Всё мне позволительно, но не всё полезно

Ап. Павел однажды сказал такие слова : «всё мне позволительно, но не всё полезно»….
сказал он это, конечно, в контексте со всеми другими словами 12-ой  главы из 1 Послания к Коринфянам..
и там он говорил в основном на тему чревоугодия..

НО «выдернув» эти слова (из контекста) некоторые христианские проповедники (на основании этих слов) придумали учение о том, что христианам  позволительно жить тАК, как живёт весь этот падший мир, ---
со всеми его мирскими идеологиями, лжерелигиями, искусствами, похотями, празднованиями, музыкой, развлечениями…
--
ТОЛЬКО, мол, нужно всё делать в меру, ..не перебарщивать..и  стараться просто думать о том, полезно, или нЕ полезно их душе будет делать тО, или это.. ..…поступать так, или эдак …участвовать в том, или в этом..,..читать, смотреть, совершать то, что совершают ВСЕ...

т.е иными словами ап. Павел будто бы РАЗРЕШАЕТ христианам делать ВСЁ, что делает мир…только при этом думать – полезно это, или нЕ полезно будет их душе и телу…\

и это ложное учение очень удобно для  либеральных течений  сегодняшнего омирщвлённого христианства..

На самом деле смысл слов ап. Павла заключался в другом..
---
речь Павла (в 12 главе 1 послания к Коринфянам) обращена к тем, кто называясь христианами (к бывшим язычникам, не знающим прежде даже Закона)..
которые находятся уже под Благодатью Христа –
тем ни менее, продолжали жить в похотях души и тела (оправдывая себя видимо, Христовым прощением и оправданием…)

И конкретно речь шла о таких похотях – как чревоугодие, блуд, пьянство, злоречие, воровство, лихоимство., идололужение..—
которые, видимо, оставались в практике каких-то «членов» церкви…

Именно поэтому в контексте слов всей главы ап. Павел и сказал им :
«9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют»

И далее он продолжает --
---- «Всё мне позволительно…» -
ЧТО имеет ввиду апостол? ---
--  что новозаветный христианин находится уже НЕ ПОД ЗАКОНОМ…
--
 т.е отныне он НЕ должен подчиняться Ветхозаветным отправлениям,  боясь того, что если он нЕ исполнит какой-либо ритуал, или обряд, записанный в Законе Моисеевом, --- то его могут за это "привлечь" и наказать всеобщим поруганием.. тюрьмой..или смертью..

Ибо новозаветный верующий (ХРИСТИАНИН) -- приняв Иисуса Христа Спасителем своей жизни, .. «заключив с Ним Завет Его Крови (поверив в Искупительную Жертву Иисуса Христа, покаявшись перед Ним и приняв Его Своим Господом, отдав в Его Волю всю свою жизнь)
----------------  уже НЕ должник Закона, но он отныне ПОД БЛАГОДАТЬЮ Господа Иисуса Христа –

Благодать Христа – это НЕзаслуженное ПРОЩЕНИЕ (Богом) наших раскаянных (перед Ним) грехов и мерзостей, ---
которые мы «отдали»  на Крест Христов и «сораспялись» с Ним…---
т.е приняли ВЕРОЮ Его Искупительную Жертву (совершённую Христом РАДИ нас - тЕХ, кто желает стать новым и живым, примириться с Отцом Небесным,.. очистить своё сердце от всемирного зла.. и  наследовать Жизнь вечную -- в Царстве Божьем, вечном и блаженном!

Когда мы ИСТИННО принимаем Благодать Христа –  уверовав в Него и в Его Искупление…---- тогда происходят чудесные изменения нашего духовного сердца..—
А именно --- из него (Господом) изымается тьма духовная и ВИНА перед Богом зА эти мерзости и грехи..…---
--- изымается натура ветхая и страстная..

и заменяется нА Праведность Иисуса Христа.. –
отныне Он начинает обитать в нашем сердце --Духом Святым -- (соединяясь с нашим духом)… и
Он начинает преображать наш ум, совесть, чувства, отношения, стремления, понятия, желания и цели…

Мы начинаем постепенно освобождаться от образа мира сего и обретать образ Христов, Божий..--- такой, каким нас и задумывал при сотворении людей Творец Вселенной –Вечный, сущий Бог!

Поэтому отныне Закон Божий «пишется» уже нЕ на папирусе (или каменных скрижалях).. а в наших сердцах…
и мы уже нЕ нуждаемся в обрядовых отправлениях, которые только напоминали человеку о его грехах, но нЕ изменяли по сути его сердце..

---------- отныне Закон Божий становится нашей «кровью и плотью» - т.е живёт уже в нас духовно… и руководит нашим сердцем ТАК, словно мы ВСЕГДА знали о ТОМ, что такое Добро (и что такое – Зло)…и чего делать (отныне) нам уже ни за что НЕ захочется, но станет для нас мерзким и отвратным..
ПОЭТОМУ обретая Благодать Христову – перед нами КАК будто открывается «свободный доступ» в греховный мир –

 --- т.е теперь никто на нас не может заявить "Сенендриону" – за какое-то  нарушение Закона, а, значит, мы можем, якобы, нЕ бояться за последующий всеобщий суд (над нами) и немедленное наказание (зуб за зуб..око за око..побитье камнями ..казнь..)
И ап. Павел именно это имел ввиду, говоря – «ВСЁ НАМ ПОЗВОЛИТЕЛЬНО» -- т.е над нами отныне нЕ висит Меч Закона..

ОДНАКО – христовые дети божьи ПОНИМАЮТ, что ВСЁ, что делает этот мир – со всеми его похотями и пороками…-- нанесёт им великий урон… --  их духу -- и приведёт их во тьму бесовскую и падение великое..--если дети божьи с головой в него окунутся!

« НЕ вСЁ нам полезно»..—а чтО значит – «НЕ ВСЁ»» ? –
ап. Павел здесь скорее всего говорил только касательно пищи…

Но если расширить значение его слов, то можно сказать так
--
-- только ТО, что мы можем УПОТРЕБЛЯТЬ для нашего здесь существования… перемещения….трудов для зарабатывания пропитания… для распространения Евангелия ..и помощи нуждающимся… --
-- будет полезно нам в той или иной мере…

а всЁ, что делает мир по своим похотям, безбожным идеям и развлечениям..—ТО нЕ может быть для нас полезным, НО только губительным для души и духа нашего!

«ничто не должно обладать мною.» - означает, что всЁ, что в мире есть (даже, казалось бы в чём-то полезное для нас..—
занятия…общение с домашними животными…) –
Это всЁ НЕ должно нами обладать..
---
т.е чтобы человек не становился зависим -- от материальных накоплений…от каких-то вещей и предметов..от техники.. от занятий спортом.. от музыки.. от интернета и телефона..от животных..от еды…от комфортов и удобств материального мира..

Далее Павел говорит -
«13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.»
--
Т.е апостол объясняет – что ВСЁ, чем обладают дети божьи (нЕ только их духовные способности,  но и сами их тела -- теперь принадлежат НЕ греховному миру (и не его похотям и обольщениям)..-- , а Царству Небесному, ..Воле Господа нашего..
----------- поэтому тела наши тоже должны служить Господу (и прославлять Его), а не похотям мира..

Т.е наши тела могут иногда болеть, голодать, мёрзнуть, испытывать давление от жары и холода..от всех негативных влияний мира, ..могут уставать, измождаться, хотеть спать..терять силы….и даже умереть..

Однако, мы знаем, что мы ВСЁ это претерпеваем Силою Христа,… и всЁ, что мы отныне делаем каждый день (с молитвой и упованием на Господа) –
мы совершаем во Славу Божью --  и ради распространения Его Царства--  в наших телах и душах ..и в душах тЕх, кому мы несём Благую Весть..

И вот в подтверждение сказанному – слова ап. Павла --
«15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть».
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.»
------------------

И далее  Павел говорит так -
«18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.»
-- ЧТО сие означает – « а блудник грешит против собственного тела» ?
-------- 
Наверное, Павел хотел сказать, что все грехи, которые делает человек, он делает в первую очередь -- против собственной души ..нанося ей вред и урон..--..т.е например, чревоугодие вредит ему, его душе -- как личности….. –..привязывает её к пищевым зависимостям..
а блудник, который совокупляется с чужими телами, может подхватить ещё и заразу…или совершать аборты и умереть от этого..- т.е нанести непоправимый вред не только своей душе, но и своему телу …
-------------------
"19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии."
---------------------------

в заключении приведу (на эту тему) толкования «отцов церкви»
 --
Феодорит Кирский – на – «всё мне позволительно, но не всё полезно..») -----
---------- «Ты говоришь это, потому что живёшь не под законом, но самовластен и имеешь свободную волю. Однако тебе не полезно при всяком случае пользоваться этим правом. Ибо, как только совершишь что-нибудь неподобающее, утратишь это право и станешь рабом греха.»
------------------------------------------

Феофилакт Болгарский на -  (..всё мне позволительно, но не все полезно..)
----
«Так как и прежде говорил о соблудившем и скоро опять будет говорить о нём же, то вводит речь и о чревоугодии: ибо от чревоугодия преимущественно происходит страсть блудодеяния. Итак, говорит: позволено мне есть и пить, но вредно для меня принимать пищу и питие не в меру……
я, говорит, господин над пищей и питием;
но если буду употреблять их не в меру, то из господина сделаюсь их рабом. Ибо кто пользуется ими как должно, тот господин над ними; напротив, кто впадает в неумеренность, тот уже не господин, а раб их, потому что в этом случае пресыщение делается его тираном.
Видишь ли, как того, кто почитал себя властелином, апостол показал подвластным? Смотри: каждый из коринфян говорил: мне можно предаться наслаждениям; а апостол говорит: ты предаешься им не потому, чтобы имел власть над ними, а потому, что сам подлежишь их власти. Ибо доколе остаёшься невоздержанным, не ты имеешь власть над чревом, но чрево над тобой.»

Феофан Затворник – на «всё мне позволительно, но не всё полезно»..)
---
«… говорится: мне можно вкушать всякого рода пищу. Но можно разуметь здесь вообще услаждение всех чувств – зрения, слуха, обоняния и осязания, и удовлетворение всех телесных потребностей, кроме пищи, и сном, и покоем, и прохлаждениями и омовениями, вообще все утешения плоти. ..Бог дал тебе тело и вложил в него потребности, необходимые для поддержания его жизни, а вне, в природе, рассеял блага, которыми удовлетворяются сии потребности.

Пользуйся всем. Божие на то благословение изречено уже тем самым, что всё это создано, и создано для тебя. Но пользуйся только в пределах пользы. Если б у нас была одна телесная жизнь, то можно бы истолковать это так: в пределах пользы для тела. Но как мы не тело только, но и душа, то надо добавить: в пределах пользы и для души.
И это в естественном порядке жизни. Если же взять во внимание порядок жизни благодатной, которая и начинается самоотвержением и ведётся вся в видах искания вышнего, мудрствования о горнем, а не о земном, то само собою останется уже только самое существенно необходимое, всё же другое будет сочтено не на пользу и вследствие сего отнесено к тому, что не полезно есть, хотя поначалу оно могло бы быть и не таковым.»
---------------

Толковая Библия А.П. Лопухина – на «всЁ мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»
-
«Апостол, без сомнения, и в Коринфе, как в других местах, учил о свободе христианина в вещах безразличных в нравственном отношении, которые раньше, в видах педагогических, были запрещены в законе Моисеевом. Это выражение «все мне позволительно!» представляет, вероятно, девиз, с каким выступал апостол, и оно потому запечатлелось в умах коринфян.
Но, к сожалению, они стали расширять приложение этого принципа и на такие явления, которые были вовсе не безразличны с точки зрения христианской морали. Поэтому Апостол считает нужным ограничить приложение сказанного принципа. Он может иметь место только там,
где чрез него не причиняется вреда человеку, руководящемуся этим принципом. Это - первое. Во-вторых, необходимо отказаться от приложения этого принципа там, где есть опасность потерять свою свободу и очутиться в порабощении у какой-либо привычки.
Ап. уже в 9 ст. указал на то, что в Коринфе были люди, которые полагали, что в Царство Небесное они могут войти и не отставая от тех грехов, в каких они прежде жили.
Теперь Ап. обстоятельнее говорит об этом заблуждении, имея, впрочем, главным образом в виду один грех - невоздержания и блуда... Этот грех многими коринфянами извинялся в силу принципа христианской свободы и Ап. опровергает такой взгляд, указывая на великий вред для человека, пребывающего в этом грехе и на великую ответственность такого человека пред Богом.»
-----------------------------

священник Николай Рудинский ---   («всё мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»)

------------------- «Коринфяне, может быть, на основании учения святого Павла о свободе духовной от уз закона Моисеева, составили себе правило для руководства, относительно пищи – все мне позволительно вкушать. Бог дал тело, вложил в него потребности для поддержания его жизни, а в природе рассеял блага, которыми удовлетворяются эти потребности. Пользуйся всем свободно, на то Божие благословение, всё это создано Богом и для тебя.

Святой Павел не отрицает прямо этой свободы, но полагает ей два ограничения. Первое – пользу и второе, чтоб ничем не быть обладаему.
Свободно пользуйся всякой пищей, но чтобы она была действительно полезной не для одного только тела, но и для всего тебя, то есть и души и тела.
 
В таком случае необходимо ограничить свободу в пище и количеством и качеством её.
Но ещё более стесняет свободу другое ограничение – ничто не должно обладать мною.
В теле нашем лежит какой-то закон навыка, по которому удовольствие, ныне испытанное, завтра в тот же час снова потребуется телом.

Если удовлетворить его завтра, то на третий день то же требование повторится с большей силою, и чем чаще будет удовлетворяться потребность известного рода предметами, тем сильнее и настойчивее будет требование их.

И наконец, обратится в привычку удовлетворять потребность тела известным образом и в известной мере, так что это будет уже как бы естественная потребность тела, которую не удовлетворить нельзя.
Эта привычка вяжет нашу свободу, назначая нам и предмет, и время, и меру в отличие от естественной потребности, которая только требует удовлетворения, а не вяжет.
Таких привычек, как искусственных потребностей, у нас множество. Против этого рабства (своей чувственности) святой Павел и предостерегал свободу воли. Пользуйся всем, но не связывай себя чувственными привычками от удовольствия..»


Рецензии