Телемастер 80-х

    В годы перестройки нужно было перестраиваться. Университетское образование, и работа в научном институте уже не могли обеспечить семейный прожиточный минимум на фоне пустеющих полок в магазинах и стремительно дешевеющих денег. Народ прикидывал куда ещё можно приложить свои способности, чтобы заработать. Вот типичные страдания молодых ученых того времени.

    Двое знакомых решили обрабатывать на станке красивые камни. Главная коммерческая мысль - из дешевого сырья изготовить и продать точные копии всемирно известных драгоценных камней. Начали наши бизнесмены с изготовления ограночного станка, так как у одного из компаньонов имелся профессиональный шлифовальный круг. Затея лопнула при первом испытании прибора. Станок загорелся и при этом чуть не сгорел гараж, в котором идея воплощалась в жизнь.

    Двум другим молодым учёным очень повезло по жизни и они устроились в подмосковный дачный посёлок копать по выходным дням колодцы (!). Работали на износ, зато были при деньгах. Но от затеи тоже пришлось отказаться, поскольку сорвавшееся ведро с землёй едва не прибило учёного на дне колодца.

      Еще один умник разъезжал по Москве с дискетой, на которой был записан русификатор клавиатуры для первых в нашей стране персональных компьютеров IBM PC. Счастливые владельцы американских десктопов, страждущие набирать свои тексты по-русски, встречали новоявленного коммерсанта с распростертыми объятиями и с хорошими деньгами. Правда, не долго.

      Мы с приятелем решили оказать советским гражданам - жителям подмосковного дачного поселка услуги по ремонту радиоприемников и телевизоров. Зимой. Идём по улице и всем встречным сообщаем, что в их посёлок наконец-то приехал мастер-гуру, который здесь и сейчас оживляет телевизоры и радио практически забесплатно. Дачники-пенсионеры дивились неслыханному сервису и делали заказы. В меру своих сил и умений мы чинили розетки, меняли сгоревшие радиолампы, настраивали покосившиеся телеантенны, вообщем, решали те простейшие задачи, где правильному телемастеру достаточно было напрягать лишь спинной мозг.

      Если аппарат мы не могли починить сразу, то приезжали заканчивать ремонт в последующие дни, вооружившись новыми знаниями и запасными частями. Бывало смешно. Один дед очень удивлялся, почему это гуру не смог оживить вынутый с чердака хозяйский допотопный телевизор КВН.

      За неделю до Нового Года мне пришлось съездить в посёлок закончить ремонт радиоприёмника с помощью свежекупленной радиолампы. Положив в карман заработанные рубли и твердо решив завязать с этим малоприбыльным бизнесом, где много спасибо и мало денег, я шёл по посёлку в сторону станции электрички. Меня окликнул мужчина лет пятидесяти, дескать, не посмотришь-ли чего не так с моим телевизором? В расписании электричек перерыв, на улице холод собачий, я в ответ:

    - Конечно посмотрю, дорогой товарищ!

    В доме обстановка из разряда «дорого-богато». Хозяин предложил раздеться, повёл в гостиную. С грустью сообщил, что телевизор-то у него цветной, куплен недавно, а цветности на экране никакой нет, картинка блёклая и черно-белая. Вот я попал! Мне этот ящик точно не починить, легче ракету в космос запускать! Думаю, как бы то ни было, а часик до электрички я в домашнем тепле продержусь. Телевизор для вида поковыряю так, чтобы не сломать, а потом, извините, починить не смог, и бегом на станцию.
    
      Вынимаю из сумки инструмент, расспрашиваю хозяина о предшествующих болезни симптомах, поворачиваю аппарат экраном к стене и откручиваю с умным видом заднюю крышку. Процесс пошёл! Заглянул в чрево аппарата, телек практически новый, всё целое, всё работает, а цвета на экране нет.

    Пришла хозяйка, начала расспрашивать кто я да откуда. Отвечаю, мол, окончил МГУ, работаю в научном институте.

    - А семья есть?
    - Есть жена, трое детей и собака Цуся.
    - Бедный, и как же вы все на одну твою зарплату живёте?
  - Живём, - отвечаю, - Не тужим, вот на телевизорах подрабатываю.
  - Какой ты умный, сынок, - это пришла бабушка, - Голодный, небось, отведай-ка моих пирожков.

   Пирожки проглотил с волчьим аппетитом и стыдно мне стало - нельзя подвести этих людей, нужно починить телевизор! Новый Год скоро, а там Ирония Судьбы да Голубой Огонёк, как же без телевизора? Хозяйка, приметив как я безжалостно разделался с пирожками, приглашает к столу перекусить, чем Бог послал. 

   - Нет, - говорю, - неудобно как-то, телек ваш не починил ещё.

   А сам раздумываю, кому же молиться-то? Может есть такой святой, чтобы специализировался по телевизорам и помог мне? Такой святой точно есть!  Он услышал мои мольбы о помощи и послал мне три маленьких регулятора уровня для красного, зелёного и синего цветов на задней стенке телевизора. Смотрю, а эти регуляторы вывернуты почти до нуля, поэтому цветной картинки на экране нет. Покрутил я их и телевизор опять стал цветным. Грустный хозяин, правда, этого маленького чуда не заметил, телевизор стоял экраном к стене, а когда увидел - просиял лицом.

    Закончил работать, сообщаю хозяевам, что платить мне не надо, невелика была поломка, спасибо за пирожки и тепло в доме. Засобирался домой, да не тут-то было! Хозяйка заставила откушать её блюда. Бабушка завернула на дорогу ещё пирожков. А хозяин, хитро улыбаясь, вручил мне купюру - четвертной билет «на поддержку штанов», как он выразился. С тем я и отбыл.

    Не забываю вас, добрые люди!


Рецензии