Понять нельзя принять. Часть двенадцатая

МОИ НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ

(Фото автора)

ГОА — ТЕРРИТОРИЯ БЕЗ ГРАНИЦ

Моё подсознание часто ведёт замысловатые диалоги с сознанием. Спорит с ним. Иногда даже ссорится, настаивает на своём, стремится победить. А я в этом споре как будто посторонний наблюдатель без права голоса. Когда начала работать над индийскими путевыми заметками, думала, что получится частей пять. И моё сознание с этим согласилось. Конечно, оно ведь умное — битком наполнено миллиардом разных знаний, хотя и составляет всего 10% нашего «Я». А вот Подсознание… Оно, похоже, считает себя самым главным со своими 90 процентами. И командует мной, как генерал.

Сопротивляться этому бесполезно. Поэтому наше с вами путешествие по Индии продолжается уже в двенадцатой главе. Моё мощное Подсознание постоянно путает мысли, не позволяя расставить нужные знаки препинания в заголовке. Осознаю, что пора держат ответ перед читателями — как отнестись к этой стране. Принять всё, что в ней происходит? Или сначала понять необычные привычки, образ жизни индусов? А может, ничего не принимать и бежать, бежать за тридевять земель отсюда. Чувствую — не отвертеться от публичного признания. Надо решиться на честное откровение. Времени на это всё меньше — улетают в прошлое мои последние деньки в Гоа. Надо прожить их, не снижая активность.

ХХХ

Рано утром на пляже малолюдно. Местные мальчишки расставляют шезлонги, хватаются за любые работы по уборке территории.
Мой восемнадцатилетний друг радостно здоровается и старательно спрашивает «по-русски»: «Кхаакх даилиа?»  Отвечаю: «Как, как? Лучше всех!» Этот ответ сбивает парня с толку. Он хватает мою шариковую ручку и просит записать прямо на его ладошке это новое для него выражение. “Kak dela? Lutshe vseh!” - так приблизительно я попыталась записать звучание непонятных для англоязычного индуса буквосочетаний. А потом долго объясняла, что всё это значит. Собралась толпа его коллег. Даже не знаю, как их назвать — типа разнорабочие. Трудятся на пляже при кафе. Мусор убирают, шезлонги ремонтируют, обслуживают в кафе клиентов — на все руки мастера. Наверняка, друг другу многочисленные братья. Объясняю, что, вот, например, у одного человека дела идут хорошо, у второго тоже. А у тебя— лучше, чем у первого и второго. Какое это счастье, когда тебя понимают! Мальчишки стали кувыркаться на песке, обниматься, радоваться, что узнали новое для себя выражение. Все следующие дни моего отдыха здесь я постоянно слышала их бодренькое «Kak dela?Lutshe vseh!” Одной сплошной фразой, без пауз и разных интонаций. Так что, дорогие мои читатели, не бойтесь отдыхать в северном Гоа — здесь нет никаких языковых проблем. в Гоа говорят по-русски! И я к этому приложила некоторые усилия.


По большому счёту здесь вообще нет никаких проблем. Сложный механизм туристического сервиса работает четко и без сбоев. Очень вкусная еда. Есть в меню и чисто индийские блюда, весьма специфические. Не нравится — не ешь. Голодным не останешься.

Как-то официант спросил у меня, что такое холодец. Пока я пыталась объяснить ему, что это крепкий бульон из говяжьих ножек, варится всю ночь и подаётся в застывшем виде, парню становилось всё хуже и хуже. Стресс конкретный, ведь корова здесь неприкосновенное животное и индусы все вегетарианцы. А тут говяжьи ножки! Или окрошка — как рассказать её рецепт? Какое-то месиво из несочетаемых продуктов. Страшно было признаться индусам, что это мои любимые блюда. Промолчала. Жалко терять свой высоких рейтинг среди местного населения. Пусть продолжают со мной дружить.

От дружбы с местным народом вам никак не отвертеться: индусы очень общительные, дружелюбные, обожают фотографироваться, особенно с «белыми женщинами». В предыдущих публикациях я уже рассказывала про это. Встреча утром с белокожей мадам означает, что день будет во всём удачным! Вот! А как быть нам, белым красавицам? Забыть про удачу или придумать себе другой обычай? Ищем ответ вместе.

Часов в шесть вечера с пляжа убирают лежаки и другую атрибутику. Минут через 30 на побережье обрушатся глубокие сумерки. Своенравное море-океан после трёх часов дня часто устраивает скандалы и может снести с берега всё, что попадёт под его морские мощные гребни. Но уходить не хочется, хочется просто сидеть здесь, ни о чем не думать, не умничать, не анализировать. Индийские мальчишки считывают все мои желания и приносят шикарное плетёное кресло с мягким пледом — наслаждайтесь жизнью, Мэм!

Наслаждаюсь! Рядом на тёплый ещё песок плюхается длинноногая американка под два метра ростом. Такая жилистая, с лошадиным лицом, загорелая, с огромной гривой волос. Лет на десять моложе меня. Вчера заселилась в наш отель, очень заметная внешность. Она мне сразу понравилась. В ковбойской шляпе, кедах и чёрном кружевном платье. Множество цепочек на шее, пальцы рук полностью скрыты массивными серебряными кольцами. Полная противоположность мне. И вот эта красотка рядом. «Побалуемся вместе?» — предложила она мне сигаретку. Прямо тест на дружбу. «Я — Лили, зови меня просто Ли!» — прозвучал с высоты её роста низкий грудной голос. Я, слегка растерявшись от откровений такой шикарной двухметровой мадам, тихо назвала себя. С этого мгновения Ли и О — дружба навеки. Ну, типа минут на двадцать. Ли каждый год приезжает в Гоа, чтобы побыть в толпе незнакомых людей, сменить обстановку. Мой неуверенный английский не позволил поддерживать полноценно это бурное общение. Лили вовремя скомандовала — пошли в кафе. Наша парочка, конечно, привлекла внимание отдыхающих на пляже — силуэты ростом в полтора и два метра гордо продефилировали под навес, в обнимку. На этом дружба закончилась, так как Ли умчалась в бар, а я заказала клубничный десерт и свой любимый арбузный коктейль. Так всё легко здесь — познакомились, поболтали, обменялись симпатиями, и полетели, как бабочки, в разные стороны.

Большинство туристов приезжают в Гоа регулярно. Таких, как я — единицы. Основная масса ничего не анализирует, не ведёт дневники, не наблюдает за всем происходящим. Просто живут люди этой свободной жизнью, расслабляются, ловят вселенский кайф. Возможно, тоже публикуют потом путевые заметки об индийском путешествии. И все мы пишем каждый о своём, чем и интересны. Видим то, что другие не заметили. Понимаем то, что другие не поняли. Принимаем или не принимаем каждый что-то своё. Полуторамиллиардная Индия предоставляет возможность сделать каждому свои открытия, полюбить эту страну своей любовью. Со многим не согласиться (не соглашайся, твоя личная проблема! Но и своё сюда не вплетай — индийский пазл давно уже сложился без нас).

А знаете, как официанты обслуживают посетителей в кафе? Оооо, это отдельная песня. Вот, например, я пришла на завтрак. Сделала заказ. Мальчик заказ принял и пошёл смотреть телевизор. На голубом экране — бесконечный музыкальный Боливуд. Беспокоить официанта нельзя. А завтрак? Что за проблему я себе создаю? Тороплюсь куда-то или ждут неотложные дела? Сижу под пальмами в кафе, работает кондиционер, красивая музыка, впереди океан до горизонта — сплошная безмятежность. Полчаса бесцельного ожидания — и что? Тебе не нравится такое безделие? Ещё минут двадцать подожди. И тогда будет тебе счастье — твой европейский завтрак на красивой тарелке прибыл на место назначения. Но без столовых приборов! Хм, пора возмутиться? Ваше право, мадам! Но скандалить не с кем — ни одного работника кафе нет в ближайшей округе. Исчезли. Все. В здешних кафе быстро делается только два дела — принимается заказ от клиента и приносится счёт. Всё остальное — со скоростью ползущей черепахи.

В конце концов и вилки, и нож появятся на столе, в цветной салфетке и с ярким бантиком. Но если тебе ещё и ложечка понадобится… Что же ты такая капризная? Ложечка появится обязательно, но не очень скоро…

Возможно, эта медлительность из-за общенациональной безмятежности, по привычке никуда не спешить. Потому что, как вы уже знаете, здесь никто никуда не торопится. Или из-за древней традиции вообще не пользуются столовыми приборами. Индусы верят, что поглощать пищу следует только руками: через живое телесное прикосновение к еде в организм поступает энергия Богов и пища насыщается здоровыми качествами. Поэтому у женщин принято делать маникюр с ярким лаком только на одной, на левой «осквернённой» руке. А правая рука для чистых дел. И ногти на ней стригут коротко, и лаком не покрывают. Вот как всё серьезно.  Похоже, что официанты в кафе просто забывают, что клиенту нужны ножи-вилки-ложки. А вы думаете — сервис плохой? Хороший, хороший! Верьте мне, люди!

Много раз в своих заметках я рассказывала про обманы, приколы или разводы, в которых индусы достигли невиданных высот. Рикши, таксисты, лодочники. Может, это и не разводы вовсе. Просто менталитет такой. Ну, подумаешь, привёз в другое место. Во-первых, не со зла, а во-вторых, вдруг понравится больше, чем то, где вы планировали «бросить якорь». С обслуживанием в кафе уже понятно — торопиться не стОит, всё идёт своим чередом.

А вот новая история, теперь про интернет-кафе. Напомню, что в Индии мы путешествовали во времена, когда не было смартфонов и разных вацапов. Поэтому вечерами народ постоянно тусовался в этих самых заведениях. Очень цивильный интерьер, удобные мягкие, набитые песком, кресла, кондиционеры и услужливые мальчишки за стойкой. Полы в интернет-кафе мраморные — беспроигрышный вариант в 40-градусную жару. Но есть условие — в помещении ходим только босиком, чтобы пляжный песок не сыпался со сланцев на этот самый белоснежный мрамор. Шлёпки в сторону, мсье и мадам, вот вам венички-опахала для ног и вперёд босиком, к своим компьютерам! А если, например, как мне, холодный мрамор категорически противопоказан? От ворот - поворот? Вовсе нет, в виде исключения, only for you! Только для вас! Как вам удобно — хоть в сланцах, хоть в лодочках на каблуках! И место самое хорошее — кондишн не над головой, свет удачно падает и рядом никто не кричит по громкой связи. Мальчик ловко протирает клавиатуру и мышку специальным спиртовым раствором и ставит рядом бутылочку с холодной водой: «Всё ОК, Мэм, ваш комп дождался вас!» И начинаю я тыкать одним пальцем по английской клавиатуре, пытаясь как можно точнее отображать латинскими буквами русские звуки. Очень плохо это у меня получается, нет такого опыта. Привыкла, что дома есть регистр для переключения языков. А здесь нет и это проблема для меня, сильно тормозит процесс.

На пятый день моего посещения интернет-кафе мальчик предложил другое рабочее место, вежливо проговорив, что он в этот раз решил предложить мне русскую клавиатуру. О, Боги! Значит, она здесь в принципе есть? С первых же посещений миллион раз спрашивала про эту штучку, но индусы делали вид, что вообще не понимают, про что это я. Оказалось, клавиатура с заветным русским шрифтом всё время лежала на журнальном столике и грустила, осознавая свою ненужность. Я попробовала возмутиться —почему никто не выполнил мои многочисленные просьбы?
Мальчишки за стойкой начали бурно хохотать, объясняя мне, что так даже интереснее — искать нужные буквы и одним пальцем шлёпать по клавишам. Потом достали из холодильника огромное манго и в приступе бурного веселья подарили мне. Тарелочку, нож и вилочку приложили бонусом. Вы смогли бы в таких условиях продолжать конфликт? Нееет, конечно! Велика беда — не та клавиатура. Зато какое общение! И так всюду. Только надуешь щёки, чтобы изобразить недовольство, а тебе бац! В ответ любовь и дружба: «Привет, мадам, мы вас обожаем!»
Вот такие народные психологи — последнее слово должно быть добрым!

А теперь вновь переключаем тему. Вернёмся к нашим базарным делам. Обычно рынок — это место купли-продажи. Плюс разные маленькие кафешки, лотки с выпечкой, снующие по рядам мелкие торговцы.

В Индии рынок — это город в городе. Без конца и без края. Сотни лавочек, магазинчиков, различных палаток с товаром. Уголки для тусовок, подмостки для музыкантов.

В этой стране всё измеряется большими цифрами — население, передвижные средства на дорогах, храмы, отели, бездомные, языковые диалекты, религиозные традиции. Как же можно это всё понять туристу за короткую поездку сюда? Если только поверхностно коснуться и просто внедриться на время в этот бурный поток. Прожить свою маленькую жизнь в наслаждении и полном релаксе. Притвориться своим, постараться не быть чужим

Что блошиные рынки, что ночные базары — это настоящий театр с богатым репертуаром. Каждый день — новый спектакль с разными сюжетами и участниками. Попав сюда, пожалуйста, следуйте задумкам режиссёра. Например, торгуйтесь! Если вы, обнаружив нужный вам товар, сразу достаёте деньги, вы совершаете большую ошибку! Что, даже не вывернете, платье, например, наизнанку? Не проверите качество швов? И браслет из натурального жемчуга купите сразу без сомнения, что жемчуг настоящий? Ну, ребята, вы сильно рискуете! Вы же не в ЦУМе каком-то! Нельзя обижать продавца на индийском рынке. Он же должен расхвалить товар, кинуть на прилавок ещё пять-шесть других вариантов. Убедить вас в том, что цена фиксированная и… спровоцировать торг!


И вот, кружась в очередной раз по серпантинам ночного базара в вихре индийских мелодий и разноязычного говора, наткнулась на мастерскую портного. Такое мини-ателье под шатром. От самого хозяина глаз не оторвать. Высокий, стройный, с шикарной модельной прической. Зелёные глаза. Руки как у пианиста, с длинными гибкими пальцами. Беседует с туристами, не отрываясь от процесса — шьёт очередной свой шедевр. На штангах висит множество готовых юбок, сарафанов, шортов, жилеток, шляпок — перечислять можно бесконечно. Когда есть заказ — шьёт заказ. Если нет— шьёт то, что душа велит, по стандартным меркам. Причём никаких лекал, без выкроек, чисто на глаз. Из тончайшей замши всех возможных расцветок. Модели не повторяются.


Конечно, я не устояла — с ходу влюбилась в одну юбку. Моего размера и замши того цвета, который мне вмиг понравился, в наличии не оказалось, и портной предложил сделать заказ. Начался маленький спектакль для двух актёров под названием «торговля». Излюбленный ритуал как у продавцов, так и у покупателей. Можно сбить цену в четыре раза, это высший уровень мастерства. Пробую. Портной профессионально закатывал глаза после моих предложений, эмоционально выкрикивал «Бизнес конец!», взывал к моей милости, а потом и к совести. Первоначальная сумма меня вовсе не напрягала, торговля нужна была чисто формально и очень увлекала нас обоих. Рядом российские туристы покупали простыни и футболки. Жена так яростно нападала на продавца, что предложенный ею ценник уже перевалил рубеж приличия. Муж закоротил мизансцену и строго приказал супруге: «Не позорься, Ира, не загрязняй карму!» Мне очень понравилась эта фраза и я решила тоже оставить свою собственную карму чистой. Предложенный первоначально мне прайс был уменьшен в три раза и вполне устроил обе стороны. Портной попросил оставить аванс (семь американских долларов! Да-да, вы не ослышались — не семнадцать, не семьдесят, а СЕМЬ!). На маленьком лоскутке кожи записал названия моего пляжа и отеля, моё имя и заверил, что завтра, в 20 часов, он привезёт мой заказ. И даже мерки не снял. Довольная, я побрела дальше. Мелькнула мысль — если это развод и индус завтра не приедет, не велика сумма моей потери. Пусть купит детям какие-нибудь вкусняшки. Обойдусь без юбки. Тем более мой отдых в Гоа завершается, через два дня улетаю в Дели, где наша семейка воссоединится,  и - домой! Махнём серебряным тебе крылом, милая Индия!

Наступило завтра, пролетел ещё один яркий день на пляже Анджуна. Вечером в кафе ко мне подсел мужчина, живший в нашем же отеле. Ежедневно по утрам мы перебрасывались с ним коротенькими английскими приветствиями и это были все наши вежливые отношения. Он был слегка навеселе и добродушно объявил также на английском, что это он подбрасывал мне ракушки на веранду. И фрукты. А завтра в пять утра уезжает в аэропорт. Не по пути ли нам? Потом кавалер неожиданно перешёл на русский и искренне удивился, что я его поняла. Такой вот сюрприз случился — мы оба оказались русскоговорящими! За презентики, конечно, товарищу огромное спасибо. Но нам оказалось не по пути. Вспомнилась песенка Бабетты из фильма ‘Небесные ласточки»: «Тут мы ставим знак вопроса. И опять конец сюжета!»


Но я-то какова? Верх легкомыслия — с одним человеком рассталась и жду другого: портного с юбкой! Хотя в его появлении совершенно не уверена.

Последний вечер в Гоа катится за горизонт. Пора отметиться в интернет-кафе и «домой», упаковывать багаж. Портной явно опаздывает часа на два. Накидываю свои версии его отсутствия— мог же, например, не успеть сшить юбку и просто приедет завтра утром, а я уже буду мчаться на такси в аэропорт. Или, возможно, я неверно назвала отель и соседние с ним кафе, и индус меня просто не может найти. Даже ни разу не подумала, что он может обмануть, никакую юбку не сшить, а аванс просто прикарманить. Клянусь всеми индийскими Богами — таких крамольных мыслей не было. Возможно, перепутала число и неверно назвала дату встречи. А что? Такое вполне возможно — в Гоа вообще время смещается, никогда не угадаешь, какой сегодня день недели или сколько времени в данный момент. Я естественным образом прожила за портного эту ситуацию, понимая, как он будет страдать, что не нашёл меня, переживать, что взял аванс, а работу не выполнил. А ещё чуть не до слез себя довела, представляя, как он будет мучаться, что я улетела в какую-то неизвестную ему страну без юбки. И что я всю жизнь буду помнить обманщика с Гоа. Вспомнила, как портной показывал мне мозолистые пальцы, которые всегда болят от работы с кожей. Да ну их, эти малюсенькие 7 долларов аванса. И юбку не жалко — я же её даже не видела и полюбить не успела.

В интернет-кафе сижу одна. Мальчишки-администраторы «отпросились» у меня на полчасика: захотели потусоваться на ночном пляже. А я сижу и скачиваю тысячи фоток с фотоаппарата на флешку. Вдруг стеклянная дверь кафе открывается и в проеме красуется мой портной! Посыпались английские приветствия и извинения: ему подсказали неверные ориентиры для поиска кафе (их здесь на побережье великое множество и есть с похожими названиями) и поэтому он почти два часа бороздил на своим скутере пляжные просторы Анджуны.

Мы обнялись, как самые дорогие друг другу люди. Мой индус был близок к рыданиям: «Вы верили мне? Вы верили, что я не вор и не обманщик? Мне повезло, что я встретил своего старого знакомого, владельца вашего кафе. Я обрисовал вас ему, и он сразу привёл меня сюда! Завершите свои дела и подходите в кафе, буду ждать вас там».


К моему приходу в кафе уже было приготовлено огромное мутное зеркало и усиленное освещение. За какой-то шторкой я померила долгожданную юбку и испытала мгновения женского счастья. Это был настоящий шедевр - чистейшая работа, идеальный крой, сложный фасон. Без примерки! Мастер, уже слегка расслабившись после вечернего стресса, горящим взглядом любовался своей работой и даже осмелился предложить мне бокал французского вина. Ну, или, может, пива или сока. Стало понятно, что надо завершать эти товарно-денежные отношения, пока нашей дружбе не пришёл конец. Индус, освободившись от стресса, осмелел и сказал, что к этой юбке нужна другая обувь (конечно, я же в сланцах, как и положено на пляже) и причёску другую, и make-up! И, пожалуйста, фото на память!
                Х Х Х
Такая вот история случилась в мой последний вечер здесь. Мы тепло попрощались с портным, он раз двести поблагодарил меня за то, что я ему поверила, пожелал много чего хорошего и покатил восвояси на своём скутере, прилично покачиваясь после выпитого дринка.

Вроде все дела здесь переделаны, все отношения выяснены, все удовольствия испытаны. Все минусы превратились в плюсы. Эмоции улеглись по своим полочкам. Мне никто здесь ничего не должен. И я никому ничего не должна.

Гоа называется самым маленьким штатом только в энциклопедиях и в Гугле. По факту в космическом смысле Гоа вообще не имеет границ. Здесь каждый человек попадает в атмосферу безграничной свободы, априори забывая все вредности своего характера. Хотя бы на время пребывания. Вот и для меня эта точка на глобусе стала огромной планетой добра, красоты, мира, уюта. Подарила множество интересных встреч, разнообразных впечатлений, неожиданных открытий. От чего-то уберегла. Чему-то научила, удивила, предостерегла. Не разочаровала. Не обидела. Кружила вихрем в толпе. Не нарушала моего одиночества. Понимала меня и принимала такой, какова я есть. Этот короткий отдых в Гоа был похож на полноценные летние каникулы в феврале, которые обязательно придут на смену напряженному периоду познания и учебы. Он был наградой после нескольких сложных дней прибывания в священном городе Варанаси. И закончился для меня вроде бы бытовой историей про юбку, но с таким по-индийски мудрым подтекстом.
… Монетку в Аравийское море бросать не стала. Если успешно прошла здесь свой учебный семестр - больше прилетать незачем. А не набралась нужных знаний — Судьба сама вновь вернёт меня в эти края. К любому варианту готова, всё приму со смирением. Но расставаться тяжело. Как с близким человеком.

Единственный способ не поддаться депрессии - поверить в теорию множества новых воплощений. Тогда уж точно новая встреча неизбежна. Придется поверить. Без вариантов!


(Продолжение следует).


Рецензии
Рассказ опытного гида! Юбка, конечно, шедевр!Немножко грустно расставаться, но хорошего понемножку.

Григорий Семенов 2   09.04.2024 16:15     Заявить о нарушении
Спасибо! Юбка до сих пор жива и любима мною. Как и всё, что связано с тем индийскими путешествием.

Ольга Криводанова   09.04.2024 16:33   Заявить о нарушении