Порус - мифология и реалии Индии

Не буду лукавить, не было у меня в сознании отложенной до лучших времен мечты – погрузиться в историю этой древнейшей цивилизации. Да и в библиотеке моей практически нет ничего об Индии, разве что «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, где очень много разных впечатлений и переживаний тверского купчины и совсем мало собственно об Индии.

Должен был произойти некий эмоциональный толчок, развернувший мои интересы в сторону Большого Юга, и он произошел, благодаря сериалу «Порус», который в этом году начал демонстрировать канал ТВ Культура. Я наткнулась на него случайно, удивилась его напевной, раздумчивой медлительности, замкнутости действий вокруг двух героев и их окружения, событийности всего одного поколения и несоразмерной величины сериала: почти 250 серий!
Полюбопытствовала, кто же сотворил это великолепие, самое дорогое из всего созданного индийской киноиндустрией за минувший век.

Фильм довольно свежий, он создан в 2017 году, демонстрировался в Индии в 2018-м и очень быстро разошелся по миру. Вот и до нас дошел, всего через пятилетку! Сказать откровенно, именно в силу чрезмерной затянутости, переглядов, хоровых повторов, разъясняющих действия героев, откровенного любования роскошными костюмами, ювелирными украшениями, потрясающими архитектурными ансамблями и пейзажами, фильм не вызвал зрительского ажиотажа. Во всяком случае, в моем окружении никто на него «не подсел», это сколько же надо терпения, чтобы день за днем видеть одни и те же бездействующие лица да еще в таком алогичном поведении!

Не стану погружать вас в событийную канву, отмечу главное: речь идет о противостоянии двух исторических личностей, Александра Македонского, великого греческого полководца, и Поруса, индийского махараджа, то бишь царя. Александр одержим идеей завоевать Индию, «золотую птицу», царь Пурушоттама (переводится с санскрита как "лучший из людей"!) столь же фанатично исповедует идею объединения Бхараты, чтобы все разрозненные племена и народы могли защищать родину от внешних врагов. Насколько сценарий фильма близок историческим реалиям – судить практически невозможно, так мало осталось достоверных свидетельств о событиях за полтысячи лет до нашей эры.
Но как же, ведь была уже письменность, написаны тома исторических исследований, коли так много наплели о Македонском, наверняка – есть и об индийских правителях той поры!

И вот я держу в руках толстенный фолиант работы английского историка и журналиста (почти как Такер Карлсон!) Джона Кея «Индия 5000 лет истории». Чтобы больше не возвращаться к авторству именно англичанина, сошлюсь на ироничное замечание самого Джона, который интерес к истории Индии англичан объясняет их уважением, граничащим с преклонением перед этой великой цивилизацией, и поздно проснувшимся чувством самоуважения у самих индусов. То есть англичане первыми занырнули в глубины культуры индусов во всех ее проявлениях, начали собирать коллекции артефактов, проводить археологические раскопки, расшифровывать древние послания. Ну да, именно поэтому всё мало-мальски значимое перекочевало на их остров, пока Индия спохватилась, - известная история с этими англосаксами.

Но вернемся собственно к истории, которую таковой даже трудно называть. Продираясь сквозь чащобу географических наименований, названий множества царств, племен, национальностей, имен правителей, религиозных течений, богов и их служителей, я прихожу к важному знаменателю: археологи, трактующие древность – исключительно фантасты. Привожу пример.

На колонне, которую современные невежды-строители используют в качестве дорожного катка, выбиты моральные заповеди и есть даже подпись какого-то царя. Современные методы радиоактивного анализа показывают, что это – тысяча лет до нашей эры. Потом это имя мелькает еще в каких-то регионах при раскопках – значит, владения царя так далеко распростирались! Или это уже другой царь? Или это был не царь, а брахман? Разное летоисчисление, разное толкование, и вот уже одну и ту же мифологическую битву разные историки относят к трем датам: 3102 год, около 1400, и 950-й год. «Допуск в пару тысячелетий великоват даже для доисторического периода, – иронически замечает Джон Кей, - история Индии, несомненно, древняя и здесь много места для маневра».

И вот я заныриваю в эти глубины археологического маневра, и усмехаюсь вместе с автором исследования, который вынужденно констатирует, что не имея достоверных источников, историки вынуждены заменять их сведениями …нумизматики, мифологической поэзии, растениеводства и прочей сопутствующей сохранившейся мелочевки. Да еще соотносить с какими-то сведениями по истории Азии, Европы, Китая – бьются они или никак не сходятся.

Занимательное, но и совершенно бессмысленное чтение! Однако всякий труд и терпение бывают вознаграждены, и моё упрямство – тоже. У меня в результате складывается впечатление, что в те века и тысячелетия миграции людей аж где-то там до нашей эры Земля … слухами полнилась! Путешественники вроде нашего Афанасия или греков-воинов, или Марка Поло, или еще какого-нибудь важного свидетеля, возвращаясь на родину, рассказывали или даже записывали, что есть какая-то райская земля, где вечно царит лето, урожаи – по три на год, алмазы и золото валяются под ногами, специи и сладости – ешь, не хочу. Люди там, укладываясь спать, укрываются ушами, а головы у них – на ногах, ну и еще масса всякого вымысла.

Естественно, вожделенная Индия, как некое огромное сказочное целое, привлекает к себе всё новых и новых ходоков-путешественников. А теперешние историки, вроде Джона Кея, пытаются разобраться в этих пришельцах. Господа, стоит взяться за эту книжищу в 800 страниц без малого, чтобы окунуться в эти перечисления племен и народов! И вот уже вокруг одного названия строится целая конструкция умозаключений: это самоназвание какого-то индийского народца, транскрипция с местного языка на один из европейских или оно так звучит на санскрите? А сам санскрит – как из мертвого языка вдруг ожил, растопырился на множество живых и дал новые побеги? Местное это племя - или диаспора набежавших откуда-то из-за Гималаев?

Еще раз подчеркну: письменность уже существует! Пишут на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на телячьей коже или папирусе, кто на чем смог, на камне или бересте. Но как вы понимаете, нет никакой последовательности, никакой привязки к одному летоисчислению, а уж тем более – нет выстроенности по важности происходящего! Всё зависит от личности пишущего, от руководящего ока царя, князя  или брахмана, от сохранности источника информации.

ВЫВОД: Настоящая история человечества может сложиться, лишь когда появляется осознание значимости происходящего в цепи последовательных событий. Но насколько оно может быть объективным, это осознание, насколько честным, если налицо зависимость от столь многочисленных факторов?!
Джон Кей и не скрывает, что весь этот историзм – категория зыбкая, странная, никакого обобщения на этой почве делать невозможно. Только фантастика, игра ума, воображения, способности соотносить с настоящим – или дистанцироваться от него. Всё в воле историка-журналиста!

И всё-таки вот этот поток сознания, перечисления зафиксированного археологами, мифологией, топонимикой и нумизматикой производят свой эффект. Я начинаю понимать, что в результате спонтанного устремления мигрантов со всего белого света, в Индии (Бхарате!) как в плавильном котле, варятся самые невозможные человеческие ингредиенты: африканцы, греки, азиаты, арийцы, позже со стороны моря подгребают португальцы, испанцы, французы и наконец – англичане. А еще раньше в своей неиссякаемой экспансии – Великие Моголы. В зазорах между всеми противоборствующими или уживающимися процветают самые разнообразные религии – ислам, христианство, буддизм, индуизм… 
То есть охватить умом это лоскутное одеяло да еще со всем разнообразием ремесел, производящих шелк, кашемир, хлопок, ювелирные украшения, горшки и сосуды, специи и …

Дайте дух перевести. Конечно, Александр Македонский, знай он про всё это, не увязанное в единое целое богатство, не радовался бы раздробленности. Утонуть в этом не поддающемся даже осмыслению богатстве – проще пареной репы. А уж помыслить об объединении этого конгломерата, не связанного ни языком, ни религией, ни управлением, ни территорией, вовсе невозможно. Это очень быстро поняли англичане, которым пришлось сначала выпереть конкурентов-европейцев, а потом маневрировать между монгольскими, индусскими и прочими застрявшими там правителями. Вот где родились прокси-войны, в ходе которых индийцы гоняли монголов, а выигрывали всегда англичане!

И вот тут начинается самая интересная часть исследования Джона Кея! Он признается, что и сам не сразу осознал перспективность анализа английского владычества в Индии, во втором издании своего труда он эти главы где-то основательно дополнил, где-то переписал, переосмыслил.
Отдаю ему должное: с большим сарказмом комментирует Джон грабительскую политику островного пирата, прикидывающегося цивилизаторским гением.
Не обладая ни шикарной территорией, ни подземными сокровищами, ни людским потенциалом, они вовремя и весьма успешно сделали главной составляющей своей внешней политики голымое пиратство. Придали бандитизму статус законного и отправились во все концы: грабили вслед за другими европейцами или опережая их Америку, Африку, Китай и, конечно, Индию. Каждая из этих пиратских компаний, протяженная во времени, в пространстве, приносила метрополии колоссальные богатства, позволяла взращивать свои амбиции – Гегемона планеты.

Однако, вернемся к сериалу. Теперь я начинаю понимать, почему индийцы замыслили этот раздумчивый сказочный проект, в котором на протяжении одного поколения умный махарадж Пуру, одержимый идеей единства нации, так разительно отличается от злобного зверя – Македонского, для которого вообще не существует морали, совести и чести. Захват и покорение народов любой ценой! И вот современные авторы мифологического сериала создают этакую поэтическую метафору, притчу длиной в 250 сказаний, которые все ведут к одному: только единство народов державы способно дать Индии суверенитет. И бесконечные семейные распри, когда на экране подличают, интригуют братья, отец готов повесить сына, а мать – пронзить их обоих клинком, только для нас, зрителей, выглядят дико, алогично, самоубийственно. А в истории именно так оно и происходит. Хоть в древней, хоть в современной. Дико, алогично, самоубийственно.

Конечно, я досмотрю сериал до конца. Разумеется, я дочитаю исследование Кея, а потом (вполне вероятно!) еще раз его полистаю. Или сразу задать себе исследование, почему все же Россия сумела сохранить за собой такую территорию при постоянных набегах со всех сторон? Согласитесь, история – очень вещь злободневная, хоть она больше не наука, а… мифология.


Рецензии