Цыганский строительный десант

Сколько себя помню в браке, постоянно с женой что-то строили, пристраивали, перестраивали, переделывали. Рыли, замешивали, заливали, клали. Ей Богу, надоело. Надоело всё своими руками. Хотелось бы возлежать на коврах с пиалой зелёного чая, и десницей, унизанной золотыми перстнями, управлять процессом. Но для этого необходимо либо выиграть как минимум миллион в твёрдой валюте, либо получить такое щедрое наследство, которое позволило бы ничем не заниматься, окромя как от полного безделья поковыривать время от времени в носу. А при наших-то доходах, уж какое там возлежание с чаем, при наших доходах позволительно разве что только ломить, ломить и ломить, не разгибая и без того кривой натруженной спины.
Мало - помалу стройка нехотя продвигалась к своему логическому завершению, воруя всё наше свободное время. Раствор размешивали в большом металлическом корыте, лопатами штыковыми, и совковыми. Ишачили под палящим солнцем с рассвета до сумерек; потные, грязные, липкие и вонючие, поглощая вёдрами дурно пахнущую с  переизбытком хлорки воду из общественной колонки. Не ахти, какими стахановскими темпами работали стеновую кладку и радовались каждому кирпичу, приближающему конец окончания строительства.
И тут, о чудо. Супруга получила какие-то премиальные за нелёгкий добросовестный многолетний труд по основному месту работы, и на семейном совете было решено нанять на эти деньги бригаду строителей, способных довести начатое до конца. Кирпича оставалось не так и много, порядка трёх с половиной тысяч, хорошей бригаде дай Бог на два чиха.
Рыскаю по городу, читаю предложения строителей по поднятию венцов, устройству крыш, заливке фундаментов. Сразу отсеиваю безграмотные с «построим сараи, сарайки, сарайчики и сараюшки». Обхожу стороной такие, в которых бригадирами выступают Заур, Рустем, Юсуф и прочие Керимы. Не посчитайте меня махровым националистом, я ко всем отношусь адекватно и ровно, просто есть личный опыт общения. Как-то видел их в деле на стройке у одного знакомого. Он на время стройки уехал на малую родину, оставив на произвол судьбы бригаду узбекских профессиональных зодчих, понадеясь тем не менее на их хвалёное мастерство и беспрецедентный опыт. Азиаты ему такого понастроили, этакого возвели, не дай никому боже. Это наверно у них там, в знойных кишлаках, так принято; из ишачьих какашек и хлопковой соломы, мутить некое подобие Самарканда, и оставаться при этом не битыми. Там, может быть, только не здесь. За это у нас, как водится, отборно ругаются матом, и смачно могут смазать по загорелой наглой физиономии. Знакомый долго плакал и заламывал руки над возведённым в Подмосковье Хорезмом и, в конце концов, ушёл в запой, не заплатив выходцам из южной страны ни копейки. Я из чистого любопытства спросил усатого бригадира о расценках на бурение скважины. На мой вопрос он прищурился хитро и сказал, что-то прикидывая в голове:
- Ты чего, дорогой, расценок не знаешь? Скважина - пятьдесят тысяч, сливная яма - пятьдесят тысяч, сарайка – пятьдесят тысяч.
- А вы хоть скважину-то знаете, как бурить? – мне стало любопытно.
- А чего её бурить. Придём, посмотрим, в интернет залезем и пробурим.
- Спасибо – говорю – за исчерпывающую информацию.
На заказчика ребята из среднеазиатских степей обиделись, и пока он беспробудно бухал, сожгли своё творение, к чёртовой матери, как монголо-татары Козельск. Злые, однако.
Гляжу, на остановке под навесом полощется на ветру одинокое объявление, в шапке которого крупно: «Строим всё! Быстро, качественно, как себе!». Неплохое, многообещающее начало. Уж интригующее точно. Нет излишних перечислений проводимых работ, ни сараек, ни сараюшек, ни домиков, ни домушек. Полный минимализм. Только снизу приписка: «Пенсионерам скидка 25%» Звонить 8 915…… Александр».
Думаю, вот он наш родной русский строитель, готовый нести ответственность за качество проводимых работ. И пенсионерам скидка. И у бригадира такое знакомое и приятное на слух имя Александр. Совсем как у меня. И доверие у меня к Санькам больше, чем к Васькам или Петькам. Звоню:
- Добрый день, Александр.
На другом конце, на чистом русском:
- День добрый, чем могу помочь?
- Саша, тут вот такая проблема. Заканчиваю строительство, осталось выложить порядка трёх с половиной тысяч кирпичей. Честно сказать,  притомился уже. Не могли бы Вы эту работу довести до конца.
- Проще простого, диктуйте адрес. Я завтра подъеду, посмотрю, что за объём, договоримся о цене.
- Лады – говорю. Диктую адрес – Во сколько Вас ждать.
- К десяти утра буду.
На следующий день ни к десяти, ни к одиннадцати он не подъехал. Меня это немного насторожило. Привык доверять крепкому мужскому слову. По принципу, сказал, разбейся, но сделай. В половине первого звонок:
- Простите, раньше не мог никак отзвониться и приехать. Беготня с утра, сдаём объект, доводим все коммуникации до ума. Через полчаса буду у Вас.
Думаю, вот серьёзная бригада, объект сдают, коммуникации  тянут. Уважаю. И зря я засомневался в их порядочности. У них там работа планетарного масштаба, а у меня каких-то мелких три с небольшим гаком тысячи кирпича.
Не в час, но в половине второго,  напротив дома затормозило корыто с ржавыми порогами, в котором угадывалась некогда знаменитая «копейка». «Не богато живёт наш российский строитель» - подумалось мне. Из таратайки, еле совладея с дверью, вылез небольшого роста паренёк с белыми волосами, ругаясь:
- Вот зараза, дверь клинит.
- Так Вы бы её на свалку – посоветовал я.
- Зачем? Вроде бегает ещё. Как рабочий вариант вполне сойдёт.
- Ну, хозяин – барин – соглашаюсь я.
Подходит ко мне, тянет руку:
- Александр. А к Вам как обращаться?
Я, несмотря на то, что уже на пенсии, хорохорюсь ещё и моложусь:
- И я тоже Александр. Приятно познакомиться.
- Пойдёмте посмотрим что у вас за фронт работ.
Идём к месту строительства. Показываю что да как.
- Так – шевелит губами бригадир, что-то явно подсчитывая – Кирпич, гляжу у Вас полуторный.
- Полуторный – говорю – А что не так?
- Да нет, всё так, только с ним сложнее работать, чем с одинарным.
- Каким-то макаром скажется это на цене работы? – любопытство из меня так и прёт.
- Не особо, но всё-таки.
- Ну, читайте уже приговор, хватит томить – приготовился я к самому худшему.
- Три с половиной тысячи полуторного кирпича на десять рублей, итого тридцать пять тысяч. Устраивает Вас?
- А пенсионерские скидки?
- Я всё посчитал – говорит уверенный в своей правоте бригадир.
- Куда ж деваться – опять соглашаюсь я – за сколько сделаете?
- Пара, от силы тройка дней.
Я поглядел в его карие, словно сливы глаза и какая-то ничтожная тень сомнения меня всё-таки накрыла. Белобрысый, а глаза тёмные. Крашеный что ли?
- Ладно, привозите бригаду. В конце концов, делать, так или  иначе, надо.
- Завтра в девять утра у Вас.
- Точно?
- Точнее быть не может.
Наутро, ровно в девять, к дому подъехали та же самая вчерашняя «копейка», из которой вылезло четыре человека, и следом за ней непонятного производителя грязная дребезжащая телега, изрыгнувшая из своих недр ещё четверых. Все, за исключением бригадира, были чернявыми. И уж точно, никак не русскими, поверьте мне. Одеты все были с цыганским шиком, который и отличает их от подобных мне. Обуты,  как один, в лаковые туфли.
- Александр, кого Вы мне привезли? Мы с Вами насчёт цыган не договаривались.
- Да это не цыгане – расплылся в широкой улыбке бригадир – это молдаване.
- Молдаване мы – загомонили строители, сверкая золотыми фиксами.
«А вдруг и впрямь, молдаване» - уверовал почему-то я буквально на секунду – «Может быть и работники из них неплохие. Дам шанс, пусть себя покажут»
- Ладно, проходите, переодевайтесь и за работу. В час накормлю обедом – изобразил я из себя радушного хозяина.
- Да нам, брат, переодеваться не надо, мы так поработаем. Дай нам перчатки, вёдра, лопаты и ещё эти, как их… Вот чем  раствор зачерпывать.
- Мастерки или кельмы, чего дать-то? – спросил я, пытаясь убедиться в знании хотя бы простейшей терминологии, видя, однако, что это за работники и уже проклиная себя за то, что связался.
- А вот чего, брат, дашь, тем и будем  работать.
- Так Вы чего ко мне, с голыми яйцами приехали, строители?
- Почему с голыми, руки-то вот они.
- Ну, работайте, я посмотрю – пытался я проконтролировать процесс.
- Да чего там, брат, смотреть. Всё сделаем в лучшем виде, иди отдыхай.
Я ушёл в дом, не забывая посматривать в окно, на этих горе строителей.
Что тут началось. Двое принесли, аккуратно, не прижимая к себе, мешок с цементом и лопатой разрубили его пополам. Цементная пыль порхнула по всему участку. Половина мешка разлетелась, уж это точно. Выхожу, ставлю на вид:
- Что же это Вы, такие сякие, материалы не бережёте? Так мне никаких денег не хватит.
- Чего гарцуешь, брат, такой солидный, такой здоровый, цементу пожалел. Да мы тебе завтра с объекта десять мешков привезём, у нас осталось.
- Будете так относиться к чужому добру, мы с вами расстанемся.
- Что ты сразу пугаешь, расстанемся, расстанемся. Ты вот лучше скажи, сколько чего в раствор кидать. Сколько цемента, сколько песка, а сколько воды.
- Господи, да вы и этого не знаете, вот, связался, чёрт меня возьми.
- Слушай, брат, не надо чёрта. Это мы так просто тебя спросили, проверить решили, знаешь ли.
Махнул рукой, опять ушёл в дом, где супруга готовила обед на всю ораву.
- Выгнал бы всех – говорю ей – да боюсь подожгут в отместку, как моего знакомого.
- Ладно уж  -  взвесила всё жена – пусть делают, сколько сделают. Вечером сами уедут. Ты только деньги не отдавай все.
- А по мне хоть бы всё и отдал, лишь бы избавиться.
Глянул в окно, как один из строителей что-то попёр в машину. Слямзил , видимо, что плохо лежит.
Выхожу, ставлю демонстративно стул и сажусь наблюдать.
- Скажи, брат, мы правильно делаем? – спрашивает один из двоих, что создают какой-то вид работы. Остальные курят.
- А вы что не знаете, как делать?
- Знаем, конечно. Так спрашиваем, разговор поддержать.
- А остальные чего курят, не работают? – спрашиваю бригадира.
- У нас планёрка – отмахнулся он.
После планёрки все разбрелись, продолжая курить.
- А чем вы кладёте, каким раствором? – возмутился я, приглядевшись к тому, что делают каменщики. Жиденький раствор водой стекал по кладке. Между кирпичами не было никакой прослойки из раствора. Кирпич клали поверх другого кирпича, почти без связки. «Господи, верую в тебя и на тебя уповаю – молился я в душе – избави меня от этих работников»
- А это мы чтобы экономнее было – выкрутился один из каменщиков.
- Не надо. Остановитесь. Умоляю вас. Ничего не надо.
- Чего, брат, руками машешь. Скажи что не так, сейчас переделаем.
- Почему кладёте без шнурка – пытаю я строителей.
- Зачем шнурок. Вон Васька. У него глаз – алмаз в пять карат. Работает без всякого шнурка. Вот тащи ружьё. Дай Ваське, он тебе в глаз вороне попадёт. Вот видишь, там далеко на дереве сидит. Видишь или нет. Конечно, не видишь. Откуда тебе увидеть? А Васька видит. Так зачем ему шнурок. Тащи ружьё, брат. Есть у тебя ружьё? Нет ружья. Жалко. Вот ты, брат, всё знаешь, всё придираешься. А если ты такой умный, почему сам не работаешь?
Заговорили, закружили.
- Ладно – говорю – кончай работу, обедать будем.
Строители загомонили: «Обедать, обедать».
Вынес стол стулья. Расставил. Все расселись. Супруга принесла борщ. Разлила по тарелкам. Работники схватили ложки и синхронно погрузили их в красную жижу. Зачавкали. Один спросил:
- А нет ли у тебя хозяин, чего к обеду. Умаялся что-то. Оттяжка нужна.
- Нет – твёрдо отшил я.
- Ну, нет так нет – огорчился спросивший, доставая из кармана чекушку. – Скажи хозяйке, чтобы стаканчик принесла. - жена принесла ему стакан. Он выпил, крякнул и приступил ко второму. На второе был рис с мясом. Съели, весело гомоня. Что-то лопотали по-своему, кивая беспрестанно в мою сторону. Я так думаю, разговор сводился к тому, что хозяин лох, и побольше бы им таких хозяев.
Попили чай с конфетами, закурили.
- А принеси-ка мне, брат, ещё чайку – обратился ко мне один из них.
- Нет – развёл руками я – кончился.
Один мечтательно потянулся и сквозь зевоту сказал:
- Вот бы поспать сейчас. Хозяин у тебя раскладушка есть?
- Нет – я был непреклонен - отдыхаем полчаса и за работу.
Полчаса я наблюдал из окна как они бродили по участку с магнитом и искали, чтобы увести. Потом, ничего не найдя, набросились на чёрную смородину и обглодали куст до последней зелёной ягодки. Но этого показалось им мало. Куст красной смородины был уничтожен также полностью.
Я вышел к ним, чтобы расстаться раз и навсегда.
- Вот чёрная смородина у тебя сладкая, а красная кислая совсем – пожаловались они.
- Супруга хотела варенье сварить – с комком в голосе посетовал я.
- Да ты, брат, не печалься. На базаре купишь. Сейчас самый ягодный сезон.
Сразу как-то полегчало.
- Так, друзья мои, на сегодня работу заканчиваем. Продолжим завтра с утра. А сейчас по факту рассчитываемся и отдыхаем.
Прикинул результат работы.
- Итак, за шесть часов работы вы  ввосьмером положили всего двести семьдесят кирпичей. Десять рублей кирпич, всего на две тысячи семьсот рублей.
- Нет, брат, мы так не договаривались – возмутился бригадир – всю сумму вперёд, тогда будет работа.
- Ребята – настаивал я – расчёт по факту, сколько сделали, столько и получили.  Ладно, плачу сейчас пять тысяч, и это в счёт аванса – пытался я усыпить их бдительность и выпроводить восвояси.
- Ладно, по рукам – согласился бригадир.
- Завтра я вам с утра позвоню, и мы договоримся, во сколько вы приедете – врал я уже напропалую, лишь бы только их выставить вон.
- Ладно, брат – согласились они – отдыхать тоже нужно. Завтра с утра ждём твоего звонка. Всё равно лучше нас тебе никто не сделает. Опыт, он и в Африке.… Ну, сам знаешь.
Я выпроводил их за калитку, по дороге хваля их работу самыми сладчайшими словами:
- Спасибо вам, ребята. Никогда не видел лучшей кладки. Вы профессионалы своего дела.
Они уехали на своих колымагах.
С утра бригадир позвонил сам, в половине седьмого:
- Ну, чего, хозяин, мы уже собираемся. Жди.
- Нет – ответил я – не суетитесь. Вечером приезжал сын, он строитель дипломированный. – врал я - Отругал нас. Сказал, привезёт своих ребят. Доделают сами.
- Жалко, брат, мы только втянулись. Всё равно лучше нас никто не сделает, помяни моё слово.
Как я возрадовался в душе, что мог соскочить  с этой хромой лошади. Кладку мы с супругой осилили к середине осени. Бесплатно. Сами. Через полгода я всё-таки понял, что у меня вынесли строители. Это были большие лосиные рога, которые я неосмотрительно оставил на виду. И вот что меня больше всего мучает сейчас. Кто это были? Цыгане или молдаване. Хотя какая на хрен разница. Вот такая история, братцы-кролики.


Рецензии