Что вы знаете о кошках?
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Во-первых, к нам пришли гости, которым очень хочется узнать, чему вы уже научились и как умеете отвечать на вопросы.
Несколько ребят оглянулись, разглядывая гостей.
- А, во-вторых, сегодня на уроке по окружающему миру мы будем говорить с вами…о ком?
- О кошках! – почти хором прокричал весь класс. Дети улыбались.
- Правильно! Сегодня мы поговорим с вами о семействе кошачьих. Только давайте вспомним правило: прежде чем ответить на вопрос, мы поднимаем руку. Хорошо?
Дети согласно закивали.
Анна Ивановна принялась рассказывать, что кошачьи – это хищные млекопитающие, известные с очень давних времён. А точнее, с верхнего олигоцена. В современном мире насчитывается около сорока видов кошачьих. Шерсть, как правило, у них густая, низкая и мягкая, а окрас может быть серым, рыжеватым, рыжевато-бурым, золотистым, ярко-рыжим и коричневым, обычно с полосами и пятнами. Кошачьи широко распространены на всех континентах и населяют все природные зоны, кроме тундры. Ведут наземный образ жизни, многие хорошо лазают по деревьям и плавают.
Свой рассказ молодая учительница сопровождала яркой презентацией, на которой, сменяя друг друга, появлялись львы, оцелоты, сервалы и многие другие представители семейства.
- Ребята, к сожалению, в настоящее время многим видам больших кошек грозит вымирание, и поэтому их занесли в Красную книгу. Более тридцати видов кошачьих, которым угрожает исчезновение или их состояние вызывает тревогу – снежный барс, амурский и бенгальский тигры, манул, леопард, подвиды камышовой и лесной кошки. Например, ирбис – снежный барс – исключительно красивая кошка, таинственная и загадочная. Она не просто мало изучена, даже учёным о биологии и экологии снежного барса почти ничего не известно. По последним подсчётам в России его общая численность не превышает девяноста особей, более половины из которых обитает на территории Республики Алтай. Он занесён в Красную книгу России, Бутана, Узбекистана, Таджикистана, Пакистана, Непала, Кыргызстана, Индии, Афганистана, Казахстана, Китая, Монголии.
Учительница немного помолчала, давая возможность детям осознать информацию, разглядывая изображения снежного барса в дикой природе. Ребята во все глаза смотрели на роскошную кошку, которую безжалостно истребляли браконьеры ради красивого меха.
- Мы должны сохранить тех диких животных, которые ещё остались в природе, - тихо продолжила Анна Ивановна, переключая презентацию. – Ведь окружающий мир – это наше общее богатство. Природа – наш родной дом. Планета Земля – единственная планета. И наша обязанность – беречь её.
Дети сидели тихо, как мышки, а в их глазёнках будто отражалось изображение ирбиса, стремительно летящего по горной тропе.
После небольшой физкультминутки молодая учительница, улыбнувшись, сказала:
- Но среди кошачьих есть ещё один вид, который все мы знаем и любим… Кто же это?
Вверх взлетели руки, и нескладный хор голосов прокричал:
- Домашняя кошка!
- Правильно! И теперь мы поговорим о наших пушистых мурлыках…
Дети завозились, заулыбались, укладывая перед собой рисунки любимых питомцев.
Анна Ивановна при этом рассказывала:
- Принято считать, что домашняя кошка произошла от ливийского подвида лесной кошки, обитавшего в Средиземноморье, Передней, Центральной и Средней Азии, вплоть до Северо-Западного Китая. Основной причиной, по которой люди решили одомашнить дикую кошку, считают её способность эффективно охранять запасы зерна и других припасов от грызунов. Полагают, что кошка была одомашнена не позднее третьего тысячелетия до нашей эры в Древнем Египте. А вот какими бывают домашние кошки, какого окраса, вы можете рассказать и сами.
Дети подняли рисунки вверх.
- Вот, например, у Толи кошка чёрного цвета, а у Маши – белоснежная. У Вики – рыжая и полосатая, у Светы – пушистая чёрно-белая, а у Елисея – совсем лысая. Какие они все разные, правда?
Дети закивали головами, зашумели, засмеялись. Каждому хотелось рассказать историю о своём питомце.
- И характеры у наших мурлык тоже разные, - продолжала между тем Анна Ивановна, - кто-то спокойный, любит подремать в кресле, а кто-то, напротив, шумный, озорной и беспокойный. На месте никогда не сидит, может повиснуть на шторах, скачет по полочкам, а порой даже запрыгивает на спину к хозяину. Было у вас такое?
Дети согласно закивали. Юрочка Светин подскочил на месте и выкрикнул:
- У нас вчера Мурка со шкафа прямо бабушке на спину прыгнула. Бабушка даже тарелку уронила…
- Да, такое бывает, - Анна Ивановна, улыбаясь, усадила Юрочку на место. – Кошки – подвижные животные. Им нужно бегать, прыгать и лазать. Вспомните об их диких предках. А ведь все их черты сохраняются и в наших домашних питомцах. Поэтому, чтобы их жизнь, да и наша с вами тоже, была комфортной, мы должны создать кошкам специальные условия, хотя бы отдалённо напоминающие природные…
Молодая учительница немного помолчала, а потом произнесла:
- А теперь задание: расскажите соседу по парте историю своего питомца. Только условие – вполголоса, так, чтобы не мешать друг другу. Даю вам пять минут.
Класс гудел, как растревоженный улей. Дети рассказывали, рассматривали рисунки, что-то подрисовывали. Кто уже рассказал, оборачивался к другим ребятам и слушал их истории.
И только Петя Кузнецов сидел тихо, низко опустив голову. Анна Ивановна ещё с начала урока заметила, что мальчик какой-то притихший, но подумала, что это пройдёт. Однако, время шло, а Петя всё также безучастно сидел и не принимал участие в оживлённой дискуссии.
- Хорошо, ребята, закончили. Я вижу, что у вас получилась очень живая беседа.
Учительница подошла к Пете и сказала:
- Петя, у тебя очень красивый рисунок. Расскажи, пожалуйста, кто это.
Она подняла картинку повыше, чтобы дети смогли рассмотреть её. На ладошке лежал крохотный полосатый котёнок, а сверху была нарисована яркая радуга, над которой из тучки капали крупные капли дождя.
- Это Цезарь, - глухим сдавленным голосом проговорил Петя. – Он вчера умер… А наверху радуга, он теперь там… И дождик плачет, потому что вчера мы все плакали… Даже папа…
- Мне так жаль, малыш, - тихо произнесла Анна Ивановна, опуская рисунок на парту. – Это котёнок вашей кошки?
- Нет, - Петя покачал головой. – Я нашёл его на помойке… В пакете… Кто-то выбросил его, как мусор, а я подобрал. Мама за ним ухаживала… И сестра… И даже папа… Папа сказал, что Цезарь – хорошее имя, сильное. И котёнок сможет выжить… Но он не смог…
На последних словах голос Пети прервался. Крупные слёзы потекли из глаз. Класс сидел притихший. Казалось, можно было услышать, как ветер качает кроны деревьев за окном. Анна Ивановна обняла мальчика и, успокаивая, гладила по голове. Через несколько мгновений Петя осторожно высвободился и вытер слёзы.
- Мама не разрешает нам с сестрой говорить, что у нас много кошек.
- Почему?
- Она говорит, что люди не любят таких, как мы… Называют нас плохими словами… Я не знаю, какими. Мама не говорит…
- А сколько сейчас у вас питомцев.
- Не знаю точно. Кажется, пятьдесят…
Класс охнул. Волна удивления всколыхнулась и пронеслась от первой парты до последней.
- Можешь рассказать о ком-нибудь? – Анна Ивановна осторожно забрала рисунок с Цезарем и положила себе на стол.
Мальчик кивнул и принялся рассказывать.
- У нас есть кошка Стружка. Так её папа назвал. Она трёхногая. Она жила на заводе. Однажды кто-то бросил её на станок, и у неё сломалась лапка. Папа отвёз её в больницу, а потом привёз домой. Мама долго её лечила, а теперь Стружка бегает быстрее всех и лазает по шторам. Мама всё время смеётся и говорит, что было бы, если бы у неё было четыре лапы… Мама сказала, что мы не будем искать для Стружки новый дом, потому что люди не любят ухаживать за животными-инвалидами.
Петя немного помолчал, а потом добавил:
- Но Стружка очень красивая. И ласковая. Я не понимаю, почему её нельзя полюбить…
Анна Ивановна впервые посмотрела на Петю совсем другими глазами. Кого она раньше видела перед собой? Обычного семилетнего мальчика со средними способностями, который не очень хорошо учился по основным предметам, не особо блистал по физкультуре, но всегда был в числе первых по окружающему миру и труду. Иногда от его рюкзака пахло кошками, а на одежде отчётливо виднелись кошачьи волоски. В классе Петя особо ни с кем не сближался, но и не конфликтовал. На переменах сидел тихо, рисуя что-то у себя в альбоме, но рисунки никогда никому не показывал. После уроков его забирала сестра Алина, ученица восьмого класса, и они, попрощавшись с учителями, убегали домой.
Теперь молодая учительница видела перед собой другого мальчика, с тонкой, ранимой и очень чуткой душой, и впервые не знала, что сказать. Ей на помощь пришла Ирина Станиславовна, директор школы. Она подошла к Пете, села с ним рядом, заглянула в глаза и тихо произнесла:
- Петя, я могу попросить твою маму прийти в школу?
Петя испуганно спросил:
- Я сделал что-то плохое?
- Нет… Конечно же, нет!.. Я очень хочу, чтобы твоя мама провела у нас в школе «Урок доброты» и рассказала о том, как вы всей семьёй спасаете животных. Ведь это очень важное и доброе дело. И только по-настоящему сильные и особенные люди могут это делать… Ты попросишь её?
Петя нерешительно кивнул.
- Спасибо тебе большое! – Ирина Станиславовна потрепала непослушные вихры. – Спасибо большое всей вашей семье!
Потом, обернувшись к Анне Ивановне, сказала:
- Продолжайте.
Молодая учительница вернулась к доске.
- Ребята, сегодня у нас был необычный урок. Не только потому, что мы говорили о необыкновенных животных. Но и потому, что узнали о необыкновенных людях, которые тихо живут рядом с нами, каждый день совершая маленькие подвиги. И я очень рада, что сегодняшний урок позволил нам узнать об этом. Спасибо всем! Урок закончен.
Звонкой трелью пропел звонок. Дети повскакали с мест и принялись собирать рюкзаки, постоянно поглядывая на Петю. В класс заглянула Алина. Мальчик быстро пошёл к выходу.
- Пока, Петя, до завтра!
- Приходи к нам в гости!
- Выходи на площадку!
- Давайте вместе с Петей спасать кошек, - робко предложила Ася, крошечная кареглазая девочка.
- Мы согласны! – закричали ребята.
Петя улыбнулся. Анна Ивановна, кажется, только сейчас осознала, что впервые видит Петину улыбку. И улыбнулась сама.
Свидетельство о публикации №224040800882