Мой вклад в борьбу с криминалом

          По пути на Чёрное море остановился в городе Краснодаре. Отпуск только начался, настроение приподнятое. Во второй половине дня, зайдя в продуктовый магазин на улице Красной, обратил внимание на высокого парня, одетого в чёрную шелковую рубашку с воротником стойкой. В магазине людно. Парень несколько раз подошёл ко мне с левой стороны вплотную, как бы прижимаясь. Поначалу решил, что вызвал интерес у мужчины с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но понял, что ошибся, когда увидел, что вместе с ним находится тёмноволосая девушка.

          Желая знать, чем вызвал интерес молодых людей, продолжаю изучение прилавков. Парень в очередной раз приблизился, и я замечаю в его правой руке блестящий предмет, похожий на большой медицинский скальпель. Карманник! В левом кармане моих брюк лежит солидная пачка денег, которая, по-видимому, и привлекла внимание вора. Девушка, называя парня «Колей», постоянно находится чуть позади, закрывая пространство межу ним и мною. Преодолевая желание высказать вороватой парочке всё, что о них думаю, решил схватить парня с поличным. За годы работы судьей рассмотрел множество уголовных дел, но самому задерживать преступников не доводилось.

          В предчувствии драки сердце учащённо забилось. Нарочно, освобождая доступ к карману, поднимаю левую руку и, указывая на какой-то продукт, прошу продавца показать товар поближе. Всё тело в напряжении... Жду, когда мои кровные станут покидать карман брюк. Только бы не порезаться!

          Медленно и едва ощутимо денежная пачка начала путь к верху, тело чувствует её неуловимое движение. Пора! Резко повернувшись, хватаю запястье парня правой рукою и, одновременно ударив левой рукой в район локтя, закручиваю руку за спину. От неожиданности парень присел, и я тотчас вырвал у него большой медицинский пинцет, принятый мною за скальпель.

          Схватить вора и обезоружить было полуделом. «Помогите! – истошно завопила чернявая особа, вцепившись мне в плечо, – убивают!». Ситуация не позволяла быть джентльменом, и я толчком тела отбрасываю девушку в сторону. В этот же миг парню удаётся освободить руку, и мы оказались лицом друг к другу. Не давая карманнику убежать, крепко хватаю одной рукой за застегнутый ворот шёлковой рубахи. То же сделал и мой противник, вцепившись в ворот моей футболки. Натыкаясь на прилавки и столы, мы завертелись по торговому залу магазина. Отечественная ткань моей одежды податливо растянулась, позволяя дышать всей грудью, что нельзя было сказать о шёлковой рубашке. Удерживая карманника за ворот, я тем самым сдавливал ему горло, не давая полноценно дышать.

          В какой-то миг в ненавидящих глазах парня прочитал, сейчас последует удар. Опережая, замахнулся на него свободной рукой со сжатым в кулаке пинцетом и, используя ненормативную лексику, пообещал выколоть противнику левый глаз. Угроза подействовала и мы, пыхтя и нелестно рассуждая друг о друге, продолжили свой боевой танец.

          По обрывочным фразам напуганных граждан, оказавшихся свидетелями борьбы, мои действия были оценены как злодейские. Мнению граждан способствовали и причитания подруги пойманного карманника.

          Не знаю, как долго я мог бы удерживать рвущегося на волю «Колю», если бы к магазину не подъехала автомашина милиции. Крепкие ребята в камуфляжных костюмах быстро растащили нас в разные стороны и я, прижатый к прохладной стенке магазина, некоторое время отдыхал, слушая жалобы криминальной пары о том, как «странный мужчина» на них напал.

          Спустя какое-то время мы оказались в отделении милиции, где быстро всё прояснилось, так как в уголовном розыске «Колю» знали, как карманника со стажем. Положительную роль в моей реабилитации сыграло и судейское удостоверение.

          Молодой следователь в звании лейтенанта долго составлял все необходимые документы, задавая нам по очереди различные вопросы. «Коля» возмущался статусом подозреваемого, а его подруга, представившаяся как Элеонора Белавская, кокетничая, рассказывала следователю, что случайно оказалась очевидцем, как мужчина «ни с того ни с сего напал на парня». Лейтенант не успевал записывать показания и сердито прерывал не в меру говорливую рассказчицу.

          – Да это же одна шайка! – не выдерживаю я, – проверьте её сумку.

          – Не имеете право! – Элеонора крепко прижала сумку к телу.

          Лейтенант вопросительно посмотрел на меня

          – В соответствии с законом, – я наугад назвал какую-то статью уголовно-процессуального кодекса, – вы вправе произвести такое действие.

          – Дай сюда! – не церемонясь, лейтенант забрал у девушки сумку и вытряхнул на стол содержимое, где среди прочих вещей обнаружился и паспорт «Коли». Согласно документу, «Коля» на самом деле оказался Юдиным Александром Вячеславовичем, 1972 года рождения, родившимся и проживающим в солнечном городе Сочи. Паспорт оказался в сумочке Элеоноры естественно случайно, обнаруженный на полу магазина, «когда мужчина избивал парня».

          Пересчёт денег был сильным испытанием для обоих воришек, особенно для Элеоноры. Ноздри её маленького носика раздулись, и, казалось, от пронзительного взгляда чёрных глаз деньги в руках следователя сейчас воспламенятся.

          – Вот кого надо арестовывать! – заключила Элеонора по итогам пересчёта денег, имея в виду их владельца, то есть меня.

          С таким предложением я, конечно, не согласился и, в свою очередь, предложил любительнице денежной наличности поехать на заработки на Дальний Восток поработать на путине рыбообработчицей.

          Вскоре за неимением достаточных доказательств о причастности к преступлению Элеонора была отпущена на волю и, ни с кем не попрощавшись, почему-то игриво подморгнув мне, быстро покинула кабинет следователя.

          – Мужик, – зашептал Юдин, когда мы на какой-то миг остались наедине, – давай по-хорошему разойдемся. Ты всё равно ничего не докажешь.

          – Следствие пусть доказывает, – не желая вступать с ним в разговоры, ответил я.

          – Мужик, – не унимался Юдин, – с меня «бабки», съезжай с темы. Скажи, что надо. Ты же знаешь, как и что сделать, а деньги будут, отвечаю.

          – Слушаю, «Коля», – разозлился я, – вор должен сидеть в тюрьме, а ты – вор, вот и сиди.

          – Ну, я тебя достану, – увидев входящего следователя, прошипел напоследок Юдин, – жди!

          Не желая оставаться в долгу, я тоже шёпотом, забыв о своем судейском статусе, отослал собеседника подальше, что, кстати, видя выражение его лица, доставило мне большое удовольствие. В конечном счёте, написав следователю несколько заявлений, я вышел на улицу.

          По дороге к автобусной остановке вспомнилась картина детства. Бабушка, получив от сельского почтальона одиннадцать рублей пенсии и, как опекун, пять рублей денежного пособия на меня, поехала в город за покупками. Я давно ходил без ботинок и с нетерпением ждал её возвращения с обещанной мне обновкой. Однако, когда калитка открылась и во двор зашла бабушка, сердце моё в предчувствии недоброго сжалось. Бабушка опустилась на крыльцо, стянула с головы сатиновый платок и, прижав к лицу, горько зарыдала. Не зная в чём дело, я испуганно гладил её седые волосы и просил не плакать.

          – Горе-то у нас, сынок, какое! – причитала бабушка, покачиваясь из стороны в сторону. – Ох, какое горе!

          – Да, что же случилось? – цепенея от страха, спросил я.

          – Деньги … все деньги, сыночек, у меня в автобусе вытащили... на что мы теперь жить-то будем… – бабушка протёрла платочком глаза. – Тебе же ботинки надо, сколько ты их уже дожидаешься…

          Тогда, как и сейчас, был тёплый августовский вечер. Огорчённые кражей денег, мы, молча, сидели на крыльце, и каждый думал о своём. Бабушка, наверное, как прожить до следующей пенсии, а я о том, как вырасту, обязательно стану милиционером и буду ловить тех, кто ворует деньги у людей. Вспомнив этот случай, улыбнулся: всё-таки своё обещание я выполнил – одного вора поймал.

          Вскоре из Краснодарского суда мне прислали копию приговора. Из него я узнал, что Юдин – карманный вор со стажем и за покушение на кражу денег суд назначил ему два года шесть месяцев лишения свободы – максимальное наказание, предусмотренное законом за такое преступление.

          На этом можно было и закончить мой рассказ, но дело в том, что с Юдиным мы все-таки ещё раз встретились.

          Отдыхая несколько лет назад в Сочи, я гулял в городском парке. На открытой летней эстраде выступали приезжие артисты. Здесь я и встретил Юдина. Он стоял чуть впереди с приятелем, внимательно поглядывая из-под козырька бейсболки на окружающих. Наверное, Юдин почувствовал мой взгляд. Он беспокойно закрутил головой из стороны в сторону и, повернувшись, увидел меня. Воровская жизнь приучила Юдина к осторожности, и, забыв о своём обещании «достать» меня, он неспешно втиснулся в скопление людей. Какой-то миг, и, бросив прощальный взгляд, Юдин скрылся из вида. Просто так отдыхал в парке мой знакомый или же, не оставив преступный промысел, подыскивал себе очередную жертву – не знаю. Хотелось верить, что просто так, хотя находящийся рядом с ним товарищ почему-то назвал его «Толиком».


Рецензии