О деятельной старости

«Старость — время, когда пожинаются плоды наших духовных трудов. Если человек, даже верующий, всю свою молодость отдал временному и душа его не расположилась к молитве, то и в старости она у него не расположится. Старость сама по себе нас молитве не учит. Грешим в старости обычно меньше, чем в молодости, но если это не плод покаяния, то всего лишь следствие оскудения сил. Я уже не могу сейчас так громко ругаться, как в 20 лет, но немощь сама по себе меня к Богу не приближает. Если человек, пока есть силы, старается бороться со своими страстями, старается жить по заповедям Божиим, то, постепенно смиряясь, его душа открывается для богообщения. И этот драгоценный дар не исчезает с приходом старости. О стяжании и сохранении этого дара и нужно каждому христианину заботиться; тогда старости бояться нечего. Если же старость пришла к человеку «как тать в нощи», внешняя жизнь сузилась и потускнела, Богу же молиться человек не привык, то — тяжко. Но Бог милостив — покаяться никогда не поздно. Однако это должно быть именно покаяние, а не осуждение своих детей, коммунальных служб и «мировой закулисы»! «Не люди такие плохие, что я остался один, а это я такой плохой христианин, что не обращал свой взгляд в Небо. Боже, милостив буди мне, грешному!» Покаяться можно и в 90 лет, Бог всякого принимает. Принял же Он разбойника на кресте».
Протоиерей Константин (Островский).
Из книги "Красные врата. Советы пастыря. Избранные письма".

***
Старость – это уже иной режим – надо отвыкать от режима ломовой лошади, где требовалось много сил отдавать необходимому труду. Теперь надо приучать своё тело меньше есть, меньше спать; окончательно забывать о своих дурных привычках.
Старость – это уже иное отдание своих сил и устремлений. Если человек, имеющий физические силы всё ещё может отдавать их на служение мiра, то человеку не могущему работать по старости или здоровью надо отдавать свои силы Богу.

«С чего начинается подвижничество? Чтобы после пробуждения тотчас вставать».
Иоанн Лествичник

Ты пробудился среди ночи – проверь своё состояние бодрости: способен ли ты сесть в кресло, взяв в руки чётки – так и сделай! Отдавай себя Богу послушно, решительно, как когда-то ты решительно вставал на работу. Хочешь – не хочешь, а вставай и иди!

На старости лет ты освобождаешься от многих своих обязанностей потому: проснулся среди ночи, открыл глаза в темноту – проверь физическое состояние тела: способно ли оно на молитвенный подвиг или на чтение святого писания, на мысленное стояние перед Богом.

Нечего вылёживаться и мять бока свои – это мнимая сладость, а в подвиге духовном Господь подсластит твою душу. Чётки в руки, внимание ума в молитву Иисусову и деятельная жизнь продолжается!

«Не надо наделять Иисусову молитву какими-то особыми качествами. Это просто одна из молитв. Но в силу чеканной формулы она полюбилась всем молитвенникам Церкви так же, как и Литургия Иоанна Златоуста, которая в хорошем смысле слова вытеснила все остальные чины Литургии – и теперь, в основном, мы молимся устами этого замечательного святителя… Если человек молится Иисусовой молитвой – на здоровье».
Протоиерей Димитрий Смирнов

Апрель, 2024


Рецензии