9-я годовщина. Памяти брата

                Проработав на Волжском автозаводе (позже – ОАО «АВТОВАЗ») г.Тольятти не один десяток лет, я, пожалуй, не пропускал ни одного номера заводской газеты «Волжский автозавод», издаваемой с августа 1969 года. Вначале их собирал, подшивал, но потом это дело забросил, уж много газет накопилось, а квартира – не музей и не библиотека. Поэтому на сегодняшний день у меня сохранился только один 8821-й номер «Волжского автостроителя» от 24 апреля 2015 года. Почему?
                Читаем на последней восьмой странице следующее сообщение:
                «12 апреля 2015 года ушёл из жизни Фёдор Алексеевич Панасейко – заместитель начальника планово-производственного отдела ООО «Волжский машиностроительный завод».
                Родился Фёдор Алексеевич 9 февраля 1958 года на Украине. В Тольятти переехал вместе с родителями в 1971 году. После окончания Тольяттинского политехнического техникума направлен на работу на один из заводов города Брянск, откуда был призван в ряды Советской Армии. После службы вернулся в Тольятти.
                В августе 1980 года поступил на работу на Волжский автозавод, где в течении 34 лет работал в производстве генераторов и стартеров в энерго-ремонтном цехе. Начинал карьеру слесарем, затем трудился мастером, инженером по подготовке производства, начальником бюро, а последнее десятилетие работал заместителем начальника планово-производственного отдела ООО «ВМЗ».
                Фёдор Алексеевич Панасейко снискал у коллег огромное уважение и авторитет, удостоен многочисленных наград ОАО «АВТОВАЗ».
                В 1980-х годах Фёдор Алексеевич на общественных началах возглавлял оперативно-комсомольский отряд дружинников производства, за что неоднократно награждался почётными грамотами Автозаводского РОВД, УВД Тольятти, а также наградами ЦК ВЛКСМ.
                Память о Фёдоре Алексеевиче Панасейко навсегда останется в сердцах его друзей и коллег по работе.
                Коллектив ООО «ВМЗ». Конец цитаты.
               Для непосвящённых должен пояснить: Фёдор Алексеевич в 1980 году действительно поступил на работу в производство генераторов и стартёров, которое в 1984 году было преобразовано в производство технологического оборудования, а в 2011 году – в ООО «Волжский машиностроительный завод» в составе того же ОАО «АВТОВАЗ».
         И ещё, тираж этого номера газеты составил 10 тысяч 59 экземпляров. Значит, с некрологом и с фотографией моего брата смогли ознакомиться более десяти тысяч заводчан. Более потому, что газету тогда читали семьями. Сейчас не знаю.
                Прошло девять лет с того трагического дня 12 апреля 2015 года. Хотя трагическим он являлся для нас, его родных, близких, друзей и знакомых, для остальных же горожан, как и для россиян, это был Православный Праздник Пасхи. А для всех – День Космонавтики.  Получается, так было угодно Богу. Давно известно, что Бог забирает к себе на Небо по православным праздникам лучших из лучших землян. В этот «список» попал и мой брат Федя.
                Прошли годы, но боль утраты (он был младше меня на год и три месяца) не утихает. Как нам всем его сегодня не хватает!
               Представляю, как бы он сегодня радовался пятилетней внучке Арине, дочке сына от первого брака Евгения, и семилетней внучке Маше, дочке сына от второго брака Алексея, которые появились на свет после его ухода из жизни. К счастью, внука Кирилла, братика Арины, которому идёт четырнадцатый год, он застал в живых. Но не узнает о том, что в июне внук уже получит паспорт и станет полноправным гражданином России.
              К сожалению, Федя  многого не узнает. Но не сомневаюсь, если бы он сегодня был жив, то непременно радовался бы вместе со мной и нашей мамой Леной, отметившей в январе свой 88-й День рождения, что спустя полвека после того, как мы навсегда покинули родную Запорожскую область Украины, переехав на берега Волги в Россию, она, область, «переехала» в Россию тоже. Навсегда. Никогда в это не поверил бы ещё лет десять назад. Однако  это случилось. И не важно, что пока наши родные места Малиновка, Гуляйполе и само Запорожье пока остаются оккупированными ВСУ, ведь по Конституции России  вся Запорожская область входит теперь в Российскую Федерацию. Освобождение памятных для нас  мест – вопрос ближайшего времени.
               В некрологе очень правильно сказано, что Фёдор Алексеевич пользовался среди коллег по работе огромным уважением и авторитетом. Мы с ним работали на одном производстве. Только он работал – производственником,  а я – кадровиком. По утрам перед работой часто встречались в его кабинете. Мне особо запомнился одни случай.
                Захожу к нему в кабинет, а там находятся, видимо, для получения заданий, несколько его коллег-женщин. Одна из них мне задаёт на полном серьёзе вопрос:
               - Пётр Алексеевич, Вы с Фёдором Алексеевичем родные братья или нет?
               Вижу улыбается. И не только она. Но отвечаю серьёзно: «Конечно же, и по паспортам, и по жизни».
                - Что-то непохоже, - ещё больше улыбаясь, отвечает женщина.
                - Не понял? А в чём собственно дело?
                - Да как сказать, Фёдор Алексеевич работает «ниже травы, тише воды», а что касается Петра Алексеевича, то на днях заходила в  кадры и заметила, что когда он с кем-то разговаривает, то «трясутся стены и потолок».
                Все мы дружно рассмеялись. Но доля правды в шутке была. Мне много раз приходилось защищать брата. Вот только два  примера.
               На тот момент Федя работал в одном из цехов мастером. Однажды его  рабочий, возвращаясь домой с работы,  по пути с автобусной остановки  сломал ногу, попал в травматологию, а оттуда информация быстренько «полетела»  в наш Отдел охраны труда (ООТ). Поскольку, как известно, поездки на работу и с работы считаются временем рабочим, только бесплатным почему-то, то ООТ подготовил проект приказа о несчастном этом случае. Я случайно его увидел и «поднял шум». В проекте предлагалось мастера лишить премии на 50% и объявить выговор. Если бы я его не увидел, то «номер» прошёл  бы. Мне же  предложение показалось явно несправедливым: в бригаде у брата не один десяток рабочих, он что, должен каждого развозить под ручку по домам? Ладно, сломал бы ногу на рабочем месте. Одним словом, выговор, насколько помню, отменили, а премию лишили только на 25%.
             Второй пример. Возвратился я как-то с обеда в свой кабинет. Настроение хорошее. Звонит телефон, беру трубку.
            - Вас беспокоит  начальник планово-производственного отдела. Как это вы, кадровики, допускаете, что люди с техникумом назначаются в отделах начальниками бюро?
              На тот момент Федя работал в том отделе, где часто менялись его руководители, начальником бюро. Поняв какого начальника она имеет ввиду, спокойно отвечаю: «Да будет Вам известно, что в нашем производстве работают люди с техникумом за плечами  начальниками цехов и не только. Главное для нас, кадровиков, производственный и жизненный опыт человека с техникумом. Ну не смогли они по разным причинам в отличие от нас с Вами одолеть высшее учебное заведение, но работают не хуже тех, кто вуз одолел».
                - Ничего не знаю, в моём отделе такого не должно быть, - отчеканила мне начальница и положила телефонную трубку.
                Понятно, что этот разговор я не смог скрыть от брата, поскольку  получалось, что над ним «сгущались тучи». Вот эти «тучи» я и собирался разогнать. Имея высшее юридическое образование и десятилетний опыт народного заседателя в суде, у меня получилось бы, не сомневаюсь. Но переговорив с братом, пришлось свои намерения оставить.
                - Не вздумай ничего предпринимать, - слёзно просил он меня , - иначе мне будет хуже. Хочет перевести меня обратно инженером по подготовке производства, пусть переводит, я работы не боюсь. Тем более, с тем же должностным окладом.
             Перевести, к счастью, его инженером она не успела: на производстве сменился очередной директор. «Новая метла» стала «выметать» некоторых руководителей подразделений. Попала под «шумок» и та начальница.               
             
             Сижу, рассматриваю фотографии одной из встреч бывших командиров и членов Оперативно-комсомольского отряда дружинников ВАЗа (их было много) за 2014 год. Вот Федя, бывший командир ОКОД нашего производства, получает  удостоверение к награде из рук бывшего командира ОКОД ВАЗ Валерия Миронова. Кто мог подумать тогда, что эта встреча  для него будет последней? Сама же встреча не была последней, очередная состоится 10 ноября 2024 года, в День сотрудника органов внутренних дел. Что логично: мы тогда тоже носили форму, хотя и без погон, тесно сотрудничали с милицией. Приглашение получил и я, но пойти не смогу: осуществляю уход за мамой, оставлять одну надолго нельзя. Конечно, был бы жив брат, мы бы с ним ходили на эти встречи. По очереди.

11.04.2024 г.


Рецензии