Благоверный князь Изяслав Владимирский

Владимир-суздальский князь Изяслав Владимирский был старшим сыном Андрея Юрьевича Боголюбского. Его мать неизвестна, но он был братом князей Мстислава и Глеба. Изяслав Андреевич стал известен после того, как его отец стал правителем Ростово-Суздальской земли.

В 1159/60 году Изяслав Андреевич во главе ростовского войска был отправлен в поход для помощи своему зятью, вщижскому князю Святославу Владимировичу, которого осадили войска черниговского князя Святослава Ольговича и полоцкого князя Всеслава Васильковича. Осада была снята после прибытия ростовских войск, и князья заключили мир. В 1160 году новгородцы предложили Андрею Боголюбскому послать к ним на княжение своего сына. Хотя имя сына не указано в источниках, можно предположить, что речь шла об Изяславе Андреевиче. Однако князь Андрей решил отправить в Новгород своего племянника Мстислава Ростиславича.

В 1164 году Изяслав Андреевич принял участие в победоносном походе на Волжскую Булгарию вместе с отцом, дядей и муромским князем. Русское войско взяло несколько крепостей, в том числе «град славный» Бряхимов. Русские князья и воины считали, что победа была достигнута благодаря помощи Божией Матери через Ее Владимирскую икону, которая находилась с русским войском. Захваченные трофеи были использованы для украшения храмов. Рассказ о чуде от иконы и имена русских князей были включены в редакции Сказания о Владимирской иконе Божией Матери и в летописные своды.

Вскоре после похода Изяслав Андреевич скончался. Он был похоронен 28 октября 1165 года в кафедральном соборе во Владимире. В источниках XV–XVII веков погребение князя ошибочно отнесено к 28 сентября. Имя Изяслава Андреевича было записано в синодиках ростовской и суздальской епархий, а также в синодиках владимирских соборов и монастыря Вознесения Господня. Память об Изяславе Андреевиче была связана с его принадлежностью к правящей династии и документирована в древних родословцах и летописных сводах до середины XVI века.
Грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного, написанная в конце 40-х - начале 50-х годов XVI века, устанавливала порядок поминания и панихиды для архиереев, великих князей, княгинь и их детей, чьи останки находились в Успенском соборе во Владимире. В описи гробниц 1-й половины XVII века упоминаются местоположение гробниц трех сыновей великого князя Андрея Боголюбского на левой стороне собора. В середине XVII века произошла реконструкция захоронений, в ходе которой гробницы двоюродных братьев Владимирского великого князя Георгия Всеволодовича были перемещены. В новом описании некрополя указывается, что рядом с гробницей святого Михаила Юрьевича находятся две гробницы князей Андреевых детей Боголюбского - одна в стене и другая возле нее. Над гробницей Изяслава Андреевича был обнаружен текст на надгробном листе, который был воспроизведен в рукописи 1670 года из библиотеки Успенского собора и характеризовал Изяслава Андреевича как кроткого, смысленного и храброго князя, который создал для себя самострелные оружия - железные стрелы. Эти стрелы были рассмотрены как важные реликвии и сохранились в соборной церкви. В 1697 году железная стрела Изяслава Андреевича была передана в монастырь в честь Преображения Господня в Ярославле. Во второй половине XVII - XVIII веков почитание Изяслава Андреевича было документировано его упоминанием в различных списках и описаниях святых лежащих в Успенском соборе. В 1882 году захоронение Изяслава Андреевича было освидетельствовано в ходе реставрации собора. В 1919 году его мощи были вскрыты и изъяты из собора, но затем возвращены церкви в 50-х годах XX века и теперь они покоятся в Успенском соборе Владимира. Канонизация Изяслава Андреевича, скорее всего, произошла путем включения его имени в Собор Владимирских святых, празднование которого было установлено в 1982 году.


Рецензии