По полной программе

…Это сейчас молодые любят покупать всё готовое – от красок до холста, а во времена моего ученичества мастера нас учили по полной программе. Ты должен был уметь и холст натянуть, и краски своими руками приготовить. Краски это вообще большое дело. Во-первых, ты со временем выходишь на свою палитру и соответственно готовишь только «свою» краску. Находишь для неё разные методы готовки, которые придают ей особенные нюансы и помогают тебе выразить на холсте свою задумку. Другими словами, обретаешь свои секреты. Ну и конечно – холст! Тут тоже секретов и нюансов через край! Но начинают, вернее, начинали тогда все одинаково, всё проходили «вручную».

Я помню – первый холст у меня после просушки провис, а второй наоборот натянулся, как струна, до звона. Вообще же, если начинать, как говорится, с нуля, то надо выбирать материал плотный, без узелков и других дефектов. После того, как закрепишь его на подрамнике, желательно слегка смочить холст, но так, чтобы вода не просочилась на другую сторону материала. Тогда волокна ткани немного расширятся, и клей, который ты будешь наносить потом, тоже не протечёт на задник. А ещё лучше предварительно, перед грунтовкой холста и увлажнением, если на нём есть хоть какие-то неровности, немного отшлифовать его, например, с помощью пемзы или мелкой наждачной бумаги. И только после всей этой подготовки наносить клей.

Тут тоже своя технология. Первый слой должен быть из достаточно жидкого клеевого раствора комнатной температуры. Главное – не давить на материал, чтобы жидкость не протекала на изнаночную сторону. Не нужно делать несколько мазков кистью на одном месте, надо покрыть холст клеем быстро и равномерно. Как правило, это не даётся сразу. Хотя есть ребята, у которых рука, как говорится, поставлена богом. Всегда есть люди, которые в твоей профессии тебя удивляют и восхищают. И хорошо, если ещё обходится без зависти с твоей стороны. Почему бог всем выдаёт что таланта, что здоровья, что удачи по-разному, если все люди для него одинаково ценны?

И откуда тогда, кстати, берутся уроды с рождения и калеки после несчастных случаев, инвалиды в результате врачебных ошибок и мутанты из кунсткамер? Это тоже божье порождение? Или бог не всё контролирует? Как говорится, здесь помню, здесь не помню? Тьфу, что-то меня понесло не в ту степь. В общем грунтовку наносят в несколько слоёв, дав каждому просохнуть. Тут, правда, тоже каждый изощряется кто во что горазд. Если клей жидкий, то его наносят жёсткой и широкой малярной кистью или вообще щёткой, а студенистый раскатывают кто мастихином, кто линейкой, кто, представьте, ножом. А для разравнивания, чтобы выдавить лишний, используют, как правило, резиновый шпатель, каким пользуются маляры-штукатуры.
 
Теперь просушка. Клей между нанесением сохнет где-то часов двенадцать при комнатной температуре, а вообще грунты надо сушить несколько суток, причём нельзя выносить полотно на солнце или ставить у батареи, или наоборот на сквозняке. Кстати, есть такие составы грунтовок, содержащие масла, на которые уходит для просушки и по полгода, а то и по году. Грунтовок каких только нет. Теперь в магазинах для художников можно купить просто универсальное покрытие, которое годно для работы и с маслом, и с акрилом, и почти с чем угодно. Оно, конечно, по-своему хорошо: в него входят предотвращающие загнивание полотна вещества и пластификаторы, которые придают поверхности холста эластичность.

 И всё же я предпочитаю работать по старинке, готовить вручную и холсты, и краски. Собственно сейчас я этим и занялся. А что ещё делать в темноте. Яркий свет включать не хотелось, чтобы не разбудить женщину востока. Ладно уж, пусть спит, куда её сейчас выпроваживать. Я подтянул столик к торшеру и занялся священнодействием. Любая живописная краска состоит из двух веществ – красящего и связующего. Если красящее придаёт, понятно, цвет, то связующее объединяет всё в единую массу, но при нанесении на холст испаряется. Смешиваем всё в любой приличной ёмкости. Она должна быть стеклянной или керамической. Нельзя ни в коем случае брать металлическую – она может вступить в химическую реакцию с пигментом.

Я нашёл на своей полке подходящую низкую широкогорлую керамическую посудину, открыл окно и одел медицинские резиновые перчатки. Пигменты, они же красящие вещества, бывают токсичными, надо соблюдать меры безопасности. Поставил рядом бутылочку льняного масла (я привык работать с ним), положил стеклянный пестик для растирания и пустые тюбики для краски, купленные заранее в магазине. По-хорошему, надо бы надеть ещё и респиратор, но я у растворённого окна, так что сойдёт и так. Итак, всё готово. Начнём. Пигмент, не буду говорить какой, я купил вместе с тюбиками в магазине. Его можно найти только там. Я насыпал его горкой в посудину и сделал в ней углубление…


Фрагмент из романа «Княжна Гага». Роман не опубликован ни в бумажном, ни в электронном виде. Кто хочет прочитать его полностью, перейдите на сайт писателя Сергея Амана: www.sergaman.ru


Рецензии