Илья Татищев. Генерал, разведчик, мученик

Генерала Илью Леонидовича Татищева, главным образом, известно его добровольное путешествие в Тобольск в 1918 году вместе с Царской семьей и его преданное служение им до конца (расстрелян большевиками в Екатеринбурге в июне 1918 года). Но помимо этого последнего подвига, в жизни генерала Татищева, который был истинно рыцарского духа, были другие малоизвестные или совсем неизвестные подвиги. Одним из них была помощь братскому народу Сербии во время смертоносных эпидемий. Об этом подвиге Ильи Татищева рассказывается в новых материалах, которые недавно были найдены сестрами Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.

"Человек трогательной доброты"

Все в жизни не случайно. Генерал Татищев, который добровольно, и даже охотно, отправился под арест вместе с свергнутым Царем, не совершил такой подвиг без причины. Вся его жизнь была подвигом. Он всегда носил с собой Евангелие и знал его наизусть. Друзья называли генерала Татищева "золотой рыбкой" из-за его неизменной готовности исполнить просьбы других людей. Однажды после рабочего дня поздним вечером он отправился искать детского врача, потому что его знакомый, у которого заболел сын, попросил его посоветовать хорошего врача. И генерал не успокоился, пока не нашел подходящего педиатра.

У Ильи Леонидовича Татищева поразительно сочетались мужество, решительность, отвага и в то же время необыкновенная мягкость и кротость в общении с людьми. О нем говорили, что он "человек трогательной доброты", "милосердный по-христиански". В Тобольске он был источником утешения для Царской семьи и ее ближайших. Когда люди из свиты ссорились между собой, ему удавалось примирить их словами, сказанными с любовью: "Не нужно мелочиться! Не нужно мелочиться!"

Поэтому совсем не случайно, что этот человек, который суть святая личность, распространял добро везде, где оказывался. И порой его милосердие принесло облегчение целой стране, как это случилось в Сербии в начале Первой мировой войны в 1914–1915 годах.
В конце 1914 года на Сербию обрушились страшные эпидемии различных заболеваний, таких как брюшной, сыпной и возвратный тиф. Начавшись в Северной Сербии, где сербские войска контактировали с больными австрийскими солдатами, эпидемия тифа распространилась на другие участки фронта и во всю страну. Кроме того, были выявлены и осложнения, такие как черная оспа, скарлатина и дифтерит.

Эпидемии приобрели огромные размеры. Болезнью страдали более 400 тысяч гражданских лиц и более 100 тысяч военнослужащих. Потери от сыпного тифа и других болезней были настолько серьезными, что несколько воинских подразделений были вынуждены покинуть фронт. Среди погибших были военные врачи и важные военачальники. В течение 4х месяцев только в столице Сербии, городе Ниш, умерло более 35 тысяч человек.

Князь Григорий Трубецкой, российский посланник в Сербии, сообщил министру иностранных дел Сергею Сазонову о растущей опасности эпидемий. Недостаток помещений для больных, недостаток продовольствия, дефицит санитарных средств и невозможность обеспечения должных санитарных условий, а также массированное скопление пленных среди больных или истощенных, все это способствовало быстрому распространению болезней. Правительство оказалось бессильным в борьбе с ними. Врачей и санитаров не хватало, а меры изоляции больных только начали обсуждаться. В помещениях для военнопленных, таких как конюшни, умирали люди на соломе и полу, рядом с уже мертвыми телами. Однако, несмотря на это, незараженные люди свободно гуляли по улицам, распространяя инфекцию.

Именно в эти тяжелые дни генерал Илья Татищев был направлен Императором Николаем II в Сербию. Цель его поездки состояла в том, чтобы поднять настроение сербским союзникам. Российский Император решил наградить офицеров и низших чинов союзных армий Сербии и Черногории, которые отличились в боях. Генерал Татищев был назначен передавать эти награды. Несмотря на опасность поездки в страну, охваченную эпидемией, генерал Татищев с полной верой отправился исполнять указания Императора. Он прибыл в город Ниш, несмотря на то, что, по словам русского посла, там «происходило нечто ужасное».

В железнодорожном вокзале Ниша Илья Леонидович был встречен князем Трубецким, членами русской миссии и несколькими сербскими министрами. Прибыв в столицу, генерал Татищев в первую очередь вручил сербскому королю Петру орден святого Андрея Первозванного с мечами, присужденный Императором. Приняв орденские знаки святого Андрея Первозванного из рук генерала, король выразил ему благодарность за проявленные симпатии к королевскому семейству, сербскому народу и армии, а также за высокие отличия, отправленные от имени Императора.
Илья Леонидович решил самостоятельно убедиться в правдивости информации о тяжелом положении в Сербии и посетил несколько небольших городков в провинциях, помимо Ниша. В результате оказалось, что ситуация в этих местах была еще хуже, чем описывал князь Трубецкой. В то время генерал Татищев продолжал свое путешествие без опасений. Он направил письмо Государю, описывая свои приключения в Сербии. Он плыл по Дунаю до Прахова и был встречен там экстренным сербским поездом и двумя сербскими офицерами. Во время поездки они остановились в городке Неготиме, где генерал был встречен множеством народа, приветствующего его криками "Да здравствует Россия!". Общее выражение любви и благодарности сербского народа Государю и России было заметно с момента прибытия генерала в Сербию.

Илья Леонидович мог бы быстро покинуть Сербию и отправиться с наградами в Черногорию, но узнав, что черногорский король вел тайные переговоры с австрийцами, он решил остаться в Сербии «под предлогом болезни». Он оставался там целый месяц и помогал русской миссии в борьбе с эпидемией. В это время князь Трубецкой составил детальное донесение Государю о ситуации в стране. На основании этого донесения Государь принял решение о помощи Сербии.

Генерал Татищев вернулся в Россию в январе 1915 года, после исполнения поручения Царя. Ему было разрешено носить Сербский орден Белого Орла первой степени. В своем докладе Государю о поездке генерал также подчеркнул тяжелое положение братьев-сербов.

После визита генерала Татищева и его донесений начались активные действия по борьбе с эпидемиями в Сербии: в страну были отправлены врачи, лекарства и другая помощь. Также прибыли отряды благотворительных организаций и санитарные миссии. Были организованы бесплатные столовые с горячим питанием и амбулатории для военнопленных и мирного населения. Тысячи больных получили помощь через бесплатную медицинскую миссию, которая также предоставляла лекарства бесплатно.

Особенно заслуживает отметки русская посолка княгиня Трубецкая, которая лично приехала в Сербию с маленьким сыном и работала в госпитале. Она открыла русский госпиталь и детский дом, где русские медицинские сестры заботились о детях. Благодаря пожертвованиям из России были открыты бесплатные столовые, а также проведена дезинфекция города и окрестностей специальной эпидемиологической бригадой. Благодаря всемусилиям эпидемии начали снижаться в апреле 1915 года. Русские врачи и медсестры отличились самоотверженностью и справедливо можно назвать их подвигом.
После генерала Татищева визита в Сербию и предоставления им информации о ситуации, начались активные действия по борьбе с эпидемиями. В результате, в Сербию были отправлены медицинский персонал, лекарства и другие формы помощи. Отряды Славянского благотворительного общества, санитарные миссии княгини Марии Константиновны Трубецкой, Московской Александринской общины сестер милосердия и санитарный отряд русских обителей Святой горы Афон также прибыли в Сербию, чтобы предоставить свою помощь.

Было необходимо защищать от инфекций не только солдат, но и военнопленных и мирное население. Для этого были созданы бесплатные столовые с горячим питанием и амбулатории. За 6 месяцев, тысячи больных получили помощь через бесплатную медицинскую миссию, при этом все лекарства, необходимые для лечения, были выданы бесплатно из центральной русской аптеки.

Особую самоотверженность проявила жена русского посла, княгиня М. К. Трубецкая, которая смело отправилась в Сербию вместе со своим маленьким сыном и лично принялась работать в госпитале. Под ее руководством был открыт русский госпиталь, а в церкви святого Николая был организован детский дом, где русские медицинские сестры заботились о 150 детях. Благодаря пожертвованиям, поступавшим из России, княгине Трубецкой удалось открыть бесплатную столовую с горячим питанием для населения в городе Ниш, позже было открыто еще три таких заведения.

В феврале 1915 года, из России в Сербию прибыла специальная эпидемиологическая бригада, которая провела процесс дезинфекции города и его окрестностей. Благодаря совместным усилиям, в апреле 1915 года эпидемии начали снижаться. Русские врачи и медсестры проявили замечательное самоотвержение и стойкость, исполняя свои обязанности во время военных действий, в то время это был настоящий подвиг.

Неравнодушие генерала Татищева сыграло важную роль в этом акте милосердия. Как человек, полный сострадания, он принял на сердце беды сербов и, имея доступ к Государю, передал ему все подробности катастрофы. Именно в результате этого организована масштабная помощь, которая спасла Сербию.

Святитель Николай Сербский отмечал: «Долг России перед сербским народом в 1914 году настолько велик, что его невозможно возместить ни веками, ни поколениями. Это долг любви, которая идет на смерть, спасая своего ближнего... Любовь русских к своим братьям не поколеблена опасностью и не боялась смерти».

В 1981 году генерал Татищев был прославлен Русской Зарубежной Церковью как святой мученик воин Илия. Надеемся, что в Русской Церкви состоится его канонизация для всеобщего почитания. Генерал Татищев похоронен на кладбище Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге, которое в советские времена было разрушено. Могила генерала не сохранилась, однако, его имя и подвиг остаются в живой памяти.


Рецензии