Русская равнина-арии

  (ст."Физический центр всей «индоевропейскости» 5 тысяч лет назад располагался на Русской равнине",Б.Новицкий,2024) "Идеальная картина расширения европейской архе-ологической культуры шнуровой керамики на восток с расширением ее в фатьяновскую культуру Русской равнины, тем не менее, картина умозрительная. А с тем, кто куда расширялся – это еще надо смотреть.Говорить, что направление миграций определяется движением керамики, не согласятся сами историки. Им и принадлежит известная фраза, что «горшки – не люди», сами не ходят. Известный археолог Дэвид Энтони в своей книге «Лошадь, колесо и язык» (Princeton University, 2007, стр. 17) писал: «Горшки – не люди», это правило преподавалось каждому западному студенту по специальности археология с начала 1960-х годов. Миграции полностью исчезли из набора объяснений западных археологов в 1970-х и 1980-х годах»[1].То есть обнаруженные на приличном расстоянии друг от друга древние внешне близкие горшки – еще не повод объединять их в одну культуру. Это может быть результат простого натурального обмена, древней торговли между культурами.В отношении же фатьяновской культуры,с ней– своя исто-рия.Особенно если обратить внимание на загадочную арийскую гидронимию Русской равнины,где 3 т.л.до н.э.обитали очевидные носители,как их называли историки, субстратной дославянской языковой среды.И это была праиндоевропейская или, точнее, арийская языковая среда,тот самый дославянский субстрат.Ниже на карте показана только часть таких гидронимов:Можно здесь еще раз напомнить высказывание лингвиста Б.А. Серебренникова, который, исходя из гидронимии ареала Волго-Клязьминского междуречья, говорил о присутствии еще до появления в этом районе славян реликтового индоевропейского языка. С той же уверенностью можно говорить и о гидронимии Карелии, Кольского полуострова, Вологодской и Архангельской области, Ладожско-Онежском межозерье. Словом, на Русской равнине, уже в III тыс. до н.э. обитали те, кого в Индии позже, даже через 1,5 тысяч лет, стали звать ариями. В этой архаичной языковой среде в единой с ними праславянской общности обитали и предки современных русских, восточных и западных славян.Но удивительно здесь не только это, но и то, что в культуре шнуровой керамики (КШК) такой гидронимии почти нет, редкие гидронимы если и есть (например в Литве, или в Швеции), то это может быть только некая западная периферия всего этого ареала. А, как же быть с тем, что КШК явилась источником фатьяновской культуры? И почему тогда только фатьяновская культура,судя по гидронимии,идущей,видимо,от нее,являлась средото-чием древнеарийской общности? И в те исторические времена только на Русской равнине реально проживали люди древнеарийской общности,или просто изначальные арии.Миграции же ариев, начавшиеся приблизительно 4500 лет назад именно с Русской равнины, были направлены не только на восток и юг, но и на запад. А куда им еще было распространяться, если физический центр всей этой «индоевропейскости» еще 5 тысяч лет назад там и располагался? Отсюда, из центра и шли последующие миграции в разные строны и на запад и на восток. О чем вполне можно судить по лингвистическим изменением в языках, формирующихся на новых территориях - Европы и Азии.Но обо всем этом помогают судить данные ДНК-генеалогии или молекулярной (аналитической) истории. И по известным на сегодня ее данным – всё так и есть:«древние арии – это были люди, которые входили в состав определенных племен и археологических культур, и в Y-хромосомах их были совершенно конкретные метки, или снипы, а именно R1a-Z645»[2].Гаплогруппа R1a-Z645 образовалась по данным ДНК-генеалогии 41 снип-мутацию, или примерно 5900 лет назад.«Снип R1a-Z645 примерно 5000 лет назад разошелся на четыре основных линии нижестоящих мутаций,а именно Z645-Z280 (сейчас преимущественно восточнос-лавянская ветвь),Z645-M458(сейчас преимущественно западно-славянская ветвь и центрально-европейская ветвь),Z645-Z284 (преимущественно скандинавская ветвь, которая благодаря викингам заметна и на Британских островах, практически более нигде), и Z645-Z93 (преимущественно восточная ветвь – в Татарстане, Средней Азии, в Индии, Иране, Афганистане, на Алтае, на Кавказе, в Закавказье, на Ближнем Востоке, в некоторых регионах Китая)»[3].Теперь в отношении направления миграций носителей Z645-Z280.Один из принципов ДНК-генеалогии состоит в том, что «нарастание» снип-мутаций в Y-хромосоме указывает на направление миграции. Ниже привожу прямую цитату из статьи А. Клёсова из его статьи:«Простой пример– в срубной археологической культуре[4]обнаружена гаплогруппа R1a-Z645-Z280,c архе-ологической датировкой 3459±30 лет назад; в Литве, в культуре шнуровой керамики, обнаружен последующий субклад R1a-Z645-Z280-CTS1211, с датировкой 3850±60 лет назад. Там же,в Литве,Латвии и Эстонии найдена целая серия ископаемых гаплогрупп R1a-CTS1211. Сама гаплогруппа R1a-Z645-Z280 образовалась 34 снип-мутации,или примерно 4900 лет назад. Где именно она образовалась – пока неизвестно, но понятно,что регион между Прибалтикой и срубной культурой пока может рассматри-ваться как регион древнейших R1a-Z280 с последующим вариантом R1a-Z280-CTS1211. Характерно,что все миграции славян или их предков гаплогруппы R1a,по котором есть данные,указывают на то,что миграции шли с востока на запад,а не наоборот, согласно «мнениям» историков и археологов. На это неопровержимо указывает то, что «базальная[5]» гаплогруппа R1a-Z645-Z280 (и последующая CTS1211) найдена в центральной части Русской равнины и Прибалтики, которая, впрочем, тоже относится к центральной части Русской равнины, и все последующие снип-мутации нарастали радиально при движении на Запад. Никаких данных об обратном продвижении славян автор этой статьи найти не мог. Есть только «мнения». Не могу исключить,что были некие локальные передвижения взад-вперед, но не о них сейчас речь.Еще пример. Выше отмечалось,что носители гаплогруппы R1a-Z645,гаплогруппы древних ариев,были найдены в фатьяновской археологический культуре(4900-4000 лет назад).Сами наход-ки Z645 датировались археологами во временном диапазоне между 4150 и 3770 лет назад. Ископаемые R1a-Z645 были найдены и в унетицкой культуре (Богемия, ныне Чехия), но с датировками 3655±24, 3623±28 и 3449±25 лет назад, то есть заметно позже (на 500-300 лет позже), чем в фатьяновской культуре (выше и здесь выделено мной – Б.Н.). Если данные не изменятся на противоположные, то вывод является довольно очевидным – что движение носителей R1a-Z645 было с востока на запад, в данном случае со стороны фатьяновской культуры к унетицкой[6]».Так что,если данные со временем не изменятся, то пока выходит, что движение носителей R1a-Z645 имело место с востока на запад, со стороны фатьяновской культуры. А это вполне, между прочим, согласуется и с данными топонимики, даже если и Европа считает наоборот. Но даже, если что-то с датировками поменяется, то характерная гидронимия никуда не денется. Единственное, стоит отметить, что определенный вклад в топонимию всего региона могли внести пришедшие позже на Русскую равнину уральские племена, что смутило последующих исследователей, еще не обладавших информацией о первичности возникновения там арийской общности.Так или иначе языки, на которых говорит вся славянская группа языков в составе индоевропейской группы, 5 тысяч лет назад все были изначально арийскими, о чем, безусловно, свидетельствуют арийские названия водных объектов Русской равнины. Хотя, и многочисленные носители нисходящих субкладов от арийской ветви R1a-Z645 в числе современных их потомков в Восточной Европе – чем не свидетельство.Или, например, городище Аркаим (синташтинская археологическая культура) на Южном Урале.«Само городище по данным археологов существовало между 3800 и 3600 лет назад, примерно 3500 лет назад арии прибыли в Индию. Датировка синташтинской культуры по данным археологов 4200-3900 лет назад, что, впрочем, не совсем согласуется с датировкой городища Аркаим. Новые данные вносят костные остатки ариев (с гаплогруппой R1a-Z645-Z93-Z94-Z2125-Z2124-Z2123), которые в синташтинской культуре датируются в диапазоне 2197-1789 лет до н.э., или 3790-3440 лет назад. Эта цепочка снипов вышла из фатьяновской культуры (где все найденные до настоящего времени образцы были R1a-Z645-Z93)и продолжилась в серии археологических культур срубная,абашев-ская,потаповская,синташтинская и далее в восточном направлении на Индию,на Алтай ,на Китай,на юго-восточном направлении на Иран,и на южном направлении на Ближний Восток»[7]."
 (ст."Феномен живой и мертвой воды в русской культуре– о чем идет речь?",Снегирь ,2024) "Разбираем сказки,заговоры,обряды и другие упоминания,связанные с «осо-бой» волшебной водой.Какая вода «живая»,а какая «мертвая»? Для чего и где ее искали? И как эти древние знания находят подтверждение в современных научных исследованиях?Упоминания о живой и мертвой воде неоднократно встречаются в рус-ских сказках, поверьях, заговорах. Складывается ощущение, что когда-то в прошлом это было чем-то хотя и редким,и таинственным,но одновременно— реальным,досяга-емым и осязаемым…Так что же стоит за преданиями о живой и мертвой воде? Существ-овали ли объективно источники с такими особыми свойствами или это исключительно сказочная метафора? Попробуем разобраться.*Все ниженаписанное— субъективные взг-ляды,мнения,версии,гипотезы,легенды. Они могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями.Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверж-даем,что они единственно верные— просто делимся наблюдениями,возникшими у нас после сбора и обработки информации из открытого доступа.Цель— обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению инт-ереса к русской культуре и наследию.Интересный факт: разделение воды на живую и мёртвую существует только в славянских сказках и легендах.Итак,для начала вспо-мним о том какие образы и понятия соответствовали живой и мертвой воде в народ-ном фольклоре:Живая вода рассматривалась как благословенная и обладающая целите-льными,заживляющими или вовсе— магическими свойствами.Вера в ее способность принести здоровье,удачу и счастье была широко распространена среди русского народа. Источники, где вода считалась живой, становились особо почитаемыми священными (а потом — святыми) местами. Люди приносили к ним дары, загадывали желания и ожидали, что их молитвы будут услышаны. В поздние времена живую воду связывали с христианскими ритуалами Крещения и Богоявления.Мертвая вода,напро-тив,не несла созидательную энергию,но при этом также могла быть крайне полезна в тех случаях,когда нужны были противоположные «силы».Так,в восприятии славян «см-ерть»,«сон»,«замирание»,«замораживание»,«остановка»— это всегда крайне близкие понятия и «мертвая вода» связана с ними со всеми одновременно.Считалось,что она могла подавить,то есть «убить» различные негативные процессы: например,останов-ить кровь или заражение.Именно поэтому в сказках традиционно убитый герой снач-ала окропляется мертвой водой,чтобы его раны залечились,а только потом— живой, которая поможет вновь вдохнуть в него жизнь(то есть лучше всего они работают в паре,в комплексе).С другой стороны,в иных случаях «мертвая вода» ассоциировалась с негативными силами и использовалась либо в темных заговорах,направленных про-тив кого-либо,или— чтобы отвести чье-то негативное воздействие от себя.Такая вода по преданиям,как правило,была стоячей и/или болотной,то есть— НЕ ключевой.
Происхождение мифа о живой и мертвой воде.Современные учёные также разделяет воду на два вида.Однако научное определение живой и мёртвой воды имеет несколько иное основание,чем в сказках и мифах.Оно определяется по принципу ОВП(окислит-ельно-восстановительный потенциал).Другими словами— процессом,связанным с перед-ачей или присоединением электронов,обеспечивающими жизнедеятельность организма.
Кислотная вода— вода с положительным ОВП и ярко выраженными кислотными показате-лями.Именно она и может быть сопоставлена с «мёртвой».Так,кислотность объясняет некоторые ее дезинфицирующие свойства,а в природе она как раз чаще всего встреч-ается в поверхностных источниках.Щелочная вода— вода с отрицательным ОВП и повышенными щелочными показателями.Ее можно условно соотнести с «живой».Учёные отмечают восстановительные свойства этой воды,которые действительно благотворно воздействуют на организм.Интересно,что и многие специалисты в сфере здорового питания также рекомендуют увеличить потребление щелочных продуктов (овощи, ягоды, фрукты), которые оздоравливают организм, и минимизировать потребление кислотных (мясо, сахар, мука, газированные напитки и проч.), которые организм «закисляют». Источники щелочной воды в природе — это дождевая и талая вода, а также горные и подземные реки (то есть в том числе и ключи бьющие из-под земли).
Удивительно, но наши предки знали об этих свойствах воды задолго до появления научных подтверждений этой информации. Так, дождевая вода, и особенно самая первая — весенняя, издревле считалась целебной, омолаживающей, дающей силы и энергию. Ее собирали для умывания и различных сакральных обрядов. В дождевой воде купали детей и больных. Вероятно, именно эти традиции и знания впоследствии нашли свое отражение в мифе о некой «живой воде», сильной настолько, что может не только оздоровить, но даже воскресить умершего:«Дожденосные облака издревле представлялись небесными колодцами и реками. Холодная зима, налагая на них свои оковы(точно так же,как налагает она льды на земные источники),напирала священные воды— и вместе с тем все кругом дряхлело, замирало,и земля одевалась в снежный саван.Весною могучий Перун разбивал эти крепкие оковы своим молотом и отверзал свободные пути дождевым потокам; омывая землю,они возвращали ей силу плодородия, убирали ее роскошною зеленью и цветами и как бы воскрешали от зимней смерти к новой счастливой жизни»(А.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»)
Мёртвая вода также согласно представлениям наших предков обладала чудесными свойствами, но иными. Наиболее ярко этот образ проявился в сказках — как уже отмечалось, погибших сказочных героев сначала окропляли мёртвой водой, а только потом давали выпить или омывали живой, которая возвращала к жизни:«…И стал над рыцарем старик,И вспрыснул мёртвою водою,И раны засияли вмиг,И труп чудесной красотою процвёл…»(Пушкин «Руслан и Людмила»)Следует отметить — мёртвая вода по преданиям обладала лишь затягивающими раны свойствами, делала тело целым, но не воскрешала и не омолаживала:«…мёртвая или целящая вода заживляет нанесенные раны, сращивает вместе рассеченные члены мёртвого тела, но ещё не воскрешает его; она исцеляет труп, т. е. делает его целым, но оставляет бездыханным, мёртвым, пока окропление живою (или живучею) водою не возвратит ему жизни»
(А. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»)«Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану— царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван — царевич ожил»(Сказка «Иван-царевич и Серый волк»)Живая и мёртвая вода в церк-овном понимании.В церковной традиции, особенно в христианстве, живая и мёртвая вода символизируют духовные состояния и обладают, в первую очередь, религиозными смыслами.Под живой водой здесь подразумевается та вода,которая несет в себе Божью благодать.Так,в Библии имеются упоминания о различных чудесных источниках, которые появлялись по воле Бога или после просьбы к нему обращенной:«И провёл через огромную и страшную пустыню,где ядовитые змеи и скорпионы,где земля сухая и нет воды.Господь дал вам воду из камня»(Второзаконие 8:15)Также в церковной традиции благословенная, освященная вода считается символом очищения, обновления и духовного возрождения. Именно поэтому освящение воды является важной частью многих христианских обрядов,самый значимый из которых— Крещение(с 18 на 19 янв-аря).Верующие полагают,что собранная на Крещение освященная вода имеет наиболь-шую чудодейственную силу и может храниться годами,не меняя своих свойств:«Святая Богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной,бывает свежа, чиста и приятна,как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источн-ика.Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!»(Святитель Иоанн Златоуст)«Освященная вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею».(Святитель Димитрий Херсонский)Кстати,некоторые современные ученые подтве-рждают особые целительные свойства воды на Крещение, однако, связывают это не с религиозными ритуалами, а с объективными процессами происходящими к космосе и на Земле, а именно с нейтронными потоками, пик которых каждый год приходится на время с 18 по 19 января.В это время вода становится более мягкой и структури-рованной — причем, это касается абсолютно любой воды, и освященной и нет, и даже воды из-под крана.«Число ион-радикалов в воде поползло вверх уже с 17 января. Вместе с этим вода становилась мягче,рос ее водородный показатель(уровень pH), что делало жидкость менее кислотной.Пика активности вода достигла,как и предпо-лагалось, 18-го вечером.»(НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина РАМН)Но вернемся к живой и мертвой воде в христианстве.Если об условно «живой» или благодатной воде упоминается довольно часто,то «мертвая» в церковном контексте почти никак не фигурирует. Единственный смысл с ней связанный — это вода,лишенная Божьей благодати,олицетворяющая состояние духовной пустоты.Разуме-ется,ни в каких церковных обрядах «мертвая» вода никоим образом не фигурирует, ее как бы и вовсе не существует.В этой связи можно высказать любопытное наблюд-ение,касающееся того,что дохристианским верованиям в целом свойственна дуально-сть и гармония противоположностей, без деления их на «хорошие» и «плохие».Так, в мировоззрении славян равноценны и равнозначимы и День и Ночь,а соответственно — и солнечный (Перун) и лунный бог (Велес). Аналогично в русских народных сказках и «мертвая» и «живая» вода способны приносить пользу (и нужны одновременно).А уже в христианском мире многие из этих изначально парных «половинок» (темные, ночные,«мертвые»,лунные)приобрели отрицательную эмоциональную окраску и оказал-ись демонизированы,соотнесены с абсолютным «злом»; на их использование налагает-ся некое табу.Соответственно,не может в церковной парадигме существовать ничего вроде «мертвой» воды,имеющей свойства противоположные «живой»— и получается, что древние знания о природе воды,возможно,были более полными.Живая и мёртвая вода в обрядах и заговорах.Сегодня даже учёные не отрицают того факта, что обычная вода способна улавливать и хранить информацию. Удивительно, но наши предки знали об этих свойствах жидкости задолго до научных экспериментов и применяли их во все-возможных обрядах и заговорах.Широкую известность сегодня приобрели эксперименты с водой японского ученого Масару Эмото, который доказал,что если воде «говорить» хорошие, красивые слова, хвалить ее, то они структурируется в красивейшие формы-кристаллы, видимые под микроскопом после специальной заморозки,и,напротив— вода, которой говорят злые,бранные слова имеет хаотичный,рваный и неприглядный вид. Аналогичные эффекты наблюдаются от проигрывания,скажем,классической музыки и напротив— тяжелого рока.Но что есть древние заговоры и обряды с водой? — те же самые слова, которые точно так же определенным образом меняют ее структуру. Одни направлены на выздоровление, омоложение, привлечение любви и счастья, другие же (из разряда черной магии) могли служить целям, скажем, наведения порчи. В этой связи хотелось бы упомянуть крайне любопытное высказывание неизвестного автора на тему того что представляет собой истинная магия — это всего лишь технология принципы действия которой непонятны наблюдателю…Однако если в русских сказках вода имела конкретные чудодейственные свойства (заживляла раны, омолаживала, воскрешала), то, в повседневной жизни, под понятием «живая и мёртвая» вода подразумевалось немного другое — по крайней мере, если говорить о тех знаниях, которые дошли до наших дней.Живую воду набирали из источников, которые считались священными или собирали на праздник Ивана Купала. Древние славяне верили, что в Купальскую ночь вся вода обретала чудодейственные свойства: омолаживала и лечила, а так же добавляла сил. Кстати, купальские празднования всегда (как и любые другие) сопровождались песнями, исполняемыми большим количеством людей одновременно, что, исходя из вышесказанного, вероятно могло еще больше усиливать качества воды.«Ходыли дивочки коло мареночки Коло мою Вудыло Купала;Гратыми сонечко на Йвана Накупався Йван, та в воду впав.Купала под Йвана»(М.Забылин«Рус-ский народ.Его обычаи,обряды,предания,суеверия и поэзия»)Обязательным обрядом в эту ночь было купание. В воду заводили даже скот, чтобы уберечь его от болезней на целый год. Считалось, что в ночь на Ивана вся нечистая сила теряла свои магические способности, а, значит, не могла навредить людям.С появлением на Руси христианства многие славянские обычаи, обряды и праздники тесно переплелись с православными и составили своеобразный симбиоз религии и древних верований. Впоследствии понятие «живая вода» стало синонимом «святая,освящённая».Считалось ,что «Божья»,«святая» или «живая» вода— чудодейственная жидкость посланная людям Богом.Поэтому по новым представлениям особой силой обладала уже иная вода— набр-анная в церковный праздник— Крещение(что также не противоречит современным науч-ным данным).Что же касается воды мёртвой,то она полностью «теряет» свои положи-тельные свойства.В церковных ритуалах она,разумеется, не используется вовсе,а в народной среде миф о ней остается,но трансформируется под церковным влиянием, приобретая исключительно зловещие свойства.Поэтому в поздние времена,по записям этнографов, ее используют в народе лишь для темных колдовских дел и приворотных заговоров, «готовя» на кладбищах, собирая дождевую воду со свежих могил,или из болот,где по преданиям обитала нечистая сила.Считалось,что ей можно было даже сгубить человека.Источники живой и мёртвой воды«И в той долине два ключа:Один течёт волной живою,По камням весело журча,Тот льётся мёртвою водою»(А. Пушкин «Руслан и Людмила»)Ни в одном сказании,даже намёком,не упоминается местоположе-ние источников живой и мёртвой воды.Обычно давалось какое-то неопределённое направление:«Кто бы,ребятушки,выбрался из избранников,выбрался из охотников, съездил за тридевять земель,в тридесятое царство,привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец?»(Сказка о молодильных яблоках и живой воде)То есть, если верить сказкам, всё, что мы знаем о месте с чудесной водой — это «за тридевять земель, в тридесятом царстве», то есть — очень далеко. Туда трудно и долго добираться и не «всякий богатырь возвращается». Иногда и вовсе никакой человек не имеет возможности достигнуть этих мест и воду для оживления умершего приносит ворон (подробнее про образ ворона в сказках и заговорах). Еще один вариант — воду герою дает (или указывает путь к ней) некое потустороннее существо — Баба-Яга, Кикимора, Леший. Исходя из этого можно предположить, что образ живой и мертвой воды все же мифический— ее нет в нашем мире,она недосяга-ема для смертных,а— значит,нет и реальных источников с ней.С другой же стороны, напротив — под условной Бабой-Ягой мог подразумеваться некий отшельник или знахарь, живущий обособленно в единении с природой (по заветам предков?) и за рамками «нового мира».Именно поэтому она кажется и опасной и мудрой одноврем-енно,и несмотря на кажущуюся враждебность,все же нередко помогает дельным советом.Может быть,такие люди существовали и хранили реальные древние знания о том,где находятся источники живой и мертвой воды?Так, действительно, буквально в каждом регионе найдется упоминание о каком-либо особом чудодейственном источнике (правда, уже без деления воды на живую и мертвую), где вода с древних времён считается целебной. К примеру, одно из таких мест расположено в деревне Брод (Псковская обл., Кипун-ключ). Этот родник связывали с именем местного святого проповедника Матвеюшки Болящего. Согласно народной молве вода из источника обладает целительной силой и особенно помогает при проблемах с глазами:«Ихняя бабушка или прабабушка худо видела, вообще слепая. Тогда Матвей Болящей сказал… «Знаеш что сходи помойся там и там,есть такой колодец,ключок,и вымоисся. Только вить иди когда… до заката, перед закатом солнца, три разка сходи,помойся.« — И вот она сходила— и всё.Стала видеть как надо.— И все у нас так лечились…» (Платонов Е.В.«Фольклорная топография Изборско-Мальской долины»)Еще один известный источник в том же Псковском регионе близ Изборска — Словенские ключи. С ними, кстати, было связано предание о том, что когда они иссякнут,на Русь придет большая беда— и именно так и произошло накануне Великой отечественной войны.Не секрет, что многие известные исторические личности всерьёз занимались поисками или созданием живой и мёртвой воды. Не обошёл этот интерес и русских царей. Так, к примеру, существует легенда о Якове Брюсе, реальном существовавшем приближённом Петра I, который, якобы, занимался оккультными науками. Он обещал царю приготовить живительный эликсир, который подарит тому бессмертие.«…он знал все травы, этакие тайные, и камни чудесные, составы разные из них делал, воду даже живую произвел, то есть такую воду, что мертвого человека живым и молодым делает»(В.Меньшов,Е.Филякова «Русские провидцы и предсказатели»)По легенде,жив-ительный напиток так и не был передан Петру.Он был настолько сложен в изготовле-нии,что Брюс решил приберечь его для себя,наказав слуге окропить им своё тело после смерти.Но неумелый помощник случайно разбил сосуд,и только малая часть живой воды попала на руку покойника.Когда могилу Якова Брюса вскрыли спустя нес-колько веков,то обнаружили эту руку нетленной.Возможно, все это лишь выдумка, однако, дыма без огня все же не бывает.А,значит, мифы о живой и мёртвой воде, хоть и уходят корнями в далёкое прошлое,но всё-таки имеют под собой какое-то основание.Подводя итогПредставление о живой и мертвой воде в русской культуре имеет сложную и интересную историю. Со временем оно трансформировалось, однако, и сейчас сквозь призму различных эпох, все еще можно уловить в нем отголоски древнейших верований, традиций и особого мироощущения, где человек являлся частью природы, частью того мира, в котором действительно можно найти цветок-папоротника в Купальскую ночь, открыть заговоренный клад разрыв-травой, убежать от погони верхом на волке или воочию встретить Хозяина леса."

  (ст."Русские, французы и англичане когда-то были одним народом, говорили на одном языке, но потом они этот общий язык забыли",Историч.понедельник,2024)
"Говорят, что все люди Земли не сами заговорили на разных языках, а это Бог их наказал таким образом, когда увидел, что они хотят построить Вавилонскую башню до небес,чтобы добраться до него и выведать сокровенные тайны мироздания.И тогда Бог осерчал, но он был добрым, и убивать наглецов, которых сам же и создал,не хотел.И тогда он придумал способ похлеще– просто сделал так,чтобы все эти строи-тели перестали друг друга понимать и разбежались.С тех пор недостроенная Вави-лонская башня развалилась,а люди к общему языку так и не вернулись.Однако во всех современных языках сохранилось множество почти что одинаковых слов,которые доказывают,что когда-то все люди на свете говорили именно на одном языке.Я давно подозревал, что все языки на Земле исходят из одного корня. Ну, раз из одного корня произошли люди, то и язык у этих первых людей был один, то есть один для всех людей, которые появились на свет в стародавние времена в одном месте – то ли в Африке, то ли в Передней Азии, то ли в Европе.Но подозрение – это не знание. А знание моё об этом появилось только тогда, когда я извлек из своего бездонного бумажного архива чудом затерявшийся в нем потрепанный журнальчик «Юный эрудит» за 2003 год. Сам не помню, когда и при каких обстоятельствах я его приобрел больше двух десятков лет назад, но вот сегодня он оказался в моих руках, и я его с интересом пролистал.И почти сразу мне на глаза попался очерк из рубрики «Истоки цивилизации», в котором коротко и ясно рассказывалось о родстве всех человеческих языков. А к нему прилагалось просто шикарное родословное древо индоевропейских языков, которое я рассматривал чуть ли не до самого вечера, пытаясь осмыслить величие открытой мной темы.Да,хотел я в детстве стать лингвис-том и писать научные труды на тему родства всех мировых языков, но вместо этого я стал обычным бездельником, к наукам неспособным. Однако это не значит, что я не должен продолжить свою лекцию, правда, не своим, а чужим материалом, фамилии автора которого, правда, я в журнале не нашел, хотя подозреваю, что это главный редактор номера Олег Макаров.Единственное, в чем я не согласен с автором очерка – это в том,что языки каждой отделившейся в поздние времена группы людей изменя-лись под влиянием языков соседних групп.Но как же они могли таким образом измен-яться,если изначально все эти группы говорили на одном и том же языке?ИНДОЕВРО-ПЕЙСКАЯ РОДНЯ.Есть родственники у людей,есть родственники и у языков.Все мы знаем,что на русский язык очень похожи белорусский и украинский.Когда-то их общим предком был древнерусский язык- язык Киевской Руси.Из древнерусского языка развились три языка восточно-славянских народов- белорусов,русских и украинцев.
Как известно, есть и другие славянские языки, например, болгарский, польский, чешский. Однако если белоруса или украинца мы еще как-то можем понять, то языки западных и южных славян придется учить.Хотя кое-что можно разобрать и без специ-альной подготовки.Вот два предложения на болгарском языке: «Медуза няма мозък. Впрочем тя няма нито глава,нито сърце».Может и не сразу,но,слегка подумав,каж-дый из нас поймет,что это значит:«У медузы нет мозга.Впрочем,у нее нет ни голо-вы, ни сердца».Почему же кое-что в языке болгар понятно без словарей и перевод-чиков и нам,говорящим по-русски?Потому, ответят самые эрудированные из наших читателей, что когда-то, уже больше тысячи лет назад предки нынешних славянских народов говорили на одном языке.Потом славянские племена разделились,разбрелись по просторам Восточной Европы,основали свои государства.Некогда общий язык тоже разделился на несколько ветвей.Эти ветви развивались теперь самостоятельно.Новые языки изменялись и со временем теряли общие черты. Менялась грамматика,а одни и те же слова в разных языках стали произноситься по-разному.Но все же сходство трудно не заметить.Однако среди наших соседей по Европе есть народы, которые говорят на языках ну совсем не похожих на русский. Возьмем английский, которые многие из вас учат в школе. Этот язык, наряду с немецким, шведским, датским и некоторыми другими относится к германским языкам, которые объединяет между собой близкое родство.Как будет по английски «сестра»? «Систер»!А «брат»? «Бразэ»! А «молоко»? «Милк».А «вода»? «Уотэ»!Можно продолжать дальше: «Бить» по-английски будет «бит»,«сидеть»- «сит»,"стоять»- «стэнд».Наукой доказано- совсем не случай-ные совпадения.Сказать,что русский язык похож на английский,было бы,конечно, слишком смело. Но то,что эти два языка объединяет древнее родство,уже не вызыва-ет ни малейшего сомнения.А вот вам латынь- древний язык великого Рима,язык Цеза-ря и Цицерона.Именно от него берут начало современные романские языки: француз-ский,испанский,итальянский и другие.Как будет на латыни «дом»? «Домус».А «нос»? «Назус».А «сидеть»? «Седере».Та же история. И латынь, и французский, и испанский - родня славянским языкам вообще и русскому в частности.Обратим взгляд к Азии. Оказывается, священный древнеиндийский язык санскрит насчитывает множество слов, которые на удивление похожи на русский. «Кровь» - «кравьям», «небо» - «набха». И даже слово «Будда» - титул основателя буддизма Гаутамы Шакьямуни в родстве с русским «будильником».Что же все это означает?А то, что у множества не похожих на первый взгляд языков был один древний общий предок. Этот праязык, от которого пошли многие языки Европы, Индии, Ирана, ученые называют индоевропейским. На нем говорили примерно 7000 лет назад племена, обитавшие, скорее всего, где-то в районе современной Венгрии и северных Балкан(впрочем,с этим согласны не все ученые).Шло время, и то одна, то другая группа индоевропейских племен покидала свою прародину. На новом месте их язык менялся, подпадал под влияние языков соседей, вновь дробился на диалекты, и по прошествии тысячелетий давал целый куст новых языков, сохранивших с древним наречием предков лишь очень отдаленное сходство.Однако все языки, восходящие к древнему праязыку, ученые называют индоевропейской семьей языков. Эта семья включает в себя группы близкородст-венных языков: славянскую, германскую, романскую, индийскую, иранскую и другие. Некоторые группы индоевропейской семьи полностью вымерли, другие представлены только одним языком, например албанским или греческим.Есть в мире, конечно, и другие языковые семьи, у каждой из которых тоже был свой праязык. Например, венгры, эстонцы, финны и удмурты говорят на языках угро-финской группы уральской языковой семьи, а татары, башкиры, якуты, турки - на языках тюркской группы алтайской языковой семьи.Родство давным-давно разошедшихся друг с другом языков далеко не всегда так очевидно, как в тех примерах, которые мы уже привели. Например, только специалист по сравнительно-историческому языкознанию может доказать, что русское слово «хлеб» родственно английскому «лоуф» (буханка), а наше «колесо» происходит от того же индоевропейского корня, что и немецкое «хальс» (шея).Согласись - изучение происхождения и родства языков - это очень интересная наука, дарящая нам множество удивительных открытий.А сделать твой первый шаг в сравнительно-историческом языкознании тебе поможет родословное древо индоевропейских языков,которое мы нарисовали для тебя на следующем разво-роте."
  (ст."Статья 38 : Орианская ведическая экономика. Начало",Ориана-Руссия,2024)
"Архипелаг Ориана из Космоса смотрелся так. Это - не Гиперборея древних греков-эллинов. Это архипелаг под Северным Ледовитым океаном, как его представил Герард Меркатор в конце XVI века в своем Атласе. Назвал Меркатор, правда, свою карту Гипербореей.I. На архипелаге Ориана развивали свою цивилизацию руссы (от санск-ритской основы русса- понятия " светлый, лучистый, лучезарный, белоснежный, ослепительно-белый, белый как порошок камфары, ..."). Руссы, потомки своих предков, пришедших на Землю с 9-й планеты Ор звезды Альнитак (с араб. матерчатый пояс). Альнитак - первая звезда со стороны Сириуса в Поясе Ориона созвездия Ориона. Это красивое и огромное созвездие видно невооруженным глазом на осеннем и зимнем небе России:Созвездие Ориона - прародина-метрополия всех северных белых народов (русских, скандинавов, северных германцев, кельтов,...). Если провести линию вниз и влево от Пояса Ориона, то мы придем к прекрасной звезде Сириус.
I. Мы уже писали о северной стране в Северном океане, жители которой назвали северный арктический архипелаг в честь своей прародины Орианой, добавляя свое самоназвание руссы. Так появилось наименование прародины современных белых северных народов : Ориана-Руссия. Вследствие чудовищной войны на взаимное уничтожение атлантов и руссов, архипелаг Ориана оказался на дне современного Северного Ледовитого океана:Рельеф дна Северного Ледовитого океана и его теплые и холодные течения проявляют для специалистов местоположение и контуры погибшего архипелага Ориана.Уцелевшие потомки ориан-руссов перебрались на северные земли Евразии и Северной Америки, а затем и продолжали свои миграции на Юг, заселив почти всю территорию Северной части нашей планеты. Надо отметить также, что ещё задолго до Всепланетных войн ( 40.000 и 12.500 лет назад) ориане освоили современный Северный Китай и его Великую Китайскую равнину. Уцелевшие остатки 106 пирамид и дороги, взлетные полосы, развалины обсерваторий - хранят орианское наследие для современных людей:I. Нас интересуют причины двух войн (с применением сверхоружия), сокрушивших цивилизации Атлантиды (агрессора) и Орианы-Руссии (подвергавшейся нападению), потерявших в конфликтах миллионы (!) людей, а уцелевших бедствующих жителей опустивших из условий жизни высокоразвитых оккультных, технологических цивилизаций в Каменный век."

  (ст."На дне Черного моря найдены следы древних построек",Смотри и думай,2024) "Водолазы из Крыма заявили о сенсационной находке - они нашли на дне Черного моря руины древнего поселения. По словам журналиста, о находке рассказал на своей странице в соцсети один из участников подводной экспедиции, сопроводив свой пост соответствующими фотографиями.«В течение двух лет мы искали древние поселения, которые оказались затоплены из-за глобальной Черноморской катастрофы. И вот первые находки были найдены в районе села Штормовое Сакского района», — цитирует журналист заявление дайвера.Дайверы убеждены, что найденные ими на дне моря постройки - это остатки древнего города, ушедшего под воду много тысяч лет назад. Они полагают,что поселение оказалось под водой из-за образования Босфора, когда средиземноморские воды хлынули в Черное море.Однако, как сообщает портал "Новости Крыма", директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Казанник опровергает информацию об обнаружении затонувшего города на дне Черного моря. Он пояснил, что сотрудники его Центра не обнаружили ни одного затопленного города в Сакском районе и вообще не проводили никаких подводных исследований в этом районе.Он считает сообщение дайверов не более чем газетной уткой. Казанник выразил уверенность,что этот «вброс» был сделан жителями села Штормовое намерен-но,чтобы привлечь в свое поселение в разгар летнего сезона туристов,интересую-щихся историческими находками.Глава ведомства также рассказал о еще одной нахо-дке,найденной в Ленинском районе недалеко от села Набережное.Там,в Черном море, были обнаружены остатки бывшего портового поселения древних греков- Акры,кото-рую еще называют «Атлантидой Крыма».Сейчас изучение древнего города,существо-вавшего с конца VI в.до нашей эры.е.до IV в.н.э.,занимаются специалисты.Однако то, что специалисты Центра не проводили подводные исследования в Сакском районе, вовсе не означает,что там нет затонувшего древнего города.Экспедицию в этом районе вполне могли провести водолазы-любители,обнаружившие давно ушедшее под воду древнее поселение."
  "Отцовство и отечество.В славянском слове отец заключено древнейшее значение – источник существования.Корень от– у слова от-ец– исконно тот же,что и в нашем русском предлоге от,который употребляется с родительным падежом.То есть отец – это тот,от кого ты происходишь,отец– это твой источник.Когда жена рожает от мужа, он становится от-цом. Так отец в истоках русского языка именуется источ-ником нашей жизни.И еще одно слово обозначает отца в русском языке– батя.Оно во-сходит к индоевропейскому pater.Английское father и немецкое fater имеют те же истоки.Корень этого слова сохраняет исконное индоевропейское значение– «защитн-ик».Батя в русском представлении,как и в представлении других языков,– защитник рода и семьи,тот,кто бережет и ограждает от беды,о чем и предупреждают русские поговорки всякого зарвавшегося сына:«Не лезь поперед батьки в пекло». Подверга-ться риску и опасности– привилегия и обязанность отца– защитника семьи.Еще есть мудрая поговорка,которую вспоминают обычно с запоздалым раскаяньем:«Был отец– убил бы его,нет отца– купил бы его!».А ведь как точна природная наша мудрость. Всякий сын бывает отцу поперечником,отцовское старое да надежное представляется ему отсталым и устарелым.И сколько таких раскаявшихся после отцовской смерти сы-новей вспоминают эту поговорку! Вспоминают и тогда,когда растят уже собственных сыновей,таких же,как сами,поперечников,привередников и спорщиков.Два смысла, связанные с именем отца в русском языке,– источник нашей жизни и наш защитник,– ускользают ныне из сознания русских людей.Не всякий помнит и пятую заповедь Закона Божия:«Чти отца и матерь свою, да благо ти будет,да долголетен будеши на земли». Заповедь постановляет,в чем залог нашего благосостояния на земле и залог долголетия нашего рода,то есть детей и внуков.По сути же,почитание отца-матери как заповедь и как архетип мышления являются основой идеологии национализма.Нац-ионализм– любовь к своей нации,единственная идеология,позволяющая народу высто-ять в кошмаре глобализации.Любовь к отцу,а у отца– любовь к своему отцу– нашему деду,а у деда– почитание своего отца– нашего прадеда… Почитание старших в семье преобразуется у нас в почитание дедов и прадедов в роде,а любовь и уважение к своему роду выливаются в любовь к родному народу.Законы наследственности,проп-исанные в архетипах русского мышления так же,как и пятая заповедь,видят долгол-етие рода в сохранении доброго духа,передающегося от отца к детям,в преемств-енности добра и зла в роду:«Каков батюшка,таковы и детки»,«У доброго батьки добры и дитятки»,«Яблоко от яблони недалеко падает»,«Сын в отца,отец в пса,а оба в бешеную собаку».Каждый из нас,слыша эти слова от родителей,взрослеет в убеж-дении,что будущее нашей семьи и нашего рода,судьба и счастье наших детей– в наш-их руках.И не надо изучать биологические законы наследственности,штудировать ге-нетику,чтобы понимать,откуда у наших детей изъяны и пороки– от нас самих." Т. Миронова "Броня генетической памяти".(История в историях,2024)
  "ПРАВОСУДИЕ У НИХ БЫЛО ЗАПЕЧАТЛЕНО В УМАХ,А НЕ В ЗАКОНАХ",Родович,2024)
"Чужестранцы о Русах.«…Рыбы там невероятное изобилие,как в морях,так и в реках, озёрах и прудах.За денарий ты бы купил воз свежих сельдей,а если бы я стал рас-сказывать то,что знаю об их запахе и толщине,меня обвинили бы в чревоугодии. По всей стране множество оленей,ланей и диких жеребчиков,медведей,кабанов,свиней и всякой дичи; масло коровье,молоко овечье с туком,агнцев и овнов,с обилием мёда и пшеницы,и всякого рода овощами,и если бы там были виноградные лозы,оливы и смо-ковницы,ты подумал бы,что это земля обетованная,так много в ней плодовых деревь-ев…Честность же и товарищество среди них таковы,что,совершенно не зная ни краж, ни обмана,они держат сундуки и ящики незапертыми.В самом деле,ни замков,ни клю-чей мы там не видели,а сами они были весьма удивлены,увидев наши вьюки и ящики запертыми.Платье своё,деньги и все свои драгоценности они хранят в своих бочках и кадках,просто накрытых крышкой,и не боятся никакого обмана,ибо не испытывали его…»(слова христианского епископа Оттона Бамбергского,дважды посетившего земли Поморских славян с целью обращения их в христианство в 1124 и 1127 годах).«Прав-осудие у них было запечатлено в умах,а не законах,— писал один греческий исто-рик,отмечая,что у славян в то время ещё не было письменного законодательства,— воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений.Золото и сере-бро они столь же презирали,сколько прочие смертные желали его».А вот свидетель-ство другого автора:«Племена Русов ведут образ жизни одинаковый,имеют одинаковые нравы,любят свободу и не выносят рабства.Они особенно храбры и мужественны в св-оей стране и способны ко всяким трудам и лишениям.Они вообще красивы и рослы; волосы их отливают в русый цвет.Взгляд у них скорее воинственный,чем свирепый».
«Племена славян и антов»,- писал древнегреческий историк Маврикий Стратег,— схо-дны по своему образу жизни,по своим нравам,по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране.Они многочисл., выносливы,легко переносят жар,холод,дождь,наготу,недостаток в пище.Немец Генрих Штаден,служивший при дворе Ивана Грозного- опричником,в 1578 г.писал:«В Русской земле не знают и не употребляют,ни латинского,ни греческого языков,ни митропо-лит,епископы, монахи или священники,ни князья или бояре,ни дьяки или подьячие. Все они пользуются только своим собственным языком.Однако и самый последний кре-стьянин так сведущ во всех шельмовских шутках,что превзойдет и наших докторов-ученых,юристов,во всяческих казусах и вывертах.Если кто-нибудь из наших всеуче-нейших докторов попадет в Москву- придется ему учиться заново!»Это говорит лишь о том,что заимствование на Руси никогда не было в чести.Летописец Гемольд пишет: «…люди,обладающие многими естественными добрыми качествами,«весьма человеколю-бивые» по отношению к терпящим нужду;«они спешат навстречу тем,кто подвергается опасности в море или преследованиям со стороны морских разбойников,и приходят им на помощь.У них изобилие неизвестных мехов,из-за которых в нашей стране разлился смертельный яд гордости.А они почитают их вроде как за навоз в укор,думаю,нам, которые вздыхают по меховой одежде,как по величайшему счастью».«Страна русов— ровная и лесистая,и они в ней живут.Есть у них что-то вроде бочонков,сделанных из дерева,в которых находятся ульи и мед.Когда умирает у них кто- либо,труп его сжигают.На другой день после сожжения покойника они идут на место,где это проис-ходило,собирают пепел и с того места и кладут его на холм.И все они поклоняются огню.Они соблюдают чистоту своих одежд,их мужчины носят золотые браслеты.У них много городов и живут они привольно».«Рускому и вообще славянам свойственно стр-емление к свободе,не только к свободе от ига иностранного народа,но и к свободе от оков всего преходящего и бренного.Среди европейцев бедный никогда не смотрит на богатого без зависти;среди руских богатый часто смотрит на бедного со стыдом. В руском живо чувство,что собственность владеет нами,а не мы ею,что владение оз-начает принадлежность чему-то,что в богатстве задыхается духовная свобода»-Валь-тер фон Шубарт немецкий философ (ХХ в).«[Руский народ] один из всех европейцев обладает непосредственным отношением к душе своего ближнего.Поэтому среди руских легко завязываются знакомства:через час,кажется,что они были знакомы чуть ли не всю жизнь»- Кайзерлинг- граф,немецкий путешественник(ХХ в).«Руский крестьянин не знает препятствий.Вооруженный топором,он превращается в волшебника и вновь обре-тает для вас культурные блага в пустыне и лесной чаще.Он починит вам экипаж,он заменит сломанное колесо срубленным деревом,привязанным одним концом к оси пово-зки,а другим концом,волочащимся по земле.Если телега ваша окончательно откажется служить,он в мгновение ока соорудит вам новую из обломков старой.Если вы захот-ите переночевать среди леса,он вам в несколько часов сколотит хижину и,устроив вас как можно уютнее и удобнее,завернется в свой тулуп и заснет на пороге импр-овизированного ночлега,охраняя ваш сон,как верный часовой,или усядется около ша-лаша под деревом и,мечтательно глядя ввысь,начнет вас развлекать напевами,так гармонирующими с лучшими движениями вашего сердца.- маркиз Астольф Де Кюстин (1790-1857)- французский писатель,путешественник".
  (ст.""Алёшины сказки: Сила деревьев",Родович,2024) "Главные человеческие качества мы должны воспитывать в своих детях сами, а не отдавать это на откуп воспитателям, школам и прочим пришлым людям. В качестве примера можно привести автора под ником СветоЗар,который создаёт замечательные сказки для своих детей. Холодало. Но теперь и в этом Алеша начал видеть хорошее. Общение с дедом, каким-то загадочным образом, меняло его восприятие жизни. Вернее сказать, не меняло, а делало его более глубоким и обширным. Вместе с тем, дед каким-то хитрым образом, заразил его охотой жить,искать и видеть жизнь во всех проявлениях природы и пол-учать от этого Радость. Так вот и сейчас, находясь с ним в лесу на ручье,Алеша заметил, как изменился лес. Комаров,которые постоянно подлетали к глазам,словно хотели, что-то в них рассмотреть, а после, все норовили залезть в рот,сегодня не было даже видно. От этого мальчишка чувствовал какое-то облегчение.Лес уже не источал того благоухания и прохлады,как это было еще пару недель назад,но теперь он был наполнен каким-то невероятным светом. Все вокруг будто светилось. Листва переливалась на солнце и играла желтыми и красными бликами.Особенно красивым был клен.С приходом прохлады,его листья приобрели красный оттенок и теперь создавали какой-то неповторимый уют в лесу, от которого становилось легко на душе.Лес не спеша готовился к зимнему сну.Белки уже начали приготовления к холодам,и потому были заняты сбором припасов.Они ловко и весело прыгали по ветвям и хотели рассм-отреть мальчишку и деда. Дед достал хлеб и семечки, которые он обычно брал с собой,когда они шли в лес.Как обычно,перед входом в лес,он здоровался с лесным хозяином и оставлял гостинцы для лесных обитателей.Ну как же в гости с пустыми руками?! Так и сейчас он протянул руку в которой были семечки и белка,словно знала его уже давным-давно,смело прыгнула ему на плечо.Каким-то беличьим чутьем она поняла,что это человек не сделает ей ничего плохого.А может белка видела то, что некоторые современные люди разучились видеть.Она видела искренность в движе-ниях деда,видела,что пришел он с открытым сердцем и ничего дурного не замышляет .Покормив белок они продолжили свой путь.Чем глубже погружались они в лесную ча-щу,тем более спокойно чувствовал себя Алеша.Не было того шума,который часто быв-ает,когда отходишь от оживленной дороги.Не было криков людей,шума проезжающих машин,небыло того,на что обычно не обращаешь внимания,но этот шум постоянно при-сутствует рядом.Ты словно попадаешь под колпак этого шума,но сам уже не понима-ешь этого.Он всегда привлекает твое внимание,а потому не дает расслабиться и услышать то,что действительно важно.Это фон,сопутствующий какой-то спешке.Как быстрая музыка в машине или телевизор дома.Словно кто-то невидимый схватил тебя и не хочет отпускать.Но в лесу есть невидимая граница, переходя которую, ты попадаешь в иной мир. Сначала, ты будто попадаешь в пласт тишины, иногда он занимает около 16 шагов, иногда больше иногда меньше. Там обычно стихает шум «цивилизации», но еще не слышно жизни леса. А затем, лес словно оживает, и ты начинаешь в прямом смысле чувствовать его и жить в нем. Будто волной тебя окатывает жизнь и ты постепенно вливаешься в новый мир.Вместе они шли по тропинке уходя все дальше и дальше. Лес был смешанный. В нем отлично уживались береза, дуб, ясень и клен. Местами был даже ельник, пихта и корейская сосна. Такое многообразие можно было встретить наверно только в Приморской тайге. Но и там жизнь была не везде одинаковой. В некоторых местах душа словно парила. Обычно в таких местах было очень светло и легко. В иных же, все внутри мальчишки словно сжималось и тогда он начинал обеспокоено смотреть по сторонам, будто высматривая опасность. В таких местах чувствовалось напряжение и что-то словно давило на него. Внешне в таких местах было как-то мрачно. Обычно в них было много поваленных или сухих деревьев и незримо присутствовало ощущение опасности, которое приводило тело в состояние готовности к чему-то неизвестному, а чувства будто обострялись.Может от того, что неизвестность страшит человека больше все-го.Дети это знают лучше взрослых.Вот наконец дед остановился возле одного дерева. Ладонями он обхватил его ствол и закрыл глаза. Он постоял так с минуту, затем открыл глаза и предложил мальчишке попробовать и описать,что он почувст-вует. На вид это была обычная береза. Алеша подошел к ней прижал свои ладошки с двух сторон к стволу и закрыл глаза.Словно, что-то внутри него всколыхнулось. Он еле устоял на ногах.Ему показалось,что его голова куда-то поплыла и наполнилась светом, который искал выход и нашел его где-то между глаз у мальчишки.Голова будто сама потянулась вверх и открыв глаза он увидел крону дерева.Ему казалось, что этот свет, зацепившись за макушку дерева, стал разливаться и опадать вниз, образуя что-то вроде колокола. Вдруг ему показалось, что перед ним сейчас стоит стройная девица-красавица в сарафане, а он обнимает ее за талию.Дед улыбнулся и поманил его к следующему дереву.На этот раз это был клен.Прильнув к нему,мальч-ишка почувствовал невероятную легкость,будто кто-то вытягивал из него всю уста-лость и внутри появилось свободное пространство,которое заполнялось светом радо-сти.От этого перехватило дыхание.Усталости,что скопилась в мышцах после дороги уже и в помине не было.Сама собой на лице у него появилась улыбка.- Ну давай, Алеша,дальше пробуй.Только встань покрепче; улыбнулся дед и он кивнул в сторону следующего дерева.Теперь это был высокий, раскидистый Дуб. Мальчишка проделал то же самое, но на этот раз это было совершенно не похожее ощущение. С момента, как он взялся за дуб, в груди будто начала разрастаться сила, которая начала растекаться по плечам. Он сделал глубокий вдох. Сила как вода наполняла верхнюю его часть. Грудь, спина, плечи словно наливались ею. Дуб словно питал его тело своей силой, а его тело будто пило ее. Он невольно распрямился и будто перелитая через край вода, сила начала стекать по спине и наполнять ноги. Так крепко он не стоял на ногах еще никогда. Было ощущение, что он целиком соединился с дубом. Он почему-то увидел, как начиналась жизнь этого дерева. Ему захотелось отойти от него. Он взглянул на деда.- Что душа тебе говорит; то и делай.Не стесняй себя ; кивнул ему дед.Алеша отошел немного и присел на корточки, обхватив колени руками он закрыл глаза.Сейчас он видел,как желудь упал в землю и после сошедшего снега во влажной земле появился росток. Ему было жуть как интересно, что же там вверху и всем своим естеством он потянулся к свету.В этот момент,тело мальчишки начало разгибаться.Он словно росток потянулся навстречу солнцу.Сначала начали разгиба-ться ноги, затем спина и наконец, раскинув руки, он встал выпрямился,закинул голову к солнцу и потянулся руками вверх, словно расправляя грудь и плечи после долгого сна. Вдохнув полной грудью осенний воздух, он почувствовал,как ноги и спина его наполняются силой земли.Он посмотрел вверх и увидел,что над ним возвы-шается могучий дуб,который появился когда-то из маленького желудя.Неспешно дед подошел к Ели.- Жизненная сила у каждого древа своя.Вот дуб,например,силу дает, а клен очищает и усталость снимает.Береза светом наполняет,а вот ель ввысь тяне-тся.Обрати внимание,везде где обычно ель растет,там и другие деревья намного выше.Потому,как тянет она их за собой.Елку приобнять если,то кажется,что тебя будто за макушку тянет вверх кто-то.Но ведь у каждого дерева сила эта своя,а своя она потому,что суть у каждого разная.Вот ты сам на себе испытал насколько отличаются они.И человеку одно дерево хорошо,силы от него прибавляются,а другое ведь и остаток сил забрать может,как тополь,например.Да и для разных людей и де-ревья разные подходят.Словом,как и люди.А ведь еще мужчины и женщины есть.И у каждого опять же своя сила.Женщине мужская сила то не к чему,от того дуб длямуж-чины хорошо,а женщине береза лучше.Так то,Алеша.Вот ты сейчас,можно сказать,душ-ой с каждым древом поговорил,то есть прочувствовал его.Можно сказать,увидел зан-ово.Видение оно ведь тоже разное бывает.- Как это разное?- удивился мальчишка. Ему уже доводилось видеть и как пространство заволакивал искрящийся туман,когда дед играл на дудочке,видел он и как текли его мысли и плотность и много чего еще ,но то,что оказывается можно видеть по разному,его немало удивило. Ну любое деление конечно условное, как и видение, у каждого оно свое. Может это и хорошо даже, что каждый видит по-разному. Ведь от этого живет каждый в своем мире. К примеру, можно по-разному на огонь смотреть. Как на источник тепла и света или как на источник страдания и боли. Но суть то у него одна. Так и Мир Яви. Один и тот же,а является каждому по-разному.Так вот! Видение,можно сказать есть Душев-ное,а есть Духовное.- А в чем разница?- заинтересованно посмотрел на деда мальч-ишка.- Душевное доступно всем без исключения.Душа ведь есть и у камня,и у древа. Чувствование природы и всех ее созданий и есть основа душевного видения.Соедин-яясь душой с человеком или древом, например,мы начинаем его чувствовать.А назы-ваем это сочувствие.Сегодня кажется и это сложным,от того, что многие люди от природы оторваны,но доступно оно всем без исключения.Духовное видение напротив доступно не каждому.Но к слову сказать,всем оно и не нужно.Ведь не будет гармо-ничным мир где все воины,или где все ученые,или доктора.Все равно,что всю землю одной только елкой засадить.Не очень хорошо получится.Так вот! Духовное видение - видение самой сути человека,вещи или явления.Так можно увидеть его мечты,устр-емления и путь к осуществлению его мечты,который теперь судьбой называют.У кажд-ого мечта ведь своя.От того и суть разная у разных людей,равно как и зверей,дер-евьев,и явлений природы.Вот такое видение мы уже можем смело Веданием называть. От того и человек такой ведуном становится,от того,что суть ведает или просто видит.Не случайно на Руси Ведать через букву «Ять» писали.Ведать это не просто знать как старшие научили,но и видеть как на самом деле!Путь к этому Видению у каждого свой. В человеке все элементы мира собраны не случайно. Именно поэтому, он может чувствовать все проявления Мира Яви. Потому, что он полностью подобен тому миру где живет.Наши предки себя от мира не отделяли.Ведь нет большой раз-ницы себя исследовать или мир.Все едино.Но,чтобы понять это,нужно быть в Ладу с собой и с миром.Про ЛАД мы отдельно поговорим,чуть позже.Когда в человеке связь с миром разрывается у него начинаются нарушение в разуме,то что сумасшествием сегодня называют.Душа болеть начинает.СтРА-Дать.Просит душа света больше,Радос-ти то есть.Боль душевная в тело выливается и тогда тело болеть начинает.А причи-на в том,что человек не целостным стал.Отделил себя от мира,от природы,от пред-ков своих.Достаточно целостность восстановить и болезни эти уйдут.Но обычному человеку не легко даже понять это,не то что исправить.Вот потому на Руси были Целители.Задача их была целостность эту восстановить.А для этого много средств в культуре нашей и в природе припасено.Так, например,душевную боль можно через те-ло вывести в пояске или простом труде физическом.Равно как и душу излить в заду-шевной беседе можно или в песне.Ну и деревьями ладить можно конечно и травами.А можно и вовсе руками.А иногда даже ножом и топором это делали.Инструментов мно-жество.Но все по подобию.Силы не хватало; земля родная и деревья помогали.Не хватает огня в человеке и сам он очиститься не может от хвори,значит огневицей порчу выжигали.В суть смотрели.Так то! Но для этого целителю нужно духовное вид-ение.Для того,чтобы увидеть,что не так в человеке.А уж подобрать средство,траву или дерево можно с помощью душевного видения.Никого не лечили на Руси; просто Целостность восстанавливали.- Душевное видение это вроде как вширь если смотреть и чувствовать движение силы,а Духовное когда вглубь и саму суть видеть,так полу-чается?- спросил мальчишка.- Вот именно!- дед ласково потрепал волосы на голове у мальчишки.Духовное видение много интересного дает человеку.Вот если,к примеру ,сесть в лесу и смотреть на изгибы деревьев то многие руны понятны становятся. От того может,что человек начинает видеть движение жизненной силы.В основе рун-ического письма ведь не просто другая грамота,в основе другая форма мышления, разума и видения мира.Глубокое понимание сути.Вот это и есть Духовное видение. Все же как красиво осенью в лесу- подумал тогда Алеша."


Рецензии