О людях в белых халатах

               
               В год моего рождения (1956) появилась песня «Я люблю тебя жизнь», где есть такие слова: «Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново, я люблю тебя, жизнь, я люблю тебя снова и снова».  Песня эта - настоящий гимн нашей жизни. Все мы любим её, но бывает, что она обрывается внезапно, до срока.  К счастью, есть на земле люди, которые по мере своей возможности продлевают людям ЖИЗНЬ. Их ласково называют «Люди в белых халатах».
               В детстве, которое осталось у меня далеко за «горизонтом жизни», я любил читать книги о волшебниках и думал, что они встречаются только в сказках. Но, став взрослым, начал встречать   и в реальной жизни. Разумеется,  не в прямом смысле слова. Просто слова и дела этих людей мне казались необычными, волшебными. За время своей долгой жизни   встречал врачей, которые  спасали мне жизнь. До сих пор  преклоняюсь перед памятью Гуляйпольского хирурга Костенко (к сожалению, не помню его имени), рискнувшего делать мне, годовалому, операцию по удалению грыжи в условиях, когда температура тела «зашкаливала». До него ни один хирург  в такой обстановке операций не делал. Он же решился…, и я остался жив.
      Мы, люди, так уж получилось, боимся в своей жизни больше всего на свете «инсультов» (он погубил моего брата Федю), «инфаркта» (чуть не погубивший моего лучшего друга Володю Тарасова), и «онкологию», в просторечии «рак». Последней этой напасти, к сожалению, не избежал и я. Сейчас мне идёт 68-й год, а я  радуюсь жизни только потому, что попал в своё время на лечение в «волшебные руки» гематолога Тольяттинской городской клинической больницы №5 Гусевой Натальи Александровны.
          В 2018 году у меня выявили онкологическое заболевание: сильно увеличились лимфоузлы и лейкоциты.  Сделав  биопсию лимфоузла, онкологи установили диагноз «Лимфома мелкоклеточная из В-лимфоцитов». И лечили бы её, а не хронический лимфолейкоз, если бы не опыт и профессионализм гематолога.
           «А какая разница?- спросит  читатель. Я не медик, но вот что   вычитал в интернете: «Хронический лимфоцитарный лейкоз (ХЛЛ) и лимфома из малых лимфоцитов (ЛМЛ) – это В-клеточные опухоли из малых В-лимфоцитов. ХЛЛ и ЛМЛ биологически представляют собой одну нозологическую форму. Отличие между ними состоит в том, что при ХЛЛ в крови наблюдается значительный лимфоцитоз (;5000 моноклональных В-лимфоцитов), тогда как при ЛМЛ выявляется поражение лимфатических узлов, селезенки, но содержание клональных В-клеток в крови ;5 ; 109/л, отсутствуют морфологические признаки поражения костного мозга». Конец цитаты.
             Благодаря гематологу Наталье Александровне окончательный диагноз  областная комиссия установила мне  как раз -  «Хронический лимфоцитарный лейкоз». Назначили соответствующее лечение – 6 курсов химиотерапии. После их прохождения  наступила Ремиссия. Однако могло быть   по-другому, если бы лечили  от «Мелкоклеточной лимфомы». Методы  и лекарства различаются. Но это не главное. Лечить то, чего нет – вот это большая проблема. К счастью, я её избежал. Спасла меня от беды гематолог Гусева, за что ей низкий поклон.
            Ежедневно в будние дни в отделении гематологии  проводятся консультации.   Я посещал их много раз, к счастью, попадал в основном к Гусевой Н.А. Этому  был рад. Секрет простой: она начинала меня от «рака» лечить, она же сможет лучше  контролировать и ремиссию, ибо каждый раз объяснять свои проблемы со здоровьем новому врачу – мало приятного. И не только это: в  2011 году у меня в почке обнаружили камень. Один уролог готовил  к операции, другой делал её,  третий занимался реабилитацией. В итоге, когда последний  вынул с почки трубки, я три дня лежал в палате с температурой выше 38. Винить врача не могу, так как не он  ставил  эти трубки.
         Часто приходилось слышать в коридоре, что Гусева очень строгая, никогда не улыбается. Неправда!!! Последний раз я был у неё  27 февраля этого 2024 года. С детства я человек с юмором, поэтому частенько шучу и по делу, и без него. Когда  увеличенные лимфоциты в крови назвал «наглыми», она просто улыбнулась, спокойно объяснив, что диагноз то у меня «хронический». И добавила: «Главное – лимфоузлы  все в норме,  результат проведенной стернальной пункции хороший». После её слов, я как «на свет родился». Поскольку очень боюсь повторной химиотерапии. Нет, не самого процесса. Шесть курсов я прошёл, как говорится, на одном дыхании. Другое мне не даёт покоя. Я живу с 88-летней мамой, за которой осуществляю уход. Больше некому. Остальные родственники работают. Я же на пенсии давно. Мама сильно болеет, сама не ходит. Я её надолго оставить одну в квартире не могу. Вот в этом и проблема!
                В интернете создан замечательный российский сайт «Продокторов». Ошибки нет: предлог пишется со словом вместе. Почему-то? После консультации у Гусевой Н.А. 27.02.2024 г. я просто не мог не написать ей там положительный отзыв. Вот о чём  там шла речь:
            «В феврале 2019 года прошел последний 6 курс химиотерапии, диагноз "Хронический лимфолейкоз". Наступила Ремиссия. С тех пор хожу периодически к ней на консультации. К сожалению, коронавирус помешал мне ходить  в 2020-22 годах. Но с 2023 года  возобновил посещение консультаций гематолога Гусевой. Последний раз был вчера, 27 февраля 2024 года. По рекомендации прошлогодней декабрьской консультации прошёл 1 февраля стернальную пункцию. В связи с тем, что теперь результаты на руки не выдают, очень волновался. Но Наталья Александровна вмиг развеяла мое волнение. За что я ей благодарен от всей души…,  как и  обязан тем, что сейчас сижу и пишу эти строки. Дело в том, что в 2018 году я сначала попал к онкологам, которые установили диагноз "Мелкоклеточная лимфома". Но Гусева настояла на диагнозе "Хронический лимфолейкоз". С ней согласилась и областная комиссия, назначившая мне лечение в виде химиотерапии. Трудно представить, чтобы было со мной, если бы меня лечили от "Лимфомы". Конец цитаты.
            Мой отзыв любезно опубликовали. Какое же было моё удивление, когда его опубликовали…  дополнением к моему предыдущему отзыву от 21 сентября 2018 года, который я уже давно забыл. Вот, что я там писал по «горячим следам»:
               «С Н.А. Гусевой я впервые встретился нынешним летом на консультации по направлению терапевта. Её рекомендации выполнил. Благодаря высокому профессионализму гематолога, мне был установлен правильный диагноз - хронический лимфолейкоз. Сразу же появилась надежда на успешное его лечение. Пройдя первый курс химиотерапии в стационаре с 10 по 19 сентября под руководством лечащего врача Гусевой, почувствовал значительное улучшение состояния здоровья. Я рад, что попал на лечение именно к Наталье Александровне. Мне предстоит пройти ещё как минимум 5 курсов лечения, но я никогда не променяю этого врача на другого». Конец цитаты.
                А теперь я хочу исправить свою ошибку, которую  допустил 27 февраля 2024 года в отзыве по Гусевой Н.А. на указанном выше сайте «Продокторов». Там я  указал Наталью Александровну как гематолога. Нет, она по специальности им осталась. Но за время моего непоявления с 2020-го по 2023-й годы -  Гусева пошла на повышение: назначили заведующей отделением гематологии. С чем я от всей души её поздравляю и желаю не останавливаться на достигнутом. К сожалению, будучи на консультациях у неё, получив  заключение, я с радости, что химиотерапия пока не требуется, не обратил внимание на её подпись под консультациями. В глаза   бросался только её штамп врача «Гусева Наталья Александровна», а что  написано впереди - не прочитал. А там написано «Врач: зав. отделением». Я бы не допустил ошибки, если бы на сайте «Продокторов» указали её нынешнюю должность.
                На указанном этом всероссийском сайте публикуются  отзывы пациентов, в том числе, конечно же, и тольяттинских.  Как и у всех врачей, у Гусевой  имеются написанные отзывы положительные и отрицательные: всем не угодишь!  Я же хочу процитировать один понравившийся мне положительный отзыв от 11 июля 2023 года:  «Я заболела в 2017 году и попала в отделение гематологии в тяжелом состоянии. Вытащили меня тогда Гусева Н. А. и [...]. Это настоящие врачи. И в красную зону, когда начался ковид, они пошли первые, ещё не зная, что это такое. Гусева Наталья Александровна, которая выслушает, поддержит и вселит надежду. Я лечусь у неё уже пять лет. Был такой период, когда опускались руки, а Наталья Александровна искала новое лечение, советовалась с другими врачами, не только в Тольятти, и находила. Это настоящий доктор, который переживает за каждого пациента. Мы много разговариваем, когда встречаемся в отделении, и я вижу, как пациенты её выбирают своим лечащим врачом за её профессионализм, за желание помочь больному. Если кому пришлось столкнуться с гематологией, я советую Гусеву Наталью Александровну. Она любит свою профессию, работу и своих пациентов». Конец цитаты.
                А тем, кто пишет не совсем хорошие отзывы (их, к счастью,  меньше), отвечаю словами пациента от 5 июня 2021 года: «Категорически не согласен с негативными отзывами об этом враче с большой буквы! Поступил к ней с тяжёлым заболеванием крови 10 лет назад. Благодаря высокому профессионализму, внимательности и чуткости Натальи Александровны я продолжаю жить. Она и сейчас наблюдает за моим здоровьем. Если вам, не дай Бог, понадобится врач гематолог, идите к ней, Вас спасут. Кадыров Ш.М.» Конец цитаты.
                Я, полностью соглашаясь с указанным пациентом, хочу  тем не менее добавить следующее: не нужно судить о человеке «поверхностно», по взгляду, по отсутствию улыбки на лице, а  надо судить по  делам, по спасенным жизням пациентов, ибо «Онкология»,  а в просторечии «Рак» - очень коварная и страшная болезнь. Это, по-моему,  главное.
              Кроме Натальи Александровны в больнице мне приходилось общаться   с гематологом Валентиной Николаевной Наумовой.  Дважды она делала мне стернальную пункцию, а  один раз  попал к ней на консультацию. Замечательный Врач с большой буквы.
            Однако врачам-гематологам одним трудно было бы без помощи медсестёр. Я с особой теплотой вспоминаю сегодня тех медицинских сестрёнок,  которые обслуживали меня в ходе прохождения шести курсов химиотерапии в 2018-19 годах.  Низкий им поклон!!!
           На этом мой рассказ о Тольяттинской горбольнице номер пять  не окончен, продолжается.
           Моя мама за  свои  88 лет только раз побывала в больнице, как больная.  Во время последней работы на  ОАО «АВТОВАЗ» состояла на учёте у кардиолога с гипертонией, но до больницы дело не доходило. Дошло в 2022 году. В тот год у неё случился приступ:  страшные боли в брюшной полости.  УЗИ показало наличие камушек в жёлчном пузыре. Температура доходила до 40 градусов. Так мама оказалась в хирургическом отделении Тольяттинской городской больницы №5. Готовили к операции. Когда я слышал это слово, меня кидало в дрожь: мамина двоюродная сестра из Запорожья оказалась несколько лет назад в таком же положении. Сделали операцию, но домой она не вернулась. Со слов  сына, не вышла из гипноза в возрасте 90 лет. Мама моя на тот момент была моложе, но у неё держится на протяжении нескольких последних лет пониженное давление. По этой причине я и боялся за неё. Бог  послал нам  в помощь хирурга Матвиенко. Этот добрый доктор первую ночь в больнице возил   с медсёстрами мою маму по необходимым кабинетам, поскольку днём они заняты. Мне так казалось. Но причина состояла в другом:  Владислав Андреевич просто  не хотел терять драгоценное время, которое играло не в пользу мамы. Благодаря ему она избежала операции и вернулась домой.  Вместе со мной.         
                Тольяттинская городская больница №5 много раз спасала и моего брата Федю, у которого часто давление «зашкаливало». К сожалению,  в апреле 2015 года  случился настоящий инсульт, первый и последний, спасти брата на этот раз не удалось, хотя  медики до последнего боролись за его жизнь. Я тому свидетель.
          Название моих  мемуаров, посвящённых медперсоналу нашей городской пятой больнице, я взял из песни авторов Льва Ошанина и  Эдуарда Колмановского «Люди в белых халатах». Написали они её в 1967 году. Слушая   песню,  догадывался, что авторы её кому-то посвятили: уж больно она в исполнении Владимира Трошина брала  за душу. Но кому?! То есть, у героев песни, медицинских работниках, думалось мне, обязательно должны найтись прототипы. Выяснить долго не удавалось. Но вот с появлением интернета – удалось.  Несколько лет назад в группе «Наша песня» (город Белгород) на сайте «Одноклассники»  прочитал следующее:
           «Образ врача – человека в белом халате – композитор Э. Колмановский писал со своего двоюродного брата Соломона. Соломон Моисеевич Колмановский, хирург, доктор медицинских наук, ещё с 1930-х годов трудился в Челябинской городской больнице. Однажды хирург заболел и был госпитализирован в собственную больницу. Весь коллектив так бережно ухаживал за  своим врачом, что приехавший его навестить Эдуард был тронут до глубины  души. Песня «Люди в белых халатах» прозвучала в исполнении певца Владимира Трошина в 1967 году». Конец цитаты.
         Как видим,  песня появилась в юбилейном для Страны Советов год. Пролетели годы, десятилетия, сменилось не одно поколение, но песня продолжает «жить» и в наше время. Уверен, звучать она будет и далеко за  пределами нашего двадцать первого века. Потому, что нет благородней профессии, чем медицинский работник. Дописав эти строки, я включил песню «Люди в белых халатах», а слушая,  перед моим мысленным взором всплывали лица всех врачей и медсестер, которые каждый в своё время приходили мне на помощь в трудную минуту. В том числе, и во время службы в армии. Низкий поклон им за это!!!
         В нынешнем 2024 году, 16 июня,  отмечается в нашей любимой России День медицинского работника. От всей души поздравляю весь медицинский персонал Тольяттинской городской больницы номер пять с этим замечательным профессиональным праздником! Дарите пациентам здоровье, но и будьте сами здоровы! Пусть ваша доброта возвращается к вам только «потоками» благодарностей! Желаю больших успехов в вашем благородном и таком необходимом труде,   долгих и счастливых лет жизни, душевного тепла и любви!
                В прошлом году, 29 сентября, отмечался 50-летний юбилей больницы. Думаю, уместным будет привести  здесь  приветствие по случаю  полувекового юбилея главного врача больницы Алексея Николаевича  Кирсанова:
                «Тольяттинский Медгородок, ныне ГБУЗ СО «ТГКБ 5» - это действительно уникальное явление в советском и российском здравоохранении. Я работаю в этой больнице с 1998 года и все эти годы шёл на работу с ощущением, что иду в родной дом. В место, где тебя слышат, понимают, где готовы помочь не только пациентам, но и друг другу. Здесь есть своя атмосфера, свой психологический микроклимат. Ощущение надёжного, уютного рабочего места.
                Осенью 1973-го года появилось первое здание Медгородка – корпус детской больницы. Сейчас у нас 16 корпусов, 85 лечебных и диагностических отделений, 8 подразделений аптеки, 8 подразделений общемедицинского характера, 15 – немедицинского, 5 подразделений ремонтно-эксплуатационной службы. Общая площадь зданий по адресу: бульвар Здоровья, 25 – более 130 тысяч квадратных метров. А с отделением реабилитации детей «Лесной голосок» - и того больше.
                Мы – самая крупная по конечному фонду больница Самарской области (более 2300 коек), мы – в числе крупнейших лечебных учреждений Российской Федерации, но наша уникальность не только в масштабах. Очень важно, что Медгородок изначально – многопрофильный. За небольшим исключением мы может делать – и делаем! – практически всё с точки зрения медицинских технологий. Мы – самодостаточны в части хозяйственной службы – сами себя чиним, обслуживаем, и это даёт серьёзные статьи экономии.            Многопрофильность предполагает, что работающий у нас врач, должен знать и уметь очень многое. Этот более высокий уровень требований всегда предъявлялся к нашим сотрудникам и очень качественно реализовывался. Все понимали, что если хочешь идти работать в Медгородок – нужно быть как минимум отличником…
                Феномен Медгородка – это наши люди, за которых меня переполняет гордость. Наши доктора, наши медсёстры, младший медицинский персонал, работники хозяйственной службы, финансово-экономического блока… В Медгородке работали и работают тысячи добросовестных, талантливых специалистов. Люди, которые опережали время, которые смогли заложить запас прочности, позволивший выстоять учреждению и в сложные девяностые, и позже. Мы сумели справиться с пандемией коронавируса, мы развиваемся и совершенствуемся, мы надеемся на то, что эта больница будет местом, где любой тольяттинец всегда сможет получить качественную медицинскую помощь.
              А ещё – где каждый сотрудник будет уверен, что его ценят,  и  его труд очень важен». Конец цитаты.
        На юридическом факультете Куйбышевского госуниверситета в 1980-е годы я изучал латинский язык, который мне нравился больше немецкого. Поэтому   сегодня я говорю: «Gratias ad vitam doctorum».  Переводить не буду, врачи поймут с первого раза, они тоже латынь изучали. Но читателям-не врачам надо объяснить, что такое латынь? Язык называется латинским потому, что вначале  на нём разговаривали латины, племя в  древней Италии, населявшее  область Latium, расположенную в нижнем течении реки Тибр. Со временем латынь стала официальным  языком Древнего Рима, а затем и всей  Римской империи. В России она сейчас используется в медицине.

08 апреля 2024 года
               
            

             


Рецензии