Пендельфедер

Пендельфедер.

Часы настенные размеренно идут
И маятник секунды жизни отмеряет....

Я не знал, что такое пендельфедер, пока не начал разбираться в настенных часах с маятником.
В нашей семье давно имеются часы, которые были привезены дедом моей жены из Германии. История о том, как это было, не сохранилась. Ее деда давно нет, как и моих бабушек. А дедушки не вернулись с войны. Поэтому имеем то, что имеем, и ответов на вопросы нет. Эти часы были явно произведены в довоенной Германии, потому, что их сильно потрепала судьба еще давно.
У них не работала пружина хода часов, не было стекла циферблата. Правда, сохранились красивые стекла корпуса, за которыми виден маятник. Эти стекла ограненные вдоль ребер, преломляют на краях свет и называются фасетными. Но самого стекла циферблата не было. Часы долго стояли на полу в коридоре, и наша маленькая тогда дочка, пробегая мимо них, выломала стрелки. То есть, она отогнула их под прямым углом. Часами заинтересовался мой папа, когда они с мамой приезжали к нам в гости. И попросил их забрать. Он сказал, что отдаст их в ремонт и они будут висеть у него дома. Так мы и сделали. Папа забрал часы, потом отдал их в ремонт. В мастерской им вернули жизнь, при этом часовщикам часы так понравились, что они предлагали их выкупить, но папа отказался. Часам вернули ход, вернули бой. Они очень красиво отбивали время – количество ударов гонга совпадало с показываемым часами временем. В полдень и полночь они били двенадцать раз. Как в сказке о Золушке. И каждые полчаса они били один раз. Единственное, что не вернули к жизни – это циферблат. Видимо, в свое время часы сильно пострадали, и циферблат был утрачен. Поэтому те, давние мастера, попытались что то сделать. Они закрасили старый циферблат белой краской, а синей краской нанесли арабские цифры «12», «3», «6» и «9». Но, видимо, мастера отмечали какой-то день часовщиков, и цифры нанесли криво. Если у того циферблата поставить «12» и «6» ровно по вертикали, то «3» и «9» оказывались не на горизонтальной линии, а отклонялись от нее примерно на тридцать градусов. Конечно, таким циферблатом пользоваться было бы нельзя. Тогда другие – как я думаю – мастера, попытались исправить ситуацию. И они вставили поверх кривого циферблата новый, нарисованный на круглом куске плотной бумаги. Цифры они нарисовали тоже от руки, что было очень заметно. Но теперь цифры располагались относительно ровно. Так и оставили. И даже нанесли на циферблат название какой-то фирмы. Это напомнило мне автомобиль «Лорен-Дитрих» у приснопамятного Казимира Козлевича.

Но сами часы начали ходить исправно, и очень понравились моим родителям. Так у них они и висели на стене. Но сначала из жизни ушла мама, а через пять лет и папа. Часы осиротели. Несколько лет они висели в пустой квартире, пока я их не забрал к себе. Немного повозился с ними, и часы пошли. Правда, сначала они шли недолго, потом все дольше и дольше. Хотя пружина была заведена до упора. Как я думал.
Я решил их смазать. Купил специального часового масла, Снял механизм и тщательно, но не сильно, промазал его. К моему удивлению, это помогло не сильно. Поэтому я заказал специальную ультразвуковую ванну, чтобы промыть в ней механизм и смазать заново. Пока ванна шла из Китая, я нашел еще одни похожие часы, и решил приобрести их, чтобы взять из них циферблат. Но когда я привез вторые часы, оказалось, что они находятся в гораздо лучшей кондиции. Жалко было брать из них циферблат, тем более, что он оказался меньшего диаметра. Поэтому я повесил на стену вторые часы, а первые решил промыть, когда придет ванна.
Но идея заменить циферблат у первых часов не давала мне покоя. Тогда я опять залез на маркетплейс, и нашел уже часы с подходящим диаметром циферблата, который на фото был почти в идеальном виде. Рабочее состояние тех часов меня не сильно волновало, поэтому я купил их не очень дорого. Тем более, что хозяин не гарантировал работу самого механизма.
Когда я привез третьи уже часы, то оказалось, что они не ходят, потому что у них поврежден узел подвеса маятника. Так называемый «пендельфедер». «Пендель» - это маятник, а «федер» - пружина, рессора. То есть, переводится как «подвес маятника». Этот узел представляет две латунные пластинки, соединенные между собой двумя тонкими полосками упругой стали. Похожие на лезвия безопасных бритв «Жиллет» или «Спутник». И вот, одна полоска лопнула. Из за этого маятник при колебаниях начинал вращаться из стороны в сторону. Так я узнал о самой сокровенной детали часов с маятником – о пендельфедере.
Я было загрустил – где сейчас найдешь такую деталь от часов, которые давно не выпускаются? И, оказалось, зря! На сайте интернета я нашел несколько продавцов этих «пендельфедеров». Продавали как детали от старых часов, так и самодельные. Один мужчина даже наладил их серийный выпуск! Я очень удивился. Неужели сейчас такой большой спрос на эту редкую деталь?
Более того, я нашел одного продавца, который продавал абсолютно новые пендельфедеры в масле. Он их привез в свое время из США. Оказалось, что этот человек заядлый коллекционер старинных часов. Он хотел купить одну-две штуки, но их продавали целой партией. И он привез целую партию. А остальные решил продать.
Я съездил к нему, и взял пару. В конце концов, если мне понадобятся еще пендельфедеры, то их всегда можно приобрести. Не такой это дефицит в наше время.
Привез домой, и установил новый пендельфедер в третьи часы. И они пошли! Заодно я выяснил одну небольшую деталь. Как говорят англичане: «Last but not least». «Последнюю по порядку, но не по важности»  в переводе с английского. Оказалось, что я заводил все мои часы неправильно! В каждом циферблате имеются два отверстия для ключа. Одно справа, другое – слева. И я с самого начала думал, что левое отверстие – это для завода пружины хода. А правое – для завода пружины боя. Как же я был неправ! Когда я это понял и завел часы, как надо, они все пошли! И тут до меня дошло, что я стал обладателем ТРЕХ часов! Это же - небольшая коллекция! И что мне жалко каждые из них разбирать, чтобы починить другие! Они для меня стали теперь как живые, как будто у меня появилось три кота или три щенка! И каждым из них жертвовать не представлялось возможным.
Вот так я и буду теперь жить-поживать среди тиканья и боя курантов! Хотя меня этот звук абсолютно не раздражает. Даже нравится. Не то, что звуки и голоса, которые звучат нашей телевизионной рекламе! Которая меня просто бесит!
 


Рецензии