Теория. Философия. Наука. Общение
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.
Часть IV. Общество как социальное тело, corpus socialis.
Глава 4. Теория -> Философия -> Наука -> Общение.
"Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики." (Поговорка.)
"Теория без практики мертва, а практика без теории слепа." (Авторов целая куча: Ломоносов, Суворов, Чебышев, математик Крылов, и др.)
"Нет ничего практичней хорошей теории." (И. Кант, Р. Кирхгоф, Л. Больцман, Л. де Бройль, Э. Резерфорд, Э. Ферми, Н. Бор, и все другие, кому приписывали авторство этой фразы.)
"Теория - это когда всё известно, но ничего не работает. Практика - это когда всё работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает ... и никто не знает почему." (пошутил А. Эйнштейн.)
Как известно, теория какого-либо предмета и опыта взаимодействия человека с этим предметом начинается с описания. Описание опыта не было бы необходимым, если бы на практике не возникали всякие проблемы. Поэтому описывается и то, что получилось (что известно), и то, что не получается (что неизвестно). Описание того, что не получается, есть формулировка проблем, перевод ощущаемого и воспринимаемого, наблюдаемого и мыслимого в какую-либо форму, т.е. формализация. Первой формализацией является описание проблемной ситуации с помощью естественного языка. Второй формализацией является описание посредством искусственного языка, т.е. через символизацию.
В первом случае, естественный язык постепенно приобретает вид логики, способствующей рассмотрению изучаемого предмета со стороны его качественных характеристик. Во втором случае, искусственный язык становится математикой, помогающей исследовать количественные соотношения компонентов в изучаемом предмете.
Взаимодействие между двумя языками описания приводит к возникновению математической логики. Здесь и начинается разделение теории на философию и науку. Основой философии является логика. Основой науки - математика. Логика - мать философии. Математика - мать (царица) всех наук. Философия и наука - две противоположные и связанные между собой стороны теории. Разделение между ними не абсолютно. Поэтому как в философии присутствуют различные математические изыскания, так и в науке используется логика. Но в большей мере философии присуща логика, которая созревает, растёт и развивается в её лоне, а науке больше присуща математика, всевозможные измерительные процедуры, система мер и весов, графики, диаграммы, схемы, системы исчисления, и т.д., и т.п.. Каждый теоретик выступает то как философ, то как учёный, иногда - одновременно: и как философ, и как учёный, но в какой-нибудь пропорции: больше как философ или больше как учёный.
За разделением описания проблемы на логику и математику, мы как-то упустили то обстоятельство, что само описание является историей проблемы, историей вопроса, историей интересующего нас предмета. Если логика есть мать философии, а математика - науки, то история есть мать теории. Вопрос о соотношении между историей и логикой, между историческим и логическим, обсуждали многие философы. Среди них Гегель, Маркс, Ильенков, и другие. Сейчас можно сказать, что логика есть описанная в понятиях история. Логически понятая история находит и сохраняет в себе всё самое существенное и закономерное в истории, и избавляется от всего несущественного и случайного. История здесь понимается не как наука, а как история сама по себе, история как она есть, как истина. Такую историю исследует философия в качестве философии истории, а также история как наука.
Историю как она есть описывают разные субъекты, и потому их описания истории субъективны. Так что в истории можно выделить объективное содержание и субъективное его восприятие. То же самое происходит и с логикой. Объективная логика приближена к объективной истории, к истории взаимодействия между объектами. Субъективная логика возникает из субъективного восприятия истории, которая искажается в угоду интересам и субъективным предпочтениям описывающего её. Задача исследования истории - в максимальной степени приблизить субъективно воспринятую историю к самой истории, или приблизить субъективную логику к объективной. Для этого в логику вводились различные нормы и правила. Так Аристотель в ответ на безответственную игру слов у софистов ввёл некоторые правила, после чего логика стала более упорядочённой, более формализованной и формальной.
Поскольку первой формализацией истории с помощью естественного языка явилась логика, а из неё стали появляться и математические построения, то и строгий научный подход появился не сразу, а в результате развития философского знания. Сейчас популярны всякие споры на тему, что выше - философия или наука? Многие учёные считают философию беллетристикой, но ею же они считают и гуманитарные науки. Есть и такие, которые даже психологию не считают за науку, хотя и в ней применяются математические методы обработки данных. Некоторые философы считают философию выше всякой науки, поскольку философы пытаются обобщить данные разных наук и построить из них научно-философскую картину мира. Полагаю, что представители обоих лагерей одновременно правы и неправы. Философия и наука родились от одной матери - теории. Их можно считать родными сёстрами. Философия - старшая сестра, наука - младшая. Между ними существует и равенство, и неравенство. Их можно понимать как отдельные и независимые друг от друга сферы теоретической деятельности, между которыми происходит некоторое общение: информационные потоки текут от одной к другой.
Религия и искусство считаются массовым общественным сознанием, а философия и наука - элитарным. Но, по большому счёту, каждый человек, который о чём-то логично рассуждает, является философом, даже если он и не подозревает об этом. Также и тот, который что-то измеряет, вычисляет, проделывает простейшие математические операции, необходимые в быту, на производстве, в практике, является учёным, хотя бы просто потому, что этим операциям нужно научиться. И каждый человек, который что-то изучает и выясняет, что-то как-то объясняет и предвидит последствия своих или чужих действий, критикует кого-либо и спорит с другими, является теоретиком.
Прежде всего, теория есть система обобщённого достоверного (достойного доверия и веры, надёжного) знания, описывающая, объясняющая и предсказывающая поведение объектов, на изучение которых направлена теория. Теория, поскольку она есть система, должна быть внутри себя согласована, в той или иной степени. Изучаемый объект или предмет должен быть мысленно расчленён и обратно собран в единое целое. Практически-деятельностный анализ и синтез на уровне теории преобразуется в мысленный анализ и синтез на каждой ступени теоретического исследования. Но вначале изучения предмет выступает для исследователя не как внутри себя расчленённое целое, а как синкретическое целое, в котором много чего намешано, много чего лишнего, случайного, что следует выделить и удалить, выбрав и оставив только существенное, закономерное. Поэтому движение мысли в теории можно описать в виде тетрады: Синкретизм -> Анализ -> Синтез -> Снятие.
Последнее звено уравновешивает и согласует между собой противоречивые отношения между анализом и синтезом. Снятие есть упразднение предшествующего пути изучения предмета, и в то же время оно есть их сохранение в виде проанализированного, расчленённого мысленно предмета, и обратного его мысленного синтеза, объединения различных частей в целое. Именно поэтому теория есть система мысленных представлений о предмете. Противоречие между анализом и синтезом заключается в том, что исследователь может детально проанализировать предмет, но не может собрать из этих деталей нечто целое. С другой стороны исследователь может так собрать из деталей целое, что получится не то целое, которое он изучал. Здесь два варианта: либо он собрал что-то неработающее, и тогда он просто неправильно это собрал, выкинув из конструкции что-то существенное; либо он изобрёл нечто новое, работающее по-другому, но при этом не понял, как оно работает и как его применять. В снятии же синтез ограничивается и уравновешивается анализом, а анализ - синтезом. В результате теория открывает для исследователя что-то новое в предмете, до этого момента бывшее неизвестным, а открытие способствует изобретению нового способа действия с этим предметом. Открытие и изобретение - такая же пара понятий, как статика и динамика, состояние и процесс.
***
Внутренняя иерархия каждого из компонентов триады Теория - Философия - Наука представляется следующим образом.
Теория:
1. Описание.
2. Объяснение.
3. Предсказание.
4. Метод(ы).
Философия:
1. Онтология.
2. Гносеология.
3. Аксиология.
4. Методология.
Наука:
1. Естественные науки (Природа).
2. Социальные науки (Общество).
3. Гуманитарные науки (Человек).
4. Технологии.
Первые три уровня науки - это фундаментальные науки, а четвёртые уровень - прикладные науки. Технологии вбирают в себя все предыдущие уровни, и поэтому они делятся на технические науки (инженерия), социальные технологии и гуманитарные технологии. В качестве последней выступают медицинские технологии и фармакология, а также педагогические технологии и психотехнологии (изобретение методов и методик психологической помощи, психологического консультирования и психотерапии). Чётких границ между всеми видами технологий, как и между разными уровнями науки, нет. Открытое и изобретённое в одних науках используется в других. Связь науки и техники обычно обозначают термином НТП - научно-технический прогресс: научно-техническая эволюция и научно-техническая революция. Эта связь отмечена на схеме (сверху этого текста) в виде влияния науки, и соответственно, технологии, на технику и навыки владения ею, и, конечно, на искусство, художественное творчество.
Триадой Теория -> Философия -> Наука заканчивается сфера социо-культурного тела личности (corpus socialis/corpus culturalis) и начинается сфера социо-культурного духа (logos), которая может рассматриваться как сфера словесно-понятийного общения, поначалу симпрактичного, т.е. непосредственно связанного с практикой, а потом уже существующей вполне самостоятельно и относительно независимо от практики. Само же общение можно считать некой разновидностью практики - практикой общения, информационным взаимодействием между людьми. Общение также изучается, и насчёт него строятся различные теории, которые потом проверяются в эмпирических научных исследованиях и в практике общения.
P.S.: Текст данной главы является одним из набросков. В будущем текст будет дополняться и видоизменяться.
Свидетельство о публикации №224040901024