По правде

 Непредвиденные обстоятельства — будь то профессиональная или школьная сцена — частенько поджидают актёров, словно испытывают их находчивость и умение импровизировать.
 Не оробеть и обыграть сложившуюся ситуацию так, будто всё идёт своим чередом — было правилом и в нашей гимназии. Ценилось, если выручат товарищи по сцене. Но надеяться, что прибежит на помощь руководитель и режиссёр в одном лице — не дождётесь!
 Однако однажды в первый и последний раз мне пришлось нарушить это правило.
 Шёл спектакль по пьесе Евгения Львовича Шварца «Два клёна». Мои пятиклассники играли от всего сердца. Уже во втором действии произошло то, что я и вообразить и предугадать не могла.
 Баба- яга — наша невысоконькая шустрая Катя, которая могла бы вырасти в прекраснейшую актрису на характерные роли, похищает мешок с золотом. Она выволокла его из-за ширмы и не глядя за спину, потянула за собой. А между тем ткань мешка уцепилась за гвоздь и не желала с ним расставаться. И гвоздь был не какой-то там первый встречный — он принадлежал ширме.
 О, эти ширмы сколько трагикомических воспоминаний будят они в моей памяти!
 В обыкновенных ширмах вы, вероятно, не нашли бы длинных гвоздей. Но наши ширмы были особенные. Их смастерил для нас добрейший  пожилой учитель труда Рэм Николаевич, который брался нам помогать с неизменно мягкой улыбкой.  За его скромным обликом не угадывалась любовь к монументализму.
 Нет, ту ширму, в которой соединились три деревянные дверные рамы, я даже любила — за то, что в ней было их три, а не  четыре, как в другой, которая была для нас тяжёлой ношей. 
 Но грех жаловаться — массивные ширмы на долгие годы украсили нашу голую (если не считать паркета) сцену.
 Девочки трудились под руководством изящной Натальи Ивановны и темпераментной Галины Ивановны. Облагораживать ширмы взялась Наталья Ивановна.  И проёмы в дверных рамах закрыла бежевая ткань, сверху и снизу собранная на резинку, концы которой  обвили вокруг гвоздей. И вот шляпка одного из них умудрилась впиться в Катин мешок. Катя потянула, нелюбимая ширма дрогнула…
 Меня подхватило с места не то, что через несколько мгновений наш театральный скарб предстанет перед любопытными глазами зрителей. Нужно было спасать Лёшу. Он мирно посапывал и похрапывал у подножия ширмы. Как Лёша там оказался? Играл медведя, который караулил мешки, да и уснул.
 Мешок был освобождён. Ширма никому не угрожала своим падением. Медведь даже не шелохнулся и беззаботно спал у моих ног, которые поспешили на своё прежнее место.
 Мои золотые актёры играли так, точно ничего не произошло.
 Когда спектакль закончился, я спросила у нашего раскудрявого добродушного Лёши:
- А ты видел, что на тебя ширма падает?
- Ага.
- А почему не вскочил?
- Но ведь я же был не Лёша, а медведь, который крепко заснул. Вы говорили, что всё должно быть по правде.

2024 год


Рецензии