Как в СССР не возник первый Интернет
Сеть раскинуло «Агентство Министерства обороны США по перспективным исследованиям (DARPA). Предтеча Интернета должна была обеспечить обмен информацией между военными и гражданскими американскими компьютерами в случае начала ядерной войны двух сверхдержав.
В тот осенний день академик предложил членам «Президиума ЦК КПСС» ответить американцам созданием в СССР «Компьютерного ГОСПЛАНА» - «Общегосударственной автоматизированной системы» (ОГАС).
Благодаря компьютерным прогнозам, основанным на сверхточных расчетах любые военные, экономические и даже политические решения могли приниматься практически мгновенно.
Глушков подготовил всеобъемлющий проект по запуску разработки системы, и ждал от руководства страны только одного - открытия финансирования разработок.
Впервые Виктор Михайлович предложил внедрить в стране «ОГАС» еще в 1962 году, система должна была быть выстроена за счет тысяч объединенных в единую сеть ЭВМ и передовой телефонной связи специального назначения. Военная линия должна была охватить армию, авиацию и флот, а гражданская - промышленность, сельское хозяйство, медицину и образование.
Работу «ОГАС» должен был обеспечить столичный «Главный центр ЭВМ», связанный с двумястами информационными базами, расположенными в крупнейших городах Союза, обеспечивающими связь с двадцатью тысячами терминалов.
В труднодоступных местах страны планировалось использовать автомобильные, железнодорожные и морские мобильные центры ЭВМ.
Слушая академика Глушко даже не искушенные в вопросах кибернетики члены «Политбюро» понимали, что рабочая система «ОГАС» создаст неконтролируемое советскими чиновниками гибкое взаимодействие между производителями, заказчиками, смежниками, продавцами и покупателями.
Когда англосаксы узнали о предложенной академиком Глушко концепции, они поняли, что колокол по ним уже начал звонить, ибо «комми» задумали проект по построению «красного рая» в отдельно взятой стране. Представив себе социализм с «кибернетическим лицом» янки покрылись холодным потом.
Глушков, руководивший с начала 60-х годов «Институтом Кибернетики» при «Академии Наук СССР» воспитал десятки молодых ученых, «тяжело заразив» их тягой к познанию. Под его руководством «эвээмщики» с горящими глазами спорили о создании в системе «ОГАС» прообраза современной криптовалюты, виртуального сборщика налогов, кибернетических банковских счетов, службы электронного документооборота.
Вместе с учениками академик замахивался на «цифровую реинкарнацию», позволявшую загрузить сознание умершего человека в мощную «ЭВМ».
В свободное время ученый вместе со вчерашними студентами участвовал в придуманной им интерактивной игре, в которой они создавали «Кибертонию» - страну недалекого будущего.
Советские «эвээмщики» становившиеся гражданами информационной страны разрабатывали «кибертонические» цифровые паспорта, валюту, конституцию, свидетельства о рождении и браке. Конечно, информация о странной игре ученых дошла до КГБ, и шустрые «очкарики» попали под особый контроль чекистов.
1 октября 1970 года на заседании «Политбюро» Глушкову предложили вместо глобального проекта «ОГАС», разработать на базе «ЭВМ» систему городского управления уличным освещением, а также автоматизировать «поилки» и «доилки» в агропромышленном комплексе.
Брежнев и Косыгин были за реализацию «ОГАС», но даже эти два мастодонта остереглись атаковать своими мощными бивнями сильный, но неповоротливый состав «Политбюро».
Сегодня, кажется, что заинтересованность в торпедировании проекта академика Глушкова проистекала не только изнутри страны, но и извне.
Свидетельство о публикации №224041001191