5 часть. Взлёт к мечте

http://proza.ru/2024/03/23/622        1 часть. Николай Иванович Кибальчич
http://proza.ru/2024/03/23/1338      2 ч. Константин Эдуардович Циолковский
http://proza.ru/2024/03/24/1332      3 часть. Русское слово «sputnik»
http://proza.ru/2024/03/29/1362 4 часть. Детство и юность первого космонавта планеты.

Взлёт к мечте

    Каждый человек мечтает, но не все могут претворить свою мечту в реальность. Какие черты характера способствуют этому? Что помогло деревенскому пареньку воплотить в жизнь задуманное?

   Пролистаем страницы биографии Юрия Алексеевича Гагарина. Поможет нам в этом книга Валентина Гагарина «Мой брат Юрий».

   5 часть. В авиационном училище

    После окончания саратовского техникума, Юрий Гагарин опять покинул родительский дом. На этот раз он уезжал в Оренбург, в авиационное училище.

    «Двенадцать лет за партой сидел,- горячился отец, всё учишься, штаны протираешь, а работать – и пальцем о палец не ударил. Нахлебник на шее народа. Неужто тебе твоя специальность не по душе?»

    «Специальность по душе, отвечал Юра,- я её очень люблю, только теперь от неба меня не оторвать. Самолёты – это на всю жизнь».

    А дальше юноша спокойно доказывал: «Меня ведь все равно в армию призывают. И направление в авиационное училище мне даёт  военкомат. Понимаешь, какое тут дело: на самолётах я летал, с парашютом прыгал, здоровье у меня подходящее. Что на флот гожусь, что в авиацию – так на комиссии сказали. И решили так: в авиацию».

   Отец плечами пожал, задумался. А затем согласился.

   Заслуги Оренбургского авиационного училища были известны всей стране. В нём учились , а затем стали знаменитыми Валерий Чкалов, Михаил Громов, Андрей Юмашев, Анатолий Серов, Сергей Грицевец… Здесь обучился боевому мастерству  первый в мире испытатель реактивных самолётов капитан Григорий Бахчиванджи. Более ста тридцати  лётчиков, вышедших из училища, были удостоены впоследствии высокого звания Героя Советского Союза.

    Не один десяток лет насчитывало это училище, с начала своего существования. За многие годы сложились здесь крепкие, устойчивые традиции. В курсантах неустанно воспитывались чувство глубочайшей преданности своей социалистической Родине, чувство уважения к боевым заслугам лётчиков предыдущих выпусков, чувство гордости за то, что ты принадлежишь именно к этому училищу. Здесь готовили мастеров неба, отважных и мужественных.

    Вот в такой атмосфере предстояло Юрию Гагарину начать свою воинскую службу.
    Саратовский аэроклуб научил Юрия и его товарищей самолётовождению и парашютному делу, пробудил в них страсть к небу, помог сделать жизненный выбор, навсегда определить своё призвание.

    Годы учёбы в ремесленном училище  и индустриальном техникуме научили носить форменную одежду, воспитали в них чувство коллективизма.
    Эти ребята умели обходиться  без опеки со стороны людей, старших по возрасту, без той мелочной опёки, которая подчас вредит юношам и девушкам, надолго задержавшимся под родительским крылом.

    Тяготы воинской службы они переносили гораздо легче, нежели вчерашние выпускники обыкновенных школ, вчерашние десятиклассники.

    8 января 1956 года Юрий Гагарин  принял воинскую присягу.

    Вот только несколько воспоминаний его друзей и педагогов об этом сложном периоде.

   Сверстник Юры Иван Васильевич Лысцов, ныне известный поэт, служил в батальоне аэродромного обслуживания при училище. Он рассказывал, что во время учебных полётов в самолёте курсант Юрий Гагарин «случалось, восторженно декламировал строфы из «Летающего пролетария» Владимира  Маяковского:
   Где не проехать
                коннице,
  Где не пройти
                ногам,-
  Там
        только
                лётчик гонится
  За птицами врага.
  Вперёд!
               Сквозь тучи- кочки!
  Летим,
             крылом блестя.
  Мы – лётчики
                республики
                рабочих и крестьян!

   В училище подполковник А. Резников вспоминал, как однажды Юра попал в довольно курьёзную ситуацию.

  Открыв дверь в классную комнату, подполковник увидел табачный дым. Курсант Гагарин стоял среди плотно обступивших его товарищей с зажженной папиросой в одной руке и моделью двигателя в другой.

   Курить в классе не полагалось, и Резников потребовал объяснить, что тут происходит. Ребята смутились, и только Юра не растерялся, шагнул вперёд.

   «- Разрешите  доложить, товарищ подполковник! Я изучаю топливный насос двигателя…» «Здесь, - он показал на модель,- полно каналов насверлено, они идут во все стороны, а куда и как – трудно понять. Приходится запрещёнными методами действовать, чтобы яснее было. В одно отверстие дунешь и сразу видишь, откуда дым выходит…»

    Довод был довольно обоснованным. Курсанты с любопытством  ждали, чем кончится этот неожиданный диалог.

    «-Ну, вот что, курсант Гагарин! Если Вы изобрели новый способ изучения предмета, то в следующий раз отправляйтесь в курилку вместе с топливным насосом».
    - Слушаюсь, товарищ  подполковник!- улыбнулся Гагарин».

    Нужно отметить, что Юрий – единственный из мужчин семьи Гагариных - курением не увлекался. Напротив, отцу и братьям не упускал случая напомнить о том, какая это пагубная страсть – привычка к табачному зелью. И если он всё-таки взял в руки зажженную папиросу – значит, это и в самом деле нужно было для опыта.

    «У Арона Израилевича Резникова сохранился в памяти и такой эпизод. Однажды  он наказал Юру тройкой за недостаточно твёрдое знание реактивных двигателей. Юра заметно расстроился: эта оценка - кстати, единственная тройка за всё время пребывания в училище – лишала курсантов права на учебные полёты.

     Юрий сел за книги, в течение пяти суток, не выходя из училища, выучивал и осмысливал теорию реактивных двигателей. И на шестой день, при пересдаче экзамена, у того же Резникова получил «отлично». Об этом случае Юрий Алексеевич Гагарин упомянул в своей книге «Дорога в космос».

    25 октября 1957 года Юрий с отличием закончил Оренбургское  1-е военно-авиационное училище. Это было совсем не просто. Дело в том, что, отлично выдержав экзамен практически по всем предметам, курсант Гагарин не сразу смог освоить практическое пилотирование истребителя. Ему никак не удавалась посадка. А по тогдашним правилам за это отчисляли из училища, невзирая ни на какие заслуги. Дело дошло до того, что и Гагарин оказался в группе кандидатов на отчисление. Его спасло то, что непосредственные командиры, видя удивительную настойчивость, целеустремлённость курсанта, пришли просить за него у начальника училища. Тот решил лично посмотреть на гагаринское пилотирование. И когда самолёт снова «клюнул носом», опытный ас сразу нашёл причину неудачи – невысокий рост. Из-за этого у курсанта был недостаточный обзор. Когда увеличили высоту сиденья, дело сразу пошло на лад – Гагарин посадил машину с первой попытки.

    После выпуска Юрию предлагали, на выбор, остаться лётчиком – инструктором в училище или служить на юге. Он предпочёл Север.

   «Почему?»- спросили его родные.
 
   «Начинать службу надо там, где труднее. А на Севере всего труднее,- объяснял Юрий близким,- там лётчики знаете какие! Настоящие! Вот и я хочу стать настоящим. А на юг я на старости попрошусь, когда придёт время отогреваться от северных ветров».

Служба на Севере

    В течение двух лет Юрий Алексеевич Гагарин служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота. К октябрю 1959 года он налетал в общей сложности 265 часов.

    В своих письмах  Юра писал «о снежных зарядах, которые очень мешают лётчикам в воздухе, о штормах в море. О тонких берёзках, намертво вцепившихся корнями в громадные валуны; о грибах, которых в сопках полным – полно». Рассказывал о своих боевых товарищах: «Железные ребята. Да оно и понятно. Тем, кто характером слаб, на Севере делать нечего».
 
   Весной шестидесятого Юра написал родным, что его переводят с Севера в центральную часть России, что ждёт его новая интересная работа лётчика – испытателя.

Зачисление в группу космонавтов

   Близкие, конечно, не догадывались, что Юрий подал рапорт  с просьбой зачислить его в группу космонавтов; не знали, что он, один из немногих – прошёл отборочные испытания и придирчивую медицинскую комиссию с оценкой «отлично».

   3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС  Константина Андреевича Вершинина Юрий Алексеевич Гагарин был зачислен в группу кандидатов в космонавты. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

   «Тогдашняя наука располагала весьма скудными данными о космической среде. Авторитетные специалисты утверждали, что в условиях невесомости гарантированы нарушения функций мозга, кровеносной системы организма. Опасались, что психика не выдержит давления огромной космической пустоты».

    «Медики не исключали, что космонавт в состоянии паники может нажать кнопку ручного аварийного спуска, дающую команду на незапланированное торможение. Чтобы подстраховаться, конструкторы предложили не только закрыть кнопку специальной крышкой, но и поставить «логический замок». Ими были смонтированы два ряда кнопок, которые надо было нажать в определённом порядке, чтобы открылась крышка над ТДУ. «Ключ» к «логическому замку» был записан на специальной кодовой карточке. Чтобы привести в действие ТДУ, космонавту нужно было произвести весь ряд логических действий: взять «ключ», прочесть его, набрать код, открыть крышку ТДУ и только после этого начать – если возникнет в этом необходимость – действовать. Таким образом космонавт доказал бы себе и руководителям полёта, что находится в здравом уме и полностью контролирует свои действия».

    «Кроме Ю.А.Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос. Сначала из нескольких тысяч кандидатов отобрали двадцать человек (группа ВВС № 1). Затем осталось шестеро. Их отбирал сам Королёв. Важен был рост, вес и здоровье. Возраст не должен был превышать 30 лет, вес – 72 кг, а рост – 170 см. Рост Гагарина был 165 см».Только при таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле «Восток».

   Королёв торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировался между 11 и 17 апреля 1961 года.

   «Того, кто полетит в космос определили в последний момент. Им стали Юрий Гагарин и Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое – «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане,- «Обращение к правительствам других стран», с просьбой о помощи в поиске, и третье – «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым».

    12 апреля Юрия Гагарина и Германа Титова подняли в 5 ч 30 минут. После физзарядки и завтрака облачили в скафандры.

    Первым одели Титова. Гагарина – вторым, чтобы меньше париться  (вентиляционное устройство можно было подключить к источнику питания только в автобусе).
 
    «Когда Юрий был одет, работники космодрома попросили у него автографы.  Юрий удивился – к нему с такой просьбой обращались первый раз в жизни.

    Космонавты вышли из домика – их встретил Сергей Павлович Королёв. Он дал несколько рекомендаций и советов, которые могли пригодиться в полёте. После разговора с космонавтами стал несколько бодрее…»

   «Через несколько минут специальный автобус голубого цвета повёз их к стартовой площадке. В 6 часов 50 минут Гагарин вышел из автобуса. Каждый хотел на прощанье его обнять. Андриан Николаев, забыв впопыхах, что Юрий в шлеме, хотел поцеловать его и стукнулся лбом о козырёк гермошлема».

    После доклада о готовности председателю Государственной комиссии Юрий сделал заявление для печати и радио. Спустя пять часов оно стало сенсацией…

    «Гагарин поднялся в кабину корабля. Когда подготовка к старту шла к завершению, выяснилось, что нет сигнала от специальных контактов в кабине космонавта.
 
    Отсутствие сигнала означает или неисправность самих контактов, или неисправность в установке крышки люка. Это значит – есть опасность разгерметизации кабины.

    Королёв попросил ведущего конструктора кабины «Востока» Олега Ивановского сделать невероятное: снять крышку люка, проверить контакты и снова задраить люк».

    Позже Ивановский вспоминал, что, когда сняли крышку, Гагарин через зеркальце, прикреплённое к рукаву скафандра, наблюдал за ними. При этом и напевал что-то.
    Когда они встретились после удачного приземления, Юрий пояснил: « Пел вполголоса, чтобы успокоить работавших у люка, помочь им справиться». И они справились.

    «Вот исторический диалог:

9 ч 6 мин.
Королёв: Минутная готовность, как Вы слышите?
Гагарин: Вас понял – минутная готовность. Занял исходное положение.

9 ч 7 минут.
Королёв: Даётся зажигание, «Кедр».
Гагарин: Вас понял – даётся зажигание.
Королёв: Предварительная ступень… Промежуточная… Главная… Подъём!
Гагарин: Поехали!»

    После взлёта имел место ещё один неприятный случай. Зафиксировав отделение первой ступени, Гагарин должен был доложить об этом. Но доклада не было. Королёв требовал связь, но эфир молчал. Что случилось? Внезапная разгерметизация? Обморок от растущих перегрузок? Неожиданно из динамика донёсся голос Гагарина:

- Сброс головного обтекателя… Вижу Землю…

   Позже выяснилось, что произошёл сбой в линии связи. Но эти секунды стоили седых волос Королёву.

   Позже Юрий Алексеевич Гагарин так описывал свои ощущения от начала полёта: « Я услышал свист и всё нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и мелено, очень медленно оторвался от стартового устройства. Началась борьба ракеты с силой земного тяготения. Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолёта…»

   Начали расти перегрузки. По словам Гагарина, какая-то непреоборимая сила всё больше и больше вдавливала его в кресло. Было трудно пошевелить рукой и ногой.
    Космонавт знал, что это состояние продлится недолго. И потому терпеливо ждал, пока корабль, набирая скорость, выйдет на орбиту.

   «Когда корабль пронзал плотные слои атмосферы, был автоматически сброшен головной обтекатель. В иллюминаторах показалась земная поверхность. Никакой паники, приступов страха, проявления которых так боялись медики, Гагарин не испытывал. Напротив. В это время «Восток2 пролетел над широкой сибирской рекой, и Юрий, отчётливо видя, освещённые солнцем воду, берега, поросшие тайгой, не удержался и воскликнул: «Красота – то  какая!»

    И хотя перегрузки ещё росли, Юрий заметил, что на центрифуге приходилось переносить и не такое.

   Наконец, одна за другой, использовав топливо, отделились ступени ракеты, и на Землю пошёл доклад:

- Произошло разделение с носителем согласно заданию. Самочувствие хорошее.
 
- Параметры кабины:  давление – единица, влажность -65 процентов, температура – 20 градусов, давление в отсеке – единица, в системах ориентации – нормальное».

    Когда корабль вышел на орбиту – наступила невесомость. И снова медикам пришлось признаться в том, что они попросту перестраховались.

    Космонавт быстро привык к этому состоянию и продолжал выполнять заданную программу.

    «Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины, испытывая исключительную лёгкость во всех членах,- написал позже Юрий Гагарин,- переход к этому состоянию произошёл очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Всё вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и всё тело стали будто совсем не моими. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакреплённые предметы тоже парят, и наблюдаешь их словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот…  А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке».
 
    Так было установлено, что невесомость не сказывается на работоспособности человека. Всё время полёта Юрий Алексеевич работал. Следил за оборудованием корабля, наблюдал через иллюминаторы, вёл записи в бортовом журнале. Обо всё увиденном он наговаривал на магнитофон, а также поддерживал радиосвязь с Землёй по нескольким каналам в телефонных и телеграфных режимах.
 
    В 9 часов 22 минуты сигналы «Востока» запеленговали радары США. Все поняли: русские опередили американцев.

    Итак, «старт корабля «Восток-1» произведён в 9 ч 07 мин 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10 ч 55 мин 34 с на 108 –й  минуте корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано) вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области .

    Протяжённость маршрута – 40 868,6 км, максимальная скорость полёта – 28 260 км/ч, максимальная высота полёта – 327 км. Последняя  цифра остаётся рекордной и сегодня. Никто на одноместных кораблях не поднимался выше, чем Юрий Гагарин». 

    Благодарю Валентина Алексеевича Гагарина и издателей книги «7 великих ПОБЕД в КОСМОСЕ и ещё 42 события отечественной космонавтики, которые важно знать» за подробное изложении биографии первого космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина.
 
   

   


Рецензии
Да, наши специалисты первыми в мире были по многим достижениям.
Горжусь этим.
Спасибо.
Иван

Иван Цуприков   16.04.2024 17:06     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Иван, за неравнодушный комментарий к этой публикации. Действительно, нашей стране есть, чем гордиться.
- С уважением, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   17.04.2024 03:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.