Вся жизнь - творчество

Биографический рассказ

Подзноев Владимир Ерофеевич – кинорежиссер-оператор, член Союза кинематографистов России, Почетный работник «Артека», основатель киностудии «Артека».

        Мое пребывание в Гурзуфе в конце сентября, начале октября 2023 года, предполагало не только отдых и посещение моря. В один из дней конца сентября на утро была назначена запланированная ранее встреча с легендарным человеком – Подзноевым Владимиром Ерофеевичем.
Кинорежиссер-оператор, заслуженный работник культуры УССР, член Союза кинематографистов России, Почетный работник «Артека», основатель киностудии «Артека». Именно он создал и затем возглавлял её многие десятилетия. Владимиру Ерофеевичу 84 года, он уважаемый человек. В настоящее время руководитель огромного киноархива, снятого и собранного за многие годы, наставник молодого творческого коллектива.
Он оказался необыкновенно интересным человеком в общении. У меня состоялось несколько встреч с ним. Содержание этих бесед, воспоминания о детстве, становлении, о легендарных событиях прошедших лет, описанных Владимиром Ерофеевичем в рассказах, знакомство с современной киностудией «Артека», и киноархивом, стали основой для написания, предлагаемого читателю рассказа от первого лица, который я записал.

«Артек», кино и дети
     В одном из своих рассказов Владимир Ерофеевич пишет об истории возникновения и развитии киностудии:
«Артек» – Страна вечного Детства, настоящее государство на берегу Черного моря. В этом небольшом государстве есть свои города – лагеря с яркими корпусами. Красочные здания, костровые и спортивные площадки. Окутанные зеленью парков, они каскадами сбегают со склонов гор к морю, от Гурзуфа до Аю-Дага.
И все это вместе со сказочными скалами и бухтами делают Артек похожим на огромный и разнообразный съемочный павильон. Каждый уголок его – настоящая площадка, готовая для съемок фильма в любом жанре. И, конечно же, фильмы здесь снимались. Уже через три года после рождения Артека, в 1928 г., по сценарию поэта Владимира Маяковского здесь проходили съемки фильма под названием «Дети» («Трое»).
В 1935 году, в артековской бухте по сценарию Григория Рошаля, режиссер Александр Птушко поставил художественный фильм «Новый Гулливер». В 1936 г в “Артеке” создан художественный фильм «Счастливая смена» (режиссер В. Юренев). Полнометражный документальный фильм «Артеку-25» снимал режиссер Александр Роу. Так, два выдающихся режиссера – киносказочники Александр Птушко и Александр Роу связали свое творчество с «Артеком». В качестве режиссеров-операторов, совместно с В. Нестеровым и Г. Рейсгофом двухцветным методом в 1937 году сняли один из первых цветной документальный фильм «Артек». Стереоскопический киноочерк «День чудесных впечатлений в 1949 году поставлен в «Артеке» режиссером А. Роу. «Здравствуйте, дети», «Пассажир с Экватора», «Через тернии к звездам», «Одиссея капитана Блада» – это далеко не весь перечень фильмов, съемки которых проходили в детской республике. В съемках фильмов принимали участие и пионеры-артековцы.
Поэтому не случайно было появление «АРТЕКФИЛЬМА» в детской республике. Рождение студии было предопределено основанием в 1925 г. самого «Артека» и временем. То, что происходило в «Артеке» на протяжении десятилетий, приобретало не только всесоюзную, но и международную значимость. Вот поэтому ЦК ВЛКСМ и руководством «Артека» было решено: создать детскую студию «Артекфильм». Для этого были приобретены: профессиональная киносъемочная камера «Конвас – автомат» и проявочная машина. При материальной поддержке Главного архитектора проекта строительства Нового Артека – Полянского Анатолия Трофимовича и начальника Главного Управления Артека – Трусевича Дмитрия Александровича, были проведены первые киносъемки строительства Артека.
С появлением на экранах Артека, в 1965 г первого документального фильма «Страницы солнечной летописи», созданного творческой группой студии, собственно и начинается «Артекфильм». За эти годы отсняты на кинопленку сотни сюжетов, запечатлевших самые важные события и дела, которые проходили в Артеке.
В творческой картотеке студии – ленты самых разных жанров: документальные, видовые, учебно-методические, фильмы-концерты, сатирические киножурналы и киноальманахи. Многие документальные фильмы, созданные студией «Артекфильм», показывались по центральным каналам телевидения и были представлены в Международных детских программах в Германии, Франции, Америке, Японии.  Председатель Центрального Совета пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина Федулова Алевтина Васильевна часто бывала на важных событиях и мероприятиях, проводимых в Артеке. В свободное время просматривала отснятые киноматериалы хроники и говорила нам: «Сохраняйте богатство студии кино-видеоархив. Он уникален, как уникальны и неповторимые встречи в Артеке».

Владимир Ерофеевич:
Раннее детство
      «Я родился 18 августа 1939 года на приисках Верхне-Енисейска, Красноярского края. Через год после рождения, родители переезжают на Камчатку, где жили наши родственники.
Как рассказывала мама, Мария Климентьевна, переезд был тяжелый, мне был всего год, и она беспокоилась, как я его перенесу. Особенно мама переживала, как я перенесу путешествие по морю из Владивостока в Петропавловск-Камчатский и в Усть-Камчатск. Её опасения были не случайны: мы попали в шторм, многие люди чувствовали себя плохо, давала знать о себе, так называемая, «морская болезнь».
Забегая вперед, могу сказать, что этот морской переход меня закалил. Уже став кинооператором, режиссером, мне приходилось снимать много сюжетов в Черном море, даже планировались съемки в ревущих 40-х широтах, в районе Острова Кергилен, в Индийском Океане». Так вот, морская качка на меня не влияла, видимо, вестибулярный аппарат был натренирован с детства.
Поселились мы на Камчатке в 1940 году в поселке Лазо, это название он получил в честь героя Гражданской войны. Отец, Ерофей Иванович, работал в недавно организованном леспромхозе и занимался заготовкой деревянных чурочек, которые использовались, как топливо для газогенераторных автомобилей.
С отцом мы часто бывали на природе. Ходили на охоту, тайга-то рядом. Неподалеку река Камчатка, много рыбы. Рыбу заготавливали на зиму путем соления и копчения. Много было в округе и ягод. Мне нравится полуостров Камчатка, хотя климат там суровый, много снега зимой, но все же мягче чем в Сибири, поскольку рядом океан.
Там на Камчатке я жил во время Великой Отечественной войны. Мне было 5 лет, я хорошо запомнил, как к нам в гости из Милькова приехал отец Ерофея Ивановича. Дедушка привез нам бумажный громкоговоритель мы все были очень рады такому подарку, могли теперь слушать музыку и слушать сказки, а взрослые узнавать новости с фронта. На большой карте родители отмечали флажками освободившиеся от фашистов города. Скоро пришла долгожданная Победа. Родители ушли на праздничные торжественные мероприятия, которые проводили в большой столовой, а мы, дошкольная шпана, играли в футбол. Правда, мяча футбольного, настоящего не было. Мы набивали тряпочный шар чем придется и вот таким «мячом» играли. Играли на совесть до отказа, поэтому и уставали, были вспотевшими. А соседка-девочка, немного старше нас, жила рядом, видя, что мы уставшие, спросила: «А пить хотите?»
– Да конечно хотим, – отвечали мы.
Вот она и вынесла нам браги, которая была практически у всех, мы выпили по стакану с удовольствием, ведь были разгоряченные, уставшие.
Конечно, когда родители вернулись они заметили, что мы были «навеселе». Но обошлось, вот так мы встретили день Победы на далекой Камчатке.

Школа
     В 1946 году я начал обучение в школе. Какой-то особенной подготовки не было. Мама, конечно, готовила одежду и необходимое для школы. Мы играли около школы, к нам подошел преподаватель, который завел нас в школу и рассказал нам, что 1 сентября – начало учебного года. А школа была необычная – всего 4 класса. Все занимались в одном классе. Первый ряд – первоклассники, второй ряд – второй класс и так до четвертого ряда. Учил нас преподаватель – молодой парень, он и до школы общался с нами, видел, как мы играем, чем занимаемся, как общаемся между собой, то есть знал нас.
Проблем тогда было много, например, у нас не было фабричных тетрадей. Тетради изготавливали наши родители сами, использовали мешки из-под сахара и риса. Из мешков вырезали листочки и потом их сшивали в тетрадь. Чернил и авторучек тоже не было. Перья где-то достала мама. Вместо чернил использовали свекольный рассол, которым и писали.
Занятия проходили так: учитель, дав задание первому классу, переходил ко второму и так далее. Мы делали задание, но нам, конечно, было интересно, а чем занимаются другие. Поэтому мы как-бы наперед знали, а что будет дальше в нашем обучении.
Учитель, конечно, запомнился на всю жизнь. Он, наверное, окончил или педагогическое училище, или педагогический институт в Петропавловске-Камчатском. Жил он один и очень много внимания уделял нам. Интересно и увлекательно рассказывал нам о стране, где мы живем и трудности в жизни мы обязательно переживем, надо хорошо только учиться. Ему удавалась создать дружественную обстановку в нашем коллективе. Никогда никто никого не толкал, не говорил обидных слов, мы очень хорошо относились к девочкам. Мне давали задания, я учил и читал стихотворения, а учитель говорил моей маме, что я, наверное, буду работать в искусстве, видимо он почувствовал во мне какие-то таланты. Учителя мы очень любили и когда он как-то заболел, то мы всей школой ходили проведать его и чем-то помощь, чтобы он быстрее выздоровел. Родители приносили продукты и готовили обеды.
      В 1949 году родители решили уехать с Камчатки, учитель сказал, что он нас проводит в Петропавловске-Камчатском. Мы собрали вещи и из Милькова отправились на небольшом катере по реке Камчатка, вниз по течению, проплывая поселок Ключи, рядом как раз с вулканом Ключевская сопка. В 1946 году вулкан «проснулся» и я наблюдал за извержением, где из его сопла вырывалась раскаленная лава.
     Прибыли мы в Усть-Камчатск, пристани никакой там не было. Нас пересадили на другой небольшой катерок, на котором мы причалили к уже стоявшему в море кораблю. На кране нас подняли на палубу, и мы поплыли в Петропавловск. Там пришлось два дня ожидать другого судна, а устроиться было негде. Наша семья и еще несколько семей, в Петропавловске нашли около города место, где лежали большие строительные трубы. В них мы нашли укрытие от дождя, был август месяц, еще было тепло. Наконец, мы подплыли на катере к большому судну, также нас поднимали краном на борт. Школьный учитель сдержал слово, он пришел нас проводить, а сам он, конечно, остался на Камчатке. К большому сожалению, я не помню, как его звали. Образ помню, а фамилия, имя и отчество не остались в памяти.
По пути во Владивосток мы с корабля видели сопровождавших нас дельфинов, также видели кита с фонтаном над ним. Мы, дети, бегали по палубе, нам все было очень интересно.
Прибыв во Владивосток, опять встал вопрос, где дожидаться отправления поезда, на который были куплены билеты. Вокзал находился в нижней части города, мы, поднявшись наверх, устроились в одном из скверов, где неподалеку ходил трамвай. Нас было трое детей, мама и отец, я из детей я был старшим. Мама купила в ларьке на вокзале помидоры и конфеты «цветной горошек». На Камчатке тогда этого мы не видели. Мы, конечно, набросились на эти покупки. После этого я лет пять не ел помидоры, как сказали врачи, не было в организме ферментов. А то, что мы в детстве не получали конфеты, то со временем сохранили здоровые крепкие зубы. Опустились сумерки, я с интересом смотрел на спелые звезды, на пыхтящие паровозы. В назначенное время, вечером, мы сели в поезд. В пути я смотрел в окно на проплывающие в окне пейзажи и на искры, вылетавшие из трубы паровоза.
     Мы вышли из поезда, приехав в Улан-Уде, где жили наши родственники. Там я пошел в школу в третий класс, но что-то наше пребывание в этом городе не складывалось. В школе у меня были проблемы с учебой. Хорошо, что мы довольно быстро приняли решение и уехали к маминой сестре в город Рубцовск, что неподалеку от Барнаула в Алтайском крае. Недели две занял переезд. По прибытию на новое место жительства, я опять пошел в школу, и здесь у меня в учебе все сложилось хорошо.
Мои родители после Камчатки все подбирали место, где остановиться. Из Рубцовска мы переехали в город Черемхово – город шахтеров в Иркутской области. Я помню это сталинское время, я его ощутил на себе. Тогда обучение в школах было раздельным: были школы для мальчиков и школы для девочек. Как-то на перемене в школе я стоял вместе с ребятами, которые курили. Куривших ребят, конечно, засекли, и как результат меня, учащегося 3-го класса из школы исключили.
В связи с этим, отец определил меня в вечернюю школу. И вот, по вечерам, когда уже заканчивались занятия, а это иногда было и 8 часов вечера, отец встречал меня из школы. В вечерней школе, конечно, учились ребята значительно старше меня. Меня удивляло, что на переменах ребята бегали за девчонками и все норовили обнять их. Я смотрел на них и все думал: «И что они пристают к девчонкам? Что им надо от них?».
      В конце концов, отец решил уехать из этого неспокойного шахтерского города, в котором обстановка была криминальной. После зарплаты обязательно случались разные происшествия. Снабжение было плохим, даже за хлебом нужно было занимать очередь с четырех часов утра. Отец поэтому и принял решение уехать опять в Красноярский край, на Енисей, но не на север, а на юг.
Итак, мы переехали в поселок Сизая Шушенского района Красноярского края, находившееся на правом берегу Енисея. Нам там выделили участок, отец построил дом, посадил сад: яблоки, ранетки, которые со временем выросли.

Посёлок Сизая
В этих краях, неподалеку от Сизой в Шушенском с 1897 по 1900 год был в ссылке В. И. Ленин. Там меня принимали в пионеры.
     Надо отметить, что в этом месте потрясающая природа. Енисей, река Сизая, прекрасные леса, мраморные горы, отличная рыбалка, водится хариус. Отец считал, что он сделал правильный выбор, чтобы здесь поселиться навсегда. Окончив в1954 году семилетнюю школу, в которой, кстати, позже учился борец вольного стиля, будущий двухкратный олимпийский чемпион Иван Ярыгин, передо мной встал вопрос: куда идти учиться дальше?

Профессиональное образование
     Рядом город Минусинск, красивый, ранее купеческий городок, в котором жило в свое время много декабристов. Город славился тем, что в нём чудесная земля, в которой выращивали великолепные помидоры, что делают до сих пор и в сентябре даже устраивают фестиваль на лучший помидор: выбирают лучшие по весу и по форме, и по вкусу. Я таких и в Крыму не видел, хотя здесь столько солнца, прекрасный климат и помидоры должны быть отличными. А там берешь помидор, разламываешь его, а он как будто сахаром посыпанный, а вкус просто замечательный.
Там мне запомнились и отличные отношения между людьми. Например, соседи всегда помогали друг другу, если требовалось. Если кто-то строил дом, обязательно помогали ему. Праздники тоже отмечали вместе. Мама у меня хорошо играла на балалайке и пела, поэтому всегда участвовала в таких встречах. Она помогла мне определиться в дальнейшей учебе. В Минусинске имелось Культпросвет училище, в котором было много отделений, я выбрал театрально-режиссерский. Купить музыкальный инструмент – баян в то время было трудно. Музыкальные инструменты почти не доходили до магазинов. И только на рынке в Абакане, Хакасии с рук, в хорошем состоянии купили долгожданный подарок от мамы. Я был счастлив!
Закончив обучение в училище, меня распределили на работу в парк культуры и отдыха города Минусинска, на должность режиссера-постановщика массовых мероприятий. Парк был очень хорошим, красивым. Мы часто с концертами выезжали в ближайшие поселения района на выделяемой автомашине «полуторка».
Подошло время призыва меня на военную службу. Меня вызвали в Отдел культуры Минусинска и начальник мне сказал: «Пока тебя еще не призвали в армию, назначаем тебя директором дома культуры в посёлке Знаменка, это чуть более 25 км. от Минусинска.

Служба в армии
      Однако, вскоре, после нескольких медицинских комиссий, меня все же призвали в Армию. На службу направили в Красноярск-26. Поскольку у меня был диплом и практическая работа в области организации культурно-массовых мероприятий, меня назначили начальником большого клуба. В клубе была хорошо организована самодеятельность, в которой участвовали не только солдаты, но и офицеры, а также их жены и члены семей. Часть была большая. Начал с ефрейтора и со временем получил звание старшего сержанта. Служили в то время три года.
В армии у меня был друг, Семен Шмулевич из Красноярска, он закончил финансовый техникум, когда служил, его избрали комсоргом батальона и мы вместе с ним все три года готовились для поступления в высшее учебное заведение, для чего постоянно ходили в библиотеку. Мы с ним даже подали вместе документы на поступление в Ленинградский государственный институт культуры. Ему подтверждение-вызов пришел сначала, а потом мне, а тут по радио передают, что в связи с Кубинским кризисом 1962 года демобилизация отменяется. Однако мы были уже в электричке и на дембель все документы были оформлены, и поэтому успели, нас эта отмена не коснулась. Посоветовавшись с другом и рассказав ему многое о Ленинграде, поскольку я просмотрел все возможные фильмы об этом городе, да и замполит, который служил у нас, учился в этом городе и многое рассказывал о нем, о том, как прекрасен этот город, мы направились именно туда.

Ленинград
     Итак, мы с другом, поехали в Ленинград. К счастью мы оба поступили на учебу в Ленинградский
Поначалу я думал, что отработаю, что положено, по распределению, а это 3 года, и потом уеду к себе в Красноярский край. Еще во время учебы, когда я приезжал на каникулы домой, в самолете я познакомился с человеком, который был начальником Управления культуры всего Красноярского края. Он мне предложил любое место после окончания института, хоть директором театра или кем я только захочу. И я собирался после отработки положенного срока вернуться в Красноярский край. Но получил от своих друзей письмо, в котором мне сообщили, что знакомый начальник, к сожалению, погиб в автомобильном происшествии.
     Итак, получив диплом и направление, я приехал в Крым в «Артек», где был назначен заведующим киностудией. До меня киностудии как таковой не было, занимались в кружке юные кинолюбители, они познавали азы создания фильма. «Артек» в то время существовал под началом Центрального Комитета ВЛКСМ. Руководство «Артеком» хорошо понимало, что значит запечатлеть для истории на 35 мм кинопленке летопись лагеря, его жизнь и развитие.
     Вот очень коротко о том, как я стал кинематографистом. Конечно, можно сказать, что творческая учеба и совершенствование продолжались всю мою жизнь.
Сейчас я работаю над серией рассказов о жизни и творческой работе киностудии «Артек».

Петер Правдин
2023 г. Гурзуф.
      


Рецензии