Отзыв о сборнике рассказов Е. Лавровой
Этой фразой из рассказа «Ностальгия» объясняется главное смысловое значение художественного произведения, ранящего душу и будоражащего совесть.
У автора Елены Лавровой была спокойная размеренная жизнь, работа преподавателем в одном из высших учебных заведений Горловки. Был мир и относительное материальное благополучие. Был и престиж, завоёванный писательской деятельностью. Как вдруг всё это покрылось мраком страданий. И писатель по призванию принялась делать то, к чему была предназначена судьбой. Так из-под её пера вышли «Рассказы о войне в Донбассе», по сути явившиеся хроникально-документальным свидетельством переломной истории не только данного края, но по большому счёту России в целом.
На Донбассе шли на референдум о независимости, как на праздник. Верили в лучшее. Но государственный переворот в Киеве и объявление так называемой анти террористической операции (АТО) ударило обстрелами и разрушениями. Разрушениями не только зданий, но судеб человеческих, разрушением понятий добра и зла, разрушением жизни.
11 мая 2014 года героиня одного из рассказов голосует на референдуме против отделения Донбасса от Украины, считая, что «отделять неправильно, надо договариваться», а в результате попадает в пансионат для беженцев на территории незалежной и там сводит счёты с жизнью.
А вот другой сюжет. Благополучная шахтёрская семья (да и не одна!) рассыпалась вдребезги под воздействием столкновения идеологий, и родные братья оказались по разные стороны, а их отец в числе самых первых уходит в народное ополчение («Ушёл к Мотороле»).
Поначалу не верилось, что война уже дохнула в лицо. Но вот нога нацистов реально оставила след в донецкой степи, и взору предстали ужасающие свидетельства пыток и погребений людей заживо. Ополченец Александр Орлов перед тем, как нацики ему, ещё живому, предлагают поторговаться за жизнь, цитирует слова французского философа эпохи Возрождения Мишеля де Монтеня: «Не за всякую цену можно купить себе жизнь» («Сепар»). Это ли не сила духа!
Противоположные черты характера демонстрирует сбежавший с поля боя под воздействием животной жажды жизни механик-водитель родом из украинской глубинки («Быдло»). Ему контрастом – донбасское гостеприимство, благородство, милосердие и воля без наказания. Таков народ Донбасса. И тут мерзейшим поступком воровства подчёркивается важная деталь: МАЙНО для щирого хохла превыше всего.
Тогда как в рассказе «Торрористка баба Нина», в малом возрасте пережившая ужасы фашистской оккупации Донбасса в 1941 году, говорит: «Бог с ним, с имуществом. Имущество – дело наживное». Её воспоминания детально оживляют в памяти роман Фадеева «Молодая гвардия», написанный в 1945 году. Осенью 41-го Ниночке Шевелёвой 10 лет, и она была связной у партизан. На старости лет – одинокая старуха, потерявшая мужа и двух своих сыновей, живёт в полуразрушенном доме, но духом не пала и продолжает коротать свой век под нескончаемыми обстрелами.
Особая ценность современных «Рассказов о войне в Донбассе» состоит в том, что ни один из них не вымышлен. «Реальность бывает страшнее самых страшных снов» (цитата из рассказа «Икона»). Более того, автор зачастую является личной участницей происходящего.
Вот она вместе с детьми спасает с крыши девятого этажа беспородного здоровенного пса («Собака на крыше»), в страхе под очередным обстрелом вбежавшего сюда.
А вот под именем Елена Львовна – её присутствие на собрании кафедры мировой литературы университета, который по приказу Министерства просвещения Украины собираются эвакуировать из Горловки прочь («Раскол»). За неподчинением данному приказу «наступала новая жизнь со многими неизвестными» (цитата).
В рассказе «Мотя» Елена Лаврова – это Елена Ивановна, являющая собой образец человечности и олицетворение прекрасных, сильных людей, не сбежавших от войны, а продолжающих здесь выживать: (цитата) «Горловка – большой шахтёрский город на Донбассе, город, над которым гремит война»…
Гремит уже десятый год к ряду!!!
Здесь люди сходят с ума в буквальном смысле слова, на глазах теряющие своих детей («Икона»).
Здесь уходят из жизни лучшие из лучших. Такие, как молодой, воспитанный, в совершенстве владеющий французским и обладающий немалыми знаниями иностранной литературы красавец – преподаватель ВУЗа Алексей Иванов («Позывной Флобер»).
Здесь медики каждодневным изнурительным трудом совершают подвиги. А кто-то, напротив, бежит от нескончаемых ужасов войны прочь («Смерть кота Мура»).
Здесь национальный вопрос обостряется настолько, что донецкие украинцы по происхождению становятся истинно русскими, а русские – охохлячиваются и, спасая свою шкуру, бегут прочь.
Растёт и растёт число скитальцев по белу свету, где их по большому счёту вообще никто, нигде не ждёт, не исключая и Россию («Скиталица»).
Не раз каждый, наверняка, задаёт себе вопрос: сколько несчастий может пережить человек и не сойти при этом с ума?
Из гражданской войны, на которой каждый сам выбирает с кем ему быть в одном строю и против кого воевать, война с Донбасса давно уже перешла в иную стадию. Никто по сию пору не даёт ей должной характеристики. А покуда это так, не исключено – эхо этой войны отзовётся даже там, где пока ещё вовсе не подозревают, что своим чёрным крылом она зависнет над каждым, где бы он ни был.
Интуиция мне подсказывает, что писатель с Донбасса Елена Лаврова устами героини оного из своих рассказов говорит лично о себе: «Переживая очередное несчастье, Ольга Борисовна не знала, что самое большое, самое ужасное несчастье судьба приберегла для неё напоследок, и это несчастье называлось – война».
Чтобы война не коснулась крылом, надо не оставаться в стороне. Читайте эти рассказы. Читайте. И начинайте действовать.
Нина Остапенко - заслуженный журналист республики Крым
09.04.2024.
Свидетельство о публикации №224041000714