Графоманы и не графоманы

 
На мой субъективный взгляд, обвинения  в «графоманстве» — пустое морализаторство. А сколько битв происходит на этом ристалище, выясняют, кто поэт, а кто — не поэт. И так было всегда... Иван Бунин вспоминает в своих мемуарах, какие баталии происходили на этой почве между известными в своё время поэтами, как неистовствовала на «поэтических вечерах» Зинаида Гиппиус, и сам давал разгромные характеристики крупным поэтам-современникам, особенно Маяковскому досталось, но и Есенину перепало.  Что же говорить о поэтах не очень известных, «второго ряда»?

Поэты разные нужны, поэты по-разному важны... И «большие» классики, и не очень большие, и совсем не большие, вроде того, кто сочинил: «Мамы разные нужны, мамы разные важны...» Мелочь, но из таких мелочей складывается жизнь, среда, из которой вырастает культура, и поэзия. «Голубой вагон бежит, качается...» Э.Успенского, в котором едут Чебурашка и Крокодил Гена, переживёт многие большие, и действительно талантливые стихи. И раньше было понимание этого, большие писатели понимали: неизвестно, что и как «выстрелит» в будущем, и помогали всем.

А.С. Пушкину друзья его по цеху пеняли, что он возится с одним слабеньким автором, помогает ему печататься, даже редактирует, ну дело ли? А Пушкин отвечал: да вам-то какое дело до этого? Он мой товарищ....  Что-то заинтересовало Пушкина в нём.

Мой первый редактор когда-то сказал мне, по сути, об этом же: прощай больше, - слабые места, общие фразы, - выпишется, отредактируешь, важно, чтобы были какие-то «перлы», мысль, интересные повороты. И вспоминаешь, что «Я помню чудное мгновение...» имело ведь предысторию, в виде стихотворения на эту тему малоизвестного, слабенького автора, оно попало на глаза Пушкину, и он создал свой шедевр. И таких примеров много.

К чему я всё это? «Плохих» стихов всегда было и будет много больше «хороших», и если «плохих» станет несколько больше, «хороших не убудет», этого никто не заметит, и в пушкинскую эпоху их «не замечали». Наоборот, каждый светский человек должен был уметь написать стих в альбом  «дамы своего сердца», поэтому писали все, даже поручик Ржевский писал каламбуры. На этой благодатной почве выросли поэты пушкинской эпохи, они получили массу благодарных читателей.

Со временем эта тенденция ушла, написать стих или каламбур нашему интеллигенту? «Я не поэт». В результате «поэты» потеряли свою аудиторию. Современных поэтов «народ» не читает, практически, никто не читает, они живут в своей «тусовке», читают друг другу свои стихи, ободряют друг друга, и тщательно защищают свои границы от «плохих стихов».   

Был я вхож, как журналист, в такие поэтические круги, в одном регионе России, со всеми поэтами одна и та же история: издают как-нибудь сборник своих стихов, несколько сот экземпляров, сначала пытаются его продать, потом раздают друзьям и знакомым, у меня их много набралось, брал из вежливости, но и не думал читать.   

Так что же, не нужны напрочь сегодня поэты с их поэзией? Нужны... Евтушенко как-то признался, что только процентов 15 его стихов что-то из себя представляют, остальные - рифмованная «руда». Это — Евтушенко, что же сказать о поэтах «второго ряда»?..

Других поэтов у нас нет, говоря словами классика И.В. Сталина, поэтому, хотя я не понимаю, и поэтому не люблю современную поэзию, от Летого до Рыжего, я признаю их «поэтами» и даже слушаю иногда наших поэтов, чтобы изумиться... Но ведь в этой среде появился Виктор Цой, он сумел несколькими стихами выразить нашу эпоху, и ещё кто-то может появиться: больше неоткуда....

Здесь есть другой вопрос, который часто опускают: зачем вообще пишет человек, для кого? Обычно подразумевают: для публики, чтобы заявить о своём таланте, украсить этот мир своим творчеством. Ради тщеславия... 

Это всё присутствует, больше или меньше, но не поэтому начинают писать: писатель всегда пишет для себя самого, в первую очередь, потому что не может не писать. Признают это или не признают — не суть важно: это его хобби, его любимое дело. Кто-то занимается вышиванием, рисованием, кройкой одежды или военными реконструкциями, турпоходами, а кто-то любит создавать свои миры из слов.

Хорошо, если признают, кто-то признает, это греет, но не более того, особенно сегодня, в мир интернета, он всех принимает. На литературе ведь зарабатывают единицы, и так было всегда, по пальцам рук можно перечесть писателей, которые живут сегодня литературным трудом. Журналистика здесь стоит особняком, это другой труд на ниве прозы. Писатели, как правило, плохие журналисты, и наоборот, Иван Гончаров это, с сожалением, отмечает.

Если человек пишет, он уже может претендовать на писательское звание, потому что он пишет для себя, один читатель у него всегда есть — это он сам. Что скажут на это другие? «Не судите, да не судимы будете...»   

Виктор Каменев
09.04.2024


Рецензии
Ваша защита графоманов, г-н Каменев (случаем, не от того самого?) тоже есть пустозвонство. Как можно сравнивать стычки какой-то сотни молодых, полных энергии, поэтов в переломные предреволюционные годы с обрюзгшей полумиллионной армией пенсионеров свалок Стихи.ру и Проза.ру.
Касаемо упоминаемых вами Успенского (автор слов песни не он), Цоя и даже Высоцкого, известны они стали лишь благодаря активной их работе в примыкающих к поэзии областям: мультфильмы, кинофильмы и концертная деятельность.
И не нужно оправдывать халтуру, что, мол, и сам Пушкин слизывал идеи от них, а значит: нет графоманов — нет пушкиных.
Убеждён в том, что после 50-ти нет и не может быть чистокровной Высшей Поэзии. А вот пик у прозаиков может начинаться и здесь, ибо Поэзия — страсти, а Проза — холодный ум и логика.

Махди Бадхан   10.04.2024 12:20     Заявить о нарушении
Само деление на поэтов и не поэтов, "графоманов", унизительно и бесстыдная наглость. Также и обвинения в плагиате: все после Гомера - плагиатчики. Есть плохие стихи и хорошие, но на вкус и цвет товарища нет: Маяковский вот для Бунина - графоман. А кому-то Бунин пресен и скучен. Было много больших поэтов, от которых ничего не осталось в истории. А другой "не поэт" входит в историю из-за одной строчки. Сегодняшняя поэзия - молодая - ничем не лучше пенсионеров, и тех и других никто не читает, кроме тусовки, и то по случаю, от скуки.

Виктор Каменев   10.04.2024 15:02   Заявить о нарушении
Прошу прощения за вторжение, но зачем же так о пенсионерах? Ну пишут люди, как-то группируются по интересам, общаются, что не так? Денег ведь не просят, не очень это затратно для общества. Почему недоросли, прогулявшие половину лекций априори пишут лучше людей, проживших долгую и часто интересную жизнь? Пусть пишут и те и другие, у каждого своя аудитория.
Мне тоже, бывает, забавно читать наивные нескладушки, но это в любом случае лучше, чем нытьё или сплетни.
Пожилым людям нужно собраться с силами - большинству предстоит трудный путь к болезням, а всем - к смерти. Так ли уж нужно бить их по рукам своим презрением?

Наталья Якимова   10.04.2024 20:04   Заявить о нарушении
Вы знаете, не только "забавно читать наивные нескладушки", но это ещё и наше упущенное драгоценное время. Шутка ли, на сайте более 300.000 сочинителей. Ориентации очень помогла б разбивка контингента хотя бы на 3 группы:
1 — до 30
2 — 30-60
3 — за 60
А то сайт ничего не желает делать для удобства читателей.

Махди Бадхан   10.04.2024 21:15   Заявить о нарушении
Понятненько.... Мы имеем дело с большими писателями и поэтами, которые не могут пробиться "в люди", может, таланту не хватает, или ума? Нет, особенно ума в достатке, им мешают другие, они сегретацию мечтают устроить, как для негров в Америке ещё недавно: одним - машины, а недописатели - пешком. Мечта любого торгаша - выбросить побольше конкурентов, чтоб им попёрло...
Какая литература! Им нужны почести, привилегии и деньги, и побольше, вот и вся литература. Кто же виноват в их бедах? Да, "графоманы", их читают, а большого писателя - не читают.

Мы видим полное незнание литературного процесса, и отсутствие хоть какого-то значительного числа публикаций у этих "больших писателей". Они не понимают, как глупа сама по себе тема "графоманства", это первый класс большинства литераторов, все его проходили, как-то закончили.
Обвинения в графоманстве - это просто глупость, кто как обзывается - тот так и называется, - эта детская мудрость вполне применима к "не графоманам". Вот они - точно "графоманы".

А по сути, есть плохие писатели, есть хорошие, и они разные для читателя. Читатель разберётся без помощи "писателей", кого ему читать. Кто насколько плох? Это вопрос философский, и большие писатели, бывает, так лажают, что просто проваливаются в свой первый класс. А проходит немного времени, и большинство проваливается в бездну беспамятства, наравне с "графоманами". Кто из писателей ХХ века сейчас на слуху? Даже из бывшего "первого ряда"? Что говорить о других...

Виктор Каменев   10.04.2024 23:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.