Кирха Юдиттен

                Кирха Юдитеен
Юдиттен кирха (нем. Juditten Kirche), церковь Девы Марии, ныне Свято-Никольский храм, самое древнее сооружение в Калининграде. Временем постройки принято считать 1288 год.
Уже второй год как я живу в загадочном городе Калиниграде., куда мы всей семьей переехали из Украины. Переехать сюда посоветовал Брат моей матери дядя Гриша, который жил здесь с 1950, он остался здесь после службы в рядах Советской армии. Сначала мы жили у дяди Гриши на Лесопильной(имени Гебауэра фабриканта по изготовлению роялей и пианино) в полуразрушенном доме на четвёртом этаже, сейчас трудно представить как мы там все умещались, Дядя Гриша с женой тётей Машей и с дочуркой Любочкой и наша семья мой отец Андрей, мать Мария и моя сестра Галя и я - все в одной комнате, все  удобства вода и туалет в общем коридоре на третьем этаже.
Работал один дядя Гриша поэтому Мы все прилагали усилия как могли что бы сводить концы с концами в финансовом плане. Тетя Маша умела вязать и она вязала из махера модные , по тем временам свитры с изображением оленей цветов или просто орнаметра, так вот мы все научились вязать и вязали день и ночь такие свитера а в субботу и в воскресенье продавали их на рынке, на вырученые деньги жили. Рынок находился на Москровском проспекте в районе Ялтинской улицы. Моя роль в этом процессе имела особую роль .... я был ходячим складом так как носил на себе под одеждой свитера, для продажи. и по мере продажи у меня брали свитера для очередной продажи. В районе Ялтинской улицы находлся магазин в доме с оленем на фасаде. куда я ходил за продуктами, а по пути в тёплое время купался в Ялтинском пруду, и даже прыгал с бетонной вышки посреди пруда.   
    По приезду меня сразу определили в школу, которая находилась на перекрёстке Московского проспекта и Литовского вала по соседству с самым старым зданием Кенигсберга, бывшый (Королевский приют для детей сирот 1701г) . В этой школе я проучился совсем немного, так как вскоре мы переехали на Тенистую улицу и жили в служебном помещении училища в полуподвальном помещении вход со двора.. Отец и мать работала в этом училище а я пошел учится в  школу №6      которая находилась через дорогу в немецком здании из красного кирпича, и учился там до седьмого класса. Школа мне очень нравилась, там была отличная библиотека, в которой я с удовольствием перечитал все книги, и перешел в библиотеку Имени Гайдара где книг было на порядок больше. В этой библиотеке был большой выбор технической литературы; а я к тому же увлёкся всерьёз Радиотехникой, Фотографией и живописью и ходил заниматься в кружки; радио , фото, изо, авиамодельный в Дом Пионеров на Улице Чайковского, мне ужасно всё это нравилось, так что на учёбу в школе времени не хватало, Математика и физика у меня шли на ура, а Английский и русский язык у меня шли с трудом. приходилось доучивать летом.
   В классе с одноклассниками у меня не со всеми складывались отношения я чувствовал себя инородцем так как по русски говорил в с примесью украинского, что вызывало смешки у одноклассников , да и одевался я похуже других, потому что жили мы довольно скромно. но были у меня и преданные товарищи в школе это мой тёзка Грухин, Маслов Юра, Целищев Сергей, Бейболаев Шамиль с младшего класса тоже тёзка Салонин, с которым мы поддерживали отличные отношения до самой смерти, у него была болезнь сердца. из старших товарищей я дружил с Попелухо Евгением. Ивановым Зауром, Наконечным Аликом. Я очень болезненно воспринимал насмешки и частенько на переменах дрался с насмешниками. прямо в классе. в основном драться приходилось с самим забиякой Моржухиным Женей, который жил на Лесной Аллее в первом доме за переездом. Этот дом описан в книге М Баринова Вилла Эдит, и якобы женя Моржухин и есть тот парень что описан в книге. На большой перемене мы выясняли отношения у разрушенной кирхи (Юдиттен 1288г) через дорогу от школы. а во время перемирия мы ходили туда курить и загорать на причудливых деревьях, у которых крона веток сверху образовывала как бы площадку на которой можно было лежать или сидеть. Само здание кирхи представляло из себя одни стены с оббитой штукатуркой и крупицами древних фресок полу разобранные на кирпичи чуть ли не до средины. Но башня с высоким шпилем была в удовлетворительном состоянии, сам остов шпиля был собран из толстенных деревянных брусьев. С наружи шпиль выл накрыт мелкими плитками из сланца. Наверху шпиля находился большой металлический шар, который будоражил наши мысли, ходили слухи что в шаре могли быть спрятаны драгоценности монеты и т.д. Якобы после завершения строительства кирх туда закладывали то что удавалось сэкономить на строительстве; если много экономили закладывали золотые монеты, меньше то серебрянные ит.д. Однажды эти домыслы сыграли злую шутку с шпилем.               
Как  то летом в поздний вечер я услышал какие-то странные звуки с улицы похожие на хлопки или выстрелы . я быстро выбежал на улицу и увидел яркое зарево со стороны кирхи, я приблизился к кирхе там было много народа все стояли немного по отдаль от кирхи там вовсю полыхал огонь из крыши шпиля и трещали и стреляли плитки крыши  они разлетались повсюду толпа боялась подойти поближе. плитки долетали на Тенистую улицу и сыпались на ближние дома, Как раз напротив находился дом где жил мой товарищ Целищев Сергей. Но больше доставалось дому Лукиных он был ближе всего. Приехали пожарники и пытались сбить пламя и обливали дом Лукиных, чтоб он не загорелся. На фоне тёмного неба видно было как самый верх шпиля начал рарушаться потеряв деревянную основу и шар наклонился в сторону но его удерживал толстенный металлический прут громоотвода который тнулся до самой земли. Пламя всё не утихало и по мере того как прут то раскалялся и отгибался вместе с шаром то остывая опять замирал, пока пламя не нагревало следующий участок крепления прута раскалившись прут опять отклонялся нагибаясь ближе к земле толпа приближалась к предполагаемому месту приземления шара. А шар приближался к земле в нижней части шпиля было больше всего деревянных брусов, поэтому они ещё горели довольно долго постепенно раскаляя прут громоотвода который неуклонно нагибался и приближая манящий шар к земле Народа поубавилось так как уже была глубокая ночь и не у всех хватило терпения дождаться финала этого пожара. Время от времени подъезжала милиция. наконец до шара можно было дотянуться, только чем?. кто с доской кто с палкой или трубой дотягивались и колотили по шару, но он не поддавался крепко держался за железный прут. наконец кто то нанёс удачный удар трубой и шар покатился по наклонной на кладбище что располагалось рядом с кирхой Конечно первыми настигли шар мы пацаны помельче и пошустрей. хотя ребята постарше изо всех сил расталкивали мелких и набросились со всех сторон начали колотить по шару кто чем и булыжниками и кирпичами и досками кто чем мог, шар был завальцован по кругу согнутой металлическим обручем и не поддавался пожар становился всё слабее и внизу где находился шар уже было темно поэтому не так просто было наносить нужные удары. Но вот шар чуть раскрылся показал чёрное нутро кто то сунул в щель какую то железяку другой начал быть по железяке трубой кто-то булыжником и из шара посыпались монеты в траву. Тут началось столпотворение отталкивая друг друга а то через друг друга, толпа обезумела и все начали шарить по земле искать то что высыпалось из шара. Мне тоже досталась горсточка монет они приятно оттягивали карман я был в спортивном трико с резинками на щиколотках, это помогло спрятать монеты когда подъехала милиция и начала отбирать у всех кто подобрал монеты я опустил свои в брюки и они ссыпались вниз, у меня ничего не нашли.
   Дома я с неописуемой радостью начал рассматривать что мне досталось, несколько монет больших, в основном немецкие марки и одна была русская рублёвик а мелкие  были частицы талера.
  Эти монеты у меня хранились довольно долго я о них вспомнил аж в 1970году как то разговорившись с Женей Попелухо он мне сказал что собирает монеты и вспомнил, про тот пожар спросил меня где мои монеты и выпросил их у меня, что я мол всё равно не собираю монеты мол они мне не к чему, я и отдал , но когда он мне показал свою коллекцию монет у меня появилось жгучее желание тоже заняться коллекционированием монет, что я и делал потом всю жизнь.  Кирху взяла под свою опеку церковь и её отреставрировали, облагородили вокруг территорию, и верующие охотно е посещают. Проводят в ней церковные праздники, и другие церковные обряды.
Около кирхи были похоронены губернатор Кёнигсберга генерал-фельдмаршал Иоганн фон Левальдт, командовавший в 1757 году прусскими войсками в битве при Гросс Егерсдорфе, скульптор Станислав Кауэр.
В апреле 1985 года здание было передано в ведение Русской православной церкви, в 1987 году церковь освящена как Свято-Никольский православный храм. К 1990-му году она была восстановлена. С декабря 1999 года в здании кирхи размещается церковь действующего Епархиального Свято-Никольского женского монастыря


Рецензии