Гребешок судьбы

                Известная сказка, избитый сюжет…

      Не во времена былинные, а в наше время окаянное. Жил Купец, предприниматель – бизнесмен по-нашему. Имел крупную торговлю-бизнес в странах арабских, государствах латинских, землях европейских. Не молод он был, но и старым купца назвать нельзя, средних лет детина.

      И было у Купца три дочери: старшая Диана, умная девушка не по годам развитая,  много знающая и читающая; средняя – Маргарита, статная красавица писанная, да и умом Бог не обидел, и младшенькая -  Настенька, поскрёбыш, последний ребенок в семье. Пожалуй, младшенькая была любимицей отца, да и все её очень любили.

      И вот, собрался Отец-Купец в очередную свою поездку по странам арабским, да государствам латинским, по выставкам заморским, по делам торговым. Себя, свой товар лицом показать, да людей посмотреть; посмотреть, что нового в странах дальних, у нас ещё неизвестного, заключить сделки выгодные, да договоры долговременные.

      Спрашивает Купец своих дочерей перед отъездом:
- Доченьки родимые, доченьки любезные! Собираюсь в путь дальний по делам коммерческим. Долго ли, коротко ли там буду -  не знаю, не ведаю. Может вам чего надо привести из стран чужеземных? Вы уж скажите, постараюсь, привезу.

      Говорит старшая дочь:

- Привези мне батюшка, книгу роскошную на иноземном языке писанную про житьё-бытьё их иностранное, в обложке кожаной, с тиснёнными картинками на ней, златом-серебром-бриллиантами отделанную.

- Хорошо, - говорит купец, - привезу такую книжицу, буду на книжной ярмарке, там и куплю такую книгу.

- А мне, батюшка, - говорит средняя дочь Маргарита, - привези заколки новые, платья-сарафаны жемчугом-каменьями драгоценными расшитые, чтоб блистать мне в обществе и мне равных не было.

- И в таком месте буду, на выставке-продаже, вот там и приобрету всю эту красоту, - отвечает Отец.

- Ну, а тебе, Настенька, что нужно из стран заморских. Что  твоей душеньке требуется? - спросил младшенькую дочку Отец-Купец.

- А мне, батюшка, ничего не надо, лишь бы ты приехал жив-здоров, да поскорей возвращайся. Плакать-горевать я буду без тебя.

- Ну как же так, разлюбезная моя Настенька, всем я привезу подарки заказанные, а тебе нет? Может зверька, какого-нибудь  привезти для увеселения души, или птичку   в клетке? Всё найду, всё привезу, - уговаривает её Отец.

- Тогда привези мне гребешок простой из серебра сделанный. Более мне ничего не нужно, всё у меня есть.

- Не мудрёный подарок ты у меня просишь. Ну что же, сделаю, привезу тебе гребешок на волосы. Думаю, просто мне его будет достать.

      С тем и уехал наш Купец.

      Вылетел самолетом Купец в страны арабские к шейхам Саудовским, затем за моря-океаны в земли Латинские, а оттуда на яхте морской с партнером по бизнесу возвращается.

      Приобрёл купец всё заказанное дочерями по выставкам да ярмаркам. Вот только для Настеньки не смог найти гребешок серебряный, простенькой работы.

      Едет купец, а сам всё думает: «Где-же купить гостинец для младшенькой? Каким подарком её порадовать? Где я возьму то, что она заказывала?
Всем остальным дочкам я уже всё купил, что они заказывали и что я им обещал. Вот они будут рады. Но где же взять подарок для Настеньки? Чем её порадовать?»

      Заволновалось море-океан, штормить начало. Волны очень высокие по океану ходят, яхту то вверх, то вниз таскают. Все надстройки с палубы уже волны содрали, и даже антенну радиостанции поломали ветры морские. Но успел радист подать сигнал бедствия в эфир.

      Потеряла  ход яхта. Три дня и три ночи носило судно по океану. Где они находятся, одному Богу известно. Да надежда была на космическую навигацию, но и она вышла из строя.
      
      Выкинуло яхту белоснежную на берег неизведанный, на картах морских не обозначенный. Приборы ничего не показывают, оборудование всё отключилось, ничего не работает.Осталось ждать спасателей какого-либо государства.

      Обустроились, как смогли. Перевязали раны и ушибы пострадавших при столкновении с берегом. Соорудили шалаши из всего, что было под рукой и что нашли на острове, благо остров утопал в зелени, а не был каменистой пустыней.

      Решили обследовать остров, разведать окрестности. Двинулись несколько человек вглубь острова. Довольно скоро путешественники разошлись по разным сторонам, и наш Купец оказался в одиночестве, впрочем, как и остальные исследователи.

      И вдруг, земля ушла из-под ног Купца, провалился он в глубокую яму - пещеру, вход в которую был хорошо прикрыт зеленой растительностью и вблизи вовсе не виден.
      Долетев до дна пещеры, Купец не разбился, а упал на что-то мягкое и на ощупь теплое, лишь немного ушиб ногу, но всё же удачно приземлился.

      После первого шока осмотрелся Купец. Вокруг была темнота, но откуда-то справа потянуло свежим воздухом. Всё ещё переживая случившееся, Купец всмотрелся в эту сторону. Глаза постепенно стали привыкать к темноте. Судя по всему, какой-то переход или тоннель.

      Первой мыслью Купца было позвать на помощь, но что-то его остановило сделать это. Что-то позвало его в сторону тоннеля. Он не понял что, но сопротивляться не стал. Увидел в переходе какой-то огонёк мигающий, как будто фонарик мигает. Что бы это могло значить?
- Может выход там? – подумал Купец и, припадая на ушибленную ногу, направился на огонёк.

      Недолго пришлось ему идти по тоннелю.
      Вышел он в большой зал, золотом и каменьями драгоценными усыпанный, да такой неописуемой красоты, какой он и у шейхов арабских не видел. Посреди зала стол стоит скромненький со свечкой, причём зажжённой и частично прогоревшей. Значит, тут кто-то есть или… был.

-  Здравствуйте, хозяева гостеприимные! Здесь кто-нибудь есть? – спросил громко Купец, всё же не надеясь на ответ.

- А кто тебе нужен? – ответил неизвестный голос, и о… чудо, как только голос спросил, на столе на самой середине появилось блюдо с дичью, ароматно пахнущее. Но не стал Купец удивляться этакому чуду, а только про себя отметил это.
- Хотелось бы с хозяином потолковать, - сказал Купец.

- Я слушаю тебя, путник! – и снова свершилось чудо, появилось снова блюдо с невиданной закуской.
- А с кем я говорю? И хотелось бы увидеть Вас воочию, как-то неудобно с эхом разговаривать, - снова сказал наш Купец.
- Не могу я людям показаться, бестелесен я, - отвечает Эхо.
- А кто ты такой? – спросил Купец.
- Я сам не знаю уже. Тысячу лет я здесь обитаю, я голос в твоей голове.
- Так у тебя нет названия? – спросил Купец.
- Нет, а кто мне его даст? Здесь, кроме меня, нет никого уже тысячу лет.
- Тогда я буду звать тебя Эхом,- сказал Купец.

      И пока Купец и Эхо разговаривали, стол был заставлен съестными припасами, каждое блюдо появлялось на каждую реплику Эха.
- Очень проголодался я, разреши поесть мне? – спросил, наконец, Купец.
- Да, конечно, кушай на здоровье, - пожелало Эхо.

      Наелся, напился Купец, пора и честь знать.
- Ну, спасибо тебе, чудо-чудное, - поблагодарил он неизвестного,- так вот ты как выглядишь, то чего в мире нет, и нет названия тебе ни в одном языке мира, да и выглядишь ты неизвестно как.
- Да я такое…,- ответило немного кокетливо Эхо.

      И потянуло Купца на откровенность. И рассказал Купец, какую загадку загадала ему младшая дочь:
- Попросила Настенька, дочка моя младшенькая, привести ей гребень простенький из серебра сделанный. Но ни где не нашел я названного гребешка, может быть ты мне чем поможешь, может чего посоветуешь? – попросил Купец у Эха.
- Дам я тебе эту вещицу невзрачную, гребень для волос серебряный. Должен понравиться он твоей дочери. Пусть она его себе в волосы вставит. Но за это, возьму я с тебя ДАНЬ СТРАШНУЮ, - повысил голос Эхо до громоподобного, - в один прекрасный день, когда мне нужно будет, пропадет твоя доченька, заберу я ее у тебя, но не бойся, не пропадёт совсем она. Будет она жить у меня в злате – серебре, умываться изумрудами, причёсываться алмазами, есть будет из драгоценной посуды, но… никогда ты уже её не увидишь. Иначе… не быть добру, не видеть тебе больше счастья.

      Делать нечего, согласился Купец, опечалился. Пожалел, что согласился на условия младшей дочери.

      Выпустил неизвестный Эхо Купца из пещеры, проведя через хитроумные ловушки и переходы. Оказался Купец на берегу океана, а вдалеке виднелись ищущие его уже несколько часов «братья по несчастью», пассажиры потерпевшей крушение  яхты.

      Вскоре пришла помощь. Всех забрали с острова. Остров оказался необитаем людьми.

      По пути домой Купец всё ломал голову, как бы обмануть судьбу, не отдавать Настеньку чуду неизвестному, в логово его необитаемое на острове.

      Приехал Купец домой. Раздал старшим дочерям подарки и покупки, но только младшей ничего не дал, и ничего не сказал.

- Нечем мне тебя обрадовать, разлюбезная моя Настенька. Нет у меня для тебя подарка заказанного.
      Сказал так, а сам отвернулся, чтобы в глаза Настеньке не смотреть.

      Поняла Настенька, что скрывает от неё что-то Отец. Стала за ним наблюдать да прислушиваться, о чём он говорит. И вот подслушала она разговор Отца с Матерью. Не смог Отец удержать в себе эту историю с неизвестным, рассказал супруге своей законной. Настя и подслушала их разговор.

      Показал Купец жёнушке Гребень серебряный и отдал ей его на сохранение.
Не выдержала жена купца и стала вдевать Гребень серебряный себе в волосы тайком. Но увидела на матушке гребень Настенька, и спросила, уж не Отец ли купил этот гребень?

      И рассказала мать: да Отец достал тебе Гребень, да сам постеснялся подарить на фоне тех подарков, что привез старшим дочерям, очень уж невзрачным ему показался. И отдала Мать дочери гребешок.

      Увидел Отец подарок на младшей дочери, понял, что жена сама отдала Гребень. Рассказал Настеньке всю историю этого гребня. Просил не одевать его, иначе пропадет-сгинет на острове неизвестного  Эха  и не увидит больше Отца-Матерь, да сестёр-красавиц в жизни, так и пропадёт в подземелье у чудовища невидимого.

      Но не испугалась Настенька этого. Стало ей интересно, что же будет? Носила этот Гребень день-деньской, и только на ночь снимала его. И чем чаще Купец видел на ней этот гребень, тем печальнее становился, понимая, что потеряет скоро свою младшенькую дочь.

      И вот настал этот день. Однажды не смогли найти Настю в хоромах белокаменных. Долго искали, но лишь нашли платочек её, самолично вышитый. И понял Купец, что забрал неизвестный Настю к себе в подземелье. И страшно ему стало за дочь свою. Горевал он горевал, но делать нечего, слезами горю не поможешь, надо как-то жить дальше.


      Очнулась Настя в палатах светлых, золотом – каменьями обделанных, красоты неописуемой помещениях лишь царским особам предназначенных. Ничего не помнит Настенька, что с ней случилось, как она здесь оказалась? Помнит, что ей грозила опасность, от серебряного Гребешка исходящая. Но не побоялась она опасности, носила с собой, а точнее на себе Гребешок. И вот она здесь…

      Тишина её окружает. Свет исходит неизвестно откуда, но в комнатах светло, своды-потолки очень высоки, да и нет потолка на самом деле, всё это искусно обделанная пещера – логово  Эха…

      И вспомнила Настенька рассказ Отца. И заплакала горько, что не увидит сестер своих любезных, Отца-Мать любимых. Но не долго горевала Настенька. Взяло её всё же любопытство женское – куда это она попала?

      Вытерла слезы и пошла осматривать подземелье – пещеру Эхову. Смотрит и глаз радуется, что не помещение – то красота, как будто и не руками человеческими сделано, а сила неведомая украшала своды пещеры, так всё блистало и сверкало.

      Под конец Настенька проголодалась. Стало ей не интересно осматривать злато и каменья и стала она звать зверя невидимого, похитителя своего неведомого.

- Ау, есть здесь кто-нибудь? Где я? И что со мной случилось? В конце концов, я есть хочу и устала очень? – спросила Настенька в глубину пещеры.
- Я здесь, - ответила Эхо, - я давно за тобой наблюдаю.
- Ты ли это – зверь неизвестный, Эхом батюшкой прозванное? – опять спросила Настенька.
- Да, это я. Это я тебя похитило, и будешь жить теперь здесь на всём готовом, ни в чём себе не отказывая. А теперь откушай, что я тебе дам.
 И появился перед Настенькой стол, яствами и напитками уставленный.
Присела Настенька за стол, поела-попила. Но скучно ей одной за столом, вот она и спрашивает:

- А ты, Эхо, не хочешь со мной за столом посидеть, повеселить меня рассказами неслыханными, диковинками невиданными?
- Я бы рад, - отвечает Эхо, - да только нет меня на земле, я существую в твоём воображении, я игра твоего разума.
- Ничего себе, разыгралось моё воображение! А долго ли я здесь буду у тебя пленницей?
- До конца дней своих, - отвечает Эхо, - или пока не снимешь Гребешок серебряный, что в волосах твоих воткнут. Но не пытайся сейчас же его вынуть, не получится. Крепко сидит Гребешок, не вынешь. И носить тебе его пока я не разрешу вынуть. А я не разрешу его вынуть НИКОГДА.

      Попыталась Настя вынуть гребешок, только волосы подрала, а гребешок как влитой засел на голове. И так и этак, не вынешь никак, только боль себе причинила.
      Поняла Настенька, что не шутит Эхо, что пленило оно навечно в пещере своей глубокой, никому неизвестной.

      Ещё круче загоревала Настенька, ещё глубже стало её горе.
Но делать нечего, надо как-то жить, нужно как-то искать выход из создавшегося положения. И что не будет она сидеть сложа руки и ничего не предпринимать. Это однозначно. Надо что-то делать?

      И стала Настенька жить в пещере у Эха. Всё бы ничего, и сытно и тепло, вот только общения никакого нет, нет рядом живого человека, с кем можно словом перемолвиться, с кем откровенно поговорить-пожаловаться. Эхо было не в счет. Его как бы и не было, но в то же время, оно всегда рядом, всегда наблюдает за тобой.

      А в это самое время отец Настеньки организовал поиски младшей дочери. По координатам ранее добытым были посланы поисковые отряды с целью поиска пещеры неизвестного Эха. Но как ни искали остров, как ни старались поисковики с привлечением передовой техники поиска и навигации, так и не смогли обнаружить остров, на котором жили потерпевшие крушение пассажиры. Так ни с чем и вернулись. Вероятней всего это был остров-ловушка, появляющийся и исчезающий по воле неизвестного существа.

      Ещё круче запечалился Купец – Отец Настеньки. Нет даже следов любимой доченьки, неизвестно место её пребывания.

      Долго ли коротко ли, прожила Настенька в пещере богато убранной, но стала скучать по отцу-матери, по сестрам своим любимым.
Завела речь с Эхом о поездке в родные края, чтобы повидаться с родными и близкими, чтобы успокоить их, да и самой успокоиться. Но не хочет Эхо об этом, и слышать, обходит разговор стороной.
«Что делать? Как быть?» – призадумалась Настя, - «Как Эхо заставить пойти навстречу и согласиться на посещение родных мест?».

      Стала Настенька каждый вечер плакать-причитать про свою судьбинушку, что мол она сиротинушка при живых отце-матери и горько слезы лить.

      Сначала Эхо не обращало внимание на слезы девичьи. Но всякая капля камень точит, так и слезы девичьи растопили видно «сердце» Эхово, стало и Эхо успокаивать да уговаривать Настеньку.

      В конце концов, разрешило Эхо  покинуть логово своё, увидеть отца-мать своих, да сестер любезных, но ненадолго, на несколько дней, и взяло обещание, что по истечении этих дней вернется Настенька в логово неизвестного Эха. На том и  решили.

      Вернулась Настенька домой. Все домашние были очень рады, после нескольких лет отсутствия, уже и похоронили заочно дочь свою, сестру младшую. Устроили встречу в ресторанах богатых.

      Несколько дней пролетели незаметно, в празднествах, пора и назад возвращаться.
      Настя с каждым днём всё печальней и печальней.

      Видит это дело Отец, поговорил с дочкой. Рассказала Настенька всё ему. Стал он думать – гадать, как бы Настю задержать, да Эхо ненавистное обмануть. И придумал. Спрятал он Гребешок серебряный от Насти в место недоступное.

      Как ни пыталась Настя Гребешок найти, нет его. Ещё пуще прежнего опечалилась Настя, ведь получается, обманула она Эхо.

      А в это время Эхо, поняв, что его обманули, что в назначенное время Настя не вернулась, очень рассердился, нагнал тучи над морем, на море шторм поднялся, буря на земле, землетрясения страшные. Беснуется неизвестный. Но людям это уже не страшно. Понастроили они дамбы из бетона и металла, строения всякие сейсмически стойкие. Не нанес большого урона Эхо людям, выдержали они гнев Эховый.

      Успокоилось Эхо, выдохлось в своем гневе.

      Поняла Настя, что Эхо гневается, пошла к Отцу и стала уговаривать вернуть ей Гребешок серебряный. Не хотел отец отпускать Настеньку, но неумолима она была в просьбе своей, отдал все же он ей Гребешок. Вернулась Настя в логово Эха.

      Очень удивилось Эхо, и тогда Настенька призналась: «Полюбила я тебя, Эхо неизвестное, очень привязалась я к тебе».

      И тогда Эхо в свою очередь призналось:
- Я тоже давно люблю тебя, Настенька, но не мог я тебе открыться полностью, пока не услышал твоё признание в любви. Я поведаю тебе древнее предание, как я стал таким.
      И рассказало Эхо свою историю древнюю.
 
             Рассказ Эха.

      Родился я принцем в одном небольшом, но невероятно богатом государстве. С детства меня воспитывали в духе правителя этой страны, готовили на трон, ни в чем я себе не отказывал, да и слуги боялись слова поперек сказать, во всем потакали и слушались.
      Таким образом, вырос я своевольным и капризным принцем. Одолела меня гордыня, что хотел, то и творил. Слуги и подчинённые с ног сбились, исполняя мои капризы и желания. Тяжко им приходилось, но ничего не поделаешь, это желание будущего правителя, а он им со дня на день должен был стать, так как настоящий правитель уже был стариком, да и здоровьем слабоват. Короче, тот ещё был принц.
      И вот однажды, судьба столкнула принца с гадалкой-провидицей-колдуньей. Принцу хотелось узнать о дальнейшей судьбе действующего правителя и о своём будущем правлении.
      Вместо разговора со стороны принца были даны высокомерные указания-приказы колдунье, которые она восприняла как оскорбления для себя. Не  стерпела такой наглости колдунья и приговорила принца к такой судьбе: быть ему бестелесным Эхом на оставшиеся века (после смерти, душа не найдет покоя, пока не полюбит его земная девушка  и не признается в своей любви).
      Вот с тех пор и мучается Эхо в своем состоянии и никак не может обрести покоя на веки вечные.
      «Теперь древнее заклятье снято, и я могу быть свободным от «цепей» заклятия, но я не свободен в том смысле, что я бестелесен, у меня давно нет тела, и я могу проявляться в любом обличье, но только визуально. Я буду служить тебе всю твою жизнь. Если ты видишь облачко над собой, это я, если что-то необычное для людей, это я. Я могу проявляться по-разному, но только не в своем истинном обличье, ибо я его давно лишился и, честно говоря, я уже и не помню, как я выглядел тогда давным-давно.
Только так я могу проявить свою любовь к тебе.
Будь счастлива Настенька.
      И помни, я всегда рядом, я тебя до конца жизни буду охранять и беречь».

      И живет теперь Настенька с Отцом – Матерью, да с сестрами любезными. Но где бы она не находилась, обязательно рядом в виде небольшого облачка, небольшого тумана или в образе другого бестелесного явления находится Эхо, первый помощник, советчик и охранник Настеньки.


Рецензии