Рецензия к фильму Поезд На Дарджилинг

"Поезд На Дарджилинг. Отчаянные Путешественники" 2007
Ну, это американо-индийская трагикомедия, исполненная в поджанре роад-муви. Причём не просто роад-муви, а рэйлроад-муви. То есть, не просто дорожное путешествие, а железнодорожное. И большая часть фильма проходит в поезде. А там особо не разгуляешься. Поэтому важную, а я бы даже сказал, ключевую роль здесь играют разговоры. Нет, на суше тоже много чего происходит, но всё равно всё зависит от разговоров. И желательно в них вникать. Потому что это не тот вид комедии, над которой предстоит безостановочно ржать. Вообще, это довольно серьёзное кино. Можно даже попытаться сказать, глубокое. По большому счёту, тут ничего смешного-то и нет. Здесь настоящая житейская проблема. Очень неприятная и весьма распространённая. Не скажу, что прямо-таки семейный конфликт. Но вот "очень неприятная ситуация" - вполне подходящая характеристика. А забавной она выглядит только потому, что персонажи немножко с причудами. Причём они серьёзные, эти персонажи. Они не шутят, не прикалываются, не кривляются, не валяют дурака. У них просто манера жизни какая-то своеобразная.))) В какие-то комичные переделки тут тоже никто не попадает. Более того! Тут есть мегадраматичный момент, который, по идее, вообще не должен вписываться в общую картину! Но он каким-то непостижимым образом вписался, как влитой, и не размазал кино в непонятную мазню. Здесь вообще трагедии больше, чем комедии. Но благодаря чудаковатым персонажам и режиссёрскому мастерству фильм лёгкий и забавный. И он не давит драмой, хотя состоит из неё полностью. Я считаю, фильм снят очень талантливо. Ну и отправиться мне в путешествие на поезде "Москва-Петушки" (а это, поверьте мне, ближе к мучению, чем к чему-то увлекательному), если не пора перейти к сути.

Где-то в Индии на железнодорожном перроне какой-то дяденька с чемоданами пытался догнать поезд. Он опоздал на него и теперь пытался догнать бегом. Бежал и наверняка напевал про себя: "Опять от меня сбежала последняя электричка". А в Индии, как я понял, электрички не такие, как у нас. Там последний вагон - открытый. То есть, не двери открыты, а вообще зад. Где сцепка. Можно запрыгнуть на специальную платформу и спокойно пройти в своё купе. Дяденька не догнал поезд. Но ещё обидней то, что его обогнал другой мужик и таки смог заскочить в последний вагон. Ну и мужик этот благополучно добрался до своего купе. А купе забронировано на него и на двух его братьев. Он зашёл внутрь, разбудил младшего брата, и они оба принялись курить сигареты. Вполне обычные мужики. Вскоре к ним присоединился старший брат (он за чаем ходил). А вот он выглядел не очень обычно. Башка вся перебинтованная, переносица заклеиная, под глазами - фингалы. Но довольно довольный. И тоже стал курить. Не знаю, сколько им лет. Младшему, примерно, двадцать пять. Старшему - тридцать пять. А средний где-то посерединке. Хотя, выглядят они все на один возраст. Но дело не в этом. А в том, куда и зачем они едут. А едут они в паломничество по Индии. Посетить священные места, храмы, помолиться немножко и сблизиться. Ведь они не виделись уже целый год. Со дня похорон отца. И собрал их старший брат, который весь израненный. Он разбился на мотоцикле, и его еле откачали. И когда вернулся с того света, понял, что надо что-то делать. Неправильно умирать, когда твоих братьев нет рядом. Не, они не в ссоре. Просто между братьями иногда бывают такие отношения, когда и не друг, и не враг, а чёрт знает как. Они любят друг друга, но не изнемогают от потребности постоянно быть на связи. И нет особого желания делиться ни горем, ни радостями. Средний, например, только сейчас рассказал, что у него жена через полтора месяца родит. И то только одному из братьев. И он даже не понимает: рад он этому событию или нет. У младшего тоже какая-то ерунда с девушкой. Они вроде как расстались, но он устроил шпионскую засаду и теперь может прослушивать её автоответчик с любого телефона. Даже стационарного. Они не доверяют друг другу. Что-то сломалось после похорон отца. Отец, видимо, был стержнем, к которому они были привязаны и дружили. Стержень исчез, и они разлетелись в разные стороны. Поможет ли им вновь сплотиться это отчаянное путешествие?..

Мне кино очень понравилось. В первую очередь, своей подачей. Ну просто не всегда получается преподнести драму в виде чего-то несерьёзного. Во-вторых, тут много интересных нюансов. Почему такой акцент на курении? Потому что в некомфортном обществе люди начинают курить. Почему они расслабляются не банальным вискарём и прочим алкоголем, а аптечными препаратами? Потому что до сих пор не излечились от того стресса, который случился год назад. И каждый перенёс его по-своему. Младший рассказы жизненные пишет. Средний очки батины носит. Старший вообще сделал нечто категоричное. И тут очень много намёков на то, что это - далеко не комедия. И вот не вписывающийся момент, о котором уже говорил, он работает, как выдвижная сцена. И говорит: "Вот! Сюда обратите внимание. А не на глуповатость происходящего." Это тот случай, когда я считаю нужным отметить работу режиссёра. Не сценаристов и артистов, а именно режиссёра. Ну Уэс Андерсон силён как раз в таком жанре. Там и "Семейка Тененбаум", и "Королевство Полной Луны" и ещё много чего. А состав - восхитительный. Три брата - и все крутые. Оуэн Уилсон, Эдриан Броуди и Джейсон Шварцман. Эд вообще лысиконосец. А Оуэна всегда считал не только комедиантом. Он, мне кажется, сильно недооценён. Билл Мюррей бегал с чемоданами. Анжелика Хьюстон глазами сыграла офигительно. Натали Портман... Три секунды. Но я так понимаю, что это отсылка к короткометражке, снятой до этого фильма. Я поставлю восемь. "Почему у вас глаза красные?" "А почему у тебя голова лысая?"


Рецензии