Рецензия на фильм Вход в лабиринт СССР, 1989

Сценарий братьев Вайнеров

Режиссёр: Валерий Кремнев

Оператор: Сергей Филиппов

Композитор: Эдуард Артемьев

Художник: Николай Емельянов

Художники по костюмам: Вера Скопинова и Александр Осипов

Я вот думал: что мне напоминает ворчание критиков данной картины, любителей сравнивать её с «Лекарством против страха» 70-х?
И вспомнил. У Анатолия Рыбакова был такой персонаж - Генка Петров.
Вот фрагмент из 27-й главы «Кортика».

— «Паганини»… — прочитал он. — Что это за Паганини такой?
— Это знаменитый скрипач, — объяснил Слава. — Ему враги перед концертом оборвали струны на скрипке, но он сыграл на одной струне, и никто этого не заметил.
— Подумаешь! — сказал Генка. — У отца на паровозе ездил кочегар Панфилов. Так он на бутылках играл что хочешь. Попробовал бы твой Паганини на бутылке сыграть.

Вот и поклонники первой экранизации, похоже, считают, что в истории музыки кочегар Панфилов занимает более видное место, нежели какой-то там Паганини...
Постановку 78 года даже обсуждать не хочу, настолько она мне неинтересна.

Суть версии 80-х - смысловая и стилистическая - в самом начале 4-й серии. Мир Лыжина под потустороннюю музыку Эдуарда Артемьева. Рушащиеся стены, вихрь, поднимающий ворох бумаг. Сюр. Но сюр прозрачный, доступный для понимания. Уже в одном этом коротком эпизоде мы видим главное отличие «Входа в лабиринт» от «Лекарства»: многомерность. Многомерность против одномерности. Лента 70-х плоская, как мышление Панафидина, не способного преодолеть барьер мещанской ограниченности. Лыжин - поэт науки, ему открываются тайны бытия. И потому фильм 89-го года можно назвать лыжинским, а тот... Ну, вы поняли.

Кстати, поскольку оригинальное название романа оказалось задействованным, авторам второй экранизации пришлось поломать голову. «Вход в лабиринт» - это наименование первой книги романа «Визит к минотавру». Получилась вполне логичная преемственность.
И, между прочим, не соглашусь с теми, кто критикует «Лабиринт» на фоне «Визита к минотавру». Думаю, что фильм с Шакуровым в роли Тихонова и Страдивари достоин отдельной рецензии. Он очень хорош. Без преувеличения - шедевр. Но и вторая версия «Лекарства против страха», на мой взгляд, не хуже.
Если в картине Уразбаева историческая средневековая линия шла параллельно линии расследования кражи в квартире Полякова, то во «Входе в лабиринт» иной мир, мир странствий Парацельса, - явно преобладает, главенствует. И это понятно: первый фильм мы смотрим глазами следователя Тихонова, человека приземлённого и трезвомыслящего, а второй - скорее глазами Лыжина, личности не от мира сего. И этот подход подтверждается по ходу действия постоянно. То мимо героя Бориса Романова пробегает Парацельс, то московский учёный-затворник ощущает себя горящим на костре инквизиции Азриэлем...
Эти пересечения - часть концепции данной постановки. Мистика - пожалуй, главная её составляющая. Она буквально пропитана ею, хотя зрителю периодически приходится возвращаться из иных миров на нашу не только грешную, но и пошлую, в своей обыденности, землю.
И слышать причитания Пачкалиной, которая, как будто нарочно, являет собой полную противоположность высокому, мистическому миру Лыжина-Парацельса.
Очень хорошо, что таинственное средневековье перетянуло на себя одеяло, так как современно-детективная составляющая в полной мере представлена в том самом, нелюбимом мною, фильме 78-го года. Да и вообще: невыносимо скучно жить в одномерном пространстве!
Здесь - совершенно иное и оно мне исключительно по душе. Выбирая между «Визитом к минотавру» и «Входом в лабиринт», предпочёл бы второй.
Хотя это скорее приз зрительских симпатий, так как с постановкой Кремнева у меня связаны очень хорошие воспоминания.
Возможно, в объективной оценке, «Визит» - помощнее. Тот же Шакуров выглядит харизматичнее Костолевского, который вообще на следователя не слишком похож. Больше на выпускника архитектурного или математического института.
Впрочем, читал Вайнеров и, думаю, книжный Тихонов гораздо больше соответствует Костолевскому, нежели жёсткому Шакурову. Вероятно, тут не обошлось без эффекта повествования от первого лица, при котором главный герой всегда смотрится «живее» маски, которую вынужден носить на людях.
Но Муромцев Костолевского, в отличие от Стаса Тихонова Шакурова, не является, на мой скромный взгляд, главным действующим лицом. Всё таки центральная личность - учёный Лыжин. Скажу откровенно: я много размышлял на тему этого персонажа. И сделал вывод: такие одержимые дон кихоты, при всём внешнем их благородстве, опасны для человечества. Они совершают гениальные открытия, а пользуются ими, как правило, негодяи.
И о каком лекарстве против страха, в принципе, может идти речь? То есть, если ты трус, то принял таблетку и стал храбрым? Так ведь далеко можно зайти. Мерзавец укололся новейшим препаратом - и теперь хороший человек! Что-то слишком просто. Даже нелепо.
А то, каким образом используется изобретение гения-затворника, мы успеем понять ещё из фильма. Бандиты травят участкового Позднякова, а Панафидин пускает метапроптизол в широкую продажу. Конечно, негодяйство. Но помните пословицу про бодливую корову, которой Бог рогов не дал?
Вот и выходит, что посредственному, «безрогому» и нечистоплотному Панафидину герой Романова с рогами просто таки удружил.
Подводя итог, скажу, что «Вход в лабиринт» силён патетикой, уходом от будничной серости.
Уберите Лыжина, Парацельса, Азриэля, оставьте Голицына (Ю. Горобец), Чебакова, разгонщиков, и вот имеем среднестатистический детектив. Картина Валерия Кремнева привлекает своей потусторонностью, глубиной, красотой.
Впрочем, для ворчунов типа «ну, наворотили» выпущена «правильная» версия, без «наворотов». «Сети рэкета», если не ошибаюсь. Но это, конечно...
Да и качественно экранизация 89-го года очень хороша. А это уже - объективная оценка, вне личных пристрастий.
Выбор натуры, костюмы, артисты, музыка...
Чудесные операторские зарисовки: Лыжин среди одуванчиков, зловещая усмешка на лице Кальвина (актёр Мати Клоорен), освещённого алым пламенем костра...
Великолепные актёрские типажи: один доктор-дармоед Фурнике чего стоит. Кажется, актёра Бехара, исполнившего эту роль, выписали прямиком из Средневековья...
Хватает и других сильных, выразительных образов.
Ну и, конечно, Эдуард Артемьев. Я бы сказал так: приглашение Артемьева обеспечивает 95% мистической атмосферы любого проекта.


Рецензии