Что значит Христос умер за наши грехи

Поскольку, казнь через распятие Господа Иисуса самое тяжелое испытание из всех Его страданий, постольку Апостолы в своих проповедях больше акцентировали внимание на Его подвиге крестной смерти, и потому многочисленные образы, связанные с Искуплением,  в Апостольских Посланиях приводятся  в отношении крестной смерти Спасителя.
«Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Петр. 2:24)…
Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти (1 Петр. 3:18).

Так и Ап. Павел, поскольку ветхозаветное Богослужение очищения и прощения грехов предусматривало кровопролитную жертву,  в связи с этим приводит разные прообразы, обобщая, что “Христос однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха Кровию Своею…” (Евр. 9:11—26).
Также, Сам Христос сказал Своим ученикам: Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:28), или: Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается (Лк. 22:20).

Однако, Искупление не ограничивается страданиями мученической смерти.

Если первопричина грехопадения - нарушение Божьего закона, то закон есть закон, и распространяется на всё творение без исключения. Господь, как законодатель, Сам следит за исполнением закона.

И здесь, акцентируя своё внимание на стихах Свщ. Писания о “кровопролитной жертве”, православие и все христианские конфессии  исповедуют  искупительную  жертву Господа  Иисуса - жертву “пролития крови” в Его мученической смерти...
И здесь же, подчёркивается добровольный характер этой жертвы...
Далее указывается, что жертва приносится Богу Отцу.

Хотя, Православие не признаёт непосредственно жертву Сына Отцу и юридический аспект.
Но если мы говорим о нарушении Божьей заповеди и невозможности полностью исполнить закон, данный через Моисея, то как говорить об искуплении без юридического аспекта? "Христос искупил нас от клятвы закона" (Гал. 3: 13).

Впрочем в “Исповедании православной веры восточной Церкви” говорится, что “Господь наш Иисус Христос... сделался примирением между Богом и человеком... является Защитником и умилостивлением за грехи наши”.
А в Пространном христианском катехизисе Православной Кафолической восточной Церкви говорится, что “...вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью”.

Понятно, что жертва Богу относительно ветхозаветного понимания - иносказание.
В новозаветном понимании - это безупречное исполнение Божьего закона и воли Божьей. А мученический венец суть духовный подвиг. Ибо сам Бог не требует умилостивления в виде страдания и смерти любого человека. И тем более, избранного, рождённого от Духа Святого, Сына. Например, ещё в начале человеческой цивилизации (согласно Библии) праведного Еноха Господь переселил, так, что тот не видел смерти.

Несмотря на то, что в Ветхом Завете обряды очищения грехов и прощения совершались через пролитие крови животных - несмотря, что Ап. Павел толкует это, как прообразы пролитой искупительной крови Господа Иисуса - несмотря, что Сам Господь Иисус говорит о Своей пролитой  крови за Новый Завет и  прощение грехов - высший  смысл жертвоприношения животных усматривается здесь в наблюдаемом и осознаваемом факте скоротечности жизни, осознание, что жизнь - священный дар Бога. Такое отношение к священнодействию жертвоприношения затрагивает глубинные чувства  души ветхозаветного верующего - чувство святости Божьей.
Но и благодарение в приношении жертвы означает почитание Бога.

А Кровь Господа Иисуса - “Кровь кропления, говорящая лучше, нежели Авелева” (Евр. 12: 24).
То есть, в Господе Иисусе миру был явлен не просто праведник, подобный Авелю, или Пророк.
Господь Иисус явил совершенный образ  святости и Божьего благословения - от исполнившегося пророчества Исаии о Его рождении от Святого Духа, Его сверхъестественных исцелений и воскрешения мёртвых, также, “открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых” (Рим. 1: 4).
“Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь” (Ин. 21: 25).
И кроме того, Господь Иисус за Своё слово, будучи Сам чистейшим и полным Словом Божьим, за Свою Божественную добродетель принял мученическую смерть - из-за зависти и предательства первосвященников, фарисеев, и по невежеству мирян.
Вот здесь уже Свет и Свидетельство! "... От Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых" (Откр. 1:5).
"Такой свет, такая любовь, такая сила жизни и мудрость – могут исходить только от Истинного Начала всего существующего" - прп. Силуан Афонский.

Тот, кто видит Иисуса, как сошедшего в мир Сына Божьего и Слово Божье, тому достаточно, что Он сказал: "Сын Божий пришёл пострадать и умереть за наши грехи". То есть, Христос имеет такое откровение и благословение от Бога и знает, о чём говорит.
А тот, кто не видит Спасение уже в явлении Христа, ищет в своём уме объяснение на вопрос, кому приносится жертва? И естественно, находит ответ, по ветхозаветной аналогии, что жертва приносится Богу. И тем самым не просто ограничивает Самого Христа и свет Нового Завета, но и рисует языческий образ Бога, даже, не ветхозаветный.

Исторически мы имеем четыре самых сильных божественных свидетельства - это само творение, Божье благословение в служении Моисея, Божье благословение во Иисусе Христе и Деяниях Апостолов.
Говоря  только о Божьем творении, Ап. Павел уже говорит, что глядя на творение, можно видеть “вечную Его силу и Божество и в этом прославлять и благодарить Бога” (Рим. 1: 20, 21).
А что тогда можно сказать о делах Божьих через Моисея, и тем более через Иисуса Христа?!
"Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Иоан. 1:9).
Иисус приносит Благую Весть от Бога, и подтверждая Своё слово святостью и силою Божественного явления, Сам становится нетленным образом Благой Вести, Спасителем и Искупителем всем ищущим Бога и верующим в Отца и Сына.

Всё это, необходимо 1 - для свидетельства веры, 2 - явления правды Божьей и 3 - преображения сознания человека. «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

«Я – свет Миру. Кто последует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

Свидетельство Богоявления, переданное через Евангелие уже есть откровение – откровение о прощении грехов, откровение о Божественном призвании, откровение о воскресении из мёртвых…

Искупление - это жизненный духовный подвиг служения и самопожертвования Иисуса Христа для освобождения человечества от осуждения закона (первородный грех и смерть) и от падшего ангела сатаны, чтобы духовно исцелить и осветить путь к Богу и вечной жизни.
Делом искупления и спасения, совершённым Христом, стал человек, созданный по образу и подобию Божьему, человек – преданный Творцу, исполнивший закон, явивший святость и послушание перед Богом, не поддавшийся искушению дьявола, победивший врага.
Данный образ утратил Адам, а Христос восстановил, оправдав человечество по промыслу и милости Божьей, показав достоинство человека Ангелам и клевещущему врагу сатане, «лишив силы, имеющего державу смерти» (Евр 2;14).

Крест – это духовный подвиг самоотречения и страдания вплоть до мученической смерти ради Бога, истины, любви, ближнего и человечества.
Крестный путь - это соль земли, свидетельство победы духа над плотью.“...В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Ин. 16: 33).

Очевидно из всего выше сказанного, что значит “Христос умер за наши грехи”, можно трактовать по-разному, и часто это понимается в духе Ветхого Завета, то есть, как жертву, принесённую Богу.  Кто так понимает, их богословие состоит из таких тезисов, как:
1. “Без пролития крови не бывает прощения”
2. “Сделать это может лишь праведник, новый чистый Адам”
3. “Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни”
4. “Чтобы вознести и распять на кресте наши грехи”

1.  Ну сказал так Ап. Павел, показав прообраз ветхозаветной системы  обрядового и символического прощения грехов... Ну дал в откровении Бог Моисею такой образ служения...
И кто теперь сможет ответить на вопрос, почему без пролития крови не бывает прощения? Впрочем, Ап. Павлом это было сказано, как констатация о ветхозаветной обрядности.
Хотя смысл "заместительной" жертвы, в законе, тоже, присутствует. Это можно понимать, как индульгенцию пред Божьей строгостью, где за грехом следует наказание.

Однако, в Свщ. Писании говорится более о том, что для Бога важны не жертвы, а исполнение заповедей, милосердие, боговедение, дух сокрушённый, сердце смиренное... Это уже путь духовного развития.
Вообще, духовное и истинное понимание жертвы - это исполнение воли Божьей.
Господь Иисус периодически напоминал о воле Божьей, как об идеале служения Богу. И пред тем, как по предательству Иуды, Иисуса должны были взять, Он так и сказал в молитве Богу: “Да будет воля Твоя”.

Сами же крестные страдания и крестная смерть Господа Иисуса - это ни жертва Богу, а духовный подвиг самопожертвования ради спасения человечества.
То есть, это самый большой нравственный и духовный подвиг, который можно совершить: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15: 13).
И в этом контексте необходимо понимать: что значит “Христос умер за наши грехи”.
Хотя, по замыслу Божьему, именно Ему (Сыну Божьему) надлежит спасти мир, через Его служение, Его праведность, Его образ совершенного человека.

Некто спросит, так, всё же, жертву за спасение мира должен принести безгрешный праведник?
На самом деле нет такого закона - есть прообраз жертвы чистого агнца, который можно считать пророческим прообразом Иисуса Христа.
А главная причина, почему Иисус был безгрешен - потому, что Он Сын Божий и Образ Божий, и не может допустить в себя грех.
Но взял на Себя природу наших немощей и неукорных страстей, чтобы исполнить благородный  Божий Замысел.
С другой стороны, это необходимо для нашей веры и откровения. Мы имеем пророчество, каков Мессия Христос, и видим исполнение этого пророчества - в совершенстве Господа Иисуса.

Есть ли связь “смерти Господа Иисуса за грехи наши” с богословскими доктринами?
Такими, например, как “необходимо через воплощение освятить, исцелить человеческую природу и потом её воскресить”? 
Ну можно так сказать... Лично для меня это не прибавляет никакого знания, и ни в чём не убеждает.
А если на это смотреть, как на свидетельство веры (аллилуйя!) то об этом я узнал из самого факта рождения в мир Христа, Сына Божьего.

Вообще, Бог, наверное, способен прямо, не опосредованно очистить, освятить и воскресить отдельного человека и всё человечество. Но способен не значит должен. В меру необходим и богословский ракурс.

Однако такие изречения: “поднял и понёс грехи мира”, “как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни“, “омыл кровью Своею”, “необходима смерть завещателя” или “вознёс грехи наши Телом Своим на древо” (1Пет. 2: 24), “истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас... Он пригвоздил ко кресту” (Кол. 2: 14) - это всё образы в риторике Ап. Петра и Ап. Павла. Чтобы слово лучше усваивалось.
Если мы из этого начнём выводить какие-то законы, это будет означать несоизмеримые попытки рационального ума объяснить сверхъестественное Божественное.

О том, каков Божий Замысел был на самом деле, об этом в следующем произведении “Тайна искупления”. http://proza.ru/2024/04/09/1687


Рецензии
Идея искупления меня всегда интересовала, но была плохо понятна. Оригинально и логично обосновал искупление Н.Бердяев. Цитата: «Искупление вовсе не есть примирение Бога с человеком, как то извращенно представляет ограниченное человеческое сознание. Искупление есть прежде всего примирение человека с Богом и Творцом, т.е. победа над атеизмом, над естественным отрицанием Бога из-за зла и мук мира. Атеизм, как крик возмущенного человеческого сердца, победим лишь Богом страдающим и разделяющим судьбы мира».
Во как! Мне это понятно, но это не религиозная точка зррения.
На мой взгляд, идея искупления приналежит апостолу Павлу. В первых двух евангелиях она совершенно не развита, так, намечена пунктиром. Автор третьего Евангелия Лука был учеником Павла и от него эту идею получил. Павел понимал искупление оригинально, мне кажется, не так, как его понимают сейчас. Для Павла, знакомого с кабаллой, Адам это не эмпирический человек, а некий «всечеловек», Адам Кадмон. Отсюда: «были мы члены тела Адамова, стали члены тела Христова», «в Адаме мы согрешили, в Христе мы спаслись». Кажется такие формулировки есть у Павла, если они мне не приснились. Павел не знал Иисуса, и тот явился ему не как эмпирический человек. В дальнейшем идея Павла была профанирована. Так это представляется моему невежественному уму.
Теперь отвечу на Ваши утренние сообщения. Мне показалось, Михаил, что Вы на самом деле гораздо ближе к протестантам, чем к православным. Православным мало Евангелия и апостолов, для них важны также отцы церкви. Православные действительно погрязли в обрядоверии, чего нет у протестантов, и Вы их справедливо критикуете. И сейчас вот А.Осипов ведет борьбу против обрядоверия, настаивая на том, что для христианина главное соблюдение заповедей и борьба со страстями. Осипов также отрицает вечный ад для грешников, и даже считает кремацию допустимой. Боюсь, что скоро его отлучат от церкви.
К протестантизму у меня отношение неоднозначное. Современный протестантизм, в стиле Джой Майер, омещанился до крайней степени. Посмертную жизнь он не отрицает, но ею совершенно не интересуется. Ориентация у него исключительно посюсторонняя. Но я уважаю наших «старых» протестантов, баптистов и пятидесятников. У них все на месте, и вечная жизнь для них важна, и обрядами они не увлекаются. Они для меня представители этического христианства, каким оно и должно быть на мой взгляд.
И пару слов по поводу Выших работ. Скажу честно - мне читать их трудно. Они очень большие для меня, особенно потому, «что я не в теме» и плохо понимаю, что Вы хотите сказать. Также Ваши работы неструктурированы, несколько сумбурны. Я не улавливаю в них основных идей, их последовательного развития. Возможно, для более сообразительного и более знакомого с темой человека это не так. Я Ваши работы просматриваю бегло, вылавливая все те места, где Вы говорите о себе, о своем личном отношении к вопросу, излагаете собственные мысли. Без обид, Михаил, я честно сказал. Вы слишком привязаны к евангельским текстам, и совсем почти не выражаете себя. А это, как раз, и есть самое интересное: личность человека, его личное отношение к жизни, Богу, идеям, искусству и т.д.

Евгений Терещенко   30.04.2024 21:40     Заявить о нарушении
Всё нормально.
Главная сложность - это христианская тематика, доктрина и вырванные цитаты на личный вкус для тех, кто в теме. Также, гружу побочными эффектами )) Но мне важны эти мысли.

Хотя структура вот какая. Может кому-нибудь пригодится...

1. Понимание искупление в крестной смерти Спасителя

2. Понимание искупление в полной жизни и служении Христа.

3. Понимание искупления, как искупление от закона грехопадения и полного исполнения закона

4. Обзор кровопролитной жертвы в ветхозаветной традиции

5. Суть не в религиозных интерпретациях жертвы, и вообще не в жертве, необходимой Богу, а суть в явлении сына Божьего. Отсюда новый уровень сознания, нравственности и веры.

6. Чёткие и полные формулировки - что есть искупление, что есть крест.

Искупление - это жизненный духовный подвиг служения и самопожертвования Иисуса Христа для освобождения человечества от осуждения закона (первородный грех и смерть) и от падшего ангела сатаны, чтобы духовно исцелить и осветить путь к Богу и вечной жизни.
Делом искупления и спасения, совершённым Христом, стал человек, созданный по образу и подобию Божьему, человек – преданный Творцу, исполнивший закон, явивший святость и послушание перед Богом, не поддавшийся искушению дьявола, победивший врага.
Данный образ утратил Адам, а Христос восстановил, оправдав человечество по промыслу и милости Божьей, показав достоинство человека Ангелам и клевещущему врагу сатане, «лишив силы, имеющего державу смерти» (Евр 2;14).

Крест – это духовный подвиг самоотречения и страдания вплоть до мученической смерти ради Бога, истины, любви, ближнего и человечества.
Крестный путь - это соль земли, свидетельство победы духа над плотью.“...В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Ин. 16: 33).

7. Однако, в Свщ. Писании говорится более о том, что для Бога важны не жертвы, а исполнение заповедей, милосердие, боговедение, дух сокрушённый, сердце смиренное... Это уже путь духовного развития.
Вообще, духовное и истинное понимание жертвы - это исполнение воли Божьей.
Господь Иисус периодически напоминал о воле Божьей, как об идеале служения Богу

8. Самый большой нравственный и духовный подвиг, который можно совершить: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15: 13).
И в этом контексте необходимо понимать: что значит “Христос умер за наши грехи”.
Хотя, по замыслу Божьему, именно Ему (Сыну Божьему) надлежит спасти мир, через Его служение, Его праведность, Его образ совершенного человека.

9. Роль богословия в данном вопросе
10. Как понимать у Апостолов образные формулировки об искуплении.

Михаил Пушкарский   30.04.2024 23:13   Заявить о нарушении
Евгений, не только всё нормально, но спасибо ещё за искренность.
Насчёт Бердяева. Я когда-то его читал, мне нравилось, как он пишет о личности, и в целом осталось о нём очень хорошее впечатление. Соловьёв, в отличие от него, меня не впечатлял.
Но из того, что Вы процитировали из Бердяева по поводу Искупления, с позиции сегодняшнего опыта, скажу, он очень далёк от понимаемого вопроса. Его суждение в плоскости веры - неверия, а на самом деле, это проблема уже верующего человека.
Поскольку Бог совершенен, а человек, какой-бы не был, верный, любящий и верующий, он не вытягивает на безупречное (совершенное) исполнение заповедей Божьих - любви, верности, веры. Не говоря уже о явно грешном человеке.
Эти обстоятельства не позволяют человеку знать Бога, как своего Отца Небесного, и тем более иметь веру в вечную жизнь. Это хорошо показано в Книге Иова. Иов был праведник, но в бедственном положении он оказался в растерянности, пока не обрёл надежду на Божий промысел и лично в откровении не пообщался с Богом.

Хотя по Книге Бытие иудеи знали о возможности вечной жизни, которую имел Адам и Ева, о том, что Еноха и Илию Бог забрал на небо. Но эти свидетельства не дают надежды. Саддукеи. например, вообще не верили в возможность вечной жизни.
В общем, таковы реалии жизни и здравого смысла - вше своей головы не прыгнешь, и лишь таков уровень веры мог только быть у человека.
Но пророки понимали многое в вере и духовной жизни, и Бог им открывал рождение и приход Сына Божьего.
Христос, Своими божественными добродетелями, святостью, правдой, благой вестью, воскресением и вознесением, какое мощное свидетельство явил! Какую дал веру и надежду!
Кроме того, сошествием Святого Духа на Апостолов, силы Божьей, их добродетелью и святостью распространил Благую Весть о прощении грехов, спасении, обетовании вечной жизни...
Вот в этом и искупление - что Он явил славу Сына Человеческого, человека "по образу и подобию Божьему.

"И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1 Тим. 3: 16).
«Оправдал Себя в Духе» - явил Свой замысел в явлении жизни и силы Духа, исполнил Своё пророческое обетование в явлении Духа, и оправдал человечество в выборе Божественной жизни через явление праведного Духа в Сыне Человеческом.
"Показал Себя Ангелам" - то есть славу, явленную в делах праведности и служении Сына Человеческого.
На этом служении "Проповедан в народах, принят верою в мире".
"Вознесся во соаве" - кульминация славы в вознесении, где уже показывается вместе с Сыном Человеческим, образ Сына Божьего - тайна воплощения Самого Бога!

Михаил Пушкарский   01.05.2024 16:32   Заявить о нарушении
Есть и такой дополнительный мотив Боговоплощения - Бог разделяет человеческое страдание. Он страдает вместе с человечеством и за человечество.
Если до грехопадения Бог открылся, как Творец и Вседержитель, дающий жизнь и благословление, а теперь мог быть лишь праведным небесным Судьёй - однако, Он страдает вместе с человечеством, и святость Его теперь нам открывается в Спасителе человечества.

Михаил Пушкарский   01.05.2024 16:36   Заявить о нарушении
Евгений, думаю Вы поняли, что идея искупления - это не Павлова идея. А знания Ап. Павла, Ап. Петра, Ап. Иоанна - единое знание Святого Духа, данное Богом и Христом.
Ап. Павла избрал Бог, Павел был учёным богословом, ревностен в вере, исполнял закон, был верным, но не знал Христа и учения во свете Его откровения.
Когда Христос ему явился, он присоединился к христианам, и Господь откровением Святого Духа просветил его книжное знание, и Павел стал знать по более иных Апостолов.

Михаил Пушкарский   01.05.2024 17:00   Заявить о нарушении
Все хорошо Вы говорите, Михаил, но к чему тогда слово «искупление»? Искупление это когда кто-то что-то исправляет, ошибку, совершенное зло. Только этим вопросом я и задавался, все остальные заслуги Христа, о которых Вы говорите, мне понятны.
Но почему его смерть исправила грех Адама? Если на смену ветхому Адаму пришел новый Адам (Христос) и принял страдание, чтобы искупить свою ошибку-вину, то это мне понятно. А человек искупается через веру в нового Адама-Христа: «Были мы членами тела Адамова, стали членами тела Христова. В Адаме (ветхом) мы согрешили, в Христе мы спаслись». Все правильно и понятно, если Адам (ветхий) и Христос это не просто обычные люди, а нечто гораздо большее. Можно употреблять разные слова: идея человека (Платон), архетип человека (Юнг), коллективное сознание человечества (Вернадский), эгрегор человечества (оккультизм), Всечеловек Адам Кадмон (Кабалла) - за всеми этими определениями просматривается нечто большее, чем обычный эмпирический человек. Хотя у Христа и был реальный земной прототип, он мог очень отличаться от того Христа, которого создало коллективное мифотворчество народов. Причем, не очень и важно, каким был земной прототип Христа. Истинный Христос является не в истории, а в Духе, духовно чутким, восприимчивым людям. Апостолы, кстати, тоже не знали истинного Христа, они знали Иисуса, которого любили, но которого не всегда понимали, и от которого могли отречься. Истинного Христа они узнали после его смерти, после схождения на них Святого Духа, вероятно. Когда они узнали истинного Христа, они стали сильными, уверенными в себе смельчаками, способными на любые жертвы. Когда они ходили с Иисусом, то были трусами, готовыми отречься от своего учителя и даже продать его за деньги, как сделал Иуда. И Вы правы, у апостолов знавших Иисуса, и у Павла был один и тот же религиозный опыт. Но все это на мой взгляд.

Евгений Терещенко   01.05.2024 20:05   Заявить о нарушении
Процитирую Ап. Павла: "Христос искупил нас от клятвы закона" (Гал. 3: 13).
То есть, Адам, который, вероятно, всё же был реальный человек, был сотворён добрым, но как Вы говорите, люди косячат по слабости и недостатку опыта. Так сказал и Господь после потопа - что больше не будет топить людей, ибо "грех человека от юности его". Вместе с тем, человеку свойственно сомневаться в Божьем слове, познавать мир по своему, без Бога, и вообще забыть Бога и не верить Ему.
Древо познания добра и зла символизирует этот путь развития человечества, и естественно, такое человечество не может иметь вечную жизнь. Несовершенное и тем более, зло разве можно наделять вечной жизнью?
Древо жизни - это потенциальная возможность человека стать вечным, если он будет жить по заповедям и воле Божьей. Такая способность у Адама была. Однако, Адам не смог противостоять искушениям, и стал развиваться. познавая добро и зло на собственных ошибках.
Христос, реальный человек Иисус есть Новый Адам в прямом и онтологическом смысле.
Он однажды так и сказал: "Вы от низших - я от вышних". Вот Он смог реально жить божественной жизнью. Он довольно часто заострял внимание на то, что Он исполняет волю Отца Небесного. На вопрос о Его учении, Он ответил: "Кто буде искать волю Божью, тот узнает - что это за учение". Он говорил, что никогда он не делает ничего от Себя. Как показывает Ему Отец, Он так и делает. То есть Он пребывал всегда в Божьем откровении.
Тем самым, Иисус явил в Себе человека в совершенстве по образу и подобию Божьему.
Вот этим Он исправил не только ошибку Адама и сделанное человечеством зло, но будучи безгрешным праведником принял на Себя судьбу, заслуженную грешниками и вместе с разбойниками был распят. И вместо третьего разбойника, за помилование которого отдали свой голос Иудеи. А Христа предали.
И этим самым, и тем, что простил Своих палачей и мир, Он покрыл и искупил зло человечества. Но с одним условием: покаяться и верою в Него и исполнением Его слова, обретать путь спасения.

Остаётся один вопрос: Иисус оправдал сам образ человеческий, но имеет ли Он право Собою оправдывать других конкретных (эмпирических) грешников?
ОДНАКО, даже сам закон позволяет оправдать человека и Божий замысел, потому, что Бог Сам не только властен и имеет силу стать человеком, но и имеет право на основании того же закона: как Творец и как единственная и не повторимая Личность, быть, также, одним и единственным человеком! Этот нюанс, многие как будто не видят. Так и родился Богочеловек Иисус.

Михаил Пушкарский   01.05.2024 23:23   Заявить о нарушении
"Почему Его смерть исправила грех Адама"? - Великолепный вопрос!
Вот это говорят Апостолы, а богословы пытаются их слова истолковать в некоем рациональном смысле и тем более, в тайном, онтологическом.
Апостолы этими словами показывают цену, которую Он заплатил. То есть безгрешный праведник, Который не сделал ничего малейшего, что заслуживало бы наказания или смерти, и имеет от Бога эту заслуженную вечную жизнь, отдал за спасение человечества Свою жизнь - самое дорогое что есть у человека.
Иисус также говорит: "Нет большей любви, чем отдать душу свою за друзей". Этим Он признаётся друзьям об этом Своём намерении.

Об этом я и хотел сказать, что Богословие может развиваться лишь разумом сердца, а не рационализмом и редукционизмом.
Поэтому я обрадовался. что мне попался собеседник. который имеет аналитический навык, 2 - если мыслит самостоятельно о добре и зле, о нравственных позициях, и любит музыку - лишь только в этой триаде (ум, сердце. творчество) можно иметь дар духовного рассуждения.
Но где-то у Вас информация с испорченного телефона, где-то Вы додумываете. где это не обязательно - есть готовые факты, поэтому нестыковки.
А толкователей за 2000 лет море, и среди философов, и священников. И везде есть уклоны и недопонимание. Для меня непререкаемый авторитет только Свщ. Писание.

Михаил Пушкарский   01.05.2024 23:59   Заявить о нарушении
=== Если на смену ветхому Адаму пришел новый Адам (Христос) и принял страдание, чтобы искупить свою ошибку-вину, то это мне понятно. А человек искупается через веру в нового Адама-Христа: «Были мы членами тела Адамова, стали членами тела Христова. В Адаме (ветхом) мы согрешили, в Христе мы спаслись». ====

Но собственно, да, об этом я говорю.

Михаил Пушкарский   02.05.2024 00:07   Заявить о нарушении
Только Христос настоящий Новый Адам лично Свою ошибку не искупал, а ошибку человечества. И это был Иисус. Он уже настоящий - Богочеловек.

Михаил Пушкарский   02.05.2024 00:11   Заявить о нарушении
Приятно, что в конце Вы, Михаил, согласились с моим пониманием. Я тоже соглашаюсь с Вашим уточнением: Христос искупал не свою ошибку, а ошибку человечества. Хотя, что такое человечество? Совокупность особей? Или все-таки за этими особями стоит какая-то единая реальность, частичками которой являются отдельные особи? Ну вот как в человеческом организме: есть отдельные органы и клетки, и есть некое целое: форма, душа, энтелехия (Аристотель) объединяющая части в единый организм. Если человечество - единый организм, у него должна быть своя душа, намного превосходящая душу отдельного человека. И эту душу человечества можно определить по-разному, я присылал возможные варианты, Всечеловек и др. И эта человеческая душа, еще лучше сказать Дух, может быть формой проявления Бога, Его ипостасью. И тогда Христос одна из ипостасей Бога, Бого-человек.

Тут мы переходим к другому вопросу. Земной, эмпирический человек не может быть ипостасью Бога. Если бы Христос был вполне исторической личностью, вокруг него не сложилась бы религия. Чем меньше реальных фактов из жизни человека, тем больше возможно вокруг его имени вымыслов, домыслов, мифов. И тогда Бог через духовно чутких людей творит новую религию, заключает с людьми новый завет. Новый завет дан людям Богом через многих людей, в том числе, и через отцов церкви. Христос в новом завете - центральная фигура, без которой новый завет невозможен. Есть три вида истории: история Духа (история религии), история души (история культуры) и история тела (материальная история). Нельзя смешивать эти виды истории. Одно дело земной Иисус, ходивший по Иудее. А другое дело Христос нового завета. Первый символизирует второго, не более. Христос нового завета относится к истории Духа, а земной Иисус относится к материальной истории. Тот Христос, который является в Духе, это что-то гораздо большее, чем земной, эмпирический человек. Но тут я уже скатываюсь к первому вопросу.

Евгений Терещенко   02.05.2024 08:01   Заявить о нарушении
Такие понятия, как идеи Платона, архетипы Юнга, Адам Кадмон, Тело Христово, лично я отношу к понятию идей, смыслов, структур и проектов творения - Божьего Замысла.
У Святых, в частности у прп. Максима Исповедника, есть внушительные философские труды на богословской основе. Лично я с ними не знаком, но часто слышал о понятии логосов. Думаю, это о том, что я сказал о содержании Замысла Божьего.
В Евангелие от Иоанна "В начале было Слово (Логос)" я отделяю это от всего Божьего Замысла, так-как, это Образ Самого Бога в Его Замысле, воплощении в духовном мире, воплощении на Земле.
Категории миров и систем целесообразнее видеть в тех же понятиях духовного мира, ментального (?), астрального, эфирного (?), физического. Может, напротив. существует большая градация?

Насчёт Христа - это "Слово, Которое было Бог". Можно сказать - это Разум Божий. Но поскольку Бог един, это единый Бог, как Высший Разум и Дух Святой.
Просто, в явлении Христа делается акцент не просто на пророческое явление силы и откровения Святого Духа, а на явление самой Жизни и Премудрости Божьей - не просто Пророк, через которого говорит Бог, а полное воплощение Слова Божьего.

В Библии написано, что мы будем "подобны. как Он". Но христианское учение исповедует, что "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти". (Кол.2:8-10)

То есть, конечно, Христос как Сын Божий - это образ невидимого и неведомого Бога Отца в явлении духовному миру и во плоти в Иисусе. Но в Иисусе Бог умалился до образа человека и был также истинным человеком. После воскресения вошёл в своё величие, преобразив человеческую природу. И мы изменимся. Но у Него статус Бога - то есть образ Божий - Сын. Он будет обитать в непосредственно преображённой природе Иисуса. А Иисус стал Господом господствующих. Мы же будем боги по благодати.

Михаил Пушкарский   02.05.2024 17:06   Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил, за прояснение своей позиции!

Евгений Терещенко   03.05.2024 05:59   Заявить о нарушении
Я свою позицию тоже прояснил достаточно (кажется) полно. Не вижу, что можно добавить.

Евгений Терещенко   03.05.2024 06:03   Заявить о нарушении
Просто, для справки - не христианский историк.

«Около того времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он творил удивительные дела и учил людей, с удовольствием принимавших истину. Он привлек к Себе многих иудеев и многих эллинов. Это был Христос. [64] По доносу первых у нас людей Пилат осудил Его на распятие, но те, кто с самого начала возлюбили Его, оказались Ему верны. На третий день Он явился им живой. Пророки Божии предрекли это и множество других Его чудес. И поныне существует еще род христиан, именуемых таким образом по Его имени» (иудейский историк, Иосиф Флавий).

Михаил Пушкарский   03.05.2024 10:10   Заявить о нарушении
Хотя, по тексту, сомнительно, что не зависимый историк акцентирует внимание на любви учеников и убеждает в воскресении Иисуса. Тем более, сам евангелист Матфей пишет, что охранявших гроб Иисуса, подкупили, чтобы они сказали, что тело украли, и это слово распространилось среди иудеев.

Михаил Пушкарский   03.05.2024 11:25   Заявить о нарушении
И последнее, лично от себя, без посредников )). Я говорил, что Библия для меня не пререкаемый авторитет потому, что через неё узнал множество откровений и окончательно убедился в ней. А до этого тоже были сомнения по поводу апостольских наставлений. Что интересно, мне Господь давал откровения, когда я сомневался. Представляете, какая это снисходительность от Бога и какое чудо.
Например, когда я прочёл у Ап. Павла его сравнение Христа и Церкви, как мужа и жены, то подумал, кому нужны такие совсем не поэтичные сообразы? И потом получил реальное откровение Святого Духа о снисхождения Духа на верующих в Него и являющихся Его Церковью. И ребро Адама в том же откровении было показано, как пророчество этого Духа - от недостатка одного ребра Адам не стал не полноценным, но это кость, "кость от кости, плоть от плоти". Так И Дух - сущность Церкви и Господь ничего не теряет, наполняя им. Тоже, может кому-то показаться, что это какие-то архаичные рассуждения, но в откровении это выглядит грандиозно!
Ещё было пару подобных сомнений и "ответов" с окончательным откровением - наставление, что вся Библия написана по вдохновению Святого Духа.

И насчёт не смешивания трёх видов истории. Почему их нельзя смешивать? Как тогда вообще возможна связь духовного мира с физическим? Как тогда возможны откровения и чудеса? А если чудес не бывает, то получается Бог не всемогущ. Но я знаю в своей жизни несколько чудес, как и другие люди, и бывшие в клинической смерти.

Евгений, если что, я не доказываю, просто договариваю своё.

С уважением,

Михаил Пушкарский   03.05.2024 12:15   Заявить о нарушении
Три вида истории связаны между собой. Процессы происходящие в мире духа, первичны по отношении к процессам происходящим в мире культуры, являются их причиной, процессы происходящие в мире культуры первичны к процессам, происходящим в физическом мире, являются их причиной. Причем речь здесь идет о метафизической первичеости, которая может не просматриваться во времени. Я это имел в виду. Но рассмартивать эти процессы вместе, одновременно, как один процесс, нельзя на мой взгляд. У каждой истории свой предмет и разные методы познания.
Насчет чудес. «Бог есть Дух и Он действует через Дух» - писал Н.Бердяев. Все реальные чудеса, которые я знаю, я получал именно через Дух, через других людей. Когда они неожиданно, словом или делом, помогали мне решить мои проблемы по моей молитве, а иногда без нее. Об этом у меня в работе: «О действии Бога в мире», папка «Религия».

Евгений Терещенко   03.05.2024 14:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.