Раздел 1. Глава 8. Память

Проблема памяти – одна из ключевых в обучении. Память это очень непросто. Почему что-то запоминается лучше, а что-то хуже? Как происходит процесс воспоминания, он хаотичен или есть какая-то оптимальная стратегия? Какие существуют виды памяти? И это действительно различные виды памяти или не более чем стороны одного и того же процесса? Какова вообще ее главная функция? Можно ли память развивать и если да то как? Ниже, я хочу дать краткое, но достаточное для моих целей представление проблемы памяти и механизмов ее работы.

Главная функция памяти

Когда речь идет о памяти, можно услышать о долговременной памяти и быстрой, о памяти смысловой и фотографической, о способности запоминать образы и текст. Все это очень важно, но необходимо выделить главную функцию. А память – это, прежде всего поле, на котором формируется личность человека.
Это кстати к вопросу об индуисткой концепции реинкарнации. Согласно ей, есть некое неуничтожимое Я,  переходящее из одного тела в другое, а освобождение от циклов кармы и сансары дает этому Я воспоминание обо всех своих жизнях. Таким образом, личность, в этой религиозной системе, в определенной степени сводится к проблеме памяти.

И так смотрят на память не только религиозные системы Индии. Думаю, что мимо роли памяти в формировании личности не сможет пройти ни одна теология, идеология и научная теория, хотя быть может, не всегда на этом обстоятельстве делается акцент. А на самом деле можно сказать – мы есть то, что мы о себе помним. Поэтому, наверное,  многие серьезные психические заболевания связаны именно с потерей памяти или ее искажением. Стоит пару слов сказать и о так называемой памяти народа. Она реально существует в индивидуальных разумах и памятниках культуры, и можно сказать, что каждый народ, как и человек, представляет собой именно то, что он о себе помнит. Поэтому все идеологические сражения начинаются на поле памяти. Представление хранимых образов в нужной интерпретации или вообще их замена на другие – всегда было наиболее эффективным инструментом идеологической борьбы.

Почему формирование личности надо признать главной функцией памяти? Зачем формировать в памяти образ личности? Если педагогическая  задача состоит в воспитании специалиста, мастера в своей области знания, то не достаточно ли накачать его, как компьютер необходимыми знаниями? Ведь тогда в обучении мы решаем, хотя и сложную, но техническую задачу.
Оказывается, нет, не вполне техническую. На самом деле, человек существо комплексное. Ядро его личности это не знания, а воля, мотивация, сознание, и представление о себе, что такое есть Я. Знания в этом процессе, играют роль не более чем материала и инструмента. Ключевой же момент в развитии человека – история личности, которая представляет собой непрерывно вспоминаемую картину самого себя, а любая мотивация в накоплении знания и его использования упирается в систему личностных ценностей и целей, существующих не в безвоздушном пространстве, а в личной памяти

Опорные воспоминания

Впрочем, процесс накачки человека знаниями, тоже весьма интересен, так как в таковой накачке заключается значительная часть образовательного процесса, и хотелось бы понять чисто технические механизмы, как запоминается информация, что именно запоминается и как проходит процесс воспоминания. 
Начнем с того, что сложное воспоминание, то есть воспоминание большого информационного массива не происходит одномоментно. Начинается этот процесс с какого-то образа, или информационного текста, возможно очень короткого, в несколько слов или даже в одно слово - термин. И этот неполный образ-слово, включает механизм дальнейшего воспоминания и воспроизведения цельного образа.

На этом свойстве памяти, основан метод опорных конспектов, разработанный советским педагогом Виктором Федоровичем Шаталовым. Заметим, конечно, что педагогическая система Шаталова не ограничивается идеей опорных конспектов, но мы сейчас говорим о работе памяти, и пример успешной методики Шаталова хорошо иллюстрирует работу памяти человека. Шаталов своим опытом доказал существование опорных сигналов и их особую роль в  запоминании.
Почему, в качестве опорного сигнала выбирается именно это слово или именно этот образ – предмет особого исследования психологии памяти. Но некоторые важные положения можно выделить и без подробного анализа. 

Отметим, что сейчас мы не говорим о фотографической памяти, как способности запоминать картинку механически без осознания ее смысла. Наш предмет – последовательность сообщений увязанных в единое целое. Ключевая фраза здесь – «увязанное в единое целое», которому дано имя. Дело в способности интеллекта давать имена всему наблюдаемому. Если появилась «новая сущность», то значит тут же появился и новый термин – ее название. Этот термин, слово или образ – опорный сигнал, с которого начинается воспоминание информационной картинки. 
Если информационная картинка невелика, то единичного опорного сигнала достаточно. Если запоминаемая информация значительна, то картинка фрагментируется, с созданием опорного сигнала для каждого информационного эпизода. Таким образом, в памяти создается сетевая структура опорных сигналов, вспоминание каждого из которых влечет за собой воссоздание фрагмента, и встраивание его в воспоминаемую информационную картину. При этом активируются новые опорные сигналы, таким образом, информационная картинка расширяется во всех возможных направлениях. 
Заметим, опорный сигнал это не обязательно речевой термин. Это может быть зрительный, слуховой образ, хотя конечно для учебных технологий текстовый опорный сигнал (имя, термин) играет особую роль. Общее правило таково – опорный сигнал максимально прост и сам в себе смысла почти не несет, являясь символом запоминаемого. Его роль - запуск процесса воссоздания когда-то запомненного и только. Как именно идет процесс – вопрос специального исследования, здесь и сейчас достаточно только самого факта существования в памяти сети опорных сигналов.

Очевидно, сеть опорных сигналов хранится не так, как связанная с ней информация. Опорные сигналы – это то, что вспоминается быстро. Для нашего дальнейшего обсуждения не важно, чем физически это обеспечивается в мозге, какие процессы происходят на уровне нейронов, существенно значимо только то, что такие структуры памяти есть, и они реально работают.

Актуальная картина памяти

Очевидно, что хотя все существующее в человеческой памяти представляет собой одну большую информационную картину, она  не осознается непрерывно в полном объеме. Ее части могут вспоминаться в любом порядке, выстраиваясь в какую-то временную картинку, увязанную смысловыми связями и ассоциациями полезными в текущей ситуации. Человек выдергивает опорные сигналы из внешнего наблюдения, начинает разворачивать вокруг них вспоминаемые смыслы. В памяти вспыхивают  образы, термины, становящиеся новыми опорными сигналами, активирующими дальнейший  процесс воспоминания. Этот процесс идет непрерывно под воздействием, как внешних сигналов, так и внутренней мотивации. Результатом становится комплексное воспоминание, которое будем называть актуальной картиной памяти. Она необходима человеку для быстрой и эффективной реакции на события окружающей его среды, и происходящие вокруг него процессы.

Зависимость действия от памяти понять легко. Рефлекторные действия, на которые мы все способны, занимают важную, но незначительную часть наших реакций, более сложные действия человека основываются на знаниях связанных с интересующей ситуацией. В этом сила человека – он знает об окружающей его действительности значительно больше, нежели в каждый отдельный момент дают ему информации органы чувств. Можно даже сказать, что внешние ощущения играют роль опорных сигналов, для воспоминания большого объема информации.

Из сказанного ясна важность актуальной картины памяти и для решения интеллектуально сложной задачи. Ее формулировка, используемые термины также могут считаться опорными сигналами для построения картины памяти, в которой должна появится вся необходимая для решения задачи информация.
Следующие соображения касаются стратегии формирования актуальной картины памяти. Ясно, что опорные сигналы побуждающие подниматься в сознание фрагменты памяти, могут быть получены из внешних источников, через органы чувств, вопрос в том, как вспоминаемое порождает новые опорные сигналы для дальнейшей работы памяти. Вопрос в направленности воспоминания, иначе говоря – вопрос в стратегии построения актуальной картины памяти.

Таковых стратегий можно выделить две и они определяются тем, что для процесса воспоминания является актуальным. Простейшая ситуация -  человек не является «Решающим интеллектуальную задачу», перед ним не стоит конкретной цели, помимо реагирования на происходящее вокруг него. В этом случае процесс воспоминания происходит под воздействием внешних опорных сигналов, процесс не корректируется никакой целью и по видимому проходит разнонаправлено по всем возможным путям. Память работает хаотично, вспоминая все, что может быть хоть как-то связано смыслами и ассоциациями с данной текущей ситуацией.

Если же речь идет о «Решающем интеллектуальную задачу», то это совсем иная ситуация. Здесь появляется цель, и воспоминание становится направленным. Постановка задачи, термины условия, задают вектор для работы памяти, отсекая ненужные сигналы извне, начинают выстраиваться приоритеты, что вспоминать и в каком объеме. Процесс построения актуальной картины памяти из хаотичного и пассивного  превращается в плановый и управляемый, что создает возможность для педагогического усилия, так как долженствование не означает неизбежность. Из того, что человек должен так строить процесс воспоминания еще не следует, что он это уже умеет.      

Здесь мы имеем большой педагогический, и думаю психологический пробел. В современной школе достаточно много уделяется внимания заучиванию, как механически запоминаемых текстов, так и осмысленных. Но насколько я могу судить, о привитии  осмысленной стратегии работы памяти, речи не идет. Здесь конечно не место для разработки методики тренировки памяти, но несколько ключевых замечаний сделать можно. По сути даже только одно замечание, которое при желании вполне можно развернуть в целую теорию запоминания и воспоминания.
А звучит это замечание так. Вспоминаем мы, фиксируя свое внимание на фрагменте памяти, на объекте воспоминания или событии. Если ограничиться только таким механизмом, то такое воспоминание создаст только лишь однородный массив памяти. Для создания актуальной картины памяти, как активной структуры, необходима фиксация сознания на смысловой связи  этого фрагмента памяти с другими. Именно это действие уравнивает в осмысленности два процесса – процесс запоминания и процесс воспоминания, именно так они станут двумя взаимообратными и поддерживающими друг друга процессами. Запоминание смысловых связей, создаст возможность и для воспоминания именно смысловых связей.  Именно в этом как я уверен и заключается исчерпывающая техника тренировки памяти и самой, что ни есть разумной ее организации. Что же касается конкретных методик, то повторюсь, их разработка это тема отдельного исследования.   

Механизмы запоминания и воспоминания

Немного поговорим о запоминании и соответственно воспоминании. Из предыдущего текста уже понятно, что эти два механизма необходимо рассматривать одновременно, как взаимосвязанные. Оба процесса могут идти естественным путем, как автоматическая, подсознательная работа мозга. Вообще говоря, и в этом случае в работе памяти прослеживается если не план действий, то обязательные принципы функционирования. В работе интеллекта есть элемент случайности, но лишь в той степени, в какой этот элемент есть в любой системе высокой степени сложности. Мы знаем, что любой механизм с большим количеством структурных элементов подвержен различного рода сбоям и на самом деле, для такого механизма устойчивость работы характеризуется вероятностью, которую можно повышать, вводя дублирующие устройства и еще более усложняя его структуру. Но абсолютная устойчивость интеллектуальной системы и не нужна, так как работать ему приходится в непрерывно изменяющейся среде, о которой у него к тому же нет исчерпывающей информации.

Сказанное выше справедливо и в отношении памяти. Безусловно, есть ситуации когда вполне понятно, что требуется запомнить и что необходимо вспомнить. Но ситуаций неопределенного характера намного больше. Поэтому, можно выделить два самых общих типа процессов работы памяти, с целью и без цели.
Как работает память без цели, так сказать на холостом ходу наверное интересно, как проблема чистой психологии памяти. Но для педагога реальную проблему составляет ситуация в которой цель есть и для того, что требуется запомнить и для того, что требуется вспомнить. Но говорить об этом можно только контексте конкретных механизмов памяти, поэтому несколько слов о них.

А здесь можно выделить три ситуации: память работает с пространственной картиной, с временной последовательностью событий и с осмысленным текстом в виде языкового текста или в виде системы образов. Первые два вида объектов можно запоминать и вспоминать как фотографическую картинку. Третья ситуация представляет собой систему информационных сообщений объединенных в целое смысловыми связями. Третий тип наиболее подходит для процесса работы с опорными сигналами. Осмысленное сообщение, не обязательно текстовое, под сообщением мы можем понимать зрительный образ, слуховой, а также умозрительный образ. Осмысленная информация увязана смысловыми связями и поэтому легче воспринимается. К тому же в этом случае мы имеем максимально богатый набор видов смысловых связей, и запоминание сводится к умению устанавливать смысловые связи, а воспоминание к умению следовать им.

В отношении времени и пространства дело обстоит на первый взгляд намного проще, как кажется, здесь механизмы памяти все же сводятся именно к фотографии пространственного положения объектов наблюдения или к фотографии последовательности событий. Но это только на первый взгляд. На самом деле и здесь возможно так называемое осмысливание картинки. Психологии давно известно как факт, то что окончательная зрительная картинка которую мы воспринимаем как увиденную, на самом деле дорисовывается мозгом, надо полагать, что тоже самое происходит и со звуковым восприятием. Можно даже предположить, что фотографическая память является своего рода патологией, при которой человек утрачивает способность к процедуре осмысливания. Но, таковая потеря все же вопрос психологии и психиатрии, но не педагогики, поэтому дадим небольшой анализ процессу осмысливания, который  видимо является ключевым механизмом памяти, даже в том, случае, если запоминанию подлежат не смысловые объекты.

Первый момент – запоминанию подлежит зрительная картинка. Приведем простой пример процедуры осмысления. Перед нами комната, в ней стоит стол и вокруг него несколько стульев. Задача фотографического запоминания очевидна, а для осмысления эту картину надо как-то назвать. Пусть это будет домашняя столовая. У человека есть в памяти некоторый шаблон – представление того, что такое столовая, который может стать опорным сигналом для воспоминания. А значит просто сам факт – «я видел столовую», уже будет нести в себе информацию в какой-то степени соответствующую действительно запомненной картине.
Такая процедура осмысления опирается на возможность отнесения запомненного к какому-то известному классу объектов. Общая информация этого класса уже связана с опорным сигналом и, следовательно, вспоминание простого факта, что наблюдаемый объект принадлежит к определенному классу, уже даст достаточно много для упрощения работы памяти.          

Для запоминания может быть использована причинно-следственная связь. Например, я еду по дороге в сильный гололед и вижу крупную дорожную аварию. Легко представить, что эта авария стала следствием гололеда и тогда вместо одного события – аварии можно запомнить причинно-следственный комплекс: гололед – авария. Комплекс событий запомнить легче. В данном случае он будет подкрепляться моими неприятными воспоминаниями о сложности управления автомобилем в течение длительного времени, возможным состоянием тревоги, которое сопровождало мою поездку в этот день. То есть комплекс связанных событий дает больше энергетики и соответственно тверже запоминается и вспоминается.

Интересный пример осмысления дает музыка. Объективно музыкальное произведение – это набор звуков расположенных в определенном порядке и в некоторой степени подчиняющихся какой-то закономерности, которую мы называем гармонией. При этом можно сказать, что гармония сложно устроенной музыки достаточно неочевидная вещь и можно предполагать, что для не воспитанного на классической музыке слуха, некоторые произведения, даже великих композиторов, по крайней мере, их фрагменты вполне могут звучать как неупорядоченный набор звуков. Но музыка все же запоминается очень хорошо, увязываясь ассоциациями с событиями, зрительными картинами, эмоциональными переживаниями. Нетрудно заметить, что музыканты объясняя ход исполнения, используют понятия совершенно не музыкального характера, но эти представления связаны с исполняемой музыкой какими-то ассоциативными связями.

Нет никакого сомнения, что возможна целая психологическая теория процедур осмысления фотографической информации, получаемой органами чувств, но таковая теория, как бы она ни была интересна, не является моей целью, а общее представление об этом понятии, думаю, дано достаточно прозрачно. Поэтому сейчас немного обсудим следующий важный момент – как работает память, если известно, что необходимо запомнить и соответственно вспомнить, то есть воспоминание с целью.          
 
Воспоминание с целью

О собственно запоминании особенно говорить не будем. Думаю, уже понятно как организован этот процесс. Во-первых, на запоминаемом объекте или событии должно быть сконцентрировано все внимание Запоминающего. Далее, он должен осмыслить полученную фотографическую информацию, установив между элементами запоминаемого смысловые связи и, наконец, выделить опорные сигналы, которые впоследствии будут способствовать более эффективной работе памяти. Собственно любое активное запоминание – это запоминание с целью, как любой процесс, на котором мы концентрируем свое внимание.   Отсюда при желании можно выделить методические принципы формирования такого навыка запоминания. Но некоторые важные моменты в процессе воспоминания осветить стоит особо.

Простая стратегия воспоминания не нуждается в участии сознания. Это своего рода физиология памяти, то что работает на уровне подсознательных механизмов. По сути - процесс необходимый для непрерывного поддержания информационной картинки, позволяющей человеку держать под контролем окружающую ситуацию. Если же воспоминание участвует в мыслительном процессе, то у воспоминания появляется цель задаваемая уже вполне сознательно. Сознательное воспоминание имеет ту особенность, что человек знает, что он хочет вспомнить.
В переводе на язык опорных сигналов это означает выстраивание линейки приоритетов в активизации сети опорных сигналов. Напомню в связи со сказанным, что естественный процесс воспоминания разливается по пространству памяти во всех возможных направлениях. Воспоминание с целью задает направление этого процесса. Здесь между памятью и сознанием выстраивается обратная связь. Вспоминаемое анализируется на предмет соответствия цели, затем направление процесса воспоминания корректируется.

Для воспоминания с целью, человек определяет две вещи. Первое, - что он хочет вспомнить, второе - он устанавливает критерий, позволяющий оценивать успешность процесса воспоминания. Цель и критерий успешности в совокупности с механизмами обратной связи позволяют оптимизировать направления воспоминания, сокращая временные затраты и обеспечивая больший эффект работы памяти.
Сказанное выше означает необходимость вывода процесса воспоминания из подсознания на сознательный уровень и оформления его в форме понятного технического процесса, например предложенного метода опорных конспектов Шаталова. Ясно, что техническая реализация методов тренировки памяти не является моей целью, а принципиальная возможность, надеюсь, уже ясна и в отношении памяти осталось обсудить два момента.
 

Образная, вербальная память, контекст запоминаемого

Эти два вида памяти обычно упоминаются как два различных, но лишь  потому, что им соответствует два различных термина, что не более чем дань психологии восприятия. С моей точки зрения вербальная и образная память это два представления одного объекта, и  здесь мы имеем не два вида памяти, а две стороны одного и того же процесса запоминания. Образная память только лишь более естественный способ запоминания, соответствующий способу восприятия. Можно даже предположить, что образная память была присуща человеку всегда, как и всем живым существам.

Речевая память – это уже приобретение культуры, но можно предположить, что ее механизмы также строятся на образной памяти. Эта гипотеза основана на том факте, что слово –  в сущности тоже образ, доведенный до максимальной степени абстракции, образ из которого уже ушли все признаки наблюдаемого и остался один лишь чистый символ, поддерживаемый речевой традицией и своего рода общественным договором утверждающим, символом чего является каждое буквосочетание которое мы считаем осмысленным словом.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что за каждым вербальным представлением стоит образ. Вопрос только в том, на чем фокусируется сознание, как этот образ используется в процессе воспоминания и соответственно в мыслительном процессе. Еще заметим, что говоря об образе я имею ввиду не чисто зрительный образ, а некое сложное образование – результат обработки интеллекта. Своего рода рациональная упаковка информации на языке внутреннего представления, соединяющего в себе возможности речи, зрительного восприятия, и умозрительного представления. Речевой образ от общего, включающего в себя все возможные представления, отличается компактностью и символизмом. В этом плюс и в этом же минус вербальной памяти. Непосредственный образ воспринятого будет громоздким и тяжелым для механизмов памяти, но он наиболее соответствует реальным наблюдаемым объектам и событиям.
Что же касается любого символа, то ему всегда будет свойственна неоднозначность понимания. Этот очень серьезный недостаток имеет компенсаторный механизм в виде контекста, пояснить который легко. Например, слово «мост» имеет много значений, но мост через реку уже вполне определенный термин.

Но, тем не менее, память доводя воспринимаемый информационный образ до символа, кстати, не обязательно речевого приводит к необратимой утрате информации. Этот процесс хорошо иллюстрируется так называемой народной памятью, переполненной символами, который каждый историк или даже человек желающий считать себя историком интерпретирует, так как ему вздумается. А для любого символа откладывающегося как в индивидуальной, так и коллективной памяти, запускается процесс очищения его от контекста, в конечном итоге доводя его до чистого символа, который по сути уже означает полную потерю содержательной информации. Отсюда следует важность сохранения смыслового контекста всего того, что подлежит запоминанию.

Память и личность

Все сказанное выше о природе памяти и ее техническом использовании в мыслительных процессах, безусловно важно, но в начале главы было заявлено ключевое положение – в памяти существует и развивается человеческая личность. Или – мы то, что мы помним о себе, а помним мы не все. Есть мощный пласт неосознанного, которому посвящены многие работы высококвалифицированных психологов, среди которых было бы достаточно имя Зигмунда Фрейда. Думается то, что наши сознательные поступки самым серьезным образом зависят от подсознания можно принять как факт. Точно также как факт можно принять, что наша подсознательная психическая деятельность не самое лучшее, что мы имеем, как разумные существа, потому и появляется необходимость корректировать ее мощным пластом культуры и отсюда следует важность сознательного контроля над всей психической деятельностью со стороны Я. 

Поэтому чем прочнее и устойчивее картина собственной личности в сознании, что почти одно и тоже, в памяти, тем больше человек способен контролировать свои реакции и действия, тем эффективнее его психическая энергия перераспределяется между сознательным Я и подсознанием. Сознательное Я вытесняет подсознание вглубь психики, оставляя ему черновую работу по формированию относительно простых реакций, и принимая на себя все ответственные решения.
Но для этого человеку необходима память, способная содержать образы смыслов, абстрактных понятий. Отсюда и важность развития смысловой памяти, как общей педагогической задачи. И отсюда следует значимость педагогических инструментов помогающих формировать и тренировать эту форму памяти. Среди таковых инструментов на особое место следует поставить большую литературу.   

Я уже как-то упоминал высказывание, приписываемое Альберту Эйнштейну. Как кажется, он сказал, что Лев Толстой дал ему как физику, больше чем кто-либо из физиков. Может быть Эйнштейн этого и не говорил, но во всяком случае мог, так как личность человека глубоко понимающего базовые физические концепции безусловно имеет очень сложную смысловую структуру, свойственную высокой литературе, но литература все же более доступна нежели большая физика. Замечу, что литература высокого стиля не просто тренирует память, она создает в памяти сложные смысловые конструкции, что как раз и есть работа по наполнению своего личного Я глубоким содержанием. 

В заключение

Любое полученное знание несет функцию формирования мировоззрения человека в самом широком смысле этого слова. Есть специальное понимание, в рамках которого мировоззрение представляется как система научного представления о мире природы и мире человека. Но для повседневной жизни более значимо мировоззрение, показывающую картину вокруг человека в ограниченном пространстве, времени и наборе смыслов. Это своего рода маленький мир, в котором человеку необходимо организовывать свою жизнь и обеспечивать успешность повседневной деятельности. Насколько этот личный мир может быть широк, решается в процессе развития личности.

С точки зрения памяти вопрос стоит так – память должна хранить и обеспечивать непрерывный доступ мыслительным процессам к этой так называемой оперативной картине мира представляющей собой опыт личности не только в получении информации, но и эффективности использования ее в своих целях.
Отсюда следует необходимость организации эффективной формы памяти, в трех формах: временного, пространственного и смыслового. Физически порядок определяется опорными сигналами, являющимися символами, связанными с фрагментом информационной картины активируемой при фокусировки сознания на данном опорном сигнале. Формы памяти позволяют человеку контролировать соответствующие формы своей деятельности, ведь  мы и на самом деле живем в пространстве, во времени и потоке смыслов. И, наконец, полная картина памяти включает картину личности динамичную, развивающуюся и увязанную массой смысловых связей с окружающим миром. 

Таково мое общее представление о механизмах работы памяти человека. Понятно, что в столь коротком тексте нельзя дать полное  описание механизмов работы памяти. Но исчерпывающим пониманием этого вопроса я и не обладаю, а для целей построения педагогической системы детальное изложение и не нужно. Базовые же понятия достаточные для дальнейшего изложения, на мой взгляд, пояснены достаточно прозрачно. 


Группа для обсуждения: https://vk.com/club214198675


Рецензии