Философия. Реферативный обзор

Чтобы выстроить в сознании ясное представление о мировой философии и о периодах её развития, необходимо проследить в хронологическом порядке или хотя бы обозначить её ярких представителей, положивших начало и последующее развитие теории познания.
                Философские  воззрения начинали зарождаться  ещё  в Древнем Вавилоне (современный  Ирак ), Древнем Египте, Китае и Индии.  Эти древнейшие цивилизации требовали осмысления  их практических навыков и потребностей; Например, в Др.Египте были крайне необходимы знания  по сезонному разливу Нила, воды которого требовались для орошения земель,  возникла потребность в знаниях геометрии и арифметики для строительства пирамид.
Жрецы, как образованная часть общества, распространяли свои религияозно-философские  взгляды на сотворение мира, космологию и астрономию.

ИМХОТЕП(«пришедший в умиротворении») -  древнеегипетский  мудрец, архитектор, астролог  Древнего царства ;  «чати» - визирь  Джосера первого фараона III династии ( 2630-2611 г. до н.э. )  - бог медицины, позднее ( 664-332 до н.э. )  был обожествлён.
Имхотеп спроектировал  первую, ступенчатую пирамиду ( усыпальницу  Джосера ) и  стал основоположником  архитектурной традиции всего  Древнего  царства. Он также был покровителем писцов: «..прежде, чем приступить к работе, писцы лили на пол воду из сосуда», выказывая таким образом своё почтение  Имхотепу.
Культ  Имхотепа  достиг своего эпогея  в греко-римский период, когда  его храмы в Мемфисе и Фивах  на  Ниле  были заполнены толпами больных, жаждущих  исцеления,  оставались  на ночь в его святилище.

ПТАХХОТЕП (примерно 2425-2375 до н.э.) . Он был  визирем (высшая должность в Древнем Египте), правая рука фараона , распоряжался всем и всеми  за исключением военных структур ). Это было время правления фараона Джеткара Исеси ( V династия Древнее царство.
Птаххотепу принадлежит авторство  «Поучений Птаххотепа», сохранившееся на папирусе  Присса.  Автор  осуждает жадность и стяжательство, уверяя, что после смерти богатство не поможет,  какой бы роскошной гробница не была.  Всего 37 поучений. Он пишет, что перед судом бога  Осириса значение имеют поступки человека, а не сокровища;  необходимо стремиться к знаниям .. и быть внимательным к жене.

    Если рассматривать мировоззрение в Древнем Вавилоне, то оно, как и у других народов   Древнего Востока,   неотделимо  от  мифилогии  -  начальные попытки осмыслить  наблюдаемые явления природы.
Сказания о возникновении богов  ( «теогония» )  постепенно превращаются  в верования;  а происхождение  мира в  ( «космогонию» ).
Главным отцом богов у  вавилонян  считалась  Луна,  Солнце же источник тьмы, т. к. погашает сияние небесных светил;  звёзды тоже божества, но только в ночи.  Луна — вечный неистребимый источник жизни.  Однако, со временем борьба  между добром и злом  стала изображаться в  древнем мире как  победа  света  над  мраком.
Наиболее ярким памятником литературы Вавилона  является  «Диалог  господина  и раба» ...о смысле жизни.  А также    космогонические мифы  и  сказания о потопе  ( позднее описанные в Библии ), которые оказали своё влияние на греческую, еврейскую ( иудаизм ), сирийскую мифологию.
Открытие  учёными кодекса  Хаммурапи  стало причиной  бурной полемики в богословских кругах, а именно, что  вавилонский  свод законов был явным  предшественником «Законов Моисея».  Наибольшее  количество   сходства  приходилось на  «Книгу  Завета"   и, отчасти  на  "Второзаконие".   Это подобие рассматривается в книге  Ф.Делич (  1902 г. )  «Вавилон и библия».

   Философия  ( мудрость ) как самостоятельная дисциплина возникла в середине  I-го тысячелетия до н.э.   одновременно  в Китае, Индии  и  Древней Греции.  Это был переход от мифологического восприятия к мировоззрению  как результату  интеллектуального поиска. В Индии  сформировались  адживика, джайнизм, буддизм;  в  Китае конфуцианство,  даосизм;  и самая  известная   философия  Древней  Греции.

    Преподаватели философии  на скептические возражения студентов, что философия не приносит никакой практической пользы, что это всего-лишь  рассуждения ради рассуждений или пустое мудрствование,
любят приводить пример из жизни древнего философа и математика  досократовского периода - ФАЛЕСА  (624- 546 г. до н.э. )  - основателя  милетской школы философии.
         Этот Фалес с помощью математических вычислений урожайных и неурожайных времен  ( а философы это часто бывают математики )  расчитал обильный урожай оливок, скупил маслобойные пресы  и, продавая их в в урожайный год по завышенной цене, заработал на этом много денег. И таким образом показал практическое применение философии.
Сочинений Фалеса не сохранилось, но известно, что он учился у египетских жрецов и  вавилонских халдеев ( семитские племена — позже жрецы в Вавилоне ).
         Под влиянием жрецов Египта античная философия сформировалась на  основе древнегреческой традиции    м у д р с т в о в а н и я    и   м и с т е р и и.
Однако,  Аристотель в своё время, сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало.. без посредства   м и ф о л о г и ч е с к о г о  мышления. Фалес утверждал, что все... вышло из воды.  Это выделение первоначал подразумевало  переход  от ЧАСТНОГО  к   ВСЕОБЩЕМУ, символы  всеобщего одушевлялись и даже обожествлялись  -  гелоизм.
         К досократовскому периоду относится также  ГЕРАКЛИТ ( 535- 470 г. до н.э.) 
Человеческая душа, по мнению Гераклита, состоит из теплого сухого пара; она – чистейшее проявление божественного огня; она питается теплотою, получаемою от огня, окружающего вселенную; эту теплоту она воспринимает дыханием и органами чувств.
Именно Гераклитом был введен термин «ДИАЛЕКТИКА», означающий учение о мире, при котором мир является взаимосвязанным целым, находится в постоянном движении и развитии, источником которого есть борьба противоположностей.
Он никогда не говорил прямо. Его речь всегда был метафоричной, понять ее удавалось немногим. За это его прозвали поэтом-философом.

СОКРАТ (469-399 гг до н.э.)  изучал внутренний мир человека. Философия Сократа -
самосовершенствование,  он « знает, что ничего не знает»  и ищет  истину с помощью
дискуссий и бесед с учениками.  Критон — богатый офинянин — старший из учеников Сократа, осознав , что он мудрец, оказывал ему материальную помощь. Спор или диалоги его подразумевали поиск методом доказательства на основе опыта - « полная "индукция",  «дедукция» же — вывод по правилам логики.

  ДЕМОКРИТ ( 460-371 гг до н.э.)
Демокрит и Гераклит — два философа; из коих первый, считая судьбу человека ничтожной и смешной, появлялся на людях не иначе, как с насмешливым и смеющимся лицом. Напротив, Гераклит, у которого тот же удел человеческий вызывал жалость и сострадание, постоянно ходил с печальным лицом и полными слёз глазами. На предмет психического здоровья  Демокрита освидетельствовал  Гиппократ и заключил, что Демокрит абсолютно здоров и,что он — один  из умнейших людей.
Демокрит  также один из основателей материалистической философии. Материализм его созерцательный и метафизический. Он развивал учение об атоме ( атомический материализм). Интересно, что за растрату своей доли отцовского наследства его собирались судить, но, когда Демокрит предоставил свои труды на суд, то Абдериты ( жители Абдеры) были восхищены  и наградили Демокрита большой суммой денег.
         Некоторые цитаты от Демокрита:       «Медицина — сестра философии»;
«Не стремись знать всё, чтобы не стать во всём невеждой»;       «Дружба одного разумного человека дороже дружбы всех неразумных»;    «Жизнь без праздников это длинный путь без заезжего двора».

ПЛАТОН — «широкоплечий»  (427-347 гг до н.э.)
Философия Платона — абсолютная   истина, которая достигается  разумным мышлением.  Его  идеи существуют отдельно от материального мира и являются вездесущими.
Представитель афинской аристократии, он был учеником Сократа и учителем Аристотеля.  В его  идеальном  государстве правят философы, не имеющие собственности и семьи. Его труды -  диалоги ..  :  «Государство»,  «Критон»,  «Ефтифрон» и др.  Душа  по Платону бессмертна и необходима для достижения истины.   Душа — это идея, а  «эйдосы» т. е. - «смыслы»  выражают сущность вещей.
Важным, возможно сказать, прикладным значением его теорий я вляется  процесс познания.  Платон называет этот мыслительный процесс  «анамнезис» - воспоминание того, что душа уже знала.
Теория идей Платона имела важное значение для  эстетики и политической философии. Его произведения  «Государство»,  «Закон»  оказали глубокое влияние на западную политическую мысль.
Однако, Платон высказывает и критику по отношению к демократии. Он считал, что
демократия может привести к хаосу и непорядку; поскольку люди, произвольно рассуждающие, могут принимать ошибочные и неразумные решения.
Мысли Платона о разделении -между миром идей и миром вещей остаются объектом обсуждения и интереса в современной философии.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг до н.э.) ученик Платона, считал, что всё сущее состоит из  материи  и  формы. Он говорил:  « познание о себе — начало всякой мудрости».
В своих логических трактатах создал средства для поиска  истины и  доказательства  истины, и тем самым заложил  философские основы науки и этим определил её дальнейшее развитие.
Аристотель представил  сложный синтез   различных философий и предметов   о  физике,  биологии,  зоологии,  метафизике, логике,  государстве и управлении   
и т. д.  Он обучал  Александра Великого — Македонского
Зрелые труды Аристотеля  по  логике ( «органон»,  «категории» ) ; лекции по  физике и   «метафизика».  Эти и другие труды  Аристотеля сохранились.

ЭПИКУР  (341-270 гг до н.э.) - его философия  это стремление   к наслаждению, а  не к боли,  физической и духовной; к отсутствию  тревоги - « атараксия». Его устремления и идеи получили название  «эпикурейство».

ЦИЦЕРОН  Марк Тулий ( 106-43 г н.э.). Римский государственный деятель — оратор, философ, учёный; сторонник республиканского государственного устройства. До нашего времени является источником сведений о всех сторонах жизни Рима 1 в. до н.э.
Умеренный скептик в философских воззрениях, Цицерон содействовал становлению латинской философской терминологии и ввёл в оборот, например ,  definitio - определение,   progressus — прогресс. Его трактат  «О государстве» это идея римской республики как лидера....
В трактате  «о построении речи»,  «об ораторе» Цицерон говорит, что идеальный оратор должен быть разносторонним, образованным человеком. Строго говоря, он учил тому, что не следует возвышенно говорить сточных водах и низко рассуждать о велиции римского народа; он рекомендует воздерживаться от употребления неестественных метафор, уделяет внимание чистоте произведения. Цицерон был весьма консервативен во взглядах на поэзию. критиковал модернистов и праздных поэтов, например, Катулла, но поддерживал Эннию.
Цицерон посвятил несколько трактатов, касающихся религии :  «о природе богов»,  «о судьбе»,  «о ворожбе».  Он делает вывод о безразличии богов  и к добрым, и к злым людям.отделяет организованную религию от суеверий.
Цицерон пытался восстановить республиканские порядки в Риме.

СЕНЕКА Луций Аннсо ( 4 до н.э.- 65 г. н.э. ) - основоположник учения стоиков, наставник императора Нерона.
Сенека — поэт, драматург, государственный деятель, учил литературе, грамматике и риторике.
Стоицизм  это идея про сильную активную жизнь, позиция на основе дисциплины и разума.
Сенека написал трагедии  «Федра»,  «Эдепа»,  «Медея» на мифологические темы; трактат  «О милосердии», в котором сравнивает идеального государя с тираном. Больше всего он говорит об осознании совести, благодеянии во имя государства.
И хотя Сенека был прав и неповинен, Нерон приказал ему — умереть!

Родом из Египта  ПЛОТИН (204-270 г. н.э.) - филосов идеалист, снователь неоплатонизма. Определил божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения, есть источник всего сущего, само не имеющее никакого начала.
У него  «девяток»  книг ( или «энеяды»)  - в каждой по девять отдельных трактатов.
Его триада:  бытие, ум, творение встречается во всех религиях.  «Мировая душа» является  источником жизни и движения во всей вселенной. Души, по Плотину, остаются в мире мысли и связаны с  ними  невидимыми нитями.

АВГУСТИН (354-430  н.э.) - блаженный.  Ему принадлежат работы  «О троице»,  «Исповедь»,  «О граде божьем».  Он напряжённо искал христианского Бога. Бог сотворил мир, по Августину, из абсолютного ничего  - сразу — в одно мгновение.
Зло , по его мнению, это недостаток добра;  и все ...остальное  у него по тому же принципу :   « избыток — недостаток»   или наоборот. Никто из людей не только не виноват, но даже не может быть недовольным своей судьбой, поскольку всё предопределено свыше.. А божественное проведение имеет направленность от  «земного града»  к  «граду божьему».
Августин старается логически  согласовать две христианские доктрины о свободе воли человека и о божественном предопределении.

АВИЦЕННА (980-1037 н.э.) - персидский  врач, математик, лингвист, поэт, теоретик музыки.  Учёный уровня Гиппократа, последователь идей Платона и Аристотеля.
                «Коль с молоду избрал заветный путь,
      с невеждами не спорь, советы их забудь»
Философ располагал собственными взглядами на образование обучал молодых врачей того времени. Он оказал влияние на становление классического  ФАРЕИ как литературного языка иранцев.  Характерные черты поэзии  Авиценны  -  афористичность; большинство стихов написаны в форме  «рубаи»  и  « газелей».
У него осмысленность поступка граничат в сравнении  - деяния человека и деяния Творца:            «Поступку, чтобы пользу произвёл
                Дан смысл, как подлежащему, глагол...»

Т.е. сначала замысел, идея, а уж затем поступок  -  именно так поступил  Творец мира.
Знание это то, убеждён Авиценна, это то, что составляет суть разумной души

    «Душа — светильник, чей огонь познанье,
      Аллаха мудрость - масло для него,
      Погас светильник — это знак того,
      Что кончилось твоё существованье»

Его теория абстракции или абстрагирования внесена в мировую философскую мысль- в познание явлений мира. Сам человек у Авиценны остаётся великой тайной как и для современной науки и философии — познание неизчерпаемо, как и познание Вселенной:
                «Всё, что сокрыто в словах мне подвластно,
                Тайны Вселеной постиг я прекрасно.
                Ну, а себя  хорошо ли познал я ?
                Стало мне ясно, что всё мне не ясно».
Это стихотворение переликается здесь с Сократовским:  « я наю, что ничего не знаю».

                « Вино — наш друг, но внём живёт коварство,
           Пьёшь много — яд, немного пьёшь - лекарство
                Не причиняй себе излишеством вреда,
                Пей в меру — продлится жизни царство».

АНСЕЛЬМ Китерберийский (1032-1109 н.э.) / философия средневековья /  После Римского мира и нашествия варваров имело место лишь  патритика святых отцов церкви ( Дионисия, Августина Блаженного  и др.) , излагавших  основы христианского вероучения. Эти учения расходятся с классическим античным мировоззрением и заменяется Божественным Откровением.
Возникла форма христианского философствования — схоластика — т. е. истолкование священных текстов христианства в монастырях и соборах. Теологии
было много. Ансельм писал:  « мне кажется небрежением, если мы тверды в вере, но не стараемся постич то, во что веруем». Он архиепископ и не считал веру выше познания. Во второй главе «Прослогиона» говорит, что невежда  может иметь мысль о Боге, но Бог не только мыслится нами, но и существует. Это утверждение позднее назвали  онтологическим.    / Онтология — учение о сущем изучает фундаментальные принципы бытия /.
Но это учение о Боге субьективно. Философия Ансельма просто способ мышления о всеобщем.., абсолютном :    « почему вещь может мыслиться, но не быть...или быть и мыслиться ?»  , не может ответить, ибо его философствование  - схоластика, т. е. противоположно мышлению. И, хотя средневековая схоластика это не философия, а философствование, она была необходимым этапом исторического развития философии.

ФОМА АКВИНСКИЙ ( 1221-1270 ) Средневековый итальянский философ и теолог. Канонизирован католической церковью как святой. Он является систематизатором ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель  томизма, член ордена доминиканцев.
Фома Аквинский связал христианское вероучение, идеи Августина Блаженного с философией Аристотеля, сформировал. Приобщение к Божественному знанию достигается  через откровения.
Если у Аристотеля четыре последовательных ступени истины: опыт (empeiria), искусство ((techne),   знание ( episteme )  и  мудрость (sophia ) ; то у Фомы Аквинского
мудрость независима  от опыта  и основывается на Божественном  откровении.
Он говорит о необходимости различать  теологию откровения, которую человек не способен осмыслить и теологию рациональную, которая основана на  «естественном свете разума». 
Фома Аквинский выдвинул принцип   истины науки  и истины веры  и то, что они не могут противоречить друг другу ибо между ними   гармония. Также у него существует  безусловное  и  существует  случайное.  Чисто духовные  АНГЕЛЫ имеют сущность и существование. В человеке же   ангелы и материя  с формой. Совершенство формы  он рассматривает как наибольшее подобие самого Бога. Человек же -  единство души и тела.  ДУША — животворящая  сила человеческого организма — она не материальна  и   самосущна -  душа человека  бессмертна.
Фома Аквинский  отрицал  врождённые идеи и понятия, а интеллект до начала познания считал  tabula  rasa ( лат.) - чистая доска.
В разделе  чувств у него есть пассивная память  - хранилище впечатлений и образов и  активная память — это извлечение сохранённых образов, а интеллект — наивысшая чувственная способность...-познание.
Закон Аквинат определяет как любое повеление разума, которое овозглашается ради общего блага. Справедливые формы правления у него  -  монархия, аристократия;  несправедливые тирания, олигархия и демократия.
                Пять доказательств существования Бога  по Аквинату:
1) Всё, что движется должно быть движимо другим .. - первый двигатель Бог.
2) Всё имеет причину своего существования   -  первопрпричина  это Бог.
3) Существование  необязательного, необъяснимого, но необходимого это существо — Бог.
4) Мы несовершенны. Следовательно должно существовать наивысшее совершенство — это Бог.
5) В природе действия сами по себе неразумно движутся к цели.. Таким образом, должен быть разум, направляющий их, и этот разум — Бог.
Ангелы, говорит Фома Аквинский не обладают физическим телом, но у них есть интеллект, воля и индивидуальность; созданы они  для сужения Богу.  Демоны — это ангелы, отвергшие Бога. В отличие от людей , у демонов нет возможности искупления.., т.к их решения были неотвратимыми и необратимыми.
      Фома Аквинский или Аквинат не был женат и не имел детей, после смерти удостоин титула   «ангельского доктора», а в 1323 г. за свои великие заслуги перед римской церковью был признан святым.

БРУНО Дж. (1548-1600) - иальянский филосов, монашеское имя  Джордано.
Философия Бруно — это пантеизм: мир един, в котором материя и форма слиты вместе. Вселенная едина, бесконечна, неподвижна.  Данный период относится к философии возрождения. Бруно проявлял свои сомнения в религиозных догмах; за что его преследовали. Он бежал в Женеву, жил в париже и Лондоне. Первые его произведения6  «О тенях идей»,  «Пир на пепле», «Изгнание торжествующего зверя», «О героическом энтузиазме»,  где  он излагает свои основные взгляды по вопросам теории познания, этики, о причинах бытия и категориях ( онтология).
Его лекции вызывали враждебное к нему отношение у философов-схоластов. В Германии Бруно публикует работу  «О безмерном и неисчислимом» и др. философские сочинения. Он возвращается в италию, но его заключают в тюрьму,  и в 1600 г. по суду инквизиции Бруно сжигают на костре,  так  и не отрёгшигося от своих взглядов.
Идея  единого выражает все основные положения философии Бруно. Материя у него должна быть названа  божественной вещью — прородительницей природы -  это «богиня (подобие Бога), ибо она   беспричинная причина». В этом его атомическое понимание природы.
Абсолютный  минимум во Вселенной, говорит он — это  атом;  в математике — точка;  в сфере метафизики — монада.
Вселенная  одушевлена, имеет жизненное начало, которое он называет  «мировой душой». Духовная это субстанция может стать растением или животным.
Бруно разрабатывал вопросы космологии, опираясь на гелиоцентрическую теорию Коперника, но делая более радикальные выводы
Признание единой Вселенной исключает у Бруно наличие  внешнего Бога,  сотворившего мир... -  Бог заключён в вещах;  Материя — это божественное бытие.
Креационизм ( сверхестественный акт творения  ) Бруно отвергает.
С  пантеизмом  у Бруно только связана концепция   панПсихизма,  т.е. то, что  духовная субстанция определяет всё многообразие вещей. Духовное начало не существует без тела. Концепция  панПсихизма определяет и его теорию познания.
Человеческий разум, согласно Бруно — это  «живое  зеркало»  - отражение природы и формы вещей.
Задача познания, говорит Бруно, состоит в установлении  законов...., а интеллект  - как «видящее  зеркало».
Бруно задолго до  Декарта полагал, что философия должна начинать с СОМНЕНИЯ к кому-то ни было, выступал против слепого подчинения  авторитетам.
Интересны его этические воззрения: человек осуществляет своё предназначение через деятельность:  « прочь от меня, писал он —  всякое  безобразие, всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность».
Бруно не верил в  бессмертие души и призывал к самоотвержению ради высокой цели на земле. Он критиковал как католичество, так и  истианство, т. к. считал, что религия подменяет разумный подход..  слепой верой.  Всех религиозных деятелей он называл  «ослами», так как они унижают человеческий разум.
Однако, вместе с тем, Бруно признавал, что религия необходима для людей малоцивилизованных, которыми надо управлять.
В будущем он видит философию и познание как  «Религию разума», свободные от культов и суеверий.
      Бруно оказал большое влияние на последующую философскую мысль, что нашло отражение у Б.Спинозы, Лейбница.. Его диалектика  получила развитие в немецкой философии  ХIХ века.

БЭКОН  Фрэнсис ( 1561- 1626 ) - английский филосов, основоположник  эмпиризма  и английского материализма.  Сгласно Бэкону в основе научного познания должны лежать  индукция  и  эксперимент, а  истина  будет вытекать из  чувственного  опыта.
Индуктивный метод  - это переход от частного  к общему. . Новый органон,   ( новое понимание сути науки),  заменивший органон Аристотеля, способствовал множеству открытий и ускорению научного развития.  Объективные знания оказались , как никогда, кстати.   Этим методом пользовались великие учёные  того времени  ( Галилео Галилей, Иссак Ньютон...).
Индукция сделала для науки многое и продолжает делать до сих пор. С философской точки зрения люди перестали бояться исследовать материальный мир, арелигия стала отходить на второй план.

ДЕКАРТ Рене ( 1596-1650 ) - французский философ, математик, естествоиспытатель — один из основоположников философии  Нового времени, создатель аналитической геометрии.  Его вклад в гноссеологию на основе рационализма  XVII  века, который развили Спиноза и Лейбниц; а позже ему  противостояли Беркли и Юм...

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ  ( 1681-1736 ) - архиепископ православной,  русской церкви, политический деятель,  богослов, философ, поэт, переводчик.
Его первые лекции  прочитаны по философии  в Киево-Могилянской  кллегии ( 1707-1709 ) годы. Принципиальной темой курса  в  мировоззрении   было утверждение  материи  и  формы,  понятия   сущности и существования  - их утверждения в Боге,  но не в его творениях.
Феофану  Прокоповичу принадлежит  первая в России попытка создания систематического богословия с идеей  так называемого   «научного»  богословия.
Энергия,  которая сохраняется за божеством, в системе его философии,  присуща  и     природе.
Даже  в богословии, говорит  философ, где разум  подчинён  вере, вполне оправдан  научный поиск.
«Делом  всей жизни»  для  Феофана Прокоповича  стало участие в петровских реформах. В 1721 г. по поручению  Петра I он разработал законодательный акт, который ликвидировал  соборное управление церковью  на синодальное, при котором   Петр  I мог вносить свои коррективы в церковную  жизнь.
В  сочинении  «Право воли монаршей»  в 1722 г.  Феофан  Прокопович   утверждал  божественное  происхождение  самого принципа  власти.

СКОВОРОДА Григорий Саввич  (1722-1794 )  - русский и украинский  странствующий  философ, поэт,  баснописец и педагог.  Снискал славу первого, самобытного философа  Российской империи. Григорий Сковорода  считается завершителем  казацкого  барок  ко ( т. е.  мазепинское барокко — орнаментика в живописи, архитектуре, музыке )  и родоначальником русской  религиозной философии.
Сковорода был близок  к пантомизму и, подобно  Спинозе отождествлял  Бога  ( «высочайшее  существо»  и  «всеобщую мати  нашу натуру». Исследователи находят в его философии  черты  как  мистицизма  так  и рационализма.
Притворившись  сумасшедшим,  он был  исключён из Киевской  академи ( бурсы )  и отправился пополнять знания за границей.
Возвратившись в Россию,  Сковорода занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища  «Руководство  о  поэзии».
Во  взглядах  он был  философ-материалист;  использовал и живое  слово и сочинения. Сковорода в своей умозрительной философии находился под сильным влиянием  Платона.  Многочисленные сочинения его делятся  на богословско-философские  и  литературные.
Сковорода  систематически изложил  свои взгляды на религию и христианство. Одна из его работ  «Начальная дверь ко христианскому  благонравию» (1766 ).
Первым и главным  миром у Сковороды  является Вселенная — макросом,  сложенная из паралельных, бесчисленных миров.  Вторым  миром назначен у него человек со стремлением к познанию.  И третий мир  -   символический.

 
КАНТ ИММАНУИЛ  ( 1724-1804 )  - немецкий философ, один из центральных мыслителей эпохи  Просвения (т.е.  развития  научной, философской и общественной мысли ).
Результатом предшествующего развития  стала классическая, немецкая философия Канта, Фихта, Шелега и Гегеля.  Возникла необходимость перехода от рассудочного образа мыслей к разумному способу мышления.  Истиной выступила  деятельность субъекта, что выразилось  в  субъективном  идеализме  Канта и Фихте.
Исходя из того, что всякое познание начинается с опыта, замечает Кант, отнюдь не следует, что все элементы познания имеют своим источником исключительно  опыт. Поэтому существуют и  должны быть необходимые условия  наших познавательных способностей.
Само познание может быть лишь соединением  содержания и  формы , единичного  и всеобщего,   случайного и необходимого.
Благодаря  времени и пространству, как  априорным формам чувствительности, мы создаём из хаоса  ощущений одну  вещь за  другой  и  рядом с  другой. Благодаря этому становится возможным  познание этого мира.
По рассуждению Канта  не наши знания должны соответствовать предметам, а предметы  должны соответствовать тому, как мы познаём ..
Кант поставил три кардинальных вопроса:  «Что я могу знать?», «Что я должен делать?»,  «На что я смею надеяться?»,  сформулированные им в  «Критике  чистого  разума».
Философ делит  мир  на две части:  -Мир ноуменов  - это вещи сами по себе, вне зависимости от человеческого восприятия;   -Мир  феноменов  это всё..., что мы воспринимаем.
Два мира связаны друг с другом через познавательную способность,  Изначально любой предмент   - это   ноумен, он существует сам по себе.  Но как только человек его воспринял,  ноумен  становится  феноменом.
Врождённые знания  Кант называл  априорными. К основным категориям  априорных знаний  он относил   пространство  и  время.
В этическом  смысле   преступление у него  нерационально, потомучто человек не готов встать на место  жертвы;  а   добро, следовательно  рационально..
Кант стал самым влиятельным  философом эпохи просвещения с его теорий  познания и этики.    Такие философы как Ницше, Гегель, Шопенгауэр  строид
ли свои теории на отрицании его идей  или...  в согласии  с  Кантом.

ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андреас ( 1804-1860 ) - немецкий философ материалист, с мировоззрением  атеиста. Его лекци слушал  К.Маркс.., у него три основных  понятия: разум, сердце и воля — как единая система.
Фейербах считал, что  чувственность  является  единым источником  истинного  знания; он пытался разграничить  влияние библии  на теорию философии., он выдвинул свою теорию на следующих принципах:
1. человек объединяет в себе  материальное и духовное;
2. идея не появляется и не существует сама по себе, она продукт, полученный благодаря людскому сознанию;
3. природа является вечной, у неё нет конца и начала, поэтому уничтожить её невозможно;  никаких  других реальностей нет, кроме человека и природы;
4. главным интересом философа  должна быть  именно  личность.

Авторитетом в развитии своей теории Фейербах считал Гегеля, хотя тот и писал, что чувства и ощущения сами не могут дать человеку общего знания. Однако, Фейербах утверждал, что нет ничего абстрактного.  Мы сами,  посредством разума сотворяет себе божество.

НИЦШЕ Фридрих ( 1844-1900 ) - немецкий филосов, композитор культурный критик и филолог; чьи работы оказали огромное влия на современную философию — аналитическую  и европейскую.
Работы Ницше часто  ироничны и изложены в стиле  афоризмов и вызывали много разногласий. Его сестра  Элизабет после смерти философа опубликовала ранее неизвестные работы, отредактировала их, чтобы они соответствовали  её  немецкой  ультранационалистической  идеологии. Часто запутывала идеи  Ницше, который явно был  против  антисимитизма и национализма.
Его афоризмы запечатлённое движение, состояние и мысли автора.  В своей философии  Ницше  развивал  новое отношение к действительности, построенное на метафизике  -  «становление  бытия»...
Истина для него  частная ценность. Одним из символов философии  Ницше стал  его нигилизм.  -   «Смерть Бога» - идея об отсутствии ценностных ориентиров;  исходит из нездоровья  духа  христианского учения, которое отдаёт предпочтение потустороннему миру.....- «Бог  задохнулся  в богословии,  нравственность - в морали»
пишет  Ницше.  Возрастает   нигилизм. который простирается от простого отрицания до переоценки всех ценностей.
Но бытие, согласно его философии, подразумевает  вечное возвращение — повторение того же самого.  Тем, кто вечное возвращение готов принять, является  сверхчеловек — смысл земли.  Воля к власти  - долг жизни.
Противоположность сверхчеловека  - последний  человек,  подобный животному,  но пребывающий в комфортных  условиях.
     Ницше писал фортепьянные пьесы, вокальную лирику. Среди его песен  «Заклинание» на слова  А.С.Пушкина.   Некоторые из его произведений раскритиковал Р.Вагнер  и Ганс фон Бюлов, после чего Ницше значительно охладел к музыке.
Ряд  философских произведений содержит  такие как  «Рождение  трагедии  или  Элинство и пессимизм»,  «О пользе и вреде  истории»   … и мн. другие его работы.

МАРКС КАРЛ Генрих  ( 1818—1883 )  и  ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС ( 1820-1895 )
К Маркс  немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт.
Ф.Энгельс- немецкий политический деятель, учёный, философ, историк и предприниматель. Друг и единомышленник К.Маркса, также соавтор его трудов.
      Философия Маркса базируется на истолковании  практической общественной жизни.
Он пришёл к выводу, что философ не должен объяснять мир; а менять его.
Маркс подружился с Энгельсом  и принял участие в февральской революции 1948г. в Германии.
Марксизм -  это  мировоззренческое учение, представляющее собой  эклектику  философских, экономических, социально-политических концепций,  теорий и доктрин.
Маркс с самого начала своих философских воззрений  отвергнул  религиозную концепцию мира.  Эту его философию полностью разделил Фридрих Энгельс.
К.Маркс полагал, что   «сущностные  силы  человека»  предполагают общественную предметность, и этот аспект является главным в пользу  революционного преобразования  мира в процессе усвоения социального опыта.
Руководить действия пролетариата должна была  коммунистическая рабочая партия, воглавляемая  «буржуа-идеологами» со  знанием теоретического понимания  всего хода   исторического движения.  Именно такими  «буржуа-идеологами»  были  Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Маркс подчёркивал, что   ликвидация частной собственности  тождественна её отмиранию.  Он считал своим  научным открытием  идею    диктатуры  пролетариата  как перехода от классового общества   к   обществу  без классов.
«Капитал»   К.Маркса  является более содержательным, более научным, чем его ранние   произведения.  Утопическа мечта  Маркса о  глобальном преобразовании  мира  ( «царство свободы» ),  в следствие развития производительных сил и производственных  отношений , так и недостигла    полной   концептуальной разработки.  Великому мыслителю  XIX  столетия просто не хватило  жизненного срока  для реализации его научных задач.
Политическая и философская мысль  К.Маркса  оказала огромное влияние  на последующую экономическую  и  политическую  историю.  На основе  его работ появились  следующие  направления:
1. В философии — диалектический материализм ( материалистическая интерпретация  философии  Гегеля ).
2. Исторический  материализм.
3. В экономике  -  дополнение трудовой теории стоимости.
4. Научный  социализм, теория классовой борьбы.

Диалектический  материализм  ( впервые этот термин обозначил  Иосиф Дицген, а, как понятие, стал использовать  Плеханов  с 1891 г. ) - это философское направление, базирующееся на диалектике  Гегеля, Ф.Энгельс назвал мировоззрением  в  противоположность   идеалистической философии.
В работе  «Анти-Дюринг»  он  писал, что  «современный материализм  отличается  от «старого»  как   отрицание  отрицания.
Главная роль в создании  понятия   диалектический материализм принадлежит  Энгельсу,  пытавшемуся  соединить  философию и  науку  с теорией  эволюции Дарвина. И взглядами Маркса.
                Согласно  диалектическому материализму:
           -    материя  это мысленная  абстракция -  объективная  реальность  данная нам  в ощущениях;
материя  несотворима, вечна,  была всегда,  бесконечна в пространстве;
движение  это способ существования материи,  сущность времени и пространства;
характер  движения — диалектический, т. е. обусловлен существованием двух противоречащих сторон движения;
взаимосвязь  предметов и явлений  всеобщая;
высшая форма движения  это  мышление;
материя  неотделима от мышления;
мыщление существовало всегда;
отражение  это свойство материи,  материя сама отражает себя;
сознание, познание и самосознание  есть высокоразвитые формы отражения материи самой себя  мыслящим  органом — мозгом;
свобода  воли есть способность применять знания;
противоположность свободы — подчинение  насилию.
Существует  три закона диалектики, которые в своё время сфйормулировал  Г. Гегель:
          Закон   единства  и борьбы противоположностей;
         Закон   перехода  количества в какачество;
         Закон   отрицания  отрицания; - ( преодоление  старого в процессе развития и утверждение нового ).
           Категория   необходимость и случайность.....

В.И. ЛЕНИН ( 1870-1924 ) -  последовательный продолжатель марксистского учения, кторое по праву стало  называться  марксизм-ленинизм.
Материалистическую диалектику Ленин разрабатывает как теорию  развития и метод познания. Наиболее глубоко  это раскрыто  в  «Философских тетрадях».
Помимо чисто философских вопросов  Ленин  разработал и  глубоко обосновал необходимость тесного союза между философами и учёными естествоиспытателями.

ПИРС  Чарльз Сандерс (1839-1914 ) - американский философ и математик, основоположник  прагматизма и семиотики.
Ему принадлежит заслуга создания и разработки  знаков — семиотики ( исследование знаковых систем ).
Философия  прагматизма — это по сути мировоззрение  «американского образа жизни». Празматизм Пирса основывается на теории познания в противовес рацинализму  Декарта.   Пирс отвергает принцип универсального  сомнения Декарта  какт предпосылки философствования; «потому что этот исходный скептицизм («сомнение») будет  простым самообманом в виду того, что человеку вообще  не дано избавиться  от предрассудков.
Однако,  сомнение в обычной жизни ( а не в философии) Пирс не оспаривает.  Сомнение, говорит он — это беспокойство и раздражение, от которого человек хочет избавиться.
Многие исследователи указывают  на сложность и неясность трудов Пирса ( относительно веры, интуиции....), поэтому  за прояснение замыслов и идей Пирсавзялся его ученик и друг  философ  Ульям Джеймс.

ДДЕЙМС  Ульям ( 1842-1910 ) - амриканский философ и психолог, ведущий представитель  прагматизма  и  функционализма.
В его работе  «Принципы  психологии» он отвергает   атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу  изучения состояний сознания.. с точки зрения  пользы.
Популярность получила  его  «Теория эмоций  Джеймса — Ланге», основыцвающаяся на том, что эмоции являются  следствием  рефлекторных  физиологических изменений в организме.
Теория была подвергнута критике  и  модифицирована с течением времени.
Некотрые  высказывания  У.Джеймса:
          "смыслом  жизни  являются те цели, которые заставляют ценить её »;

       « каждый день или через день  заставляй  себя проделывать то, чего ты 
       не любишь  делать,  чтобы  час жестокой необходимости, когда он наступит
                не застал тебя  врасплох»;
               
         « Бог может простить нам грехи наши,  но нервная система  никогда»;

         « многие люди думают, что будто  они мыслят, тогда, как на самом деле,
            они всего лишь расставляют  старые предрассудки в новом порядке».

ЗИГМУНД  ФРЕЙД (1856-1939 ) - австрийский психолог, психоаналитик,  психиатр и невролог  еврейского происхождения.
В  основе теории и метода психоанализа Фрейда  лежит положение о  бессознательном. Это наше первобытное нутро, которое завязано на инстинктах — в первую очередь на сексуальном влечении.
Фрейд объясняет  настоящее  через  прошлое.  Влечения подавляются человеком из-за  требования культуры и общественных норм.
Его модель психики состоит из трёх категорий:  «Я»,  «Сверх-Я»,   и  «ОНО»  - каждое лежит в основе сознания  и  бессознательного.
«Я» (Эго) — это наше сознание, связанное с реальностью.
«Сверх-Я» (СуперЭго) — моральные нормы и социальные запреты.
«ОНО» (Ид) –  наше  бессознательное, архаичные  побуждения и инстинкты.
Эрос и Танатос -  влечение к жизни  и  смерти.
Работа Фрейда  «Недовольство культурой»  сыграла свою роль  в становлении  американской  антропологии   и  базисном  типе личности.
Понятие  «бессознательное» мы можем найти ещё  у платона и Декарта.
На основе своей теории Фрейд строит учение  об  истериях.  «ОНО» у психически нормального человека может проявляться   в одежде,  манере поведения, в жестикуляции, сновидениях  и т. д.   С вопросами бессознательного  связана работа Фрейда  «Толкование  снов», когда  «ОНО»  выступает как  реальное  «Я».
Суть же  его  «Эдипова  комплекса» - в бессознательном  сексуальном  влечении  сына к матери, дочери  к отцу.   При нормальном  развитии и воспитании, счтает  Фрейд у мальчика формируется мужской характер и воля;  при  ненормальном — неврозы. 
Психоаналитический  метод  Фрейд применил  для объяснения сущности религии, искусства, морали... Он активно выступает против  религии, которую считает  «формой коллективного  психоза»;  источником  религии он называет  первобытный страх человека перед силами природы.
Фрейд внёс  психоанализ  во все основные науки:  философию сознания, этику, эстетику, антропологию. 
По  К.Ясперсу   психоанализ  это мифологическая теория, основанная на гипертолковании..., которое  не подтверждено  никами фактами.   Его организация -пихоанализа   напоминает  прообраз секты  под маской  научного  направления.
Фрейдизм, как направление, не терпит инакомыслящих  и представляет  собой закрытую  группу.   Адлер  и Юнг  были  изгнаны  из фрейдизма  за недопустимые мысли.

Карл Густав ЮНГ ( 1875-1961) -  швейцарский  психолог,  и психиатр, педагог, основатель  аналитической  психологии.  Около пяти лет был соратником З.Фрейда.
Юнг развил своё  учение о  коллективном  бессознательном ( т. е. единое бессознательное для общества  в целом ).
Типология Юнга   может быть  экстравертной  и  интравертной.  Его работа  «Психологические  типы» опубликована  в 1921 г.

ГССЕРЛЬ  Эдмунд Густав Альбрехт  ( 1859-1938 )   - немецкий философ основатель   феноменологии. 
Его работы  «Идеи  чистой феноменологии и феноменологической  философии»,  «Философия как  строгая наука»    и ряд других..

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич  ( 1870-1965 )  - русский  мыслитель, представитель  русской  религиозной философии, один из основателей   интуитивизма  в философии.
Лосский  не противопоставлял  интеллект  и  интуицию, а наоборот  пытался объединить  их  как средство  познания.

БЕРТРАН  Артур Ульям Рассел  ( 1872-1970 )  - британский философ, логик, математик, сторонник  пацифизма, атеизма, либерализма  и левых  политических взглядов.
Рассел  считается одним из основателей  английского  неореализма  и  неопозитивизма. Лауреат Нобелевской премии по литературе ( 1950 ).               Отмечался  его вклад  в математическую логику  как фундамента  со времён Аристотеля.
   
БЕРДЯЕВ  Николай Александрович  ( 1874-1948 ) .   Его взгляды можно отнести  к новой неклассической форме   экзистенциальной  философии.  Себя он считал  представителем  религиозной, спиритуальной  формы   экзистенциализма.

ФЛОРЕНСКИЙ  Павел Александрович  ( 1882-1937 )  - священник Русской Православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт,  инженер.
Главная работа Флоренского  «Столп  и утверждение  истины.  Опыт православной  традиции».

ХАЙДЕГГЕР  Мартин ( 1889-1976 )  -  немецкий философ экзистенциолист, создал учение о Бытии  в работе  «Бытие и время».  Это одна из знаковых работ  ХХ  в континентальной философии.   Работа оказала  влияние в особенности на   экзистенционалим,  герменевтику ( искусство толкования..);  и  деконструкцию ( понимание  посредством  разрушения стереотипа  и включение в новый контекст ).
  После прихода нацистов к власти в Германии в 1933 г., Хайдеггер  вступил в нацистскую партию (НСДАП) и состоял в ней до 1945 г.
Право на преподавание  Хайдеггеру  было восстановлено в 1951г.;  однако свой партийный билет он сохранял и обновлял ежегодно.

ЛОСЕВ Николай Фёдорович ( 1893-1988  ) - русский, советский философ, антиковед (наука об античности),   переводчик,  писатель.
«Философия  имени» одно из произведений  Лосева, где он соглашается  с  платоновским  противопоставлением  материи и идеи  (эйдоса) в вещи.  О Лосеве говорят как  о единственном   советском  философе — идеалисте.
Как   религиозный философ, Лосев был сторонников движения  имяславия ( имя Божее ).  Его единомышленники  искали доказательства  присутствия Бога в божественных именах:   «Имя Бога есть сам Бог,  но Бог  не есть имя..»
Философ прошёл  через советские  лагеря  ГУЛАГа.  После  завершения строительства  Беломорско-Балтийского  канала, его самого и его  супругу освободили досрочно  по инвалидности и за ударный труд.
Работу  Сталина   «О диалектическом  и историческом материализме»  Лосев назвал наивной.., хотя и оправдывался  позднее из соображений самосохранения.

ПОППЕР Карл Раймунд ( 1902-1980 ) - австрийский и британский  философ и социолог.  Известен своими трудами по философии науки, а также  социальной и политической философии, в которых он критиковал   классическое  понятие  научного метода.
Поппер является основоположником   критического  рационализма ( критический эмпиризм,  фальцификационизм ).
Он считал, что  истина  объективнвна, а знание носит  преположительный характер  и может содержать ошибки ; и требовать обоснование научного знания — иррационально.
В гносеологическом аспекте   Поппер  придерживался  реализма  ( противоположного  мистицизму  и идеализму ).
В своих работах  «Открытое общество и его  враги»,  «Нищета  историзма»  Поппер  критиковал  марксизм и платонизм, которые пытались  предсказать  развитие общества согласно придуманным ими  законам.  Особенно сильно было влияние Поппера в западной философии.
Некоторые высказывания  Поппера :

                «Никто не должен жить за счёт милосердия..»
            
                «Я  могу ошибаться, а вы,  может быть, правы -
                сделаем  усилие и мы, возможно, приблизимся к истине»


САРТР  Жан -Поль Шарль Эмар  (1905-1908 )  -  французский философ экзистенциалист.  Представитель  атеистического  экзистенциализма,  писатель, драматург.  Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 г., от которой отказался, как и от  Ордена Почётного легиона.
Сарт  имеет  много сочинений и философских работ.  Самые известные из них :   «Экзистенциализм -  это гуманизм»,  «Тошнота».       Книга  Мартина  Хайдегера  «Бытие и время» окзала большое влияние на собственное эссе Сартра о  феноменологической онтологии.
В 1943 г. Сартр опубликовал философское исследование  «Бытие и ничто». Написал и поставил антифашистскую  пьесу  «Мухи».
В работе  «Критика диалектического разума» он пришел к выводу, что идея Маркса о «классе»,  как объективной сущности была ошибочной.
Сартр оказывал поддержку  кубинской революции 1959 г.  Он бы   культуры ил участником революции во Франции в 1968 г., которая привела к отставке  Шарля де Голя.
Понятие  свободы проходит красной линией через всю философию  Сартра.

ФУКО Мишель ( 1926-1984 ) - один из влиятельных  французских философов ХХ века- представитель  постструктуализма.
Его  направления в философии  человек, власть, психиатрия, сексуальность.
Все известные теории и науки, культуру Фуко относит к  «доксологии» (- молитва в христианстве о славословии Богу ).
Исследователи выделяют в творческой биографии Фуко периоды  структуализма и постструктуализма   / структуализм — направление в социальных науках на принципах объективизма и холизма -  позиция по отношению к частному и целому /.
Постструктуализм возник после упадка  структуализма, который был направлен на критический анализ культуры и общества.
Можно сказать, что Фуко философствует за пределами традиционной философии, однако ставит именно философские вопросы.
Возникновение постструктуализма  связывают с политической нестабильностью и леворадикальными выступлениями студентов.  Постструктуалисты обвиняли структуалистов в догматичности.
Постструктуализм иногда рассматривался как философская основа  постмодернизма ( феномен культуры, который подчас носит взаимоисключающий характер ).
Книга  «Археология  знаний»  Фуко выражает изменившееся мироощущение автора после  «майской революции» 1968 г.

ХАБЕРМАС Юрген  ( 1929 -... ) - немецкий  философ и социолог, создатель теории
коммуникативного  действия.
Хабермас полагал, что философия не только может, но и должна участвовать в политических  дискусиях, философски осмысливая  политические процессы.
Он подверг критике  постмодернизм и постструктуализм за отход от   «проекта  просвещения».
В центре философских размышлений Хабермаса  понятие   коммуникативного  разума  и, в связи с этими раразмышлениями философа, была написана работа  «Познание  и  интерес» - в ней Хабермас пытается заново осмыслить положения  трансцедентальной  философии, привязав её к социальным наукам.
В контексте своих рассуждений  его образцами выступают К.Маркс  и  З.Фрейд, сделавшие критическое обновление  понятия  разума ( т. е. не только  «критика разума»  как у Канта ), связанного с социумом.
В противовес Марксу, Хабермас различает   философию истории  и теорию общественной  эволюции ( сближаясь в этом пункте с Ж.Пиаже, Т.Парсоном и Н.Луманом ).
Право и демократия — эта тема звучит у Хабермаса в книге, где коммуникативное понятие разума применяется  к   классической теории суверенитета -  стержень этой теории   воля и разум.
Философия  языка  центральный мотив социальной философии Хабермаса. Язык  воспринимается у него в качестве  трансцедентального  субъекта, преодолевающего изоляцию  сфер   науки,  морали  и искусства.

ДЕРИДА Жак ( 1930-2007 ) - французский философ,  создатель  концепции  деконструкции (разрушение стереотипа  или включение его в новый контекст).
Дерида активно занимается  изучением философии и  теорией  литературы, он ставил письмо  выше живой речи.
Его работа  о концепции деконструкции  вышла в свет под названием  «О  граматологии» в 1967 г.  Если говорить о тексте, то в смысле   граматологии происходит выявление возможных  противоречивых утверждений  между логическим и риторическим содержанием  в нём.
Деконструктивизм, как архитектурный стиль, заявил о себе  на парижском конкурсе в 1982 году, где архитекторы  Ж.Дерида, П.Эйзенман  и  Б.Чуми привлекли внимание своими необычными работами.  историческое

    Обозревая  историческое развитие  теории познания  и имея  представление о философии,   возможно увидеть проблему  в любой отрасли знаний там, где   не видят её  другие.  Философия в составе культуры  человечества   XXI века  возможна в состоянии  АНТИХАОСНОГО  БЫТИЯ, но не в состоянии осмысленой,  конструктивной активности человека.
Философия в смысле совершенствования  цивилизации  подразумевает   РЯД ЦИФИЛИЗАЦИОННЫХ  ФУНКЦИЙ.
      
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ  функция  философии.   Она  подразумевает содействие  совершенствованию  личности человека  и его  творческих  познавательных способностей  в формах памяти, внимания, логического мышления,  интеллектуальной   интуиции  воображения.
Состояние  идеала, например  патриотизм,  относящийся к универсальным целям  человечества: в зависимости от этносов, социумов, государств;  или    соборность,  «истинная   вера»,  коммунизм,  законопослушность, добродетельность..
Цивилизационные  идеалы  и  ценности  современного  человека  отражены  в документах  ООН,  основные  из которых  Устав  ООН  и   Всеобщая декларация  прав человека.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ  функция  философии -  обоснование  и утверждение  в общественном  мнении  гипотезы  о  высшей ценности  человека  в сравнении  с  иными  объектами бытия.  Гуманистическая функция философии  актуальна в периоды нестабильности  стадии эволюции  государства,  в частности  в период формирования  ценностей под  действием  факторов  селективной рыночной конкуренции.
КРИТИЧЕСКАЯ  функция  философии  -  выявление противоречий  между идеалами и факторами  бытия.  Частично  критическая  функция  философии  выражается в  декартовском  девизе   «подвергай  всё  сомнению».
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция философии — создание информационных моделей  объяснения  сущности бытия и  смысла жизни  с целью достижения  успешных  вещественных  результатов.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ функция философии — разработка  гипотез, концепций  и эффективных методов  познания,  систематизация  достижений  человечества  в понятиях и логически обоснованных суждениях.
Творческая  функция философии -  достигается в  состоянии плюрализма  знаний и информации  в доступных  формах  множественности.
СОЦИАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ  функция философии -  теоретическое  обоснование систем  идеологии и их пропаганда  в общественном  мнении.
СОТЕОРИСТИЧЕСКАЯ  функция философии  ( богословское учение о спасении человека ) -  объяснение  духовной сущности  и методов её  формирования у  людей. Данная функция  актуальна  по  причинам  интенции ( направленности сознания )  к трансцедентному  бытию  за  пределами  жизненного опыта  индивида с целью  достижения   «вечного» ,  идеального  совершенства.

На современном этапе XXI века  развитие  ФИЛОСОФИИ  НАУКИ  и  ФИЛОСОФИИ  ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА,  нас ждут, возможно, интересные потрясающие открытия, имеющие цель  создания человекоподобного разума и совершенных механизмов  контроля  над  ним.


Рецензии