Еще про писательство в СССР

Кстати, что интересно. Из авторов, которые долго жили в Магадане, и получили позднее всесоюзную/всероссийскую известность, первые публикации именно в нашем городе были, пожалуй, только у Альберта Мифтахутдинова. Ну, он там на журналистской работе был)))

Хрестоматийный пример любил мне приводить один из моих учителей, Петя Акимов. "Вот пыжатся все они, в "Магаданском комсомольце", но никто не говорит, что первый (и очень хороший) рассказ Куваева "Берег принцессы Люськи" пролежал у них год; и они его опубликовали уже после того, как он вышел в "Вокруг света"".

Здесь у меня есть ещё впечатление, что, вопреки стереотипам "в центре пробиться" легче, а не сложнее. В регионе все возможности публикации начинающего автора в советское время были завязаны на взаимоотношения внутри местечкового Союза писателей, который временами представлял жабогадюкинг 80 уровня.

Неофиту так временами и объясняли - вот тебя Д. ведёт, это хорошо, он бесконфликтный. А с Б. ты в столовой зря поздоровался, он сегодня ответсек, а его завтра не переизберут и тебе это припомнят, есть на это люди.

Ну и лимиты на издание (кто помнит выражение "делить листаж", ау?) в местной типографии местный сопис распределял, и, естественно, шансов получить "путёвку в жизнь" книге начинающего писателя было неизмеримо меньше, чем у труда какого-нибудь маститого Рафиля Гайнутдинова "На кранах и полигонах".

В Москве - да, народу в целом неизмеримо больше, но там же, по законам больших чисел, больше и людей с хорошим вкусом, чего-то в этих сописах добившихся, и более снисходительно относившихся к молодёжи, особенно "с мест".

Там, может, борьба велась ещё беспощаднее - но так как уровень плюшек в Москве неизмеримо выше провинциальных, то и происходила эта борьба на пару уровней выше, чем могли видеть неофиты.

При этом борющиеся за реальные московские блага люди понимали, что опасность для них представляют сверстники и люди несколькими годами моложе и старше - но отсюда, из столицы, а не некие понаехи. Которые, если и наберут сил, то уже в тот отрезок времени, когда нынешним бонзам это во всех отношениях будет всё равно.

А в регионе не было этого уровня плюшек, и людей вокруг гораздо меньшей кормушки гораздо меньше, поэтому вся драка ни на жисть проходила на одном-двух уровнях. И была гораздо более беспощадна.

Конечно, сейчас всё это - хорошо забытое прошлое. Хотя во многих регионах какие-то отделения Сописа и сохранились.

Кстати, интересно, к какому Сопису они приписаны - их, основных-то два. Один - условно "бондаревский", другой - окуджавовско-искандеровский, под патронажем Великой княгини Марии и наследника престола Гоги.

Вот написал сперва Великую княгиню в кавычках, а потом стёр. ХЗ что ещё нам всем предстоит увидеть.


Рецензии