Приключения Колобка или трудовые будни русского кр
Традиционно сказка начинается, что жили-были старик со старухой и старик попросил старуху:
– Испеки мне, старая, Колобок.
А старуха отвечает: – Да из чего испечь-то? Муки то нет.
Здесь видно, что Колобок рождается в семье у родителей далеко не фертильного возраста у дедушки с бабушкой, которые живут в избушке недалеко от леса. Действие происходит летом, после посевной, видимо поэтому всё зерно ушло на посев, поэтому старуха на просьбу деда отвечает, что муки нет. Дед упрекает старуху: – Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби – вот и наберется. Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала Колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Какой вывод можем сделать из этого отрывка?
Дед в доме начальник и хорошо знает своё хозяйство, бабушка слушается деда, внимает его просьбе идет в амбар и набирает две горсти муки. Затем бабушка делает тесто, причем тесто замешивает на сметане, скатывает колобок и жарит его в масле, хотя старик сказал: - “Испеки мне”.
Что такое амбар? Из Википедии. “На Руси амбары предназначались в основном для хранения запасов зерновых и других культур. Изнутри амбары делились на отделения, которые назывались закромами или сусеками (засеками)”.
Мы видим, что у стариков в хозяйстве есть амбар, есть корова от которой они получают сметану и масло.
Теперь давайте прикинем какого примерно размера должен был получиться Колобок из двух горстей муки? Попробуем его сравнить с современным хлебобулочным изделием, например с батоном нарезным.
В соответствии с ГОСТом Батон нарезной: Вес 1 батона 400 гр Длина 26...30 см ширина 9...11 см Вырабатывается продолговатой формы с закругленными, тупыми или острыми концами, на поверхности имеют несколько косых надрезов.
На один батон нарезной, весом примерно в 400 г.:
Мука пшеничная высшего сорта - 330 гр.
Вода комнатной температуры - 138 гр.
Маргарин 82% (масло сливочное) - 21,6 гр.
Сахар - 24 гр.
Соль - 9,6 гр.
Колобок вероятно получился у старухи примерно в том же объеме, что и нарезной батон.
Как можно испечь изделие из теста, чтобы оно было идеально круглой формы? Обычно используют специальную металлическую форму или сковороду, при этом хлеб получается в форме кирпичика или в форме полусферы.
Старуха, как говорится в сказке, изжарила его в масле. Можно предположить такой вариант: она растопила коровье масло в горшочке и в этом мале изжарила Колобок, так как готовят картофель фри.
Когда Колобок был готов, она положила его на окно остывать.
В сказке всегда заложена какая нибудь аллегория, которая доносит до нас более глубокий смысл произведения.
Аллего;рия (от др.-греч. ;;;;;;;;; — иносказание) — художественное представление абстрактных понятий и обобщений с помощью конкретных образных воплощений.
Рождение Колобка может через видимый образ представить нам, как зарождается ребенок во чреве матери. Яйцеклетка, как и колобок образуется в форме шара
Яйцеклетка — самая большая клетка в человеческом теле, её даже можно рассмотреть без микроскопа, невооружённым глазом. По размеру она примерно в 20 раз больше сперматозоида. Диаметр составляет 0,12 мм — это сравнимо с песчинкой. Ооцит имеет форму шара. После выхода из яичника он живёт от 12 до 36 часов. После этого срока он распадается и выводится при менструации.
Колобок как и яйцеклетка содержит белки. жиры и углеводы.
Давайте сейчас рассмотрим почему наш герой назван Колобком, какова этимология этого слова?
Слово «колобок» не имеет общепринятой этимологии. В Толковом словаре Даля упоминается старинное слово «коло», что означало «круг, окружность, обод, обруч, колесо». Также существовало слово «колоб», в значении «башка, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец, небольшой круглый хлебец, конурка, толстая лепешка... круглый пирог с толокном». Соответственно, «колобок» может быть уменьшительное от «колоб».
Большинство древних религиозных культов были тесно связаны с небесными светилами, так как их движение происходило в четкой хронологической последовательности и в связи с этим живые существа могли выстраивать свою жизнь в определенном ритме и заранее предугадывать последующие события.
В Библии в первой главе, Бытие 1:14. говорится так: “И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;”
У народов, проживающих на территории России, были праздники и многие ещё сохранились, которые связаны со знаковыми природными явлениями, такими как осеннее и весеннее равноденствие, зимнее солнцестояние.
Солнцестоя;ние (древнеславянское название солнцеворо;т) — астрономическое событие, при котором Солнце над горизонтом в истинный полдень находится на максимальной высоте (19—22 июня - летнее солнцестояние) или минимальной высоте (20—23 декабря - зимнее солнцестояние). В день летнего солнцестояния наблюдается самый длинный день и самая короткая ночь, а в день зимнего солнцестояния наоборот — самый короткий день и самая длинная ночь по сравнению с любым другим днём года (за исключением полюсов).
Непосредственно происхождение термина «солнцестояние» связано с тем, что во время этого явления высота полуденного Солнца над горизонтом несколько дней почти не изменяется, Солнце словно «стоит на месте». «Солнцеворотом» солнцестояние называется, потому что после него полуденная высота Солнца начинает изменяться в противоположную сторону (росла — начинает убывать, уменьшалась — начинает расти).
Различают весеннее и осеннее равноденствие. В северном полушарии весеннее равноденствие происходит 20 марта, когда Солнце переходит из южного полушария небесной сферы в северное, а осеннее равноденствие происходит 22 или 23 сентября, когда Солнце переходит из северного полушария в южное. В южном полушарии — наоборот, мартовское равноденствие считается осенним, а сентябрьское — весенним.
В народном представлении эти праздники имеют такие характеристики:
• Коляда: 21/25 декабря — зимнее солнцестояние/солнцеворот — световой день начинает увеличиваться — чествование молодого народившегося Солнца в образе ребенка;
• Ярило: 21–22 марта — весеннее равноденствие — день становится могущественнее ночи — чествование юного ярого Солнца в образе юноши;
• Купало: 21—22 июня — летнее солнцестояние — наивысшая точка света — самый длинный световой день — чествование зрелого Солнца в образе мужчины на пике его могущества.
• Хорс/Авсень: 21—22 сентября — осеннее равноденствие — солнце старится, угасает — световой день уменьшается — дань уважения уходящему Солнцу в образе Старика.
В нашей сказке действие вероятнее всего происходит 21 - 22 июня на праздник Купало и Колобок здесь рождается, как символ Солнца, как маленькое солнышко (заяц - зайчонок, волк - волчонок, медведь - медвежонок, лиса - лисенок).
В народном творчестве есть такое обращение к Солнцу, как Солнышко-колоколнышко. Можно предположить: если Коло - это Солнце, то кол - это луч от Солнца, т.е. колоколнышко - это лучистое солнышко.
Солнышко-колоколнышко, Ты пораньше взойди, Нас пораньше разбуди: Нам в поля бежать, Нам весну встречать!
Из всех выше приведенных рассуждений можно сделать вывод, что Колобок является символом движения Солнца по небу. В этом случае получается, что когда старуха изжарила Колобок и положила его на окно остывать, уже взошло Солнце и его видно в окошко, а это время, когда летом пора выходить крестьянину из дома на работу. Заметим, Колобок не спрыгивает с окошка во двор или сразу на улицу, а он, когда надоело ему лежать, покатился с окна на лавку, с лавки на пол, потом к двери, прыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота и покатился дальше и дальше.
На своём пути Колобок встречает четырех животных, которые пытаются его съесть - это заяц, волк, медведь и лиса. Давайте опять же подумаем, что может символизировать эта аллегория с четырьмя зверями. Взошло солнце и вместе с ним начинается новый день, люди просыпаются, идут на работу, решают насущные проблемы, занимаются хозяйством и ещё много чего, чего и не перечислить. В нашей сказке повествуется о сельской жизни, которая очень тесно гармонирует с жизнью окружающей природы, поэтому активная деятельность начинается с восхода солнца и заканчивается с его заходом.
Световой период продолжается примерно с 6 утра и до 10 вечера, это 16 часов. Давайте каждому животному, которые повстречались Колобку, дадим по 4 часа, тогда получится: время зайца с - 6 до 10, время волка с - 10 до 14, время медведя с - 14 до 18, время лисы с - 18 до 22 часов.
Получается всё очень даже логично:
Время утром с 6 до 10 часов - пробегает как заяц.
С 10 часов до обеда, до 2 дня - работаешь, как волк, да ещё с голодом борешься.
После обеда с 2 часов до 6 вечера - как медведь “мешки ворочаешь”.
А уж с 6 вечера до 10 вечера нужно быть хитрым как лиса, чтобы своими делами заниматься.
Вот так сказка про Колобка доносит до детей в доступной для них и наглядной форме то, как складывается будний день для трудового человека.
Свидетельство о публикации №224041000709