Болты и винты

                Болты и винты


      Мишка был раздражён. Оно и понятно: кому понравится сдавать лабораторную работу в третий раз? Однако профессор считал, что тема не усвоена. А учитель, как известно, всегда прав.
       «Хорошо девчатам: покрутятся перед старикашкой, похихикают, ножки покажут, он им зачёты ставит. Здесь учишь, учишь. Всю правду скажу, всё, что думаю, будь что будет!» - решил он.
     - Пожалуйста, скажите, сколько шкворневых и сколько промежуточных балок на полувагоне? - поинтересовался профессор.
        Мишка подзабыл, а если быть точнее, он и не знал, сколько их там полагалось.
     - Слабовато!.. Сходи и ещё почитай!.. - сказал профессор.
      И тут Мишка не выдержал:
     - Виктор Николаевич, где справедливость? Девчонки к вам придут, болта от винта отличить не могут, у них – зачёты. А нас гоняете и гоняете!..
     Профессор снял очки, достал из кармана пиджака носовой платочек, протёр линзы и спокойным голосом спросил:
     - Так! Вы утверждаете, что сможете отличить болт от винта? Хорошо, расскажите, какие же болты вы знаете?!
     - Ну, как? Болт он и есть болт…- промычал Мишка.
     Профессор снова снял очки, платочком протёр линзы и спокойно посоветовал:
     - Вам библиотеку необходимо посетить. Да, для справки - библиотека у нас на втором этаже основного корпуса.
      На следующий день профессор читал лекции:
      - Ребята, автосцепное устройство состоит из корпуса автосцепки, замка, замкодержателя. Но это не важно. Девочки, вы знаете, где учатся самые лучшие мальчики?
      В аудитории зашумели. Девочки стали гадать, где же учатся самые лучшие мальчики. Одни утверждали, что в военных училищах, другие, что в школе милиции, третьи, что в институте культуры. Спор разгорался.
     - Не мучайтесь! Самые лучшие мальчики учатся на нашем факультете! Девочки, выходите замуж, пока учитесь. Отправят вас вдоль железной дороги, там только осмотрщики и слесари.
     Дьявол надоумил Мишку сказать:
     - Там есть ещё и машинисты.
    Профессор снял очки, достал из кармана пиджака носовой платок, протёр линзы и внимательно посмотрел на него:
    - Машинисты – в локомотивном депо, а в вагонное депо только вагоны подают! Кстати, скажитека мне, какие бывают винты?
   - Винты?.. – промычал Мишка.
   - Всё-таки сходите в библиотеку, молодой человек, найдите литературу и почитайте, а заодно ознакомьтесь с устройством автосцепки.
      На следующей неделе профессор рассказывал о колёсных парах:
     - Вагонная колёсная пара состоит из оси и двух напрессованных на неё колёс. Кстати, девочки, вы знаете, где учатся самые лучшие мальчики?
     В аудитории зашумели. Девочки стали гадать, где же учатся самые лучшие мальчики.
    - Правильно, девочки, самые лучшие мальчики учатся на нашем факультете!    Так что выходите замуж, пока учитесь. Отправят вас вдоль железной дороги, а там только слесари и осмотрщики.
      Миша молчал, но профессор подошёл к нему и стал внимательно на него смотреть:
    - Так, молодой человек, скажите, какие резьбы бывают на болтах?
    - Ну, как какие? Резьбы да резьбы…
      - Не забудьте прочитать о резьбе, я вас спрошу на экзамене.
       Миша забыл про хоккей, забыл о танцах, только выдавалась свободная минутка, открывал учебник «Вагоны» и штудировал его. Собрал всю литературу о болтах, винтах, изучил все названия резьбы.
   Пришёл день экзамена. Все стоят перед дверями, трясутся. Миша - не исключение. Первая девочка выходит, оценка – «отлично». Выходит, Ленка, в зачетке тоже «отлично». Наташка скачет от радости до потолка - оценка за экзамен «отлично». Юра выходит, опустил к полу нос, в зачётке «удовлетворительно».  Валерка вышел невеселый, Сашка не исключение.
    Миша пошёл сдавать самым последним, вытянул билет, прочитал вопросы. На все вопросы ответы знал, не зря просиживал допоздна в библиотеке, но решил: «Спешить не буду…»  Когда в аудитории они остались вдвоём, профессор снял очки, достал из кармана пиджака носовой платок, протёр линзы и сказал:
    - Приступим к работе, начинайте, пожалуйста.
     Отвечает Мишка на первый вопрос, а профессор качает головой:
    - Хорошо.  Ответь на дополнительный вопрос: назовика мне названия болтов.
       Рассказал все, что знал о болтах. Отвечает он на второй вопрос, а профессор говорит:
     - Хорошо. Назови мне названия винтов.
 Перечислил названия винтов. Отвечает на третий вопрос, а профессор:
    - Хорошо. Так, скажи мне, какая разница между девочками и мальчиками?
Мишка почувствовал, что вся кровь прилила к голове. Такого вопроса он не ожидал. От волнения вспотел, пот ручейком побежал по спине вдоль лопаток; не раздумывая о различиях, ляпнул:
   - Какая разница? Они будут детей рожать, а мы кормить!
    - Уточните, кого именно вы будете кормить? - попросил профессор.
   -  Ну, как кого, детей и женщин…
    -  Ответ неполный.  Думай! - настаивал профессор.
    Мишка думал, но в голову ничего не шло. Профессор не выдержал:
    - Нечего подыскивать деликатные слова. Скажи просто, что будете ещё кормить немощных стариков и беззубых старух! А ваши девочки дипломы на кухне повесят!!! Давай зачётку!
     Зачётку Мишка открыл, когда уже был за дверями аудитории. Надпись «отлично» была написана так крупно, что Мишка задумался: «Куда же остальные преподаватели поставят оценки?»

                г. Хабаровск, 1983 год.


Рецензии