3. Дифирамбы. Величие голубинокнижных истин

                "Быть может, прежде губ уже родился шёпот
                И в бездревесности кружилися листы,
                И те, кому мы посвящаем опыт,
                До опыта приобрели черты."
                Осип Мандельштам.

Прежде всего следует отметить то, что в старинных голубинокнижных истинах про камень сошлись представления о природе вещей такого уровня глобальности, современности и новизны, которые только-только недавно утвердились  в научном сознании и почти совсем не утвердились в массовом сознании.

Дежурная цитата. "Истины древней Голубиной книги про Камень  — это не что иное, как первородная понятийная матрица, которая сегодня всего лишь подтверждается наукой. На эту матрицу, как игрушки на новогоднюю ёлку, мы навешиваем детальности — всякие знания-украшения, которые всего лишь разнообразят и украшают голубинокнижный понятийный остов." Конец цитаты.

Итак, обсуждаемые голубинокнижные истины про Камень, которые не устану повторять:
истина 1. Океан-Море всем морям земным Мати;
истина 2. На Китах-Рыбах Мать-Земля (земля) основана;
истина 3. Кит-Рыба под Мать-Землёю может поворотиться;
истина 4. Буян-Остров всем землям Мати;
истина 5. Алатырь-Камень всем камням земным Мати;
истина 6. Кит-Рыба всем рыбам Мати;
истина 7. Главный метод природы — Материнство.

Что больше всего удивляет в этой системе? Удивляет жесточайшая связь всех элементов между собой: всё в системе пронизано глубокой родственной взаимосвязью и одновременно — животрепетание всей системы: она подвижна, она дышит:  Кит-Рыба в Море-Океане на плаву, воды проистекают, матери рожают.
В многопластовой взаимосвязи  одно проистекает из другого и перетекает в третье.
Начало всех начал — Океан-Море бездонное. Логичное его продолжение — это Камень в виде острова и Жизнь в виде рыбы: Буян-Остров и Кит-Рыба — обе понятийные структуры невозможные без воды. Стало быть Океан-Море породил и суть Камень, и суть Жизнь: существование космоса "Окиян-Море" стало причиной появления "острова" и "рыбы".
Ещё Начало —  начальный остров — Остров-Буян, от которого центробежно проистекают множества: множество морей земных и множество земель-островов, а всё вместе — это  Мать-Земля.
И ещё Начало — Кит-Рыба, от которой все прочие рыбы произошли.

Возникает риторический вопрос: для кого предназначались притчево-художественные голубинокнижные строфы-строки-понятия о глобальном? Почему в них, если уж авторы так глубоко знали Правду, не натурфилософские определения, а образно приблизительные?
Понятно, что строфы и понятия предназначались для обычного человека, который суть не бездельник-учёный, а познаёт мир именно как обычный человек — между делом, в процессе труда. При этом, авторам истин было желательно и очень важно донести до него представление о глобальном соотношении Всего-Всего в мире. Таким образом, Голубиная книга про Камень — это в высшей степени деликатное просветительство, с целью сформировать у слушателя голубинокнижных строк про Камень интуитивные знания об окружающем глобальном мире.

Голубиная книга про Камень изъясняется с читателем доступно — художественно. А именно — в форме притчи — с очеловечиванием и оживотниванием глобальных элементов ЗЕМЛИ-СУШИ и среды вокруг неё.
Как, в таком случае, соотносится интуитивное (чувственное) восприятие этого художества с научно проверенными взглядами?  Скажем, истина №1 "Океян-Море всем морям земным Мати". Про что она?
Если интуитивно, то другого ничего невозможно и предположить, кроме как: какое-то центробежное глобальное движение воды: от какого-то глобального центра глобально разлетается вся вода во всём мире. При этом, уровень глобальности будет задан уровнем воображения носителя интуиции.
Но мы-то точно научно знаем одно единственное, именно центробежное и самое глобальное доминирующее движение воды на планете Земля — глобальный круговорот воды в природе. Начало этого круговорота в том, что, в жарком районе Земли — на экваторе — вода массово испаряется с поверхности Мирового океана и в виде туч переносится в высокие широты, где выпадает осадками. Причём, эти самые тучи на пути к высоким широтам пролетают над зоной пустынь без выпадения осадками и именно поэтому в поясе (на широте) пустынь — пустыни.
А там где тучи выпадают осадками, там, аккурат те самые водные моря земные, которым "Окиян-Море Мати", в именно:
- моря подземной (грунтовой) воды;
-"моря" земные в виде гигантских ледников на полюсах;
- собственно моря и озёра земные. 
В таком случае, воистину Океан-Море всем морям земным Мати.  Но если давать эту истину развёрнуто научно, как в приведённом абзаце, то надо вводить ворох научных определений размером, небось, с целый учебник, а то и с целую библиотеку. А притчевую истину "Океан-Море всем морям земным Мати" легко присвоит любой человек интуитивно независимо от образованности.
Другое дело, свяжет ли тот самый обычный человек истину "Окиян-Море всем морям земным Мати" со вчерашним дождиком — это его, обычного человека, дело: как распорядиться истиной. Точно так же, наше дело — как мы распорядимся голубинокнижными истинами.
 
Кроме точной научности, художественной выразительности, язык истин очень национален. Надо признать, что для автора очерка, перед написанием очерка, все голубинокнижные каменные слова: Буян-Остров, Алатырь-Камень, Кит-Камень, Мать Сыра-Земля, Руда-Кровь Земли и др., были как разрозненные детали какой-то древней замысловатой машины и каждая эта диковинная деталь — архаично старомодная, до сказочности чудная. Но потом, в процессе продвижения от пролога к эпилогу, детали машины заняли свои понятийные категорийные места. И стоило только крутануть рукоять этой древней машины, как детали завертелись, цепляясь друг за друга, — понятийная машина заработала ладно и споро: сакральные понятия призвали к тому, чтобы не только и не просто научно, но ещё и образно-национально переосмыслить всё современное геологическое. Как-будто бы не пролежала машина в разобранном состоянии незнамо сколько.

Дежурная цитата.  Александр Солженицын. 1972. "Произведение же художественное свою проверку несет само в себе: концепции придуманные, натянутые не выдерживают испытания на образах: разваливаются и те и другие, оказываются хилы, бледны, никого не убеждают. Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам её сгущенно-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно, — и никто, никогда, даже через века, не явится их опровергать." Конец цитаты.

Большинству и современных-то людей трудно осознать этот масштаб — монстрово-гигантское многосложное сооружение ЗЕМЛЯ-СУША. Очень трудно окинуть такое сооружение одним взглядом, да ещё к тому же в историческом аспекте. Голубиная книга про Камень — это, натурально, тот самый ОДИН ЦЕЛЬНЫЙ взгляд на всю сложность ЗЕМЛИ-СУШИ в пространственно-временной системе координат. Парадоксально, но устройство Вселенной для нас проще для восприятия, чем устройство ЗЕМЛИ-СУШИ под ногами.

А, ведь, можно было бы, в своё, какое-нибудь, небось, средневековое время, для целей Голубиной книги, просто взять камень как неподвижную и монолитную основу — всего лишь как сцену для человеческой комедии. Но — нет! Была создана теория — объёмная и стройная, предельно лаконичная, динамичная, всеобъемлющая, животрепещущая. И не просто теория, а теория в доходчивой художественной форме. И эта художественная форма настолько универсальна, что взяв её за основу можно вполне описать (геология наука описательная) все-все геологические явления, процессы, структуры в самом современном смысле.
Причина этого обстоятельства, скорее всего, в том, что природную сторону Голубиной книги проговаривали люди природы — Деревенские, а человеческую комедию — Городские. Просто, повторюсь, для Деревенских понимать природу глубоко во всех её проявлениях — это вопрос жизни и смерти. Именно поэтому голубинокнижные истины про камень — это истины, которые и сегодня истины.

Наивно думать, что авторы голубинокнижной мирозданческой теории, когда очеловечивали или оживотнивали требуемые глобальные объекты, то имели в виду именно биологические процессы или объекты.
Конечно и Кит-Рыба, и материнство камней — это всего- навсего художественная образность, поскольку изустный журнал Голубиная книга предназначалась для популяризации голубинокнижных знаний, а именно, для популяризации представления о всеобщей центробежной сущности Всего.

Как бы там ни было, но голубинокнижная притчевая образность оказалась по-настоящему художественной, поскольку голубокнижные знания дошли до адресата: Мать-Земля, Буян-Остров, Алатырь-Камень, Мать Сыра-Земля, Окиян-Море — эти категорийные и сакральные слова звучат во всех вариантах Голубиной книги: и в самых языческих, и в самых христианских, и в любых прочих идеологических вариациях. Помимо Голубиной книги, эти категорийные и сакральные слова до сих пор находятся в языковом ходу в зачинах к заговорам и молитвам, в присказках и т.п.: "Как на Море-Окияне, да на Острове-Буяне, стоял Алатырь-Камень..." Активность в языке — свидетельство самых глубоких исторических и национальных корней этих понятий: никому в голову не придёт переиначивать молитву или заговор из-за боязни, что не сработает магия заговора или молитвы, а значит глубина исторических корней зачинов к заговорам и молитвам велика как ничто другое.

Таким образом, главный обучающий принцип в голубинокнижных истинах — художественная правда. Именно поэтому эти знания сформулированы и художественно, и предельно лаконично. О чём, собственно, Голубиная книга про Камень? В центре внимания Голубиной книги про Камень — Мать-Земля. Т.е, голубинокнижные истины объясняют всё исключительно про ЗЕМЛЮ-СУШУ, говоря о ней с признательностью и с любовью: Мать-Земля. Однако, любовь любовью, но Голубиная книга про Камень пронизана по крайней мере двумя векторами жёсткой логики.

Системообразующая жёсткая логика голубинокнижных истин основана, во-первых, на триединстве понятий Алатырь-Камень, Буян-Остров, Мать-Земля, а во-вторых, жёсткость логики голубинокнижных истин — это материнство, как метод природы.

Дежурный лозунг. Молодые учёные! Неустанно ищите новые точки зрения на научные проблемы! Конец лозунга.

Высота полёта дронов — это новая точка зрения во взгляде людей на мир: с высоты птичьего полёта. Видео с этих высот обогатили наше понимание общего. Парадоксально, но этот взгляд (в массовом сознании) моложе даже взгляда из космоса. Как бы там ни было, а дроны позволяют нам видеть мир ещё объёмнее — теперь уже с высоты птичьего полёта.

Голубинокнижная каменная система в каждой своей истине — это, аккурат, те самые по-научному разные точки зрения на многосложное сооружение ЗЕМЛЯ-СУША: взгляд издалека — из-под купола неба и взгляд вблизи — с высоты человеческого роста. И всё это для объёмного взгляда на сложнейшее и глобальнейшее сооружение — Мать-Земля (ЗЕМЛЯ-СУША).

Повторюсь, что гениальность Голубиной книги про Камень, прежде всего, состоит в выведении триединства сущности ЗЕМЛИ-СУШИ — Мать-Земля, Буян-Остров, Алатырь-Камень, а это не что иное, как те самые взгляды на ЗЕМЛЮ-СУШУ с разной степенью приближённости (удалённости):
· с высоты человеческого роста — Алатырь-Камень;
· из под купола неба, да ещё к тому же из страшно далёкого прошлого — Буян-Остров;
· совсем уж с высоты — с высоты эмоционально-умозрительной философии, и не когда-нибудь, а взгляд сегодня, — Мать-Земля: земля — Мать!

Но, каким образом, спрашивается, можно было объективно взглянуть из под купола неба, если реально было подняться, только, на высоту колокольни?

Голубинокнижное триединство Мать-Земля, Алатырь-Камень, Буян-Остров свидетельствует не о каком-то случайном одномоментном просветлении разума, об очень продолженном происхождении каждого элемента триединства: триединство постигалось последовательным приближением к многогранности понимания, как оценка разных сторон явлений, как синтез множества проявлений. В результате, все множества оценок свелись к трём элементам одной системы — к триединству: Мать-Земля, Алатырь-Камень, Буян-Остров.

Сторонники схематизировать увидят в этой триединой схеме-системе понятийную "матрёшечность":
· эмоциональное — Мать-Земля — это собственно "матрёшка";
· абстрактное — Буян-Остров — это многосоставная сложность "матрёшка в матрёшке";
· приземлённое — Алатырь-Камень — это древесина и краска матрёшки.
И обратимость "матрёшки" в саму себя.
Любой земной камень, будучи плотью от плоти Алатырь-Камня (гранита), окаменением (гранитизацией) может быть снова превращён в Алатырь-Камень (гранит); любой гранит может переродится в камень земной.
Точно так же и множество островов, вдруг, может снова сойтись в Буян-Остров (суперконтинент), от родительской плоти которого, в свою очередь, через время, вдруг центробежно начнут отпочковываться детища — дети-острова — континенты-материки. Которые через время снова соберутся в Буян-Остров. 

Философ найдёт здесь соответствия категориям общее, отдельное, особое и т.п.
Люди религиозные увидят божественную простоту конструкции.
Дежурная цитата. Первая книга Моисеева. Бытие, глава 1. "И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо." Конец цитаты.

Если взглянуть на голубинокнижную каменную систему из под купола неба, но уже не просто как на схему, а как на животрепетание, то бросается в глаза условно статичная вертикаль и динамичная горизонталь голубинокнижной каменной системы.

Условно статичная вертикаль снизу вверх: бездонный Окиян-Море, на его поверхности на плаву Кит-Рыба, а у неё на спине — Мать-Земля. Главная здесь мысль — зыбкое основание под Мать-Землёю, однако с оговоркой: Кит-Рыба сегодня, слава богу, статична относительно Мать-Земли и не дай бог ей поворотиться.

Голубинокнижная глобальная каменная система по горизонтали динамично-подвижная и изменчивая во времени: сначала единое целое — Буян-Остров, а через время, вдруг, Мать-Земля (земля), как система земель-островов, разделённых между собой морями земными. Т.е. подвижная динамика этой системы носит характер центробежно расширяющейся системы — от компактного Буян-Острова до пространно распластавшейся на Кит-Рыбе Мать-Земли с морями земными: Буян-Остров всем землям Мати. А сегодня, повторюсь, мы говорим уже о центробежной сущности галактик и вселенной.

Взгляд на голубинокнижную систему с высоты человеческого роста — это значит увидеть камень близко  —  встретиться лицом к лицу с камнем:
- камни земные!
- Алатырь-Камень!
И не просто встретиться с камнем лицом к лицу, а увидеть живое трепетание его существования во времени: сначала был только Алатырь-Камень, как родительская среда, а через время он центробежно разродился детищами — камнями земными: Алатырь-Камень всем камням земным Мати.

Другой вектор жёсткой логики голубинокнижных истин — это материнство, как метод природы: Мы Все — начиная от любого камня земного и до любого ящера, птицы, зверя, и до самой Мать-Земли — Мы Все произошли от материнской плоти: камень земной от Алатырь-Камня (гранита);  Мать-Земля от Буян-Острова; Все рыбы — от Кит-Рыбы. Если перевести эти истины на геологический язык, то, в первом приближении:
· материки-континенты народились от суперконтинента Пангея;
· все поколения камней земных изначально произошли от гранита или благодаря существованию гранита (благодаря существованию Мать-Земли и Буян-Острова);
· все ящеры, птицы, звери произошли от какой-то одной девонской рыбы и каждым Нашим нервом или каждой нашей косточкой Мы Все по сути являемся, всего лишь, видоизменёнными, но, таки, рыбами. А Кит-Рыба всем рыбам Мати.

На самом деле, в голубокнижной системе материнства всё ещё глубже, если видеть в голубокнижном материнстве не просто причинно-следственную систему "мать и дитя", а систему матриархатов, понимая под матриархатом, прежде всего, материнолинейность, а именно центробежное множество нескольких поколений детищ от матери, как от центра.

Например, можно проследить целые системы матрирахатов, объединённых в один причинно-следственный вектор: Буян-Остров породил Мать-Землю, а Мать-Земля породила Всех Нас: существование Мать-Земли стало причиной существования камней земных, ящеров, птиц, зверей. А Мы Все тоже рожаем своих потомков — потомков Буян-Острова.

Кит-Рыба — это другая матриархальная система, в которой гипотетическая образная структура Кит-Рыба родила множество матриархатов рыб.
А в конечном-то итоге, Мы Все обязаны своим существованием первым двум матриархатам: матриархату Мать-Земли и матриархату Кит-Рыбы.
И третья наша мать — Мать Сыра-Земля — Наша носильщица, кормилица, заботница Всех Нас.
Таким образом, триединое материнство — причина нашего существования. Это триединое материнство роднит нас со всем живым на Земли и со всем каменным на Земле: и с Буян-Островом, и с Алатырь-Камнем, и с камнями земными, и со всем прочим, связанным с Мать-Землёю.
Или ещё один матриархат: множество поколений камней земных. В этом матриархате каждое предыдущее поколение камней земных было родительской средой для последующих поколений, но родоначально все камни земные — это потомки Алатырь-Камня (гранита).

Семь истин и больше десятка глобальных глубочайших современнейших смыслов. Вся система, несмотря на жесточайшую внутреннюю логику взаимосвязей всех элементов, животрепещущая и живущая (изменяющаяся) во времени.
Таким образом, в основу голубинокнижных истин заложена удивительная до невероятности общая методология, которая и позволяет этим истинам быть по-настоящему глубокими, всеобъемлющими, масштабными, и самое главное —  цельными. Повторюсь, такой цельный и глубокий ОДИН взгляд на природу вещей ни современной геологии, ни современной философии и не снился. Эту методологию ещё надо изучать и изучать, чтобы учиться. Да, нам, современным людям, учиться у Голубиной книги про Камень.


Рецензии