Прыг и Скок

Пьеса для театра кукол

 ВНИМАНИЕ! Все авторские права на пьесу принадлежат автору. Запрещается  издание пьесы, её переиздание, размножение, публичное исполнение, помещение спектаклей по ней в интернет, экранизация, перевод на иностранные языки, внесение изменений в текст пьесы при постановке (в том числе изменение названия)  без письменного разрешения автора. 
       
                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ПРЫГ - солнечный зайчик
СКОК - серый зайчик
ВОРОНА
ВОЛК
ЛИСА

             ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Лесная полянка, на ней растут жёлтые одуванчики и большой лопух.  Вокруг полянки - деревья. Светит солнышко. По полянке весело прыгает Прыг.

ПРЫГ. Как здорово, что я убежал от всех! Если бы слушался взрослых, никогда бы не попал на эту чудесную полянку. Мама говорит, что я шалун, а мои братишки, солнечные зайчики, послушные дети. Нет, я смелый, а они трусишки. Я ничего-ничего не боюсь. Я смельчак и храбрец! Я ужасный молодец! Я зайчишка -  удалец…

Прилетает Ворона, садится на ветку дерева.

ВОРОНА. Кар-кар! Ты кто такой?

ПРЫГ. Ой! А ты кто?

ВОРОНА. Хм, невоспитанный кар-коротышка. Я – тётушка Ворона. Как тебя зовут?

ПРЫГ. Я – солнечный зайчик Прыг.

ВОРОНА. Солнечных зайчиков не бывает.  У нас живут серые зайчишки.

ПРЫГ. Как не бывает, если я есть?

ВОРОНА. Ты, зверёк, говоришь чепуху!

ПРЫГ. Не веришь, да?

ВОРОНА. Кар!

Прыг светящимся пятнышком прыгает на клюв Вороне. Клюв светится.

ПРЫГ. Ха-ха-ха! Я сижу у тебя на клюве, тётушка Ворона!

ВОРОНА. Кар - караул! Караул! Мой клюв! Мой клюв! (Прыг смеется. Ворона пытается рассмотреть свой клюв.) Хотя… Кар - королева! Я! Я – королева! Ни у кого нет золотого клюва, только у меня!

ПРЫГ. Тётушка Ворона, поверила, что я – солнечный зайчик?

ВОРОНА (восторженно, не слыша Прыга). Клюв мой золотой сияет красотой!

ПРЫГ. Эй, тётушка Ворона!

ВОРОНА (продолжает говорить, не слушая Прыга). Не могу удержаться от восхищения: клюв у меня сказочный, ни у кого такого нет! Теперь я главная среди птиц. Да что там птиц?! В лесу главная! Кар - королева леса! Белки пусть орехи мне носят, ежи - яблоки, лисы – яйца, а волк - рыбу ловит в речке.

На полянку выскакивает серый зайчик Скок, испуганно оглядывается.

СКОК. Ой-ой! Куда бы мне спрятаться? Волк бежит за мной. Догонит, слопает, один хвостик останется! Ой-ой! Зачем я маму не послушал? Зачем так далеко в лес один ушёл?

ВОРОНА. Скок, что случилось?

СКОК. Тётушка Ворона, помоги! Волк гонится за мной!

ВОРОНА (испуганно). Он большой?

СКОК. Наш ручеек один махом перепрыгивает.

ВОРОНА (испуганно). Он голодный?

СКОК. Бежит, от голода воет, зубами щелкает, и в животе у него что-то громко урчит. Страшно!

ВОРОНА. Кар! Караул!

СКОК. Тётушка Ворона, что делать? Подскажи.

ВОРОНА. Не знаю, не знаю. Я вспомнила, у меня много дел. Пока, пока, я улетаю.

ПРЫГ (спрыгивает с клюва Вороны). Постой! Ты говорила, что ты – королева леса! Прогони волка!

ВОРОНА. Нет у меня времени пустяками заниматься. Сами как – нибудь справитесь.

СКОК (плачет). Меня волк проглотит! Маме на память ни хвостика моего, ни ушка не останется… Пропаду, совсем пропаду…

ВОРОНА. Он и меня может съесть, свой хвост мне тоже жалко. А если мой распрекрасный клюв отгрызёт? Ах, я не переживу этого!  Поэтому прощайте! Столько дел, столько дел! (Улетает.) Кар! Кар! Кар!

ПРЫГ (смеется). Тётушка Ворона –трусиха!
 
СКОК. Напрасно смеешься, он страшный.

ПРЫГ. Эх, ты! От страха душа у тебя в пятки укатилась.

СКОК. Она у меня в хвостик укатилась. (Показывает дрожаший хвостик.) Видишь, как он дрожит?

ПРЫГ. Не бойся, прячься под лопух, а я отучу Волка за маленькими зайчишками бегать!

Скок заскакивает под лопух и тихонечко там сидит, дрожит. На полянку выскакивает Волк. Обнюхивает следы.

ВОЛК. У-у-у-у! Поймаю и наемся зайчатинки. Мясцо нежное, а уж какое вкусное! Давненько не лакомился зайчатиной. Где? Где он прячется? Следы дальше полянки не идут, значит, здесь притаился. У-у-у-у.

Прыг становится перед Волком.

ПРЫГ. Здравствуй, дедушка Волк.

ВОЛК. Не дедушка я тебе!

ПРЫГ. Здравствуй, дядя Волк.

ВОЛК. И не дядя! Уйди с дороги.

ПРЫГ. Здравствуй, братишка Волк!

ВОЛК. Мухомор тебе братишка! (Рассматривает Прыга.) На зайца похож, но какой-то непохожий на зайца.

ПРЫГ. Я – солнечный зайчик, зовут меня Прыг.

ВОЛК. Говоришь, зайчик?

ПРЫГ. Ага! Но тётушка Ворона не поверила и зверьком меня называла.

ВОЛК. Ух, как я голоден! Кишка у меня с кишкой говорит, а говорит она: «Съешь его и всё равно зайчик или зверёк это чудной!» Так что я тебя целиком проглочу, даже жевать не буду!

ПРЫГ. Попробуй, Волчище!

Волк кидается на Прыга. Прыг становится светящимся пятнышко и запрыгивает на нос Волку.

ПРЫГ. Волк-волчище, огромные зубищи! (Волк клацает зубами. Прыг перепрыгивает ему на хвост.)  Эге-гей! Поймай меня!

ВОЛК. Схвачу! Разорву!

Волк пытается поймать свой хвост. Прыг перепрыгивает на нос Волка.

ПРЫГ. Оп-ля!  Оп-ля-ля! Не поймаешь ты меня!

Волк вертится на месте, Прыг перепрыгивает на его хвост. Волк не замечает этого.

ВОЛК. Сбежал? Испугался? Всё равно поймаю, поколочу, затопчу, проглочу!

ПРЫГ. Ха-ха-ха! Волк, Волк - дуботолк!  Проглоти меня! Укуси меня, если сможешь, серый разбойник!

Волк крутится, чтобы поймать Прыга, потом кусает себя за хвост, визжит от боли. Прыг спрыгивает с хвоста Волка и смеется.

ВОЛК. Ой, больно! Больно! Больно! Покалечили меня, изувечили! Спасите! Помогите!

Волк убегает.

ПРЫГ (Скоку). Выходи, Волк сам себе хвост откусил и убежал.

Скок выходит на полянку.

СКОК. Спасибо! Ты такой смелый, а я очень испугался. Тебя как зовут?

ПРЫГ. Прыг. А тебя?

СКОК. Скок.

ПРЫГ. Ух, ты! Прыг – Скок!

СКОК (прыгает). Прыг-скок! Прыг-скок! Мы с тобой братцы зайцы!

ПРЫГ. Мы – братишки – зайчишки! Здорово! У меня никогда не было серого братца.

СКОК. А у меня – солнечного.

ПРЫГ. Тогда давай, поиграем?

СКОК. Давай! Братишки всегда вместе играют!

Зайчики прыгают по полянке, играют в догонялки.

ПРЫГ. Догоню!

СКОК. Я быстрее тебя! Не поймаешь!

ПРЫГ. Ура! Догнал!

СКОК (перепрыгивает через Прыга). А я перескочу через тебя!

Прилетает Ворона, садится на ветку дерева.

ВОРОНА (грустно). Развлекаетесь?

СКОК. Прыг прогнал Волка! Волк себе хвост откусил!

ВОРОНА (грустно). Это кар - хорошо.

ПРЫГ. Отчего ты грустная, тётушка Ворона? Такой чудесный денёчек: можно прыгать, веселиться, играть, резвиться!

ВОРОНА. Насмешничали надо мной, дразнились…

СКОК. Кто?

ВОРОНА. Все.

ПРЫГ. Все не могут, что-то ты перепутала.

ВОРОНА. Ничего не напутала. Слышите, как сороки смеются?

Прыг и Скок прислушиваются, слышится стрекотание сорок.

СКОК. Они тебя обидели?

ВОРОНА. Кукушка тоже: «Ку-ку! Куда тебе в курулевы? Ку-ку, ку-ку! Курица ты, а не ку-ку-курулева!». Вот что сказала кукушка.

ПРЫГ. Почему она так сказала?

ВОРОНА. Почему, почему… Я клювом похвасталась, сказала, что теперь я королева леса. А он не золотой! (Плачет.) Он чёрный!

СКОК. Кто золотой? Кто чёрный?

ВОРОНА. Клюв! Мой клюв! Он был золотым, а когда я прилетела к птицам, он стал опять чёрным….

Прыг прыгает на клюв Вороны, и он становится золотым.

СКОК. Красота какая!

ВОРОНА (недоверчиво). Где? Где кар – красота?

СКОК. Блестит клюв! Ты красивая, как одуванчик! Даже как два одуванчика! Вот какая красивая!

ВОРОНА (восторженно). Он опять стал золотым! Он светится!

Спрыгивает с клюва Вороны, клюв опять чёрный.

СКОК. Ой!

ВОРОНА. Что?

СКОК. Не светится…

ВОРОНА. То блестит, то не блестит… То сияет, то не сияет… Как понять, отчего и почему?!

ПРЫГ (смеется). Это я сделал! Я! Я же солнечный. Немножко солнышком украсил твой клюв.

ВОРОНА. Ты?

ПРЫГ. Я, конечно.

ВОРОНА (всхлипывает). Ох, глупая я, глупая. Сама себя обманула. Поверила, что я лучше всех… А я… а я…  глупой кривлякой оказалась…

СКОК. Тётушка Ворона, ты и с чёрным клювом раскрасавица.

ВОРОНА. Но не как два одуванчика или даже один…

СКОК. Ты как уголёк, и пёрышки блестят на солнце.

ПРЫГ. Ты самая умная из всех птиц.

СКОК. А ещё ты добрая, никогда никого не обижала.

ПРЫГ. Если хочешь, тётушка Ворона, мы с тобой пойдём к птицам, я позолочу твой клюв. Они поверят, что ты лучше всех.

ВОРОНА. Спасибо, малыши, но даже если бы все пёрышки у меня будут разноцветными, клюв золотой, а лапки красные, я не стану добрее и умнее. И я останусь вороной, только цветной (Смеется.) А некоторые дразнили бы меня попугаем!

СКОК (смеется). Ой, не могу, тётушка Ворона – попугай!
 
ПРЫГ (смеется). Тебе пришлось бы всё время говорить: «Кеша хороший, Кеша хороший».

ВОРОНА (хохочет). Или: попка – дурак! Кар-кар! Попка – дурак! Кар-кар!

Все смеются.

СКОК (обеспокоенно прислушивается). Ой, тихо-тихо! Мои ушки слышат, что кто-то крадется сюда.

ВОРОНА. Кар! Крадется? Кто?

СКОК (прислушивается). Волк и лиса. Боязно мне, хвостик от страха дрожит…

ПРЫГ. Я не слышу…

ВОРОНА (Прыгу). Ты солнечный, тебе не полагается. (Скоку.) Далеко они или близко?

СКОК. Близко, очень близко, тётушка Ворона.

ВОРОНА. Прячьтесь! Я проучу разбойников.

ПРЫГ. Скоку надо прятаться, а не мне. Я тоже хочу проучить злодеев.

Скок прячется под лопух. Волк и Лиса выходят на полянку.

ЛИСА. Братишка Волк, на этой полянке зайцы?

ВОЛК. На этой, сестричка Лисичка.

ЛИСА. Говоришь, они толпой напали и хвост твой покусали?

ВОЛК. Напали, сестричка, покусали.

ЛИСА (иронично). Ишь ты, зайцы - бандиты Волку хвост откусили!

ВОЛК. Не веришь? Сама посмотри, что они со мной сделали.
 
ЛИСА. Видела, видела. Где же зайцы? Никого нет.

ВОЛК. Думаю, притаились, затаились.

ЛИСА (Вороне). Ворона, ты тут зайцев не видела?

ВОРОНА. Кар!

ЛИСА. Спрашиваю: зайцев видела? Где они?

ВОРОНА. Зачем тебе зайчишки?

ЛИСА (ласково, заискивающе). Тётушка Ворона, скучно у нас в лесу, мы бы поиграли с ними.  А за ручейком морковка растёт, хотели угоститься зайчатинкой…  (Спохватывается, что проговорилась.) Ой, то есть зайчат хотели угостить морковкой.

ВОРОНА. Друг с другом поиграйте. Волк хорошо умеет хвосты кусать. А ты, Лиса, морковку сама ешь.
 
ВОЛК. Эй ты, чучело в перьях!  Спрашивают, зайцев видела? Говори, где они! Если не скажешь, тебя вместо них съем!

ВОРОНА. Зайчиками хотели угоститься? (Налетает на Лису, клюют её.) Вот тебе зайчики! Вот! Кар! Кар! Кар!

ЛИСА. Помогите! Спасите! Ворона глаза мне выклюет! Хвост распотрошит! Увечной сделает! Уйди, Ворона! Уйди! Отпусти меня! Не нужны мне длинноухие! Не хочу их!

Прыг наскакивает на Волка.

ПРЫГ (угрожающе). Дядечка Волк, я тебе сейчас нос откушу!

Скок выбегает из-под лопуха, берет шишку и кидает в Волка.

СКОК. Шишкой по лбу получи!

Волк пугается, визжит и убегает.

ЛИСА. Ты куда, Волчище?

Лиса убегает за Волком.

ПРЫГ. Тётушка Ворона, ты смелая! Так Лису оттрепала, только рыжая шерсть в стороны летела!

СКОК. Ха-ха-ха! Волк испугался и убежал!

ВОРОНА. Скок, да ты храбрец. Ловко шишкой Волку в лоб попал.

ПРЫГ.  Мой братишка смельчак!

СКОК. Я, когда увидел, какие вы отчаянные, сразу забыл, что мне бояться надо.

 Все смеются. Небо заволакивают тучи, начинается дождь.

ПРЫГ (испуганно). Куда солнышко делось? Что это?

СКОК. Дождик. У нас в лесу очень хорошо после дождя: травка зазеленеет, цветочки подрастут, наш ручеек водой наполнится, деревья станут выше. Давайте спрячемся, чтобы не промокнуть. Побежали, Прыг, под лопух. Он большой, всем места хватит.

Прыг превращается в светящее пятнышко, которое постепенно уменьшается, так как всё вокруг темнеет от туч.

ПРЫГ.  Без солнышка я исчезну, совсем исчезну, я же солнечный зайчик.

ВОРОНА. Ох, беда, беда…

СКОК. Тётушка Ворона, помоги! Придумай то-нибудь.

ПРЫГ.  Маму не послушался, не разрешала она далеко уходить.

СКОК. Где же нам солнышко взять? Как тучи разогнать?

ВОРОНА. Придумала! Кар! Придумала! Кар! Придумала! Кар! Кар! Кар!

СКОК. Тётушка Ворона, что ты придумала, быстрее говори! Прыг совсем маленьким стал.

ВОРОНА. Собирай одуванчики. Кар-кар!

СКОК. Зачем?

Ворона собирает одуванчики и кладет их рядом с Прыгом.

ВОРОНА. Одуванчики – это искорки солнышка, которые упали на землю. Вот почему!

СКОК (собирает одуванчики). Ура! Они помогут братцу! Одуванчик, одуван, солнышка искринки. Соберем с Вороной мы чудо золотинки. Словно солнышко в лесу букетик засияет. Дождик прочь, дождик прочь, дождик прогоняет!

Дождь заканчивается. Появляется солнце. Веселый Прыг превращается в зайчика.

ПРЫГ.  Спасибо, друзья! Если бы не вы, пропал бы я без следа.

СКОК. Друзья должны помогать друг другу. Ты мне пришел на подмогу, а тётушка Ворона и я тебя из беды выручили.

ПРЫГ.  Когда мы вместе, мы сильные!

ВОРОНА. Бегите, малыши домой. Ваши мамы уже с ног сбились, вас разыскивая.

СКОК. Я теперь всегда буду маму слушаться.

ПРЫГ.  И я!

СКОК. До свидания, тётушка Ворона! Ещё увидимся!

ПРЫГ.  Я скоро вернусь, тётушка Ворона, с мамой. Не скучай.

ВОРОНА. До скорой встречи.

ПРЫГ.  Пока, пока! Я оставлю тебе маленький подарочек.

Прыг лучиком поднимается вверх. Скок убегает. Клюв у Вороны становится золотым.

ГОЛОС КУКУШКИ: Ку-ку, ку-ку! У нас в лесу курулева! Ворона – курулева! Ку-ку, ку-ку!
                Конец.
                Апрель 2024 г.

Написать автору: mankolga@mail.ru


Рецензии