Крокусы

Растоптанным крокусом мне предствился концертный зал с названием этого цветка. И застывшим криком о помощи… Да, когда-то в кругу альпинистов я слышал песню о крокусах, как символах памяти о погибших в горах.
«… В каждом из них чья-то память живёт,
Чьи-то вершины непокоренные,
Чьи-то несбывшиеся мечты,
Чьи-то невесты, не ставшие женами,
Чьи-то сожженные в жизни мосты…»
Эти слова сегодня откликаются в душе… Красивая песня, сердцем написанная. Как и большинство бардовских песен, звучавших под гитару у костров моей далекой молодости. Прискорбно, что в наше время они почти затихли, заглушенные дикой эстрадой, которая без устали плодит уже не песни, а безумное грохотанье. Даже у самих производителей шумовых эффектов не поворачивается язык назвать их песнями, они перешли на «композиции», «синглы», «треки», «хиты» и прочий словесный хлам. Впрочем, я не знаток эстрады, мне довольно её отзвуков, что бьют по ушам, вторгаясь нечаянно в мою жизнь. Так вчера я получил от близкого человека произведение той самой группы «Пикник», на фоне которой произошла одна из самых жутких трагедий в России за последние 20 лет. И речь пойдет лишь об одном «шедевре» группы, ибо ничего другого я не слышал и слышать не собираюсь.
«Только не плачь, палач, не затупи топор, мир любит злую кровь, мир на расправу скор.» Такой вот припев. Что-то зловещее слышится в этих словах, будто сам дьявол озвучивает свои планы по массовому убийству в «Крокусе». Только вместо топора будут автоматы и шашки с горючей смесью, а всё остальное сбывается буквально — и кровь, и расправа. И последние слова, как насмешка — «нарисованный рай», а точнее — ад, только уже не нарисованный, а реальный, устроенный террористами…
Западное искусство Средневековья оставило в наследие потомкам «Пляску смерти», — в картинах, в литературе, в музыке… Если эта тема поначалу была вызвана раздумьями о бренности человеческой жизни, то в наше время она превратилась в стёб, глумление над таинством смерти. Холуин (намеренно коверкаю название дьявольского действа) — тому самый яркий пример. Теперь еще этот роковой «Пикник». Это тоже стёб и пляска смерти. Ведущий персонаж произносит насмешливый текст, весьма слабый, но с претензией на философское осмысление нашего времени. Он недаром облачился в костюм с орнаментом, в котором отчетливо угадывается скелет, — впрочем, пляшущая в экстазе публика это едва ли замечает. Солирующая смерть призывает палача — не плачь, впереди много работы, не затупи топор, чтобы легче было убивать неповинных людей. Быстро мелькающие кадры видеоряда вызывают оцепенение. Ритмичная дерготня женщин с губами цвета венозной крови. Они подпевают и чему-то радостно улыбаются. Сатанинская оргия...
Давно, будучи студентом, я случайно попал на концерт какого-то ВИА. Ужасная акустика, ни одного слова со сцены было не понять. Я не мог дождаться, когда всё закончится. А впереди меня несколько парней балдели от удовольствия, их головы и плечи колебались под музыку, будто отключенные от сознания. Видимо, в таких случаях начинает работать какой-то механизм, подобный гипнозу, — очевидно, под действием потусторонних сил. По этому поводу вспоминаются слова одного из «Битлов» (из документального фильма, снятого в середине 90-х): «Однажды Джон нам заявил, что молился сатане, и тот пообещал, что мы будем знаменитыми. И добавил: «Взамен он попросил мою душу...» И дальше из его откровения: «Чем хуже мы играли, тем больше ликовала толпа на стадионах. Джон, кажется, сходил с ума, иной раз начинал играть логтями по клавишам, но восторг был неописуемый.» (Цитата не дословно, но смысл именно такой.)
Продолжу свою мысль о связи (вероятной) недавней трагедии и упомянутого произведения «Пикника», которое оказалось предвестником события. Мне возразят, что оно вовсе не предвещает, а просто констатирует явления нашей жизни, там всё правда — и про «хилый век», и про «нервы, как провода», и прочее. Но, говорят, слова материальны. Потому за каждое праздное слово человек даст ответ, как предупреждает Евангелие. Быть может, такие вещи не только констатируют мрак, но и действительно притягивают будущие события? По аналогии с оккультными предметами, которые, как известно, не следует хранить у себя дома. Например, маски и подобные атрибуты язычества, хотя бы и шутовского, несерьезного, просто как предметы искусства из заморских стран, книги оккультного содержания, гороскопы и прочее. Это не я выдумал — такие вещи притягивают бесовские силы и становятся их жилищами. Когда бесы обитают в доме, это не сулит ничего хорошего. Такой разделившийся дом не устоит, — сказано тоже в Евангелии. В одном углу иконы, а в другом — идольские предметы и порнографические журналы.
А еще больше демоны любят свои родные атрибуты на людях — те же костюмы с безобразными масками и рогами на капюшонах, (у «Пикника» рогатый появляется в конце действия,) и, в особенности, кощунства — тех, кто их совершает, бесы очень уважают и окружают. И помогают им творить непотребства. Подобное тянется к подобному. Лиходей скорее пойдет туда, где проще совершить преступление, потому что в том месте, наверное, ослаблена защита, оттуда отходят светлые ангелы. Если бы я был террористом, я бы выбрал для нападения ту брешь, где «Пикник» «констатирует» свой «нарисованный рай.»
Не могу винить людей, идущих на концерт «во дни печальные великого поста.» Не все соблюдают пост, многим нужно отдыхать и от своих печалей искать и находить утешение, удовлетворять свои эстетические потребности. Но могу их пожалеть, потому что порой они идут туда, где находиться опасно для жизни. Даже если там будет всё по кайфу, но в духовном смысле можно получить немалые повреждения. Нет, не призываю никого менять свои вкусы. Каждый свободен и выбирает по себе. Если кто-нибудь задумается, мне достаточно. Призываю лишь помолиться о тех, кто уже никогда свой выбор изменить не сможет…
И пусть распускаются крокусы… Каждый раз, когда вижу эти дивные цветы, вспоминаю своих друзей, погибших альпинистов. Теперь не только их...
28.03.2024 г.


Рецензии