Плюшевый медведь

Димка всегда, с самого раннего детства, хотел быть похожим на старшего брата Валерку.
Валерка был свободен, как птица. Учился, спустя рукава, гонял по улицам с такой же свободной, как и он, детворой, иногда пропускал уроки, из-за чего получал от отца хорошего под@опника, но при этом был добрым и отзывчивым малым.
Сколько помнил себя Димка, Валерка всегда был рядом и совсем не стеснялся младшего брата. Он учил его стрелять в голубей из рогатки, ездить на велике, играть в "пробки", ну и многому тому, чему может научить пацан пацана.
А ещё Димка, даже будучи совсем маленьким, бунтовал против того, что вот он, будучи последним ребёнком в семье, не может быть таким свободным, как его брат, и абсолютно не понимал, почему мама с отцом дают Валерке столько свободы, а ему, Димке, нет.
Валерке было одиннадцать лет, когда он стал абсолютно невыносимым. Словно бунтуя против чего-то, он совсем перестал слушать мать и отца, всё больше времени проводил на улице, и то и дело попадался с какой-нибудь хулиганской выходкой.
Всё чаще отец брал шнур от электрочайника, а мать закатывала к потолку глаза и качала головой, шипя сквозь зубы: "Ну что вырастет из этого ребёнка? Хулиган и бандит!", и тогда отец смотрел на неё с каким-то укором и осуждением.
Но Валерка всё так же тепло относился к своему брату и любил его - по-своему, особенно, так, как любят того, кто младше, слабее и беззащитнее тебя.
Димка стал замечать, что всё чаще мама и отец ссорятся из-за брата. И как-то раз услышал, как мать кричит:
-Гена, если ты что-нибудь не предпримешь, я заберу Димку и уйду! Оставайся здесь один с этим бандитом!
На что виноватый голос отца убеждал мать в том, что Валерке нужна любовь и понимание в первую очередь.
Димка тогда здорово струхнул, что их разлучат с братом. "Неужели мама не любит Валерку? - думал он про себя - или она не любит его потому, что он постоянно проказничает?".
Но ведь Валерка очень хороший, несмотря ни на что! Как же мама может не любить его?
И вот в один из дней речь в семье зашла о какой-то "бабушке". Эту самую бабушку Димка в глаза не видел, она никогда не появлялась в их семье, и он недоумевал, чья это мама - папина или мамина, и почему они никогда не общаются.
Отец в комнате о чём-то тихо поговорил с Валеркой, и брат, как чёртик из табакерки выпрыгнул оттуда после этого разговора, оттолкнул подслушивающего под дверью Димку, и убежал из квартиры. Заметил только Димка, что лицо у Валерки красное, уши пылают, а кулаком он пытался вытереть то и дело капающие слёзы...
Отец вышел следом и сурово взглянул на Димку:
-А ты чего тут? Подслушиваешь? Разве это хорошо?
-Пааап - проканючил мальчишка - а чего с Валеркой, а? Он куда убежал? Скоро придёт? Ты что ему сказал такого, что он расплакался?
-Да не трави ты душу! - вдруг разгневался отец - иди вон.. на улицу, что ли...
В тот день он был особенно молчалив и строг - не разговаривал с женой и сыном, и всё о чём-то думал.
А потом на пороге их квартиры появилась та самая "бабушка". Димка во все глаза смотрел, как грузная, немолодая женщина переступила порог, увидела Валерку и расплакалась. Стояла, обняв парнишку, что-то горячо шептала ему в макушку и испуганный Димка слышал только обрывки фраз: "Весь-то ты в мамку пошёл, внучек... Как же давно не видела я тебя."
Димка не понимал, в какую такую "мамку" пошёл его брат и почему эта самая "бабушка" обнимает и целует Валерку, но совершенно не обращает внимания на него, на Димку.
Потом взрослые выгнали их из кухни, при этом бабушка сказала Валерке собираться, закрыли дверь и о чём-то очень долго кричали и спорили.
-Валееер - протянул Димка - а кто это приехал? Она за тобой, что ли? Ты ведь не уедешь от меня, а, Валерка?
Валерка грустно усмехнулся и произнёс:
-Взрослые... Их не поймёшь, Димка.
Потом полез в свой ящик стола и извлёк оттуда небольшого плюшевого медведя с полуоторванным ухом и одним глазом. Грустная улыбка на плюшевой морде игрушки компенсировалась залихватско-бандитским видом из-за глаза и уха.
-Вот - он протянул медведя брату - это самое дорогое, что у меня есть, ты узнаешь потом, когда вырастешь...
Димка взял медведя, прижал его к себе и, чувствуя неотвратимость приближающейся разлуки, смотрел на сборы Валерки.
В прихожке он вцепился в брата и не отпускал его, пока мать не подошла и не стала отцеплять его руки. Отец и мать вяло попрощались с парнишкой, "бабушка" же даже смотреть не хотела на родителей, стояла, отвернувшись к двери, сурово нахмурив брови.
-Валеркааа - заплакал Димка - не уезжай! Пожалуйста!
Но "бабушка" подхватила сумку с вещами брата и заговорила:
-Пойдём, Валерочка, пойдём...
После этого Валерка некоторое время писал Димке письма. Димка, только научившийся в школе корябать буквы, старался ему отвечать. Но скоро письма от брата перестали приходить...
Прошло несколько лет...
Звонок возвестил жителей большого дома за городом о том, что около ворот кто-то стоит, и жаждет попасть в гости. Валерка посмотрел в монитор и вздрогнул, как от удара - на него, закрывая лицо стоящего человека, смотрел...плюшевый медведь с полуоторванным ухом и одним глазом.
Он не помнил, как выскочил за дверь и побежал открыть ворота. Прошло пара минут, прежде чем он сжал в объятиях Димку, своего брата.
Забыв, что они на улице, не стесняясь друг друга, они плакали и смеялись, похлопывали друг друга по плечам, а когда оказались дома, Димка протянул ему медведя:
-Я хранил его все эти годы... Всё время вспоминал тебя...
-Ты как узнал, где я, братишка?
-Мать... незадолго перед сме@тью она отдала мне твои письма, на последних адрес был отсюда, вот я и решил немедля ехать к тебе...
-Молодец! Сам хотел тебя найти, но когда приехал по старому адресу, мне сказали, что здесь живут другие люди. С тех пор я писать перестал на этот адрес.
Вечером, сидя в полумраке гостинной и потягивая кон@як из толстых бокалов, они разговаривали.
-Валер? Почему они тогда так с нами? Они ведь видели, как я отношусь к тебе. Зачем надо было всё рвать? Рвать нашу семью на части?
Валерка грустно усмехнулся:
-А не было никакой семьи, Димка. Был ты и родители. А я отдельно. Я ведь... Не материн ребёнок. У отца был первый брак с моей мамой. А потом она погибла... У меня от неё остался только этот памятный плюшевый медведь. Я его и успел одного взять, когда мы переезжали из нашего города. Отцу было тяжело очень, и он не позволил даже бабушке приезжать к нам, мол, будешь мою память теребить, и сыну покоя не дашь. Мы спешно переезжали - всё оставили...
-Да как же это, Валерка?
-А потом отец очень быстро встретил твою маму и женился - мол, в доме женская рука нужна, и мне нужна мать, да и ему тоскливо. Потом появился ты, и я очень к тебе привязался. Но мама - она всё не могла привыкнуть, то ли к тому, что я есть, то ли к тому, что я был жутким сорванцом. Ну да, хлопот я немало им доставил...
Димка, бледный и какой-то весь потерянный, внимательно слушал брата. Пальцы его нервно перебирали тонкую ножку бокала.
-Ты маленький был, поэтому тебе решили не говорить, что я не твой родной брат. Ну а мне не хватало тогда какого-то... не знаю... тепла материнского, что ли. И отцовского. Я искренне пытался сделать так, чтобы отец стал мне ближе, полюбил меня ещё больше.
-Но они всю любовь стали отдавать совместному ребёнку, то есть мне - пробормотал Димка.
-Да не вини себя, ты что - Валерка хлопнул его по плечу - в семьях и по десять детей бывает, и всех любят одинаково. Да ещё вон - из детдомов берут... Просто я реально был сорванцом и напрягал этим твою маму. И видимо, постоянно напоминал ей о том, что в жизни её мужа когда-то была другая женщина...
-Но ведь ты в этом не виноват - воскликнул Димка - ты же был ребёнком!
-Отец поставил твою мать перед фактом, что я должен жить с ними, что я - его сын, и он меня никогда не бросит. Характер отца не отличался твёрдостью, и когда родился ты, я стал для них обоих обузой. Устав от ворчаний жены, отец решил, что стоит отдать меня бабушке, маминой маме. Она и воспитывала меня всё это время...
-То-то я думал, что если она бабушка, почему не обращает на меня внимания... Тогда, когда приехала за тобой...
-Медведя я тебе отдал в надежде, что ты будешь всё-таки помнить меня и мы когда-нибудь встретимся.
-Мать призналась мне, что не хотела, чтобы мы общались - вздохнул Димка - мол, я тебе плохая компания. Она всегда говорила, что из тебя вырастет невесть кто. А я всегда удивлялся - ведь ты тоже её сын, почему она так про тебя... У меня и мысли не возникло, что у нас разные мамы..
-Да ладно тебе, брат. Самое главное, что мы наконец-то встретились.
Братья обнялись. Со стеклянного журнального столика на них смотрел старый плюшевый медведь с одним глазом и грустной улыбкой.


Рецензии