Говорит Марина

Детская речь – зеркало формирования мышления, открытие нового мира, узнавание себя. Тем и интересна.

2 г. 5 мес.

Не выговаривает «р» и звукосочетаний «л» с последующей согласной, но выход находит всегда.
Мама: – Как называется кошкин ребенок?
Марина: – Котенок.
Мама: – А ребенок льва?
Марина: – Левчик!

***

3 г. 1 мес.

Фантазия потрясающая.
Марина: – А я волка в садике видела! Он нас скушать хотел!
Мама: – Где же ты его видела?
Марина: – На небе.
Мама: – Он что, летал?
Марина: – Да.
Мама: – У него крылышки были?
Марина: – Не крылышки. Здороооовые крылья!
Мама: – И когда же это было?
Марина: – Когда снег шел.
Мама: – А снег какой?
Марина: – Красный.
Мама: – А волк?
Марина: – Черный.
Мама: – Но он вас не скушал?
Марина: – Нет! Он быстренько улетел! Испугался, что мы его сами съедим!

– Когда я выросла, я умела летать. А когда я была мамой, у меня были такие босоножки, как у тебя.

Марина: – Мама, можно полякать?
Мама: – А как это?
Марина: – Ля-ля-ля!
 
– Я бабу Нелю люблю, бабу Аду люблю, а вот бабу Ягу не люблю.

***

3 г. 4 мес.

– Кто мне будет мешать спать, я того выгоню двeими ногами.
 
– Мама меня подстригнет.

– Зима уже растаяла.

– У меня рот плохо говорит. Его надо заменить.

Марина: – Мама, ты папе сказала, что у нас на ужин гренки?
Мама: – Да.
Марина: – А он что сказал?
Мама: – «О-о-о»!
Марина: – А на маму и на гренки нельзя «о-о-о» говорить!

***

3 г. 6 мес.

В доме ремонт.
– Бабушка, у нас дома все разрушили, даже стенку разбили… Как жить, бабушка?

Мама: – Марина, ты иногда вредная!
Марина: – Нет такого слова – «вредная».
Мама: – А какое есть?
Марина: – «Хорошая девочка»!

***

3 г. 7 мес.

Марине в садике дали выучить стишок к 8 Марта:
Очень бабушку свою,
Маму мамину, люблю.
У нее морщинок много,
В волосах седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
На одном из этапов изучения она трансформировала это стихотворение так:
– Очень маму… нет, мамину маму… нет, тетю Иру я люблю. У нее мышек… нет, свинок много в голове сидит опять. Так и хочется потрогать, а потом их всех прогнать!

Марина: – Мама, что мы будем кушать?
Мама: – Холодец.
Марина: – Это что?
Мама: – Холодное.
Марина: – Я спрашиваю, что мы кушать будем.
Мама: – Холодное.
Марина: – Я слышу, что холодное. Но что, что холодное мы будем кушать?

***

3 г. 8 мес.

Мама учит Марину произносить звук «р».
Мама: – Скажи: р-р-р-р-р!
Марина: – Я такого слова не знаю.
Мама: – Ну, как собачка рычит?
Марина: – Я так не умею.
Мама: – Ай-я-яй! Собачка умеет, а ты – нет?
Марина: – Я же девочка, а не собачка!

***

3 г. 9 мес.

Мама: – Машенька, помнишь сказку про Колобка? Какой он был: кругленький, румяный, хитренький…
Марина: – Ну точно, как я!

***


4 года

Бабушка: – Машенька, пей компот осторожно, а то он холодный, можешь простудиться.
Марина: – Конечно, я же без кофточки!

***

4 г. 1 мес.

– Я люблю котлеты маленькие, а дыни большие.

***

4 г. 4 мес.

Марина хочет разбудить воображаемых детей:
–Дети, провставайтесь!

***

4 г. 5 мес.

Побила в садике Славика.
Мама (на следующий день): – Ну, вы со Славиком помирились?
Марина: – Да, и он сказал, что он на мне женится.
Мама: – Когда?
Марина: – Завтра.
Мама: – Но завтра же суббота. Вы в садик не пойдете, а где ты живешь, он не знает.
Марина: – Ничего. Он такой, что, если захочет, везде найдет.

***

4 г. 9 мес.

Идем мимо речки, где плавают на лодках.
Марина: – По-моему, еще не так жарко!
Мама: – А кто говорит, что жарко?
Марина: – Никто не говорит, молча плавают.

Папа девочек (уходя): – Ну, я пошел. Будьте здоровы!
Марина: – А я и не апчихала!

Марина обиделась на старшую сестру и плачет.
Бабушка: – А чего ж ты себе такую сестру выбрала, которая тебя обижает?
Марина: – Это не я, это мама выбрала, когда меня еще не было!

Ест компот с вишнями.
Марина: – А я тоже, как эта ягодка! Похожа!
Мама: – Кто тебе сказал?
Марина: – Я сама. Я ведь тоже кругленькая и маленькая.

Папа: – Марина, как ты думаешь, легкий ужин – это хорошо?
Марина: – Плохо.
Папа: – А почему же ты сама так легко поужинала?
Марина: – Я ужинала не легко. Я ужинала трудно.

***

5 л. 7 мес.

Марина: – Мамочка, ты моя мамочка, ты только моя мамочка!
Мама: – А Иры?
Марина: – Ну, Иры тоже, но моя больше.
Мама: – Как раз Ире я больше мама: ей 10 лет, а тебе – пять с половиной.
Марина: – А я так не хочу!

***

5 л. 10 мес.

Марина начала ходить на танцы.
Папа: – Маша, убери пуз! А то тебя с танцев выгонят!
Марина: – Папа, а тебя ниоткуда выгнать не могут?

– Папу комары не кусают, потому что он все время на работе.
 
– Папа меня смешит! Я сейчас лопну от смешения.

– Если солнечные зайчики попадут в воду, они не утонут и не намокнут.

***



6 л. 1 мес.

– Мама, я поела и грязную посуду поставила в помойку.

***

6 л. 3 мес.

Бабушка: – Марина, почему твоя мама без шапки? Скажи ей, что холодно!
Марина: – А мама волосы покрасила, и ей теперь нельзя в шапке ходить, потому что не видно будет, что они покрашенные.

Марина: – Мама, ведь кошек нельзя обижать? Кошка – тоже человек!
Мама: – Да, Машенька. И маму нельзя обижать: ее нужно слушаться.
Марина: – Да. Кошка – тоже человек, и мама – тоже человек. Только свинья – не человек. Она свинья.

Мама возится с котенком.
Марина: – Мама, а папа говорит, что ты кошачья мама.
Мама: – Ну и что?
Марина: – Значит, кошка – наша сестричка?


Марина беседует с кошкой:
– Ася, лежи хорошо, не кусайся, не царапайся! Ты же женщина, а не мужчина. Веди себя прилично!

***

6 л. 7 мес.

Марина: – Померь мне температуру!
Мама: – У тебя 36,7.
Марина: – Это много или мало?
Мама: – Нормально.
Марина: – А Ира с такой температурой в школу не ходила!
Мама: – Так у нее же было 37,6!
Марина: – Ну какая разница? Вот смотри: 3 и 1 – 4, и 1 и 3 – 4. И с температурой так же!

Марина: – Мама, сколько тебе лет?
Мама: – 31.
Марина: – Ой, какая ты молодая… А папе?
Мама: – 33.
Марина: – Ого, ничего себе!

Ест мороженую красную смородину и страшно морщится:
– Такая кислая, что у меня даже глаза закрываются!

***

6 л. 10 мес.

Стихи:
– Доброе утро! Доброе утро!
Весь народ
Едет в лагерь,
Едет в лагерь,
А потом наоборот.

Собирается «давать концерт» – петь песню. Открывает рот, потом закрывает и начинает что-то искать.
Мама: – Машенька, что ты ищешь?
Марина: – Магнитофон. Когда артисты поют, они его всегда около рта держат.

***

6 л. 11 мес.

Марина: – У меня в зубе дырка, потому что пломба выпала!
Папа: – Открой рот, я посмотрю.
Марина: – Да что там смотреть, она же потерялась, уже не найдешь!

Едем в автобусе, смотрим в окно.
Марина: – Ой, мама, какой колхоз большой!
Мама: – Это не колхоз, а поле. Здесь пшеница растет – до самого горизонта. Знаешь, что такое горизонт?
Марина: – Да. Это где трава, цветы и ходить нельзя.

Мама: – Машенька, тебе в лагере нравится?
Марина: – Очень! Я сюда хочу до конца 10-го класса ездить. Нет, лучше до конца училища!
Папа: – Какого именно?
Марина: – Я не знаю какого. Главное, что до конца.

***

7 лет

Увидела в цирке акробатов, прыгающих на батуте:
– Мама, а почему нас земля притягивает, а их – нет?

Очень громко читает рассказ о том, как один мальчик плохо поступил, а другие дети его ругают.
Мама: – Машенька, можно потише читать?
Марина: – Нельзя. Тут же все дети его ругают – представляешь, как это громко?

Записала в дневнике: «Принести макуладуру».

М. (читает): – «Коля станет космонавтом и полетит на Марс».
Мама: – Машенька, а ты знаешь, что такое Марс?
Марина: – Да. Это такая луна.

***

8 лет

Звоним по телефону минут 15 подряд – занято.
Марина: – Туда дозвониться – все равно, что поймать эхо.

По телевизору поют песню об идеальном муже:
Чтоб не пил, не курил, по-английски говорил,
Всю зарплату отдавал, тещу мамой называл,
Был к футболу равнодушен, а в компании радушен,
И к тому же чтобы он и красив был, и умен!
Марина: – Размечтались!

Папа: – Сто друзей иметь лучше, чем сто рублей.
Марина: – Особенно на контрольной!

Сильно ушибла на физкультуре руку.
Мама: – Ну, ты плакала?
Марина: – Нет.
Мама: – Вот молодец! Правильно. От этого ведь рука не стала бы меньше болеть.
Марина: – Да. А голова бы еще вдобавок заболела. А зачем это нужно?

***

9 лет

Мама: – Мариночка, как вас мальчики с 8 Марта поздравили?
Марина: – Книжечки подарили, открыточки… Ну, и морально.

Мама: – Марина, ты, когда растрепанная, знаешь, на кого похожа? На такое, огородное…
Марина: – На помидор?

***

12 лет

Мама: – Маша, а какая бывает литература, кроме художественной?
Марина: – Зарубежная!

Дети беседуют между собой

Когда у мамы хорошее настроение, она иногда разговаривает с детьми в рифму.
Мама: – Раз-два-три-четыре-пять,
Будем кушать мы опять!
Дети будут помогать,
А потом пойдем гулять!
Ира (6 л. 8 мес.; радостно): – Ой, как у тебя хорошо получается!
Марина (2 г. 4 мес.; возмущенно): – Мама, говори нормально! Приличные люди так не разговаривают!

***

По телевизору показывают бабулю, которой исполнился 151 год.
Ира (9,5 л.): – Чем дальше, тем больше удивляет меня жизнь. Это же надо – дожить до такого возраста!
Марина (5 л.): – Она, наверное, ни на кого не кричала – вот и дожила.

***

Марина (6,5 л.): – Мама, а у тебя не было папы?
Ира (11 л.): – У мамы так получилось, что даже 2 папы было!
Марина: – Ну вот, а у нас все один да один…

***

Мама: – …А у него три головы, как у Змея Горыныча.
Ира (12 л.): – У Змея как когда: то говорят – 3, то 7, то 9.
Я.: – Да, иногда даже 12 насчитывают.
Марина (8л.): – Ну, 12 – это уже сказки!


Рецензии