Пушкин Онегин АнтиБайрон

После  двух волшебных поэм-сказок Руслана и Людмилы и Бахчисарайского фонтана  Пушкин неожиданно обратился к байроновской (и руссоистской) проблематики: индивидуальность и толпа, цивилизация и естественный человек,  герой времени, толпа и чернь.

Однако ошибочно считать Пушкин неизменным верным байронистом!

Пушкин достаточно быстро, овладев идеями лорда и освоив его  поэтику и стиль, приступил к к его преодолению в себе.

Героем Байрона был романтик, заточенный на проблему героя своего времени, на борьбу за персональную свободу для себя как личности и индивидуума.  Смысл идей и характер замыслов Пушкина стал  со временем антибайроновским или антигероическим:  если «пафос» Байрона — в утверждении ценности личности даже ценой своих, чужих и общих страданий, то эмоционально-нравственная задача поэм Пушкина, от «Кавказского пленника» до «Евгения Онегина», — в опровержении ценности личности, утверждающей себя такой дорогою ценой (см. Дьяконов И.М.»Об истории замысла "Евгения Онегина"  (1982)).

Образцом такого антибайроновского героя стал Евгений Онегин. Ему противен всякий социум вообще: что питерский бомонд, что сельское сообщество помещиков-провинциалов и их семей. Но он не герой фронтов для личную свободу, хотя это так кажется по тому, что он занимает по отношению к обществу позицию чудака-чужака. Но единственный его способ противления этому социуму это постоянное затворничество или бегство.

Поэтому Пушкин называет Онегина чудаком с разным оперением качества: притворным, печальным, опасным, пасмурным и наконец неисправленным и, в финале, отвергнутым даже Татьяной.

Все его кажущееся геройство относительно толпы – это поза персоны в маске, прикрытом гарольдовым плащом и из-за напускного дендизма флером ловеласов и дон-жуанов.

В этой связи сообщаем: версии некоторых онеговедов о том, что темой романа Пушкина будто бы является борьба Евгения через конфликты со все и всеми за личную свою бесценную свободу выдающейся в некоторых местах личности полностью противоречит антибайронизму Нашего Всего 


Рецензии