Символика закрытых ворот в пророчестве Иезекииля

 В библейском тексте книги пророка Иезекииля (44:1-2) описывается видение внешних ворот святилища, которые остаются закрытыми. Это видение имеет глубокий символический смысл, который раскрывает как ветхозаветные, так и новозаветные писания.

Когда пророк впервые был приведён к внешним воротам, обращенным на восток, он стал свидетелем славы Божией, проявившейся через них. Господь проходил через эти врата на херувимской колеснице, являвшейся пророку в других видениях. Прохождение Господа в храм через восточные врата освятило их, сделав неприступными для людей.

Согласно пророчеству, эти ворота оставались закрытыми, поскольку через них вошёл Сам Господь, Бог Израилев. Он вошёл в храм в видении пророку, а в будущем войдёт в храм во славе, как и предрёк пророк.

Новозаветная Церковь увидела в этом тексте прообраз воплощения Господа Иисуса Христа от Духа Святого в Деве Марии Богородице. Данная интерпретация пророчества Иезекииля подчёркивает исключительную роль Девы Марии в плане спасения. Она стала вместилищем Слова и Матерью Богочеловека, явившегося в мир для искупления грехов человечества. В видении пророка храм Иерусалимский означает Деву Марию, которая приняла Господа Иисуса Христа как «Восток свыше» (Лк. 1:78), которого принёс «благоутробное милосердие Бога нашего». Внешние ворота святилища, обращённые на восток, указывают на Марию, как на сосуд Господа, принявший в себя Восток.

Закрытость ворот означала девство Марии до и после рождения Сына Божия. Пророк Исайя предсказал: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

То же самое подтверждается в пророчестве Иезекииля: «ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими». Никто, кроме Иисуса Христа, не родится через непорочную Деву. Святая Мария Богородица является Девой как до воплощения и рождения Господа Иисуса Христа, так и после, принадлежащей Богу. Таким образом, закрытые ворота святилища символизировали непорочность Девы Марии, через которую вошёл Спаситель мира.


Рецензии
Интересное толкование и хорошо написано, благодарю! Меня оно подвигло исследовать, если другие толкования этого места. Нашла, что Иероним Стридонский блаженный упоминает об этом толковании, но приводит и своё:
http://ekzeget.ru/bible/kniga-proroka-iezekiila/book-book-glava-44/stih-1

А Феодорит Кирский блаженный пишет:
«Показал же мне Господь, говорит Пророк, и врата обращенные на восток, заключенные, и повелел, чтобы они (2) всегда были заключены и предоставлены Ему Владыке всяческих, не потому что имеет нужду в дверях, когда намерен войти Он вездесущий и всем соприсущий Бог. Да и как вошел бы Он в заключенные врата, если бы обычно Ему было входить дверьми? Напротив того, снисходя к нашему немощному слуху, представляет сей образ, и в нем, как вероятно, дает нам проразуметь девическую утробу, которою никто не входил и не исходил, кроме Самого только Владыки. Повелел же при вратах сих (3) старейшине, то есть первосвященнику, вкушать пищу, но входя и выходя, проходить притвором...»

Иоанн же Дамаскин преподобный пишет так: «Ныне (в день Рождества Богородицы) устроены святые врата со стороны востока, чрез которые Христос внидет и изыдет, и «врата сии будут заключены» (Иез. 44:2), в которых Христос есть дверь овцам. Ему имя Восток; чрез Него мы получили доступ к Отцу, источнику света».

Наталья Ласточка   27.04.2024 23:34     Заявить о нарушении
Спасибо Наталья за рецензию, дополнения! Действительно вкралась опечатка.

С уважением,

Кочнев Павел   28.04.2024 07:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.