плюются... Ведь на Земле проживают не только люди положительного направления развития, но и отрицательного тоже. Последних сейчас предостаточно.

Ещё у нашей Васеньки занижена самооценка. Если её первый класс окажется недружелюбным коллективом, то случится ещё большее падение самооценки.
Наблюдая за ней на прогулке во время редких её игр с детьми, я замечаю, что Василисса ведомая каждым из них, но не от глупости своего ума и не от неумения управлять игровым процессом, а от чрезмерного внимания к детям, от желания не обидеть их. И в этом кроется тоже наше, взрослых, упущение: мы всегда слишком строги к ней, не позволяем ей быть ребёнком.

Также очень беспокоит то, что Василиссу её мама, моя дочь, укладывает поздно спать, что не придаёт важного значения выполнению режима сна, труда и отдыха. Я и моя дочь за семь Василиссиных лет так и не смогли выработать единую тактику воспитания, что, естественно, вызывает у Василиссы стрессовое состояние. То есть нам самим с дочерью ещё долго воспитываться и воспитываться...
Так что итоги перед первым классом совсем неутешительные.

С одной стороны, Васенька – развитая девочка, обсуждающая со мной психологию взаимоотношений, личностный рост души, космические вопросы, а с другой стороны – для неё почти характерна абсолютная незащищённость перед социумом.
Готова ли она к школе?
Нет, не готова, точнее, социум с его консервативным взглядом на подлинность существования не готов воспринять её, продвинутую (насколько это возможно для её возраста) во многих вопросах лучшего разумного человеческого бытия.
Васенькины рассуждения, естественно на её детском языке, о духовном высоконравственном смысле человеческой жизни, отличающиеся своей глубиной и новизной даже от рассуждений церкви для маленьких детей, боюсь, и не каждый педагог поймёт, а уж сверстники тем более.

Нашу девочку давно интересует тонкий мир, она любит о нём разговаривать, сама уже начала вести собственное познание мира энергий.
Так, однажды, сказала: Баба, я вижу тонкий мир, когда гляжу на свою руку, только глаза нужно немного прищурить. Она имела ввиду эфирную ауру, которую сумела сама разглядеть вокруг своей ладони и пальцев. Как ей это пришло в голову, не знаю, но не от меня, это я с ней не обсуждала.
Или нередко, неожиданно, произносит, глядя на меня: Баба, твоя голова отдалилась от меня далеко-далеко, стала совсем крошечная.
Возможно, что это и есть её первые проявления какой-то области многогранного ясновидения...

Василисса, уже имея некоторую базу познаний о непроявленных мирах, время от времени размышляет о них, пытаясь увязать известное видимое земное с непонятным невидимым неземным.  Вот вдруг, буквально недавно, Василисса начала настороженно вертеть головой, как разглядывая что-то передвигающееся незримое в воздухе: Баба, мне кажется, или кто-то летает по квартире у нас?
Я начала её успокаивать.
– Даже если и летает... Пусть себе летает. У него – свои задачи, у нас с тобой – свои! В мирах видимых и бесплотных проживает множество живых существ, у всех свой быт, свои цели, к которым они устремляются. Ты, главное дело, никого не бойся. Бог не допустит, чтобы тебя обидели, Он любит всех своих, Им созданных, существ, как Отец, и следит за ними со Своими Помощниками, чтобы жизнь у всех нас протекала, как можно правильнее, направлялась только к развитию.

– Бог любит меня, как папа мой меня любит?
– Да, как папа, – отвечаю и мысленно сама себе проговариваю, – только Бог тебя не оставит, как оставил тебя твой папа...
– Васенька, любое, что с тобой происходит, – важно для тебя, значит, Бог хочет, чтобы ты через это прошла. Так что не расстраивайся, не бойся, сверху смотрят за тобой, как я на прогулке слежу за тобой. Ты не одна.

Кстати, о прогулках.
После зимы, с наступлением тепла, повылазила из своих укрытий разная букашечная живность. Василисса радуется им, как своим давнишним друзьям, разговаривает с ними.
Такой ты миленький, – говорит она нежно ползающему муравью или другому какому насекомому...

Я же стараюсь использовать малейшую возможность общения Василиссы с детьми. С кем-то ей удается сблизиться, с кем-то нет, в чём-то получается реализоваться во время игр с детьми, а в чём-то нет...

Недавно, наблюдая за взаимоотношениями Василиссы с девочкой Варей, замечаю, как Василисса, создав свой замечательный рисунок мелками на асфальте, молчит при хвастовстве Вари о том, что она рисует очень красиво, не возражает ей в ответ и не хвалится тем, что её рисунок не только не хуже, но и лучше.
Позже спрашиваю у Васеньки, почему она молчала и тоже, как Варя, не хвалилась своим рисунком. На что она ответила, не раздумывая, глубокомысленно, неожиданно для меня: Зачем мне хвалиться, Там (показала пальчиком вверх, в небо) увидят, что я умею и чего не умею, и Там спросят с меня за хвастовство.

Как тут не вспомнить аналогичный случай, произошедший со мной много лет назад, когда я ещё училась в школе.
9 класс. Перед уроком геометрии. Дети спрашивают друг у друга, кому удалось решить заданную на дом задачу. Я не любила алгебру, но обожала геометрию, она много легче мне почему-то давалась. Конечно же, я решила трудную задачу, но сказать об этом громко на весь класс не смогла в силу своей природной скромности. Соседка по парте шустрая Вера, девочка с глазами разного цвета, почти бесцеремонно влезла в мою тетрадь, проглядела решённую задачу, воскликнула «я тоже так думала» и быстро её у меня переписала.
Прозвенел звонок, учитель вошёл в класс, не успев сесть за свой стол, спросил: Кто решил? Дети загудели, что задача трудная... А Вера, не раздумывая, подняла руку, сказав, что она решила. Приглашённая учителем к доске, она скоренько написала решение, получила пятёрку и села довольная на своё место. Учитель потребовал, чтобы все переписали решение с доски. Ясно, что, открыв потом мою тетрадь с этой написанной задачей, учителю и в голову не пришло, что я сама решила...

Вот и моя внучка такая же... Но я учу её не бояться правильно подавать себя в необходимые для этого моменты, потому что для человека важно уметь быть смелым, не пасовать перед трудностью, отстаивать свою точку зрения.

Всё, что с нами случается, со взрослыми и с детьми, – не что иное, как проверка наработанных ранее нашим сознанием качеств, как испытание на стойкость духа. Вся жизнь человека от рождения до последнего часа – труд и познание во благо души, исследование и постижение, сражение и экзамен на зрелость, а школа и школьные годы  занимают добрую часть этой краткой жизни... И очень хорошо, если прозрение к человеку приходит не на склоне лет, а в юном возрасте... Так что, долой все страхи, нужно двигаться вперёд, шагая по предложенным Свыше ступеням восхождения!


Рецензии