Болты и винты
Мишка был раздражён. Оно и понятно: кому понравится сдавать лабораторную работу в третий раз? Однако профессор считал, что тема не усвоена. А учитель, как известно, всегда прав.
«Хорошо девчатам: покрутятся перед старикашкой, похихикают, ножки покажут, он им зачёты ставит. Здесь учишь, учишь. Всю правду скажу, всё, что думаю, будь что будет!» - решил он.
- Пожалуйста, скажите, сколько шкворневых и сколько промежуточных балок на полувагоне? - поинтересовался профессор.
Мишка подзабыл, а если быть точнее, он и не знал, сколько их там полагалось.
- Слабовато!.. Сходи и ещё почитай!.. - сказал профессор.
И тут Мишка не выдержал:
- Виктор Николаевич, где справедливость? Девчонки к вам придут, болта от винта отличить не могут, у них – зачёты. А нас гоняете и гоняете!..
Профессор снял очки, достал из кармана пиджака носовой платочек, протёр линзы и спокойным голосом спросил:
- Так! Вы утверждаете, что сможете отличить болт от винта? Хорошо, расскажите, какие же болты вы знаете?!
- Ну, как? Болт он и есть болт…- промычал Мишка.
Профессор снова снял очки, платочком протёр линзы и спокойно посоветовал:
- Вам библиотеку необходимо посетить. Да, для справки - библиотека у нас на втором этаже основного корпуса.
На следующий день профессор читал лекции:
- Ребята, автосцепное устройство состоит из корпуса автосцепки, замка, замкодержателя. Но это не важно. Девочки, вы знаете, где учатся самые лучшие мальчики?
В аудитории зашумели. Девочки стали гадать, где же учатся самые лучшие мальчики. Одни утверждали, что в военных училищах, другие, что в школе милиции, третьи, что в институте культуры. Спор разгорался.
- Не мучайтесь! Самые лучшие мальчики учатся на нашем факультете! Девочки, выходите замуж, пока учитесь. Отправят вас вдоль железной дороги, там только осмотрщики и слесари.
Дьявол надоумил Мишку сказать:
- Там есть ещё и машинисты.
Профессор снял очки, достал из кармана пиджака носовой платок, протёр линзы и внимательно посмотрел на него:
- Машинисты – в локомотивном депо, а в вагонное депо только вагоны подают! Кстати, скажитека мне, какие бывают винты?
- Винты?.. – промычал Мишка.
- Всё-таки сходите в библиотеку, молодой человек, найдите литературу и почитайте, а заодно ознакомьтесь с устройством автосцепки.
На следующей неделе профессор рассказывал о колёсных парах:
- Вагонная колёсная пара состоит из оси и двух напрессованных на неё колёс. Кстати, девочки, вы знаете, где учатся самые лучшие мальчики?
В аудитории зашумели. Девочки стали гадать, где же учатся самые лучшие мальчики.
- Правильно, девочки, самые лучшие мальчики учатся на нашем факультете! Так что выходите замуж, пока учитесь. Отправят вас вдоль железной дороги, а там только слесари и осмотрщики.
Миша молчал, но профессор подошёл к нему и стал внимательно на него смотреть:
- Так, молодой человек, скажите, какие резьбы бывают на болтах?
- Ну, как какие? Резьбы да резьбы…
- Не забудьте прочитать о резьбе, я вас спрошу на экзамене.
Миша забыл про хоккей, забыл о танцах, только выдавалась свободная минутка, открывал учебник «Вагоны» и штудировал его. Собрал всю литературу о болтах, винтах, изучил все названия резьбы.
Пришёл день экзамена. Все стоят перед дверями, трясутся. Миша - не исключение. Первая девочка выходит, оценка – «отлично». Выходит, Ленка, в зачетке тоже «отлично». Наташка скачет от радости до потолка - оценка за экзамен «отлично». Юра выходит, опустил к полу нос, в зачётке «удовлетворительно». Валерка вышел невеселый, Сашка не исключение.
Миша пошёл сдавать самым последним, вытянул билет, прочитал вопросы. На все вопросы ответы знал, не зря просиживал допоздна в библиотеке, но решил: «Спешить не буду…» Когда в аудитории они остались вдвоём, профессор снял очки, достал из кармана пиджака носовой платок, протёр линзы и сказал:
- Приступим к работе, начинайте, пожалуйста.
Отвечает Мишка на первый вопрос, а профессор качает головой:
- Хорошо. Ответь на дополнительный вопрос: назовика мне названия болтов.
Рассказал все, что знал о болтах. Отвечает он на второй вопрос, а профессор говорит:
- Хорошо. Назови мне названия винтов.
Перечислил названия винтов. Отвечает на третий вопрос, а профессор:
- Хорошо. Так, скажи мне, какая разница между девочками и мальчиками?
Мишка почувствовал, что вся кровь прилила к голове. Такого вопроса он не ожидал. От волнения вспотел, пот ручейком побежал по спине вдоль лопаток; не раздумывая о различиях, ляпнул:
- Какая разница? Они будут детей рожать, а мы кормить!
- Уточните, кого именно вы будете кормить? - попросил профессор.
- Ну, как кого, детей и женщин…
- Ответ неполный. Думай! - настаивал профессор.
Мишка думал, но в голову ничего не шло. Профессор не выдержал:
- Нечего подыскивать деликатные слова. Скажи просто, что будете ещё кормить немощных стариков и беззубых старух! А ваши девочки дипломы на кухне повесят!!! Давай зачётку!
Зачётку Мишка открыл, когда уже был за дверями аудитории. Надпись «отлично» была написана так крупно, что Мишка задумался: «Куда же остальные преподаватели поставят оценки?»
г. Хабаровск, 1983 год.
Свидетельство о публикации №224040901527