Гунтрамн. святой король жестокого века

Гунтрамн был 4-м сыном короля Хлотаря I и Ингунды, святой и король франков. После раздела королевства, он получил земли в Аквитании, Бургундии и Провансе. У Гунтрамна был сын Гундобад, но его смерть была связана с предполагаемым Божьим гневом. Позднее он развелся со своей женой Маркатрудой и женился на Австригильде, с которой у него были сыновья Хлотарь и Хлодомер. Гунтрамн не участвовал в междоусобной войне своих братьев и помогал Хильдеберту II в его борьбе за власть. Однако, его отношения с Хильдебертом II охладели, когда он предложил поддержку сыну убитого Хильперика. Гунтрамн также сослал Фредегонду и ее сына в поместье для их безопасности. В конечном счете, Гунтрамн заключил соглашение с Хильдебертом II, в котором он обещал сделать его наследником. Это соглашение было закреплено в Анделауме в 587 году.
Г. совершил несколько неудачных военных экспедиций против вестготов. В отношении лангобардов, которые захватили Северную Италию, его политика сводилась к отражению их набегов на бургундские владения и заключению мирных соглашений. Сведений о прямых контактах Г. с Византией нет, за исключением упоминания о посольстве греческого комита Сиагрия в Константинополь в 588 году, где он получил чин патрикия, который Г. не признал. Король франков смотрел с опасением и недоверием на Византию, что подтверждается делом епископа Массилии Феодора, связанным с узурпацией Гундовальда. Григорий Турский утверждает, что Гундовальд был сыном короля Хлотаря I, который отказался от отцовства и исключил его из числа наследников. Гундовальд бежал в византийскую Италию, а затем перебрался в Константинополь. Когда в 582 году король Хильперик был убит и в королевстве франков вступили в правление двое детей Хлотаря II и Хильдеберт II, Гундовальд попытался захватить власть в Галлии. Он высадился в Массилии, где его принял епископ Феодор. Гундовальд удалось захватить только Аквитанию, но в 583 году его изгнали, а епископа обвинили в том, что он с Гундовальдом хотел передать Галлию под власть Византии. На Втором Соборе в Матисконе в 585 году епископа оправдали.

Между 567 и 573 годами на Соборе в Париже, которого созвал Г., под председательством епископа святого Германа были приняты ряд постановлений против захвата церковных владений. Между 567 и 570 годами Собор в Лионе принял шесть канонов о недостойном поведении некоторых епископов. Возможно, на том же Соборе были отстранены от должности братья Салоний и Сагиттарий, епископы Эбредуна и Вапинка. Г. добился их восстановления у папы Иоанна III, но на Соборе в Кабиллоне в 579 году было подтверждено их осуждение. Между 581 и 583 годами по инициативе короля был созван Первый Собор в Матисконе, который принял 20 канонических определений о дисциплине клира, устройстве женских монастырей и установил независимость клириков от светского суда. Второй Собор в Матисконе в 585 году расширил канонические определения, и акты Собора были утверждены Г. не только как церковные постановления, но и как государственные законы.
Г. основал в окрестностях Кабиллона монастырь апостолов Петра и Павла, который позже был переименован в честь мученика Маркелла, а также монастырь святого Климента в Матисконе. Король и его жена Австригильда щедро пожертвовали монастырям святого Симфориана в Отене, святого Маврикия в Сен-Морисе, который был разрушен лангобардами в 574 году, и особенно благосклонны были к обители святого Бенигна в Дижоне, где Г. учредил постоянное пение молитвы по образцу аббатства святого Маврикия в Сен-Морисе. В 585 году Г. перезахоронил тела своих племянников, Меровея и Хлодвига, сыновей убитых по приказу отца Хильперика, в главной церкви монастыря Святого Креста и мученика Викентия в Париже. Король всегда выступал в роли посредника и миротворца в конфликтах своих братьев и племянников. Г. пережил всех своих братьев: Сигиберта I, погибшего в 575 году, Хильперика, погибшего в 584 году, и Хариберта, умершего в 567 году. В свои долгие годы жизни Г. стал свидетелем милости Божией, несмотря на то, что его жизнь была подвергнута нескольким покушениям. Например, во время празднования святого Маркелла в Кабиллоне, некий убийца напал на Г. с ножом и поранил его руку, когда король приступал к причастию. Г. восстановил на престоле святого Претексата, епископа Руанского, который был изгнан Хильпериком. Другой история, рассказанная Григорием Турским, связана с тем, как Г. оправдал девушку, которая убила франкского герцога Амалона, пытавшегося изнасиловать ее. Во время эпидемии чумы в долине реки Родан король призвал своих подданных собираться в церквях и молиться. Одна женщина во время молебна украла кусок материи с плаща короля и дала его своему больному ребенку, который тут же выздоровел. Г. щедро раздавал милостыню бедным, устраивал для них праздничные трапезы. Он также прощал своих врагов и предателей. Например, по просьбе Григория Турского он простил графов Гарахара и Бладаста, которые поддержали узурпатора Гундовальда. Г. высоко уважал другого сторонника Гундовальда, епископа Палладия из Сантоны, и попросил его помолиться за него. После смерти его тело было похоронено в монастыре святого Маркелла в Кабиллоне. В 1435 году епископ Шалон-сюр-Сон, Жан Роле, восстановил его гробницу. В XVI веке гугеноты разграбили гробницу и уничтожили мощи Г. В аббатстве Сен-Марсель сохранилась только голова Г., которая была помещена в серебряную икону. Имя Г. впервые появилось в галльском списке Мартиролога Иеронима, созданном через 3-4 года после его смерти. Память Г. также упоминается в мартирологах каролингской эпохи, таких как Вандальберт Прюмский, Адон Вьенский, Ноткер Зайка и Узуард.


Рецензии