Хнумхотеп

Хнумхотеп был честным и богобоязненным человеком.
Он приветствовал Дио в своем доме так, как будто она была членом его собственной семьи не потому, что она находилась под покровительством Тутанхатона, который имел власть и влияние при дворе, а потому, что изгнанники находились под защита бессмертных богов. Пока он был главным
смотрителем зернохранилищ Амона, он мог брать взятки, такие как
все остальные; но он этого не сделал. Когда святилище Амона было закрыто и
Хнумхотеп потерял свой пост, он мог бы получить другой, получше
если бы он был неверен вере своих отцов; но он остался
верен ей. Во время голода он, возможно, продал бы по завышенной цене
кукурузу из своих поместий в Озерном крае, Мюер, который не пострадал от засухи, но он продал ее дешевле чем обычно, и раздал один полный закром голодающим.Он жил так, потому что помнил мудрость своих отцов:
"человек живет после смерти, и все его дела с ним"; он помнил
весы с сердцем мертвеца на одной из них и легчайшее перо богини Маат, Истины, на другой, - острый глаз бога Карапуза, Измерителя, следит за стрелкой весов.
В юности он сомневался, не стоит ли короткий день жизни
большего, чем темная вечность, и не были ли правы те, кто говорил: "умирающий человек подобен пузырю, лопающемуся на воде - ничего не остается".
правильно. Но по мере того, как он становился старше, он чувствовал все более и более ясно - постигал это, так сказать, как рука сжимает завернутый предмет, - что было что-то за гробом, и, поскольку никто ничего не знал о
наверно, самое простое и мудрое, что нужно было верить, как делали отцы его.
Хнумхотепу, или Хнуму, было за шестьдесят, но он не считал себя стариком.
он надеялся прожить полную меру человеческой жизни - сто десять лет.
Примерно за сорок лет до того, как он начал строить для себя "вечный
дом", гробницу на холмах Запада, в Аменти, также в соответствии с
древней заповедью "приготовь себе прекрасную гробницу и помни
это каждый день твоей жизни, ибо ты не знаешь часа своего
смерть."Сорок лет он рыл в скале глубокую пещеру
с подземными залами и переходами, украшая ее как свадебную
комнату и собирая в ней приданое для своей души, невесты. Он сделал
все это весело, в соответствии с поговоркой: "Гроб, ты был
создан для праздника; могила, ты был вырыт для веселья".

Днем, когда Дион и Пентаур разговаривали на плоской крыше
летнего домика Хнума, Хнум сидел в легком деревянном укрытии,
поддерживаемый четырьмя колоннами, рядом с зимним домиком на другом конце улицы пруд. Он сидел в резном кресле черного дерева с кожаной подушкой
и скамеечкой для ног; его жена Нибитуя сидела рядом с ним на маленьком складном стуле.Оба были одеты в халаты из тонко гофрированного белого льняного материала, не слишком прозрачные, как подобает пожилым людям; ее платье было узким и доходило до лодыжек, а его - шире и короче; их ноги были
босыми. Кирпичный пол убежища был устлан циновками для тепла.
мальчик-слуга держал наготове папирусные тапочки.
Хнум снял парик со своих коротко остриженных седых волос и повесил его на вешалку - деревянная подставка рядом; мужчины снимали свои парики, как шапочки; но... Огромный чёрный парик Нибитуи, блестящий, словно покрытый лаком, с двумя толстыми витыми шнурами по бокам, поднимался над её головой,
выдвигая уши вперед и придавая лицу старой женщины морщинистое выражение
выглядят как у летучей мыши.

Хнум был таким высоким, что его жена, которая была невысокой, казалась почти карлицей рядом с ним; прямое, худощавое, костлявое, его лицо казалось высеченным из твердого коричневого дерева и имел угрюмый, сердитый вид; но когда он улыбался улыбка становилась очень доброй.

В будние дни Нибитуя была занята уборкой с утра до
ночью, глядя вслед ткачество, циновка-оформление, приготовление и
стирка, но по праздникам, таким как день-день Хонсу,
бог Луны, она дала себе отдохнуть, занимаясь легкими и в
то же время подыскивал себе занятие. Два горшочка и две корзиночки
стояли перед ней на низком круглом столике: из одного из них она взяла
мертвых жуков, скарабеев, бабочек, пчел, кузнечиков, разорвала их
откройте кремневым ножом и, взяв костяной ложкой каплю
Аравийская камедь из одной банки и капля смолы ливанского кедра из
другая забальзамировала мертвых существ; затем она завернула их в
крошечные белые льняные бинты, как настоящих маленьких мумий, и положила их
в другую корзину. Делала она все это быстро и аккуратно, как на работу
она привыкла делать. В саду была песчаная из
Аменти, вечную Запада-кладбище для этих маленьких мумий.

Мужчина средних лет с хитрым и веселым лицом, Inioteph или Ини был
сидит, скрестив ноги, на полу перед Хнум, он был клерком в маркшейдерский отдел, управляемый усадьбы Хнум и сделок легальный бизнес для него. Обнаженный по пояс, он не носил ничего, кроме фартук; на поясе у него висела чернильница, за ухом - тростинка для письма , а в руке он держал свиток папируса с описанием мешки с зерном, которые только что доставили вниз по реке на баржах из Мюэра. -Когда был получен указ?" Спросил Хнум.
"Ночью, и это должно быть выполнено сегодня, чтобы солнце не зашло
из-за неповиновения королю", - ответила Ини.

"Довольно, довольно, довольно," Хнум отчеканил, как дятел, постукивая, как
была у него привычка. "Они преследовали Отца, они преследовали Мать", и теперь настала очередь Сына!"Сыном был Хонсу - Осирис из Фив, рожденный от Отца Амона и матери Мут.
"Но как его уничтожить? Он сделан из золота", - сказал Хнум.
"Они бросят его в печь, расплавят, сделают монеты из золота, купят хлеба и раздадут голодающим: съешьте бога и восславьте царя!" Иниотеф объяснил.
"Конечно, это очень неправильно? Ухух, смилуйся над нами!" Сказала Нибитуя
со вздохом.Ухух был очень древним богом, забытым всеми; у него не было идолов, ни храмов, ни жертвоприношений, ни священников - от него не осталось ничего, кроме Имя. Люди помнили только, что был бог Ухух, но
они давно забыли, чем он правил и как выглядел.И это было той самой причиной, по которой Нибитуя любила его и жалела и в трудные моменты взывала не к великому Амону, а к малоизвестному Ухуху. "Никто не молится ему, бедный Ухух, но я буду молиться, и он смилостивится надо мной", - обычно говорила старая леди.-"А что говорят люди?" - Спросил Хнум.
- Они не очень надеются на хлеб, - сказал Ини, прищурив глаза.
с хитрым видом. "Царские клерки, прихлебатели Атона, украдут
все это, - говорят, - и нам ни кусочка не достанется!" А священники
конечно, подстрекают их: заступитесь за бога, не допустите осквернения святого образа! А говорить такие вещи людям - все равно что поджигать солому. Вы сами знаете, милорд, какие сейчас времена ; Я бы не удивился, если бы там поднялся мятеж.-"Вполне, вполне, вполне! Мятеж - ужасная вещь",
"Хуже ничего быть не может! Сказано: "Земля содрогнется, не в силах
вынести, что рабы должны быть хозяевами". Но ведь что такое один
ожидать от рабов, когда сам царь...." -"Не смей говорить о короле; ты станешь пищей для рыб",Хнум остановил его.Это означало: если кто-нибудь придерется к королю, он будет брошен после смерти в реку на съедение рыбам.
"А о чем второй указ?"-"О том, чтобы сделать места захоронений собственностью короны. Их нужно отобрать у богатых и отдать бедным: "Пора мертвым перестать
вынимать пищу изо рта живых"."Вполне, вполне, вполне", - повторил Хнум и больше ничего не сказал, наблюдая за быстрыми движениями маленьких ручек Нибитуи, когда она заворачивала мумию кузнечика.
"Ясно, помилуй нас!" - она снова вздохнула и, оставив
кузнечик, посмотрела на мужа с круглыми, испуганными глазами. "Как
это может быть, Хнум? Чем будут жить мертвые?"
"Молчи, старушка, это выше твоих сил, занимайся своими жуками!" он
проворчал, с улыбкой похлопывая ее по плечу, и его лицо
внезапно лицо стало очень добрым и удивительно похожим на лицо его жены, несмотря на разницу в их чертах; они казались братом и сестрой: счастливые в браке пары часто обретают сходство в старости."У мертвых будет достаточно на жизнь, не бойтесь; мы,живым могло быть хуже! - мрачно добавил он.
На самом деле его не очень беспокоили мертвые. Если бы был издан указ
, запрещающий людям есть и пить, они продолжали бы есть и
пить так же, как раньше; то же самое произошло бы и с этим указом
живые не перестали бы кормить мертвых, ибо очень бытие Египта основывалось на том, что живые и мертвые ели одну и ту же пищу, одно и то же питье - тело и кровь Хонсу Осириса, Сына Божьего.- Полагаю, нам все-таки придется подкупить шпионов Атона, - продолжил Иниотеф.Он не любил Хнум бесстрашие; как и все служащие, которые являются слишком сильно вперед, у него была дурная привычка страшно его хозяин в чтобы обрести значимость в его глазах.
"Они унюхали собаки, что в вашу честь гробница два изображения Амона не стушевался. - Мы должны осмотреть его, они сказать. И если они обнаружат это, будут неприятности; они все испортят и осквернят гробницу или подадут на вас в суд - этому не будет конца! -"Как они узнали?" - Удивленно спросил Хнум.
- Должно быть, кто-то донес на тебя.-"Кто бы это мог быть? Никто посторонний его не видел".-"Тогда, должно быть, это был кто-то из ваших соплеменников".
"Это он, он, Yubra, негодяй, змея!" Nibituia кричала в
сигнализация. "Я говорил тебе, Хнум, не держи эту заразу в доме, отправь
его в Красные горы разбивать камни или рыть каналы в Дельта, чтобы у него началась лихорадка, у этого негодяя! Это не зря. он подружился со слугами Атона. Только подумайте, что он натворил! Страшно подумать, что он поднял руку на святого Ушебти, безбожное создание! А ты щадишь его...."
"Я бросил его в яму, чего ты еще хочешь?"
"Какое дело змее до ямы? Ему больше нравится быть там
чем работать. Я знаю, Хнум, ты приказал ему есть две
буханки хлеба и кружку пива в день, хотя и пытался скрыть это
от меня. Он наедается досыта, свинья, жиреет и смеется
над тобой за всю твою доброту! Он спит весь день или поет гимны
своему нечистому богу, тьфу на него!" -"Что с тобой, маленький жук?" - спросил Хнум просмотр на нее в изумлении.
Они обменивались глубоким взглядом, а он отвернулся от нее, нахмурившись
сурово. Нибитуя встала и низко поклонилась своему мужу:
"Прости своего слугу, мой господин, если я сказала что-то не так по своей
глупости. Тебе виднее. Но меня коробит - " она не может
сопротивляться, глядя на его существенно более раз, "мне очень непросто
о тебе, Хнум! Ты любишь его, ты балуешь его, а он
точит на тебя нож, лелеет злобу в ответ на всю твою
доброту - и такая злоба хуже любой другой."
Ини улыбался про себя: он достиг своей цели и встревожил своих
хозяев, хотя сам не знал, как ему это удалось. Юбра это не имело достаточного значения, чтобы они встревожились из-за него.
"Ну, все в порядке", - сказал Хнум, как бы приходя в себя.
"Я знаю Юбру достаточно долго: он глуп, как осел, но он не сделал бы .... такого: он верный слуга".Внезапно прервавшись, он спросил Ини: "Они хранят кукурузу?" -"Да, хозяин".-"Пойдем посмотрим; они наверняка распределили ее неравномерно".Он встал и пошел через сад к гумну. - Дохлые мухи портят ароматную мазь, так что небольшая глупость портит все дело.
- Мертвые мухи портят ароматную мазь.
жизнь благородного человека", - часто думал Хнум в последнее время с
горькой улыбкой. Именно это и произошло в его доме.

Мудрецы знали, что следующий мир, "второй Египет", был в точности
похож на этот, хотя видимость была обратной, как в зеркале
: здесь все было к худшему и создано для смерти, в то время как
там все было к лучшему, для вечной жизни. Но и там, также, на небесных полях Иалу, тени мертвых, благословенный Ка, вспахивал землю, сеял, жал, собирал в
собирали урожай, рыли каналы и строили дома. За все это работают мастера
нужны были рабы. Вот почему они поместили в каждую гробницу триста
шестьдесят пять глиняных фигурок - по количеству дней в
году - каждая с лопатой в руке, набором инструментов в сумке на поясе.
спина и иероглифическая надпись на груди: "Ты, Ушебти,
Ответчик такой-то, принадлежащий такому-то мастеру, подойди
вместо меня скажите за меня: "Вот я", если меня позовут на работу".
При воскрешении мертвых, когда хозяева ожили, рабы тоже ожили и пошли работать на поля Иалу, ибо там, как и здесь, рабы работали, а хозяева развлекались.Хнум заказал две дюжины образцов ушебти у моделиста, который
работал над украшением гробниц. Он сделал их так искусно, что по
лицам глиняных кукол можно было определить, кого из слуг Хнума они представляют: это должно было позволить каждой душе обрести свое тело.
Когда автор привел цифры рабов Хнум выбежал навстречу с ним в воротах, в окне старого Yubra, портье, толкаясь,с криками и смехом, радостью, как дети: каждый спешил найти и распознать свою собственную куклу. "Который из них я? Который из них я?" они все продолжали говорить.
Юбра тоже подошел и тоже спросил: "Который из них я?" Гончар отдал
ему свою куклу. Юбра взял его, осмотрел, попросил прочитать ему надпись
и внезапно показался одержимым.Присутствовавшие говорили впоследствии, что его лицо совсем потемнело, он задрожал всем телом и, выпаливая: "Я не хочу, я не хочу!" швырнул глиняную фигурку на землю и разбил его вдребезги. Все стояли до сих пор, завороженная с ужасом, а Yubra пошел на нарушение других
куклы располагаются на гладильную доску из прачечной. Тогда они
бросился на него, но не могли освоить его сразу-он дрался, как
ярость. Наконец, когда он сломал больше половины кукол, его
одолели и со связанными руками привели к Хнуму на суд.
Это был ужасный акт святотатства: каждая мумия, не только человека, но
даже животного, была телом самого мертвого бога, Осириса-Аменти.Когда Хнум спросил Юбру, почему он это сделал, Юбра ответил твердо и спокойно:
"Чтобы спасти свою душу. Здесь я раб, но там я буду свободен".
Он больше ничего не сказал. Хнум подумал, что Юбра внезапно потерял рассудок или был одержима дьяволом. Ему было жалко его старый и верный слуга. Он не мог простить Юбру полностью, но наказал его слегка и даже не избил; он просто посадил его в яму; он думал, что Юбра образумится. Но Yubra было
была в яме четыре дня и был упрямым, как всегда. Была особая причина, Хнум был так добр к нему. В его молодежь Хнум любил поохотиться на крокодилов в озере стране, Miuer, где у него было большое имение города Shedet, посвященный крокодил-богу Солнца с головой, Собек. Раньше он проводил там по нескольку дней во время охотничьего сезона.Каждое утро, пока он еще был в кровати, свежевыстиранную и плиссированные белый халат привез ему пятнадцать лет Ma;ta,хитрый гладильный пресс-жена и сестра молодого садовника Yubra: плохое люди нередко женились на своих сестрах, чтобы не делить имущество.
В Хнум сумерках привыкли слышать на заднем дворе, где несколько досок РАН
из белья в пруду, громко хлюпает летучей мыши на влажном белье, и девичий голос Ma;ta поет:
 "Моя сестра на противоположном берегу.
 Между нами течет река,
 А на песке лежит крокодил.
 Бесстрашно я вхожу в воду.,
 Вода для меня как суша.,
 Любовь придает мне мужество и силу,
 Любовь - всемогущая магия".

Но по ее голосу было слышно, что она еще не знает, что такое любовь. "Скоро она узнает", - с тихой жалостью подумал Хнум. Однажды она спела другую песню.: "Гранатовое дерево заговорило и сказало::
 Мои круглые плоды - это ее груди,
 Семена в плодах - это ее зубы,
 Сердцевина моих плодов - это ее губы,
 И что сестра делает с братом,
 Обрадованный игристым вином,
 Скрыт моими густыми ветвями."

И впервые Хнум уловил что-то недетское в
Детском голосе Майты. "Она будет такой же, как все", - подумал он,
без всякой жалости, и внезапно пламя Сета дохнуло ему в лицо.
похоть ужалила его сердце, как скорпион.Он знал, что ни люди, ни боги не осудили бы его, если бы он, господин, сказал своей рабыне: "Иди в мою постель", - так же просто, как в жаркий день он сказал бы ей: "Дай мне попить". Но Хнум действительно был справедливым и благочестивым человеком. Он вспомнил, что, кроме своей жены Нибитуи, у него было двенадцать наложниц и столько красивых рабынь, сколько он хотел, в то время как
У Юбры была только Майта. Должен ли был хозяин забрать у своего слуги единственного ягненка? "Этого не будет", - решил он и покинул Озерный край,
чтобы никогда не возвращаться.Но он не мог забыть Майту. Пламя Сета опалило его кости как ветер пустыни опаляет траву. Он не мог ни есть, ни
пить, ни спать и стал худым, как доска.
Он ничего не сказал Нибитуи, но она догадалась об истине. Однажды
рано утром, когда он еще спал, Майта вошла в спальню
его загородного дома недалеко от Фив, принеся свежевыстиранную одежду.
Он проснулся, думая, что видел ее во сне или видении, и когда он
поняв, что она настоящая, он спросил:"Где Юбра, твой брат?"
"Далеко за морем", - ответила она и разрыдалась. Затем
она медленно подошла к нему, села на край кровати и, опустив
глаза, сказала, краснея и улыбаясь сквозь слезы:"Моя госпожа отправила меня к моему хозяину. Вот я, твой раб.И Хнум больше не спрашивал ее о Юбре.
Тот год был самым счастливым годом в его жизни; и лучшим из всех было то, что
Нибитуя полюбила Майту так же, как и он, возможно, даже
больше. Она ревновала не к ней, а к другим женщинам, и, как ни странно,
сказать, упрекнула его в том, что он предпочел ее Майте. И Хнум
не знал, кого он любил больше - госпожу или рабыню: и то, и другое
эти чувства слились воедино, как два запаха сливаются в один благоухание.
Когда он вспомнил это сейчас, спустя тридцать лет, он прошептал со слезами
нежности к старой спутницей его жизни: "Моя бедная маленькая Жук!"
Nibituia послал Yubra, садовник, в Ханаан, чтобы собирать иностранные
цветы и растения для сада Хнум это. И когда, после года
отсутствия он вернулся, Ma;ta не стало: она умерла при родах.
Хнум лечение Yubra сторицей: он подарил ему прекрасный сюжет
Земля, четыре пары волов и новая жена--одного из своих наложниц.
Никто не знал, помнил ли Юбра Майту или забыл ее с новой женой, потому что он никогда не говорил о ней и вел себя так, как будто ничего не произошло.
Когда Юбра состарился и больше не мог работать в поле, Хнум взял его в свой дом и дал почетную должность привратника.Тридцать лет Юбра был обedient рабом и сейчас все вдруг он взбунтовался и сказал:
"Я не хочу! Здесь я раб, но там я буду свободен."
В течение тридцати лет Хнум не думал , что причинил кому - либо зло
Юбра и теперь, ни с того ни с сего, он подумал: "Дохлые мухи портят
ароматную мазь, и так маленькая глупость портит всю жизнь
благородного человека!"


Рецензии