Патрон

Из цикла “Сегодняшний курсант”.

“А что, если из Макарова стрельнуть патроном от Калаша?” — идея родилась из ниоткуда. На первый взгляд сумбурная и наивная, но как ковид вирулентная, то есть заразительная, эта идея показалась занимательной и так увлекла курсанта, что он, размышляя над возможностью её воплощения, поначалу не услышал отчаянный крик о помощи товарища.

— Виды диспозиций в УК! Народ, кто знает? Миша, ты-то должен знать! — неистово взывал бровями курсант, сидящий за соседним столом. При этом он как рыба беззвучно открывал рот и порой срывался на шёпот.

— Простая, описательная, бланкетная, ссылочная…

— Помедленнее, Миш! Я записую, — еле поспевал Шурик.

— Блан-кет-на-я, и смешанную не забудь.

— Во башка! Откуда ты всё знаешь? — Шурик с облегчением сдавал листочек самостоятельной работы.

Четыре пары сегодня, как обычно, и это целых четыре шанса жестоко лажануться. На первой паре была лекция, на которой главное — не заснуть. Разумеется, никак нельзя спать на лекции, никогда не бывало такого. А если уж случись кому прикемарить, то, как правило, засыпали на “Социологии”. На второй паре опрашивали по “Гражданскому праву”, где очень-очень легко было получить “двойку”, и благо с небес, что того не случилось. Потом вот самостоятельная по “Уголовному праву” с довольно каверзными для кого-то вопросами. Четвёртая пара — чистая халява, в сравнении с уже миновавшими дисциплинами — огневая подготовка.

“Не, всё понятно: боеприпас к автомату в пистолет не подходит… Но почему конкретно? Диаметр гильзы тот же… Не, всё понятно… но я не понял, почему “нет”?” — так или примерно так рассуждал Миша.

Бодренько отстрелялись на первом часе пары. Результат стабильный, скажем так, “на четвёрочку”. А всё почему? Ведь задача стрельб — обезвредить, не убить. А пули, они, как назло, в летальной области мишени.

— Парни, прикинь, если патрон от автомата всунуть в ПМ!!! — заговорщицки проговорил Миша. Изобретателя пёрло поделиться с друзьями своей задумкой. На последнем часе занятий, наконец, выдалась возможность осуществить сей блестящий эксперимент; и заинтересованный народ скучился вокруг.

— Илья, слабО тебе? Иль я попробую сам? — поинтересовался как бы на всякий случай Миша. Сам уже ловкими движениями, производя неполную разборку пистолета Макарова, снял затвор. В патронник, прямо в ствол, впихнул автоматный патрон “5,45”. Установил затвор пистолета на место. На место, но не до конца. Затвор куда-то там упёрся, штатно, заподлицо, не встал, как ему положено. Народ вокруг посмеялся неудавшемуся опыту.

— Не страшно, ща мы его добьём, — комментировал экспериментатор собственные категоричные действия. А патрон упрямо не входил. На деле оказалось, его диаметр несколько больше того, что может вместить в себя ствол пистолета. Тут, при попытке вынуть затвор, возникла ещё проблема. Теперь затвор не шёл назад, он буквально намертво приклеился к патрону.

— Выбрасыватель гильзы зацепил кант у основания патрона, — произнёс естествоиспытатель, внимательно осмотрев пистолет. — Ба! А поверхность автоматной гильзы, на поверку, коническая, слегка расширяется к основанию. Потому-то патрон так надёжно засел в стволе, и затвор, зацепив кант гильзы, никоим образом назад не перемещается.

 — Заварил ты, Миша, кашу! — констатировал ситуацию осторожный Илья.

Рисковый исследователь, в руках которого находился полусобранный пистолет с заклинившим затвором, уже сам дошёл до понимания кошмарности своего положения. “Как доложить, объяснить преподавателю, замначальника кафедры, что произошло?” Он изо всех сил стал дёргать затвор назад. Затвор не поддавался.

— Чёт, Четушкин! — позвал Миша приятеля слывшего самым сильным в их группе.

Чёткий такой парняга, весом под 100 кило, КМС по дзю-до и самбо, напрягся, оттягивая затвор. Затвор подался слегка назад, но тугая пружина возвращала его на исходную. Радость, ненадолго озарившая изобретателя, рассеялась. А окончание пары неотвратимо приближалось. Надо было что-то делать. Пистолет снова переместился из огромных ручищ Чёта к Мише. Спалят. Накажут. Страх неизвестности постучался в сознание курсанта. Инструментов никаких, только шомпол и магазин от автомата. Стали бить затвором о край парты. Тщетно. Магазином от ПМ открутили минусовую шляпку винта рукоятки. Может со стороны рукоятки можно подобраться к патрону? Открутив болт, отсоединили накладку ручки. Бесполезная трата времени, до патрона так не добраться. Собрали рукоятку, завинтили винт на место. Пара, между тем, закончилась.

У горе-изобретателя зесмердела было тухлая мысль, положить пистолет в таком вот положении в ящик и отнести в оружейку. Но надо было признаваться. Взвод строился по окончании занятия.

— Пистолет один что-то сломался, чего-то затвор не движется, — пожаловались ребята.

Осмотрев, преподаватель понял, что в патроннике гильза совсем не от пистолета.

— Ну как можно было додуматься?

Молча встретили курсанты вопрос преподавателя. А тот достал из кобуры выколотку. Подцепил ею крючок выбрасывателя. Отодвинул и снял затвор. Но патрон оставался в стволе, его загнали туда добросовестно. Логично было шомполом от автомата протолкнуть патрон назад. Стали пробовать. Пару ударов по столу и Миша понял, что шомпол немного продвинулся, но только за счёт сминания пули, а патрон оставался на месте. При ударах шомполом пуля деформировалась и начала входить глубже в гильзу, которая ещё более разбухала в стволе, усугубляя ситуацию. Преподаватель, тем временем, принёс плоскогубцы и, наконец, выдрал ими боеприпас из ствола. Измятый и покорёженный, автоматный патрон лежал на его ладони.

— Кто это сделал? Я хочу видеть его лицо, — произнёс замначальника кафедры. Пришло горькое время признаваться.

— Я, — густо покраснев, отозвался Миша.

— Ааа, в базовой умственной комплектации… Но зачем?

— Эксперимент… такой, — признался курсант.

— А я себе думаю, что вы там собрались в углу. Значит один пытался исправить, а другие загораживали собою?

— Ну да, — улыбаясь, хором отвечали все.

— Бывает, — улыбаясь в ответ, лучился светом преподаватель.

05 апреля 2024 года.


Рецензии