Пёстрые конспекты. Путешествие Уну-Амона

В 1080 г. до н.э. послал закупить лес в Библ Херихор из Фив, жрец и правитель Верхнего Египта. Посланник Херихора, Уну-Амон, получил некоторые необходимые документы и золото с серебром. Вот только не нашлось для него корабля. Лес предназначался для великой священной ладьи Амона-Ра, царя богов. В середине "сезона разлива" фараон на этой ладье ритуально ходил по Нилу между Карнаком и Луксором.

Посланник жреца отправился на сирийском транспорте – случайном попутном судне. Но в Библ прибыл Уну-Амон без денег. Его кто-то обокрал: "5 дебенов золота и 31 дебен серебра" (то есть 455 г золота и 2,82 кг серебра).

Четыре месяца и двенадцать дней после отъезда из Фив он пробыл на корабле, добираясь в Библ. Правитель Библа, Закар-Баал (Чекер-Баал), отказался вести с ним переговоры и запретил сходить с корабля в город. В отчёте об этой экспедиции посланник сетовал: «И послали ко мне от правителя Библа чиновника, который говорил - «Уходи из гавани!». Двадцать девять дней прождал Уну-Амон в порту аудиенции с  Закар-Баалом, но тот не пускал его на берег. И каждый день приходил чиновник с приказом удалиться, но не было корабля у Уну-Амона.
А гавань города не пустовала. Уну-Амон насчитал здесь двадцать обслуживающих египтян судов и пятьдесят других кораблей. И если другие его соотечественники находились на службе у правителя города, то он оказался в опале.

Как раз в то время ассирийский царь Тиглатпаласар I (1114 – 1076 гг. до н.э.) совершал поход на запад, к Средиземному морю. Правители финикийских городов – Библа, Арвада, Сидона – согласились выплатить ему дань. В этой обстановке Закар-Баал боялся чем-либо прогневить грозного противника, а потому избегал встречи с посланником верховного египетского жреца. Мало ли что могло вызвать неудовольствие царя Ассирии.

Но вот, когда однажды Закар-Баал приносил жертву своим богам, "божество охватило одного из его людей и заставило его плясать и возглашать." «Пусть приведут его наверх. Приведите сюда посланника Амона», - возглашал человек. Это "повеление свыше" заставило царя пригласить Уну-Амона, уже собравшегося уезжать на попутном корабле.

И Закар-Баал принял египтянина в своем приморском дворце. «Я нашел его сидящим в верхней комнате, спиной к окну, – сообщал Уну-Амон, – причем волны великого Сирийского моря разбивались за ним». Аудиенция проходила не очень дружественно. Уну-Амон объяснил, что прибыл за лесом. «Твой отец давал его, твой дед давал, и ты дашь его», – сказал он правителю Библа. Закар-Баал напомнил, что его деду и отцу фараоны сами оплачивали доставку леса. «Раньше фараон, пусть он живет и процветает, присылал шесть кораблей, груженых египетскими товарами… Но что ты предложишь мне? Я сам по себе. Я не слуга ни твой, ни пославшего тебя», – продолжил Закар-Баал. Ответ вассала Египта показался Уну-Амону неслыханно дерзким, но он скрыл нынешнюю бедность Египта. Он напоминил, что Амон – владыка Финикии и бог отцов его. «Ты также раб Амона. Если ты скажешь Амону: «Сделаю, сделаю» – и выполнишь его поручение, ты будешь жить, ты будешь невредим, ты будешь здоров».
(Все страны, покорные Египту, были покорны и египетскому государственному божеству Амону-Ра, и поэтому взаимовыгодный торговый обмен толковался не как сделка, а как приношение дани божеству).

Однако Закар-Баал был более красноречив. «Амон, – сказал он, – сотворил все страны, но сперва сотворил страну Египет, из которой ты прибыл. Там зародились все ремесла, и египтянам уготовано заботиться о таких городах, как тот, куда ты прибыл». Говоря это, Закар-Баал не превозносил могущественный Египет и не принижал свой город, но был настойчив в требовании оплаты за лес и доставку, а также подарков ему самому.

К посланнику Верхнего Египта из Фив глава автономного города-государства Библа отнесся как части государства, а потому с некоторым пренебрежением. Он оскорбил его, но безнаказанно. Расплаты не последовало. Мечи и колесницы египетской армии не отомстили за поруганную честь Египта в лице Уну-Амона.
Решительность и настойчивость в сочетании со спесью и самоуверенностью оказались плохими дипломатическими качествами Уну-Амона. Библ уже был данником Ассирии на тот момент, и Египет тоже стал им, но попозже - в 625 г. до н.э.

Отчёт об экспедиции в Библ, скорее первый роман-приключение, был  написан неизвестным жрецом Карнака. Судьба самого смелого, но по-старинке заносчивого Уну-Амона, осталась неизвестной. След претерпевшего приключения и все унижения в путешествии затерялся на Крите. Скорее всего, экспедиций было две: одна в 1180 г. до н.э., а другая - в 1066 г. до н.э. (по предположению египтологов). Вернувшись после первой ни с чем, Уну-Амон составил отчёт и сдал его Херихору. Херихор сдал его в канцелярию и архив. Херихор в 1074 г. до н.э. умер, поставив на единоначалие (Верховный жрец Верхнего Египта, с правами фараона) своего сына, Пианха. Верховным жрецом Дельты с правами фараона был поставлен его другой сын Смендес, который уже занимал высокие посты в Дельте. Считается, что наследовал Смендесу его сын Аменемнису, хотя и его происхождение дискуссионо. Точных сведений, что Смендес был не сыном жреца Херихора, а сыном Рамсеса Xl тоже нет, хотя гипотеза есть. 

Ко времени второй экспедиции за лесом (если она была в 1066 г. до н.э.) Пианх уже умер (1070). Ничего не известно об отношениях между Аменемнесу (Дельта) и Фивами, где в те годы верховным жрецом Амона был Менкефер. Известно, что Менкефер помиловал нескольких лидеров восстания против власти верховного жреца во время как раз правления Аменемнису. Эти мятежники были ранее сосланы в западный Оазис Египта в 25 году правления Смендеса (правил 26 лет). Однако эпитет «hekauaset» («повелитель Фив») в имени фараона, правившего в период, когда большая часть Верхнего Египта, в том числе Фивы, находилась под властью так называемой «династии верховных жрецов», выдвинуло разные гипотезы.

Мать Смендеса, Ноджмет, и её сын, жрец-фараон Смендес, а также Верховный жрец Фив, Менкефер, организовали вторую экспедицию за ливанским кедром в 1066 году. Но ни жрец-фараон Пианх, ни жрец-фараон Смендес, ни Менкефер, ни жена умершего Херихора никак не могли сравняться с авторитетом Рамсеса Xl. Через два года Ноджмет тоже умерла в Фивах, не дождавшись возвращения Уну-Амона.
Увлекательного чтения романа-отчёта "Путешествие Уну-Амона", дорогие друзья!
________
P.S. Изображение - Пианх, Верховный жрец, занявший место Херихора (1074-1070). Кем он приходится Херихору, вопрос дискуссионный. Одни Пианха считают мужем Ноджмет, другие - сыном Ноджмет. Есть вероятность, что Пианх был и сыном, и впоследствии мужем Ноджмет. Такие чисто формальные браки, а иногда и неформальные, не были неожиданностью в Древнем Египте. Другой жрец, Смендес, который управлял в Дельте, и точно участвовал в первой экспедиции Ун-Амона, тоже мечтал о главенстве, и правил 26 лет. Но утвердился у власти в Фивах Пианх.


Рецензии